СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великие реформы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Великие реформы»

Опорный конспект. Занятие 17

Тема: Правление Александра Второго. Великие реформы. Внешняя политика до 1881 года. Общественное движение в России в 60-70 гг. XIX века.

Реформы 60-70-х гг.

Земская реформа 1864 г.

В губерниях и уездах создавались земства - выборные органы местного самоуправления

Функции:

1. Строительство дорог местного назначения

2. Открытие школ, больниц, домов призрения

3. Оказание помощи населению в годы неурожая

4. Развитие местной промышленности

5. Агрономическая и ветеринарная помощь крестьянству

6. Сбор статистических данных

Ограничения:

1. Избирательные права получили только мужчины с 21 года

2. Губернатор контролирует земства и может отменить любое их решения

3. Земства не имеют права заниматься политическими вопросами и объединяться во всероссийском масштабе

Городская реформа 1870 г.

Создание городских дум и управ - всесословных органов городского самоуправления

Функции городского самоуправления:

1. Благоустройство городов

2. Развитие местной торговли и промышленности

3. Организация городских рынков

4. Развитие здравоохранения и образования

5. Введение санитарных норм и установление противопожарных мер

Судебная реформа 1864 г.

Принципы судопроизводства:

1. Бессословность суда, т.е. формальное равенство всех сословий перед законом

2. Несменяемость судей и их независимость от администрации

3. Гласность (открытые судебные заседания, кроме Сената) судопроизводства

4. Состязательность процесса (прокурор- присяжный поверенный (адвокат)).

Изменения в судебной системе:

- Создание института присяжных заседателей (из разных сословий) для рассмотрения сложных уголовных дел

- Введение института судебных следователей (предварительное следствие изымалось из ведения полиции).

- Учреждение адвокатуры (присяжные и частные поверенные)

- Создание института нотариусов

- Введение выборности ряда судебных органов (мировые судьи избираются земскими уездными собраниями и городскими думами на 3 года)

- Следствие по политическим делам ведет жандармерия

- К смертной казни могут приговорить лишь Особое присутствие Сената и военный суд

- Изменение системы наказаний: отменены клеймение и (для женщин) телесные наказания

- Телесные наказания только для ссыльных, каторжных, в армии - для штрафников (плети), для крестьян - розги

Коронный суд - для уголовных дел

Судебная реформа являлась наиболее демократичной, радикальной и последовательной в ряде реформ 1860-1870-х гг.

Военная реформа 1874 г.

под руководством военного министра Д.А. Милютина

- Создание военных округов (во главе с главнокомандующими, они же- генерал губернаторы) в целях совершенствования военного управления

- Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицеров: учреждение юнкерских училищ, военных гимназий, академий

- Введение новых воинских уставов

- Осуществление перевооружения армии (нарезное скорострельное оружие, паровой флот)

- 1 января 1874 г. - введение всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста (с 1888 г. - с 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет - на флоте. Существовала гибкая система льгот, отсрочек, а также освобождения от воинской службы: призыву не подлежали духовенство всех вероисповедания, сектанты, инородцы Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера, частичного Кавказа, единственные сыновья и единственные кормильцы семьи и др.

Реформа образования 1863-1864 гг.

- Доступность образования для всех сословий

- Ликвидация государственно-церковной монополии на образование- разрешено открывать учебные заведения земствам, общественным организациям и частным лицам

Мероприятия:

1863 г. - принятие университетского устава, расширяющего автономию университетов: создание советов университетов, решавших все внутренние вопросы, избрание ректора - главы университета и преподавателей

1864 г. - учреждение устава средней школы:

а) 9-летние начальные школы: государственные, земские, церковно-приходские, воскресные

б) гимназии: 7-летние, с 1871 г. - 8-летние

- реальные (с 1871 г. - реальные училища), предметы естественно-математического цикла, готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения

- классические (предметы гуманитарного цикла), готовили к поступлению в университет

Увеличение числа женских гимназий (создаются с 1862 г.), открытие высших женских учебных заведений

Финансовая реформа 1860-1864 гг.

1860 г.- учреждение Государственного банка (заменил прежние кредитные учреждения: Земский и Коммерческий банки, приказы общественного призрения)

1860 г.- отмена откупов (исключительного права, предоставлявшегося государством за определенную плату частным лицам - откупщикам) на сбор косвенных налогов

1862 г.- превращение Министерства финансов в единственный орган, распределяющий бюджет

1862 г.- регулярное опубликование государственного бюджета в открытой прессе

1864 г.- создание независимых от местной администрации контрольных палат в губерниях для проверки финансовой деятельности местных органов

1864 г.- открытие в Санкт-Петербурге первого Коммерческого кредитного банка

Экономическое развитие России в пореформенный период

а) Положение в деревне:

  • благоприятные условия для развития капитализма в сельском хозяйстве

  • расслоение крестьянства: сельская беднота и крестьяне-кулаки

  • причины медленного развития капитализма:

  • существовали феодальные пережитки- помещичье хозяйство, “отработочная” система

  • производительность труда была низкой

  • временнообязанное положение крестьян

  • тем временем наблюдался переход к капиталистическим методам хозяйствования:

  • капиталистическая аграрно-помещичья система преобладала над отработочной

  • стали появляться крупные предпринимательские хозяйства

  • использовался наемный труд

  • появились новые сельскохозяйственные машины

  • осуществлялась связь с рынком

б) Развитие промышленности:

  • ведущая роль легкой промышленности (текстильная, пищевая)

  • развитие каменноугольной и металлургической промышленности

  • строительство железных дорог

  • концентрация производства

  • формирование новых классов: пролетарство и буржуазии

в) Курс на форсированную индустриализацию страны, программа С.Ю. Витте (министр финансов):

  • жесткая налоговая политика

  • защита отечественной промышленности от иностранной

  • финансовая реформа

  • приток иностранного капитала

Цензурная реформа 1865 г.

Отмена предварительной (т.е. на стадии после сдачи рукописи) цензуры для большинства книг и литературных журналов. Для них вводилась карательная цензура- применение различных санкций уже после публикации

Внешняя политика в период правления Александра II

задачи

способы решений

результаты

борьба за отмену условий Парижского мира 1856 г. и преодоление международной изоляции России

Формула новой внешнеполитической концепции России- “собирание сил”: воспользоваться разногласиями между европейскими государствами, чтобы вернуть прежнее влияние на европейскую политику, поддержать Пруссию в объединении германских земель под ее властью

окт. 1870 г.- отказ России от унизительных статей Парижского мира

март 1871 г.- Лондонская конвенция: пересмотр условий мира - дипломатическая победа России

расширение геополитического пространства России

военные экспедиции в среднюю Азию:

1867 - образование Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарский(1868) эмират и Хивинское (1873) ханство признали вассальную зависимость от России.

1876 г.- территории Кокандского ханства включены в состав Туркестанского края

Прекращение набегов хивинцев и бухарцев на русские земли. Приобретение источников сырья (хлопка) для российской текстильной промышленности

укрепление позиций на Дальнем Востоке

1855 г.- Симодский договор с Японией






1858 г. - Айгунский договор с Китаем


1860 г. - Пекинский договор с Китаем








1875 г. - Петербургский договор с Японией

Курильские острова-территория России, Сахалин- совместное владение России и Японии


К России отошла Амурская область


Россия присоединила Уссурийский край. Установлена окончательная граница на ДВ с Китаем


Курильские острова- Япония, Сахалин- Россия

улучшение отношений с США

1867 г.- продажа США Аляски за 7,2 млн долларов

Освобождение России от территории, расходы на оборону и управление которой превышали доходы от нее

уклонение от участия в военных конфликтах на Балканском полуострове

рекомендация Болгарии самостоятельно решать свои проблемы с Сербией и Османской империей

1886 г. - разрыв дипломатических отношений с Болгарией

Ослабление позиций России на Балканах, усиление германо-австрийского влияния в этом регионе

поддержка мира в Европе

1873 г. - заключение договора между Россией и Германией - “Союз трех императоров”

Обеспечение мира в Европе

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Причины:

1. Восстание против турок на Балканах- карательные действия турок

2. Общественное движение в России в защиту славян

3. Дипломатические разногласия стран мира с Турцией (отклонение Турцией Лондонского протокола об облегчение положения христиан)

Ход событий: Военные действия развернулись на Балканах и на Кавказе

1877 г. авг-нояб- 4-месячная осада русскими войсками креп. Плевна и блокада (ген. Э.Тотлебен), капитуляция гарнизона крепости

1877 г. август-декабрь- оборона Шипкинского перевала

На Кавказе русская армия взяла турецкие крепости Карс и др., осадили крепость Эрзерум

В военных действиях прославились генералы: И.В. Гурко, М.Д. Скобелев, Ф.Ф. Радецкий, Н.Г. Столетов

Сан-Стефанский мир 1878 г.:

1. Турция выплачивала России большую контрибуцию

2. Болгария превратилась в самостоятельное государство

3. Признание независимости Сербии, Черногории, Румынии, расширены их территории

4. Россия получила Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум.

Берлинский общеевропейский конгресс пересмотрел условия Сан-Стефанск. мира.


Берлинский трактат 1878 г.:

1. Уменьшена сумма контрибуции

2. Независимость получила только Северная Болгария, а Южная осталась под властью Турции

3. Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшены. Они, а также Румыния получили независимость

4. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия- Кипр

Общественное движение в России

Революционное народничество

Пропагандистское

Бунтарское

Заговорщическое

П.Л. Лавров

М.А. Бакунин

П.Н. Ткачев


Причины возникновения революционного движения:

1. Несправедливость крестьянской реформы 1861 г.

2. Чувство вины русской интеллигенции перед русским народом

3. Ослабление цензуры 1865 г.


Консервативное движение

Представители: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков

Основные идеи: укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 60-х- 70-х гг. в интересах дворянства


Либеральное течение

Представители: И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов, Б.Н. Чичерин

Основные идеи: расширение прав земств, создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!