Тема занятия: Вязание крючком. История кружевоплетения.
Технология выполнения исходных элементов.
Цель урока: 1.Приобщить учащихся к духовно – нравственным ценностям своего народа, к русской национальной культуре;
2. Способствовать формированию эстетического вкуса, приобретению учащимися художественно – технологических умений;
3. Воспитывать уважение и интерес к труду, чувство гордости и патриотизма за местных кружевниц, желание быть похожим на них.
Оборудование: крючок, нитки «Ирис», ножницы, инструкционные карты, журналы и книги по вязанию, образцы изделий, магнитофон, кассета, мультимедиапроектор, диск.
Ход занятия:
Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня я приглашаю вас в сказку, в сказку необычную, созданную не с помощью слов, она соткана с помощью вот этого маленького крючка и обыкновенной нитки. Эта сказка могла родиться только русской зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшем окна, о белых снежинках, о метелице. Я поведаю вам историю этого сказочного ремесла, познакомлю вас с мастерами кружевоплетения, постараюсь научить выполнять технологически грамотно исходные элементы вязания крючком.
- Когда же люди научились творить эту сказку?
Работа над новым материалом.
История кружевоплетения. (сообщение учащегося).
- Кружевоплетение исстари было одним из видов женского рукоделия. В Россию этот вид рукоделия проник в конце XVII в. И первоначально кружево являлось украшением одежды высшей знати, поражало своей вычурностью, блеском. Основным материалом для изготовления кружева в то время служила тонкая золотая и серебряная нить. Кружево плели без заранее приготовленного рисунка, по числу переплетения нитей орнамент был геометрическим, несложным. Из-за тяжести и ценности материала, выплетенные вещи были небольшими по объему. Известно, что уже в 1654 г. В Москве при царском дворе существовала мастерская, где работали кружевницы; плели кружево и в городе Сольвычегодске (что в Архангельской области) у известных купцов Строгановых.
Первая половина XVIII в. В России связана с государственными и военными реформами царя Петра I, которые значительно изменили быт русского общества. Произошли перемены и в одежде русского дворянства. Теперь дворяне должны были одеваться по западноевропейскому образцу. В моду вошли кружева изо льна и шелка.
3.Кружевной промысел. ( объяснение учителя).
- Конечно же, все знатные дамы захотели иметь такие наряды. Плетением таких кружев стали заниматься в помещичьих усадьбах, где крепостных девушек с детства обучали этому ремеслу. У многих помещиков в разных уголках России появились небольшие мастерские и даже мануфактуры, в которых с раннего утра до ночи, часто при слабом свете лучины, девушки плели и плели кружева. Производство кружев стало очень выгодным делом, и крепостных кружевниц эксплуатировали беспощадно. Многие из них болели туберкулезом, теряли зрение. Тяжелый труд был у кружевниц, но они очень любили свое дело, и каждая из них чувствовала себя художником. Создавала свои собственные узоры, сама разрабатывала технику плетения.
- Давайте попробуем разгадать ребусы, и мы узнаем какими же инструментами во все времена, пользовались кружевницы.
( (коклюшка, вилка, спицы,
крючок, игла)
Так с помощью коклюшек, вилки, спиц, иглы и крючка под быстрыми руками кружевниц рождались истинные произведения искусства, появлялись самобытные традиции русских кружев. В наше время кружевной промысел сосредоточен главным образом в четырех географических центрах.
4. Демонстрация различных образцов кружевоплетения через мультимедиапроектор.
Отличительные черты.
-Назовите отличительные черты
Вологодского
кружева.
Вологодское кружево отличает крупный рисунок и прозрачный фон в виде звездочек и розеток, многолепест-
ковые цветы; преобладающие цвета –
белоснежный и суровый, нитки – х/б
и лен.
Елецкое кружево
- Что можете рассказать о Елецком кружеве?
Елецкие кружева тоньше и легче вологодских, полотнянка постоянно меняет свою ширину и плотность, часто становится ажурной, решетку заполняют плотным узором.
Кировское кружево
В кировском кружеве фоновая решетка более простая и редкая, чаще всего
рисунок опоясан полосой.
Михайловское кружево
- Чем отличается от остальных Михайловское кружево?
Михайловское кружево из цветных ниток: красных, желтых, зеленых, синих в сочетании с белыми и суровыми, очень плотное, напоминает вышивку, фестоны.
5. Знакомство с местными мастерами.
Велик наш Казахстан,
И талантлив наш народ,
Об искусниках – умельцах
На весь мир молва идет!
- И сегодня мне хочется вас познакомить с кружевницей, мастером «золотые руки» ------------------- . Ее чудесные руки могут все: составляют картины из соломки, вышивают, шьют, ткут и, конечно же, вяжут замечательные кружевные изделия. И сегодня мы попросим --------------- поделиться секретами своего мастерства.
(рассказ кружевницы).
Практическая работа.
Организация рабочего места и техника безопасности.
а) крючки (должны соответствовать толщине ниток)
б) нитки «Ирис»
- При вязании очень важно, чтобы это место было хорошо освещено.
Свет должен падать на работу с левой стороны.
- Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.
- Расстояние от глаз до работы 35 см. при меньшем расстоянии
развивается близорукость и в глаза попадают частички пряжи.
- Крючок следует вколоть в клубок и вместе с неоконченной работой
положить в целлофановый пакет.
- Во время вязания клубок лучше держать в небольшой корзине или
коробочке, стоящей с левой стороны.
-По окончании работы нужно убрать свое рабочее место и вымыть руки.
2. Мастер – класс от кружевницы.
Подведение итогов урока.
Сказка о кружеве это сказка без конца, потому что кружевницы не перевелись в нашей стране. Они по-прежнему творят свои белоснежные кружева. Я думаю, что кто–то и из вас станет настоящим мастером кружевоплетения. А сегодня на уроке , мы добились вот каких успехов (Показ образцов)