СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Векторы обобщающий урок

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Векторы обобщающий урок»

Геометрия  9 класс    В Е К Т О Р Ы  (Обобщающий урок)

Геометрия 9 класс

В Е К Т О Р Ы

(Обобщающий урок)

Понятие вектора Многие физические величины, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве.   Такие физические величины называются ВЕКТОРАМИ.  Проверь себя! Какие из  данных величин являются векторными: вес, сила, отрезок, ускорение, скорость, масса ?

Понятие вектора

  • Многие физические величины, характеризуются не только своим числовым значением, но и направлением в пространстве.
  • Такие физические величины называются ВЕКТОРАМИ.
  • Проверь себя! Какие из данных величин являются векторными: вес, сила, отрезок, ускорение, скорость, масса ?
История В 19 веке параллельно с теорией систем линейных уравнений развивалась теория векторов. Направленные отрезки использовал Жан Робер АРГАН (Argand, 1768-1822, швейцарский математик) , ввел термин «модуль комплексного числа» (1814-1815) в работе «Опыт некоторого представления мнимых величин…», опубликованной в 1806 году. Эти отрезки Арган обозначал символами а ,в . Одним из основателей теории векторов считается Август Фердинанд Мебиус (1790-1868, немецкий математик), он обозначал отрезок с началом в точке А и концом в точке В символом АВ . Термин «вектор» ввел Вильям Роуэн  Гамильтон (1805-1865, директор астрономической обсерватории Дублинского университета и президент Ирландской Академии наук) приблизительно в 1845 году. Он же определил скалярное и векторное произведения векторов в 1853 году. Символ [ а,в ] для обозначения векторного произведения ввел немецкий математик и физик Герман Грасман (1809-1877).  В 1903 году О.Хенричи предложил обозначать скалярное произведение символом (а,в).

История

  • В 19 веке параллельно с теорией систем линейных уравнений развивалась теория векторов. Направленные отрезки использовал Жан Робер АРГАН (Argand, 1768-1822, швейцарский математик) , ввел термин «модуль комплексного числа» (1814-1815) в работе «Опыт некоторого представления мнимых величин…», опубликованной в 1806 году. Эти отрезки Арган обозначал символами а ,в .
  • Одним из основателей теории векторов считается Август Фердинанд Мебиус (1790-1868, немецкий математик), он обозначал отрезок с началом в точке А и концом в точке В символом АВ .
  • Термин «вектор» ввел Вильям Роуэн Гамильтон (1805-1865, директор астрономической обсерватории Дублинского университета и президент Ирландской Академии наук) приблизительно в 1845 году. Он же определил скалярное и векторное произведения векторов в 1853 году. Символ [ а,в ] для обозначения векторного произведения ввел немецкий математик и физик Герман Грасман (1809-1877).
  • В 1903 году О.Хенричи предложил обозначать скалярное произведение символом (а,в).
ВЕКТОР -  НАПРАВЛЕННЫЙ ОТРЕЗОК. В КОНЕЦ ВЕКТОРА а А НАЧАЛО ВЕКТОРА Вектор АВ Вектор а
  • ВЕКТОР - НАПРАВЛЕННЫЙ ОТРЕЗОК.

В КОНЕЦ ВЕКТОРА

а

А НАЧАЛО ВЕКТОРА

Вектор АВ Вектор а

Р а в е н с т в о в е к т о р о в ВЕКТОРЫ  называются равными , если  они сонаправлены и их длины равны. .  а = в, если а в и а = в . а в

Р а в е н с т в о в е к т о р о в

  • ВЕКТОРЫ называются равными , если они сонаправлены и их длины равны. .
  • а = в, если а в и а = в .

а

в

Д л и н а в е к т о р а  Длиной или модулем  ненулевого вектора АВ  называется длина отрезка АВ . Обозначается длина вектора АВ (вектора а ) так :  АВ ( а ). Длина нулевого вектора равна нулю: 0 = 0

Д л и н а в е к т о р а

Длиной или модулем

ненулевого вектора АВ

называется длина отрезка АВ

. Обозначается длина вектора АВ (вектора а ) так :

АВ ( а ).

Длина нулевого вектора равна нулю: 0 = 0

СОНАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНО ВЕКТОРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ  а в а в с с в а а в
  • СОНАПРАВЛЕННЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНО ВЕКТОРЫ НАПРАВЛЕННЫЕ ВЕКТОРЫ

а

в

а

в

с

с

в

а

а

в

К О Л Л И Н Е А Р Н Ы Е В Е К Т О Р Ы Ненулевые векторы называются к о л л и н е а р н ы м и , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых. в а с

К О Л Л И Н Е А Р Н Ы Е В Е К Т О Р Ы

  • Ненулевые векторы называются к о л л и н е а р н ы м и , если они лежат либо на одной прямой, либо на параллельных прямых.

в

а

с

 С Л О Ж Е Н И Е В Е К Т О Р О В  ПРАВИЛО ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММА В  В С   А А Д С АВ+АД=АС АВ+ВС=АС

С Л О Ж Е Н И Е В Е К Т О Р О В

  • ПРАВИЛО ПРАВИЛО ТРЕУГОЛЬНИКА ПАРАЛЛЕЛОГРАММА

В

В

С

А

А

Д

С

АВ+АД=АС

АВ+ВС=АС

В Ы Ч И Т А Н И Е В Е К Т О Р О В Р а з н о с т ь ю в е к т о р о в а  и в   называется такой вектор, сумма которого с вектором  в  равна вектору  а  . с  а - в = с а  в + с = а в

В Ы Ч И Т А Н И Е В Е К Т О Р О В

  • Р а з н о с т ь ю в е к т о р о в а и в называется такой вектор, сумма которого с вектором в равна вектору а .

с

а - в = с

а

в + с = а

в

З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н Н О Г О З А Д А Н И Я (устно) 1). Укажите на рисунке 1:  а) сонаправленные векторы б) противоположно направлен- ные векторы  в) равные векторы 2 ).Укажите на рисунке 2 : а) пары коллинеарных векторов б) векторы , длины которых  равны ( трапеция равнобедренная) В С О А Д Рис.1 К М N Q Рис. 2

З А К Р Е П Л Е Н И Е И З У Ч Е Н Н О Г О

З А Д А Н И Я (устно)

1). Укажите на рисунке 1:

а) сонаправленные векторы

б) противоположно направлен-

ные векторы

в) равные векторы

2 ).Укажите на рисунке 2 :

а) пары коллинеарных векторов

б) векторы , длины которых

равны ( трапеция равнобедренная)

В

С

О

А

Д

Рис.1

К

М

N

Q

Рис. 2

3). На рис. 3 изображён треугольник МNL  Найти:  а) MN + NL   б)   MN - ML   в ) ML - MN N M L Рис.3

3). На рис. 3 изображён треугольник МNL Найти:

  • а) MN + NL
  • б) MN - ML
  • в ) ML - MN

N

M

L

Рис.3

4).На рис.4 изображён параллелограмм  MNKE . Найти : MN + ME  ME + EK  KN + KE N K M E Рис.4

4).На рис.4 изображён параллелограмм MNKE . Найти :

  • MN + ME
  • ME + EK
  • KN + KE

N

K

M

E

Рис.4

Разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам Если векторы a и b коллинеарны и а ≠ 0 , то существует такое число k , что в= k а. Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным вектора, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом. с= x а+ув, где х и у коэффициенты разложения.

Разложение вектора на плоскости по двум неколлинеарным векторам

  • Если векторы a и b коллинеарны и а ≠ 0 , то существует такое число k , что в= k а.
  • Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным вектора, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.
  • с= x а+ув, где х и у коэффициенты разложения.
Координаты вектора Разложение вектора по координатным векторам. Координатные векторы направлены вдоль осей координат. Длины этих  векторов равны 1  Обозначения: i (1;0), j (0;1)  Любой вектор а можно разложить единственным образом по координатным векторам:  а=х i +у j а {x;y} – координаты вектора а р

Координаты вектора

  • Разложение вектора по координатным векторам. Координатные векторы направлены вдоль осей координат. Длины этих

векторов равны 1

Обозначения: i (1;0), j (0;1)

Любой вектор а можно разложить единственным образом по координатным векторам: а=х i j

а {x;y} – координаты вектора а

р

Простейшие задачи в координатах: 1.Координаты середины отрезка 2. Вычисление длины вектора по его координатам. 3. Расстояние между двумя точками.

Простейшие задачи в координатах:

  • 1.Координаты середины отрезка
  • 2. Вычисление длины вектора по его координатам.
  • 3. Расстояние между двумя точками.
П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !  1). Верно ли утверждение: а) Если а=в , то а в б) Если а=в , то а и в коллинеарны в) Если а=в , то а в г) Если а в , то а = в 2). Дан прямоугольник PQRT. Найти: а) PQ + QR б) PT - PQ в) RT + RQ  Q R T P

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !

1). Верно ли утверждение:

  • а) Если а=в , то а в
  • б) Если а=в , то а и в коллинеарны
  • в) Если а=в , то а в
  • г) Если а в , то а = в

2). Дан прямоугольник PQRT. Найти:

  • а) PQ + QR
  • б) PT - PQ
  • в) RT + RQ

Q

R

T

P

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !  3 ) Найдите вектор х из условия:   EF- LM- EL+ x =MK 4) Выпишите координаты вектора с, если его разложение по координатным векторам имеет вид с  = -6i +2j 5) Дано а {-2;4}, d{3;-1}. Найдите координаты вектора  к  =2а – d 6) OA- радиус-вектор точки А, ОА {-5;4}. Какие координаты имеет точка А ? 7 ) Найти координаты вектора  RT? Если R(-1;5) , T(6;2). 8) Найдите длину вектора  s{3;4}

П Р О В Е Р Ь С Е Б Я !

3 ) Найдите вектор х из условия:

EF- LM- EL+ x =MK

4) Выпишите координаты вектора с, если его разложение по координатным векторам имеет вид с = -6i +2j

5) Дано а {-2;4}, d{3;-1}. Найдите координаты вектора

к =2а – d

6) OA- радиус-вектор точки А, ОА {-5;4}. Какие координаты имеет точка А ?

7 ) Найти координаты вектора RT? Если R(-1;5) , T(6;2).

8) Найдите длину вектора s{3;4}

 1. а)  да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)  б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}  в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8 . IsI=5  г) нет  1. а)  да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)  б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}  в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8. ISI=5  г) нет  1. а)  да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)  б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}  в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8. ISI=5  г) нет

1. а) да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)

б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}

в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8 . IsI=5

г) нет

1. а) да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)

б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}

в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8. ISI=5

г) нет

1. а) да 2. а) PR 3. FK 6. A(-6;4)

б) да б) QT 4. c{-6;2} 7. RT{7;-3}

в) нет в) RP 5. k{-7;9} 8. ISI=5

г) нет


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!