МОУ « БЕРЕГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «СОЛНЫШКО»
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для реализации в весеннем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.
Весенний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа весеннего лагеря.
Весенний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Береговская ООШ» на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: способствует оздоровлению детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Весенний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально – экономической жизни общества расширил их.
Процесс организации воспитательной работы в лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. Установка на всестороннее развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период весенних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне маленькой группы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.
Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период весеннего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, конкурсы, состязания, музыкальные программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Цели и задачи программы
Цели программы:
организация отдыха и оздоровления учащихся в период весенних каникул;
планирование досуга школьников весной с целью создания условий для разностороннего развития личности воспитанников и раскрытия творческого потенциала ребенка;
проведение оздоровительных мероприятий, результатом которых будет повышение уровня здоровья детей и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
обеспечить занятость и охрану здоровья детей, прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье;
оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей;
проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;
создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и весеннего отдыха детей;
спланировать и провести комплекс мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в условиях временного коллектива;
создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления;
выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях.
Направления и виды деятельности:
спортивно-оздоровительное;
художественно – творческое;
трудовая деятельность;
досуговая деятельность;
интеллектуальное направление;
кружковая деятельность.
Участники программы:
младшие школьники;
подростки.
Сроки действия программы:
С 23.03.2020 по 27.03.2020
Основное содержание программы
Спортивно–оздоровительное направление
1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры в спортивном зале (волейбол, пионербол);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Вышибалы», «Цепи» и т.д.;
эстафеты («Веселые старты», «Эстафетный бег», «Большие гонки»);
часы здоровья;
В весеннем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают грамоты.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческое направление
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Весна – это …», «Мой край родной»;
конкурсные программы;
творческие конкурсы;
концерты («Весенний калейдоскоп», "До, ми, соль...");
творческие игры;
праздники.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовое направление
2 БЛОК «Трудовой десант» осуществляется через:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на территории школьного двора);
коллективные трудовые дела.
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Досуговое направление
3 БЛОК «Веселые ребята» осуществляется через:
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
Организацию деятельности творческих мастерских.
Экскурсии (сельская библиотека, река Пара, г.Касимов, пос.Шилово)
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Интеллектуальное направление
4 БЛОК «Умники и умницы» осуществляется через:
проведение интеллектуальных игр
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных мероприятий (часов по плану школьной и сельской библиотек);
Игра - путешествие: " По станицам любимых детских книг"
Час экологии: " Экологические катастрофы мира"
Час информации: "Здоровье - вот твое богатство"
В условиях весеннего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Нормативно-правовое обеспечение
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»
- Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. №197- ФЗ;
- Приказ Минобразования РФ от 13.07.01 г. №2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
-Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно- гигиенические правила и норма.
- Правила внутреннего трудового распорядка для работников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при МОУ «Береговская ООШ».
- Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием при МОУ «БЕРЕГОВСКАЯ ООШ»-
-.Должностная инструкция по охране труда для начальника лагеря при МОУ «БЕРЕГОВСКАЯ ООШ»
-Должностная инструкция по охране труда для воспитателей оздоровительного лагеря при МОУ «БЕРЕГОВСКАЯООШ».
Необходимая материально – техническая база
Спортивный зал;
Школьная библиотека;
Столовая;
Игровая площадка;
Спортивная площадка;
Кабинеты;
Художественные средства, игры настольные;
Канцелярские принадлежности;
Компьютер с выходом в интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ВЕСЕННЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ПРИ МОУ «БЕРЕГОВСКАЯ ООШ»
1 день - 23 марта
«Здравствуй, лагерь!»
Торжественная линейка "Здравствуй, лагерь!"
Операция « Уют» Знакомство. Деление на команды.
Подготовка к концерту «Весенний калейдоскоп».
Игры на свежем воздухе.
Конкурс рисунков "Мой край родной".
Дискотека.
2 день - 24 марта
«День игр»
Развивающие игры .
Концерт "Весенний калейдоскоп"
Игра - путешествие
" По страницам любимых детских книг" (поход в сельскую библиотеку)
4. Спортивные игры в спортзале (пионербол)
5. Просмотр фильма.
3 день - 25 марта
«День ПДД»
Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение»
Развлекательная программа «Всегда всем весело»
4. Час экологии "Экологические катастрофы мира"
5. Просмотр мультфильмов по ПДД
4 день - 26 марта
« День здоровья»
1. Выпуск стенгазет: "Здоровье - вот твое богатство"
2. Спортивная эстафета "Быстрее, сильнее, выше"
3. Подготовка к концерту "До, ми, соль..."
4. Беседа "Здоров будешь - всё добудешь"
5. Экскурсия на р.Пару
6. Соревнования по настольному теннису.(между командами)
5 день – 27 марта.
«До свидания, лагерь!»
Прощальный концерт «До, ми, соль...»
Конкурс рисунков "Весна - это..."
Конкурс на лучшую сценку. «Лучшие актеры -это мы»
Подвижные игры на свежем воздухе.
«Веселые старты»- соревнования
Линейка «Закрытие лагеря»