СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Важней всего погода в доме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия на решение, воспитательных задач, сплочение ученического и родительского коллектива на ступени основной школы, в начальный период адаптации при переходе из начальной школыы в среднее звено.

Просмотр содержимого документа
«"Важней всего погода в доме"»

Лангепасское городское

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»







Всероссийский фестиваль



«Ступеньки профессионального мастерства»



Внеклассное мероприятие: «Важней всего погода в доме»







Учитель истории:

Лопарева Галина Анатольевна















2024 год





Сценарий внеклассного мероприятия

«Важней всего погода в доме»

Пояснительная записка

Семейное воспитание в условиях радикальных изменений всех аспектов нашей жизни оказывает сильное воздействие как на общее, так и на духовно-нравственное развитие ребенка. В семье дети приобретают важный для личностного развития социальный опыт. Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися.

Цель Программы воспитания школы в соответствии с Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России: совершенный, всесторонне и гармонически развитый человек - как наивысшая цель воспитания – не может быть реализована без установления партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создания условий для взаимоподдержки, формирования общих интересов.

Участие родителей во внеурочной деятельности в соответствии с конкретной образовательной ситуацией (родительские собрания, классные часы, совместные культурные события, мастер - классы и практикумы) содействует развитию социально значимых отношений школьников и ценностных отношений: к семье, к труду, к своему отечеству, малой и большой Родине, к природе и миру, к знаниям и культуре, - повышает воспитательный потенциал семьи, включает семью в систему воспитательных институтов в соответствии с особенностями современного этапа развития образования.

Сценарий внеклассного мероприятия «Важней всего погода в доме» в рамках предмета основы духовно - нравственной культуры народов России по теме: «Семья и духовные ценности» - разработан в соответствии с целями и задачами Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: «Программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, духовно – нравственное развитие…»; «содействовать развитию педагогической компетентности родителей обучающихся в целях осуществления социализации обучающихся в семье; учитывать социальные потребности семей через организацию личностно значимой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности».

Классный час «Важней всего погода в доме» имеет учебно - воспитательную направленность, решает психологические проблемы: ребята 10-12 лет склонны к поиску собственных ценностных ориентиров, но в связи с изменением структуры семьи (неполные семьи, вахтовый метод работы родителей, бабушки и дедушки проживают отдельно) - дети не социализованны, недополучают развития коммуникационной компетентности в семье.

Содержание классного часа представлено в сценарии, позволяющем определить механизмы, выявить инструментарий включения родителей в совместную деятельность: подготовка домашнего задания: «Визитная карточка семьи», «Традиционное блюдо», «Семейная реликвия» (презентации, составление генеалогического древа, герба семьи); конкурсное сочинение, рисунок «Моя семья».

Актуальность данного мероприятия обусловлена социальной значимостью духовно- нравственного развития личности ребёнка, отвечает возрастным особенностям пятиклассников.

Новизна мероприятия заключается в выработке подходов по изучению семейных традиций через совместную исследовательскую деятельность школьников, родителей и педагога при изучении истории семьи и рода. Это способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, культурно-ценностных ориентиров, их духовно нравственному развитию.

Формы работы: конкурсно -игровая, парная, групповая, практическая, защита творческих работ.

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.

Технологии: организация поисковой деятельности; сотрудничества; создание проблемной ситуации; технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Место внеурочного мероприятия: в соответствии с изучением предмета основы духовно - нравственной культуры народов России, раздела о «Семья и духовные ценности».

Творческо - поисковый и проблемный методы создают ситуации, способствующие развитию коммуникативных УУД. Реализация указанных выше методов усиливает мотивацию участников к победе, развивает способности учащихся понимать, принимать и планировать свою деятельность, а также контролировать ее и оценивать: формируются регулятивные УУД.

В конкурсные задания включена работа познавательной активности учащихся. На данном этапе происходит формирование познавательных УУД. В результате смены форм деятельности, создания ситуации успеха, предлагаемого характера взаимоотношений, в процессе общения между родителями и детьми формируются новые формы отношений к другим людям, труду, своим обязанностям, а также устойчивые способы действий (поведения и деятельности: учитель - ученик- родитель). При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается уважение к мнению другого, культура диалога, монолога, что хорошо согласуется с задачами формирования личностных УУД.

В методической разработке содержатся конкурсные задания, которые способствуют достижению поставленной цели. Задания носят образовательный, развивающий и воспитательный характер, обеспечивают взаимодействие между детьми и их родителями.

Организация мероприятия строится на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Описание целевой аудитории. Данное внеклассное мероприятие рассчитано для учащихся 5 классов и их родителей: ученики проходят адаптационный период; классный руководитель изучает семьи, выстраивает траекторию работы с классным коллективом и родителями.

Цель мероприятия: создание целостной учебно – воспитательной среды на уровне класса с учетом историко-культурной и этнической специфики региона; потребности обучающихся и родителей по укреплению семьи.

Задачи:

– воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

– формировать уважительное отношение к своему дому, семье; культуру взаимоотношений родителей и детей;

– способствовать сближению взрослых и детей, формированию положительных эмоций.

Деятельность учащихся в ходе мероприятия организуется со знакомства с родословной, праздниками, традициями других семей; решается три задачи: образовательная, развивающая и воспитательная.

Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний о роли семьи в жизни ребенка (представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие», понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей)

Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей; включении детей в творческо-поисковую деятельность, сплочение классного коллектива через развитие коммуникативных навыков

Воспитательная задача заключается в формировании у обучающихся и родителей взаимного чувства уважения, чувства долга, позитивного опыта семейных отношений; умения работать в команде.

Условия реализации мероприятия.

Класс для проведения. Плакаты: «Моя семья - мое богатство», «Все вместе – душа на месте», «Не нужен клад, коли в семье лад»; выставка рисунков, сочинений всех учащихся класса и альбомов «Моя семья»; выставка поделок «Мое генеалогическое дерево»; выставка «Семейные реликвии».

Музыкальное сопровождение: компьютер, колонки.

Для подведения итогов конкурсов организовать работу жюри.

Для рефлексии и обратной связи с родителями: анкеты и смайлики.

Прогнозируемый результат:

1. Формирование представлений учащихся о родственных отношениях, о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»; понятие о семейных традициях, семейных реликвиях.

2. Возрождение нравственных устоев и традиций своей семьи. Понятие о базовых семейных ценностях.

3. Установление доверительных детско-взрослых отношений.

4. Мотивация родителей к сотрудничеству со школой.

Срок реализации данного внеурочного мероприятия - один месяц. Подготовительному этапу отводится большее время (сбор информации о своей семье, выполнение мини-проектов (визитная карточка), презентаций, творческих заданий.

Этапы реализации мероприятия:

  1. Подготовительный этап заключается в совместно организованной деятельности: учитель- ученик – родитель при подготовке к основному этапу.

Основные принципы деятельности по взаимодействию с родителями:

  • принцип единства целей образовательного процесса;

  • принцип систематичности;

  • принцип плановости;

  • принцип индивидуальности;

  • принцип своевременности.

Основные направления совместной деятельности ученика и родителя были представлены в форме проектов:

- мини-проект «Родословная моей семьи».

- семейный альбом: «Моя семья – моё богатство».

- визитная карточка семьи.

  1. Основной этап (практическая часть): позволит содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность; сплочение классного коллектива, сплочение семей; создаст праздничное настроение; продемонстрирует ценность теплых семейных отношений.

1. Организационный момент

(Звучит припев песни Долиной Л. «Погода в доме»)

- Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией и поболеть за наши дружные семьи, которые принимают участие в программе классного часа.

Поприветствуем наших участников — семью…..(представление семей)

Эту встречу хочу начать с вопроса: о какой погоде поется в песне? (ответы учеников и родителей)

Погода в доме - это ежедневные взаимоотношения между родителями, детьми и родителями, между бабушками, дедушками и внуками. Погода в школе — это ежедневные взаимоотношения между учителями, классным руководителем и учениками, а так же их родителями.

Учитель: Сейчас вы услышите легенду про одну семью (рассказывает подготовленный родитель)

Родитель: - В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе бумаги было написано сто раз одно и то же слово.

Учитель: Как вы думаете, что было написано на листе бумаги? (ответы учащихся)

Учитель: На листе бумаги было написано слово «ПОНИМАНИЕ».

– И действительно в семьях царит мир и любовь, когда есть понимание. Понимание! Объясните смысл этого слова. (Выслушиваются ответы детей, а затем и родителей)

Учитель: Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье, то кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно, это родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь. Пусть во всех семьях будет взаимопонимание!

Учитель: Ребята, а наш класс можно назвать семьей? (выслушиваются ответы детей) Если мы одна большая семья, то у нас также должно быть взаимопонимание. Мы должны научиться слушать и слышать друг друга, поддерживать друг друга и уметь договариваться.

Основная часть.

Учитель: А теперь начинаем наши состязания.

1 конкурс: «Визитная карточка семьи».

Учитель: Каждая семья презентует визитную карточку о себе (домашнее задание), семья должна рассказать о своих семейных праздниках, традициях и о любимом семейном занятии (хобби). (Жюри оценивает команды).

Конкурс 2. «Разминка» 

Родители и дети по очереди отвечают на задание.

1.(детям) Есть в каждой комнате.

Об этом понятии идёт речь на уроках математики.

Его используют для наказания непослушных детей. (угол)

2.(родителям) Если его нет, то радости нет.

Его желают друг другу.

Его не купишь ни за какие деньги. (здоровье)

3.(детям) Им называют выступление в цирке, на эстраде.

Он определяет каждый дом и квартиру.

Его записывают в тетрадь, когда выполняют упражнение. (номер)

4. (родителям) От неё становится теплее и радостнее.

Больше всего её у бабушки, а у мамы часто, когда она приходит с работы, она исчезает. Дети так нуждаются в ней. (доброта)

5. (детям). Когда человек несёт всё к себе в дом, надо оно ему или не надо.

Он не любит дарить подарки и делиться.

И лучше у него ничего не просить, всё равно не даст. (жадина)

6. (родителям) Он есть у взрослых, умных людей.

Его делают в лаборатории.

Он приходит постепенно, с годами.

Его рекомендуют побольше набираться. (опыт)

7. (детям) Каждый человек о нём мечтает.

Никто не знает, где его искать.

Ещё говорят, что оно не в деньгах. (счастье)

8. (родителям)Её всегда нам не хватает, и поэтому мы часто желаем её уходящему. Кому-то она сопутствует, поэтому он счастлив. Когда она бывает, говорят: «Ну и повезло!» (удача). Жюри оценивает команды.

Конкурс 3. «Семейная реликвия» Дети рассказывают о семейных реликвиях, которые помещены на выставочном столе. (Жюри оценивает команды).

Конкурс 4. «Знаю ли я своего ребенка?»

Родители и дети одновременно отвечают на листе бумаги вопросы.  

Вопросы

     1.Какой любимый цвет вашего ребенка?

     2.Какой у него любимый праздник?

     3.Какое любимое блюдо вашего папы?

     4.Назовите любимую телепередачу вашей мамы.

     5.Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

     6.Как зовут друзей вашего ребенка?

     7.Где после школы училась ваша мама?

     8.Какой у него любимый учебный предмет?

     9.Под каким знаком Зодиака родился ваш папа?

     10.Назовите любимый цветок вашей мамы.

     11.Что в первую очередь сделает родитель, когда придет с работы, а ребенок из школы?

     12.Назовите любимый праздник мамы?

     13.Назовите любимую одежду ребенка?

     14.Какой любимый предмет в школе ребенок любит?

(Жюри оценивает команды).

Конкурс 5«Найди своего ребенка»

Предлагается на ощупь по голове найти своего ребенка.

Конкурс 6. «Весёлые покупки».

Учитель: составление списка покупок и совместные походы в магазин, занятие, которое объединяет детей и родителей, ваша задача в этом конкурсе составить список продуктов, которые нужны для приготовления борща и с закрытыми глазами, нужно выбрать нужные продукты и положить их в корзину.

(Жюри оценивает команды).

Конкурс 7. «Пойми меня»

Родители и дети так много времени проводят вместе и часто обращаются друг к другу с одной и той же просьбой, поэтому должны научиться понимать друг друга без слов. Участники команд получают карточки с короткими фразами-просьбами, с которыми часто родители и дети во всех семьях обращаются друг к другу. Дети- родителям, а родители -детям передают пантомимой содержание типичных просьб.

Для детей:

1. Купите мне новый телефон!

2. У меня болит голова/живот. Можно я не пойду в школу?

3. Помогите мне решить задачу!

4. Можно мне пойти погулять

5. Тебя вызывают в школу.

6. Купи мне платье и туфли на высоком каблуке.

Для родителей:

1. Надень шапку! Холодно!

2. Сделай музыку тише!

3. Помоги мне подвинуть шкаф!

4. Сходи за хлебом.

5. Вставай, а то опоздаешь в школу!

6. Выключай компьютер и садись делать уроки!

Конкурс 8. Домашнее задание «Чем богаты, тем и рады»

Родители и дети совместно представляют традиционное, любимое блюдо семьи.

Учитель: А теперь давайте встанем в большой круг, возьмемся за руки «Венок положительных чувств и радостных минут»

Участники мероприятия, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на мероприятии. Ведущий говорит, что данный венок позволяет положительным чувствам и радостным минутам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей и учителей. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

Учитель: У вас у каждого есть смайлики, веселые, грустные, равнодушные, удивленные. (У детей смайлики маленького размера, а у родителей - большого). Выходите к доске и прикрепляйте смайлики в соответствии с теми эмоциями, которые вы испытываете после нашего мероприятия.

3.Заключительный этап.

Подведение итогов, награждение дипломами и памятными призами победителей и участников конкурсной программы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!