Векторы интеграции психологической службы в воспитательно образовательный процесс и участия в жизни техникума.
В современном обществе вопросы психологического благополучия и развития личности стали приоритетными во всех сферах жизни. Воспитательно-образовательный процесс является одной из таких сфер, где активное участие психологической службы становится необходимостью. Новокузнецкий торгово-экономический техникум не исключение, и включение работы психолога в воспитательно-образовательный процесс имеет ряд значимых преимуществ. Расскажу про основные направления работы педагога-психолога в нашем учебном заведении.
Консультирование и психологическая поддержка студентов: Студенческая жизнь, особенно в период учебы, может быть напряженной и стрессовой, психологическая служба позволяет помочь студентам справиться с проблемами, повысить их психологическую устойчивость и самооценку. В течение года педагог-психолог проводит индивидуальные консультации со студентами по запросу, чаще всего запросы связаны с личной жизнью, семейными отношениями, отношениями с товарищами по учебе, педагогами. Особое направление в работе – консультации детей сирот, детей участников СВО, инвалидов и лиц с ОВЗ. Так же имеют место быть работа с учебными группами в вопросах взаимодействия в коллективе, с классными руководителями, преподавателями- предметниками.
Еще отмечу работу со студентами проживающими в общежитии, так как переезд из дома в таком юном возрасте либо становится стрессом либо воспринимается как начало взрослой жизни, в которой нужно попробовать все и сразу.
В общежитии помимо консультаций и тренингов проводится киноклуб «25 кадр», где ребята смотрят и обсуждают фильмы на значимые для них темы.
Консультирование и психологическая поддержка студентов группы риска и стоящих на различных видах учета. Отдельно отмечу позитивную роль психолога в работе с неуспевающими и имеющими пропуски без уважительной причины, она, как правило, направлена на поиск мотивации к обучению.
Важное направление работы – профилактические мероприятия, направленные на формирование у студентов позитивного мышления, принципов здорового образа жизни, предупреждение суицидального поведения.
В течение года педагог -психолог проводит серию открытых классных часов: «Поведение в трудных эмоциональных ситуациях и основы бесконфликтного общения», Психологический урок «Нам надо лучше знать друг друга», посвященный Международному дню толерантности, «Способы борьбы со стрессом», «Как прекрасен этот мир» (профилактика суицидального поведения), «Депрессия и способы борьбы с ней».
Консультирование и психологическая поддержка родителей, как следствие первых двух пунктов, зачастую необходима и работа с родителями. Это индивидуальные занятия и совместная работа с детьми и родителями.
Участие в социально-психологической адаптации первокурсников. Переход от школы к техникуму может представлять собой сложность для многих студентов, и психологическая служба способна помочь им адаптироваться к новым условиям, освоить необходимые навыки и стать успешными участниками студенческой жизни. Психолог проводит входное тестирование первого курса в сентябре, далее мы реализуем программу адаптационного интенсива «Точка роста», в которой участвуют помимо психолога и педагогов, студенты-наставники о старших курсов. И в январе проводим повторное тестирование, чтобы оценить уровень адаптации, далее при необходимости проводится индивидуальная работа с ребятами, испытывающими затруднения. Для студентов 1 курса психолог проводит классные часы с тренингами на сплочение коллектива, работает с активом на выявление лидерских качеств.
Работа с личностным и профессиональным развитием: воспитательно-образовательный процесс предполагает не только получение знаний, но и развитие личности студента. Интеграция психологической службы позволяет проводить работу по личностному и профессиональному развитию студентов. Эта работа включает в себя проведение тренингов, семинаров, консультаций, направленных на развитие коммуникационных, лидерских и профессиональных навыков. Особенно хочется отметить работу с участниками конкурсов профессионального мастерства, олимпиад – по формированию у них стрессоустойчивости.
Психологическое обеспечение техникумовских мероприятий: Участие психологической службы в жизни техникума позволяет обеспечить психологическую поддержку и защиту студентов во время проведения различных мероприятий. Это включает в себя организацию психологической поддержки во время экзаменационных сессий, спортивных соревнований, концертов, конференций и других активностей, которые могут вызывать эмоциональное напряжение у студентов.
Консультирование и психологическая поддержка педагогов. Психолог участвует в работе методического объединения классных руководителей- организует тренинги по профилактике эмоционального выгорания и навыкам бесконфликтного общения, способом борьбы со стрессом, проводит занятия для молодых специалистов в рамках Школы классного руководителя, индивидуальные консультации по запросу педагогов. Так же по итогам тестирования первого курса мы проводим для педагогического коллектива совещание, на котором психолог дает рекомендации по работе с конкретными группами с учетом психологических особенностей студентов.
На методическом объединении классных руководителей в 28 августа педагог-психолог продемонстрирует методики дыхательных упражнений для расслабления и снятия волнения, технику постановки мотивационной цели, приемы арт-терапии, а также сказкотерапии.
Заключение: Интеграция психологической службы в воспитательно-образовательный процесс техникума необходима для обеспечения психологического благополучия и развития студентов и формирования положительного психологического климата в нашем учебном заведении. Это позволяет обеспечить психологическую поддержку, успешную социально-психологическую адаптацию, личностное и профессиональное развитие. В результате, студенты техникума получают возможность реализовать свой потенциал, успешно обучаться и развиваться в сфере экономики и торговли.