СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды аппликации. Аппликация из фетра.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды аппликации. Аппликация из фетра.»

Тема занятия: «Виды аппликации. Аппликация из фетра».

Класс 6 А

Тип занятия: урок открытий новых знаний.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний о технике аппликации,умений ее выполнения.

Задачи:
1.Обучающие: проверить, обобщить и закрепить знания обучающихся по теме «Аппликация»; способствовать формированию знаний, умений и навыков обучающихся по созданию композиции в технике аппликации, формировать основы моделирования и конструирования композиции из фетра;
2.Развивающие: развивать у обучающихся творческое мышление и воображение; способствовать развитию познавательного интереса к изобразительному искусству. 

3.Воспитательные: развивать у обучающихся эстетический вкус, любовь к творчеству, аккуратность, усидчивость.

Ожидаемые результаты:

Общее представление о видах аппликации, расширение кругозора детей, выполнение задания по образцу, выполнение групповой работы изготовление панно;

приобретение опыта при работе с фетром, самостоятельно вырезать детали аппликации, оценивать результаты работы, приобретение навыков самооценки;

уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы, презентация), практический (упражнения, показ трудовых приемов), эвристический (продумывание будущей работы).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методическое оснащение.

  • мультимедиа проектор, компьютер, экран, презентация «Аппликация», музыка для практики и физминутки.

  • шаблоны для аппликации, образцы готовых работ, ножницы, цветной фетр, клей ПВА, элементы отделки: лента, тесьма, бисер.

Межпредметные связи: история, искусство

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Проблематизация. Активизация знаний.

Прежде чем, перейти к теме урока, давайте с Вами поразмышляем, составим цепочку ассоциаций, за основу возьмем материал, с которым вы работали на уроках технологии еще в начальной школе. Это бумага.Как выработали с бумагой? (Вырезали) Какой предмет ассоциируется у вас с этим действием? (ножницы). С помощью ножниц вывырезали детали изделия, что делали с ними дальше? (приклеивали к основе). С помощью чего? (клея). В результате этих действий вы получили изделие, выполненное в определённой технике. Как называется эта техника? (Аппликация)

Н апример: бумага ножницы клей аппликация

Девочки, мы неслучайно пришли к этому слову. Как вы думаете: оно связано с темой нашего сегодняшнего урока? (Да) А что нового мы можем узнать об аппликации? зучить разновидности аппликации; узнать, какие материалы используются для работы).

Правильно, это и будут цели нашего сегодняшнего занятия.

И неслучайно для сегодняшней практической работы вы подготовили фетр.

Итак, давайте сформулируем тему нашего занятия. «Виды аппликации. Аппликация из фетра».

Какое изделие вы будете выполнять сегодня в этой технике, вы узнаете чуть позже.

3) Изучение нового материала.

Предметы быта с отделкой в технике аппликации создавались уже 2,5 тысячи лет назад!

Сообщения обучающихся:

  1. Аппликация это неотъемлемый атрибут прикладного искусства народов всего мира. Считается, что искусство аппликации пришло к нам с Востока. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Издавна люди стремились украсить предметы быта (палатки, шатры, снаряжение, утварь) и придать одежде нарядный вид. Для этих целей они использовали шкуры животных, кожу и шерсть. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Аппликации украшались семечками подсолнуха, крупами, орехами. Со временем в аппликации начали применяться лаки, красители, которые помогали продлить жизнь предмету народного творчества.

  2. На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, одежда и обувь знатных скифов, изготовленные в l -III вв. до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в I-III вв., украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитями.

  3. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов? На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Аппликация (от латинского applicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых на соответствующий фон.

Плоская аппликация предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона, а при объемной аппликации элементы рисунка частично зафиксированы на фоне.

Для аппликации используются самые различные материалы: фетр, кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага, сухоцветы.

Аппликация применяется для отделки одежды, аксессуаров, предметов интерьера, создания панно, поздравительных открыток. Сочетание различных видов аппликации в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ.

У вас на столах рабочие листы. Подпишите их и установите соответствие между названием аппликации и определением, соединив их линиями.

Состоит из отдельных предметов: цветок, дом… (предметная)

Отображает совокупность действий: «Птицы прилетели» (сюжетно-тематическая) 

Изготавливается при помощи декоративных элементов отделки, орнаментов, узоров (декоративная)

Силуэт предмета, вырезанный беспрерывным, "слитным" движением ножниц по контуру.

(силуэтная) 

Наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение (симметричная)


Отлично! Вы справились с заданием.


Существуют нетрадиционные аппликации: квиллинг, торцевание, коллаж, мозаика, аппликацияиз макарон, круп, природного материала.


Для многих нетрадиционных аппликаций используется фетр. (Возьмите кусочки фетра и потрогайте его).

Фетр ─ это нетканый материал, сваленный пух из натуральных или искусственных волокон. Аппликации из фетра можно украсить дополнительными мелкими деталями — бисером, стразами, бусинами, цветными нитками. Фетр можно приклеивать, можно пришить зигзагообразным швом на машинке или декоративными стежками вручную.


Вспомним, какие ручные швы могут применяться для отделки:

  • Петельным швом пришивают по контуру детали аппликации и вышивают отдельные мелкие элементы.

  • Стебельчатым швом вышивают отдельные линии на деталях, листики, цветочки, а также обшивают контуры узоров.

  • Тамбурным швом можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.


4) Первичное закрепление новых знаний.

Блиц-викторина «Кубик – экзаменатор»

Прежде чем мы приступим к практической части урока, проведем с вами викторину.

Для викторины используются кубики, на каждой грани кубика имеется вопрос или изображение ручного шва. На вопросы отвечаем быстро и фиксируем результаты в рабочем листе. Обведите верный вариантответа.


Ученицы отвечают последовательно на вопросы.

Кубик 1. Вопросы:

  1. Для техники аппликации нужны: иглы, ножницы, нитки, ткань, кожа, фетр, портновские булавки, карандаш… (Да)

  2. Силуэтная аппликация  представляет собой наклеенные на фон кусочки бумаги, одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. (Нет)

  3. Термин «наметать»? - это значить соединить мелкую деталь с большей деталью прямыми стежками на 0,5см от срезов. (Да)

  4. Термин «отутюжить» – это значить устранить помятости, придать красивый вид изделию. (Да)

  5. Аппликация бывает - предметная, декоративная, силуэтная, объемная. (Да)

  6. Э то - Шов "цепочка" (Нет, петельный)











Кубик 2. Вопросы:

  1. Аппликация предметная состоит из отдельных изображений: цветок, гриб, дом.. (Да)

  2. Пришивают аппликацию стачным швом.(Нет)

  3. В декоративной аппликации используют элементы украшения, геометрических форм. (Нет)

  4. Аппликацию можно украсить пуговицами, бисером, вышивкой. (Да)

  5. Это шов « Стебельчатый» (Нет, тамбурный)













  1. Фетр –это тканый материал из натуральных волокон. (Нет)

Проведите оценку ваших ответов.

Кубик 1 Да Нет Да ДаДа Нет

Кубик 2 Да Нет Нет Да Нет Нет

Соотнесите ваши результаты с критериями оценки. Критерии оценки:

нет ошибок – 5

1-2 ошибки – 4

3-4 ошибки – 3

Поставьте себе оценку и поднимите руки у кого 5, 4.

Сдайте рабочие листы, передавая вперед.

  1. Физкультминутка.

Мы немного отвлечемся

И гимнастикой займемся.

С места не вставая,

Головой вращая

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. (Вращение головой вправо и влево.)

Встали из-за парты.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

Потянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идёт.


6) Практическая работа.

На практической части занятия мы займемся групповой и индивидуальной работой.

  • Для групповой работы нужны три девочки. Ваша задача: выполнит панно в технике аппликации из предложенных материалов, придумать название и проанализировать свою работу.

Остальные девочки будут выполнять индивидуальную работу. Мы с вами сделаем закладки из фетра в технике аппликации. (Показ образцов)

Первые Книжные закладки появились еще в 13 веке, делались они из кожи и велюра, позже из ткани и плотной бумаги.

Три варианта закладки, предметная, декоративная, силуэтная. Для декоративной аппликации использован узор, древний оберег «Орепей» который притягивает счастье, удачу, благополучие.

  • Вводный инструктаж: На столах лежат шаблоны аппликаций, выберите тот, который вам больше понравился, обводим шаблон на фетре, вырезаем детали аппликации, приклеиваем на основу закладки.

Не забываем о технике безопасности при выполнении ручных работ. 

  • Ножницы класть с сомкнутыми лезвиями только от себя.

  • Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.

  • С клеем обращайтесь … (осторожно).

7. Подведение итогов занятия и рефлексия.

Заканчиваем работу. Посмотрите на панно, которое получилось у нашей творческой группы.

Как вы его назвали, девочки? Прекрасная работа. Садитесь. На этом примере мы убедились, что можно делать креативные вещи из доступных материалов.

Продемонстрируйте мне ваши закладки.

Домашнее задание: окончательно оформить закладку различными материалами: прорисовать детали аппликации контуром для ткани, бисером, пуговицами, тесьмой… Продумать и предложить свой вариант отделки закладки в технике аппликации. Где можно взять идеи для аппликации? (Могут служить иллю­страции из журналов, открытки, предметы декоративно-приклад­ного искусства, ресурсы интернета).

Я прошу вас оставить на моем столе восклицательный знак – если вам понравился урок и все задания были понятны и интересны; а вопросительный знак - в случае если вы испытывали затруднения в работе, не весь материал был понятен.

С

?

!

пасибо за урок. До свидания.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!