6
Конспект урока истории в 7 классе по теме: « Великие гуманисты Европы».
Цели: - познакомить учащихся с яркими представителями гуманизма. Их произведениями;
- выяснить, какие качества были отражены в произведениях представителей гуманизма
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Оборудование: компьютер, презентация, мультимедийная установка, карточки для проверки домашнего задания
Ход урока.
1.Орг. начало урока.
2. Проверка домашнего задания
План урока ( сл. 2) 1. « Я ставлю тебя в центре мира»
2. Гуманист из Роттердама.
3. Первые утопии.
4. Изучение нового материала.
1. « Я ставлю тебя в центре мира»
- Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие (Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение)
- Вслед за ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI века) , когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.
- Каждая эпоха имеет свои особенности в развитии. Какими новыми чертами обладала эпоха высокого Возрождения вы узнаете, прочитав п. 1. на стр. 62 – 63.
- Какие же новые черты в эпохе Высокого Возрождения вы можете отметить?
1) Продолжается процесс обмирщания сознания человека
2) люди умеют ценить время; предстают сильными, прекрасными, деятельными.
3) высоко стало цениться образованность
4) гуманисты рассуждают о месте человека во Вселенной
- Сегодня начнём, а на следующем уроке мы будем заполнять таблицу ( сл. 4)
2. Гуманист из Роттердама.
-( сл.5) Гуманистические идеи нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием российского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский.
- ( сл. 6) Будучи выдающимся знатоком латыни он комментировал сочинения древних писателей, составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.
-( сл. 7) Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников. Позднее сборник был опубликован под названием « Разговоры запросто». Эта книга стала невероятно популярной и несколько раз переиздавалась в разных странах. В своих «Разговорах запросто» Эразм Роттердамский (1469—1536) выявил пошлость, формализм, догматизм и отсутствие всякого разумного начала — «глупость» во всех областях жизни (политической, культурной, церковной). Наиболее резким насмешкам подверглись богословы и представители схоластики.
- ( сл. 8) Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящена гуманисту Томасу Мору – « Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе
- Давайте познакомимся поближе, о чём эта книга ( стр. 63 « Выступая перед …» до стр.64 – до конца пункта)
3. Первые утопии.
- ( сл. 9) В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.
- ( сл. 10) В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей.
- Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности.
- Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями.
- Установлена коллективная собственность. В обществе царит порядок, преступления крайне редки, нет ни бедных. Ни богатых. Всё необходимое островитяне получают из специальных хранилищ. Люди не завидуют друг другу и 1 раз в 10 лет производят между собой обмен. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.
- Томас описал модель идеального государства, а вот как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот рай на острове. Назвав его Утопия – несуществующее место.
Расширяем горизонт истории.( сл. 11)
- Давайте сейчас мы познакомимся ещё с одним выдающимся гуманистом XVI столетия – Мишелем Монтеню ( стр. 66 – 67)
- ( сл. 12) Самый замечательный писатель своей эпохи, Франсуа Рабле ( литература) является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.
- Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».
- Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» - о мудрых королях – великанах, которые встречаются в народных легендах и сказках
Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.
( сл. 13 )
Область культуры | Деятель культуры | Произведения, идеи |
Философия | Эразм Роттердамский (1469-1536) | «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья |
| Томас Мор (1478-1535) | «Золотая книга, столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. |
| Мишель Монтеню ( 1533 – 1592 гг.) | « Опыты» - собрание н о морали, философии, труде. Это не только гимн во славу человека, но и результат познать и оценить себя |
Литература | Франсуа Рабле (1494-1553) | «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои- - мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. |
2) самостоятельная работа:
- Прочитайте о старейшем городе Риме в эпоху Нового времени и подготовьте развёрнутый ответ на вопрос, данный на стр. 69 в жёлтой рамке.