СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативный модуль ДООП «Академия юного исследователя» по профориентации

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из модулей профориентационной проектной работы обучаемых является тематический раздел, связанный с осознанным выбором будущей профессии и самомотивацией к созданию индивидуального профориентационного проекта как профессиональной пробы ученика. Профориентационный проект является долгосрочным элементом профессионального самоопределения обучаемого, выявляет более эффективно его личностные ресурсы в будущей профессиональной области.

Просмотр содержимого документа
«Вариативный модуль ДООП «Академия юного исследователя» по профориентации»

Пояснительная записка к вариативному модулю ДООП «Академия юного исследователя», педагог Мишучков А.А.

Одним из модулей профориентационной проектной работы обучаемых является тематический раздел, связанный с осознанным выбором будущей профессии и самомотивацией к созданию индивидуального профориентационного проекта как профессиональной пробы ученика. Профориентационный проект является долгосрочным элементом профессионального самоопределения обучаемого, выявляет более эффективно его личностные ресурсы в будущей профессиональной области.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ содержит положения о профессиональной ориентации обучающихся «дополнительное образование детей направлено, в том числе, на обеспечение их профессиональной ориентации» (ст. 75.1).

В системе среднего и дополнительного образования созданы достаточные условия и средства для выбора будущей профессии учащимися, в которую вовлечены педагоги и родители, будущие работодатели. Современная образовательная среда с информационными ресурсами Интернет-пространства обеспечивает эффективные условия определения личностью индивидуального профессионально-образовательного маршрута с учетом своих интересов, способностей, соответствия требованиям, предъявляемым профессией, а также запросам рынка труда.

Как отмечает А.В. Тужилкин, зав. кафедрой теории и методики обучения технологии и экономики ГБОУ ДПО НИРО важно в системе профориентационного обучения в рамках сетевого взаимодействия школ с учреждениями профессионального, дополнительного и высшего профессионального образования «использование технологий проектной деятельности, способствующих профессиональному самоопределению школьников через включение их в различные виды деятельности (маркетинговую, экономическую, дизайнерскую, аналитическую, технологическую и т. д.)»1. Используется методология проектирования профессионального пути – создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений2. Профориентационный творческий проект учащегося является профессиональной пробой (профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В средних школах России реализуются Программы по профориентационной работе, созданы Центры профориентационной работы, в старших классах ведутся дисциплины по профориентации, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом. Целью профориентационной работы является «создание системы действенной профориентации в школе в соответствии с требованиями ФГОС, которая будет способствовать формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации». В задачах Программы по профориентационной работе прописывается «выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, края». Например, в течение года согласно Плана мероприятий Центра профориентационной работы МАОУ СОШ №94 Краснодара (база моего творческого объединения) на 2022-2023 учебный год предполагается участие учащихся в социальнозначимых проектах, проектная деятельность. Реализуют эту задачу – учитель по дисциплине «Индивидуальный проект», учителя-предметники как школьные руководители проектов, социальный педагог, классные руководители.

В 10 - 11 классах по дисциплине «Индивидуальный проект» каждый старшеклассник готовит свой творческий проект и защищает в конце первого полугоде в 11 классе. Занятия проходят в 10 классе 1 раз в неделю, в 11 классе – 2 раза в неделю. Поскольку, в целом, учащиеся в старших классах готовятся к ЕГЭ и подготовке к поступлению в вузы. Проектная работа зачастую становится в ряду других «необязательных» предметов вне рамок подготовки к ЕГЭ. Отсюда снижение требования к себе и к своей проектной работе, в большинстве своем проектные работы в современных школах носят имитационный характер. Только от таланта педагогов, школьных руководителей проекта, зависит творческий и инновационный характер работы, ее профориентационный характер.

Данная программа «Академия юного исследователя» предназначено для педагогов школы, чтобы раскрыть более полно проектный потенциал обучаемых, создать авторские профориентационные проекты, способные иметь коммерческий успех и успех в конкурсном движении. Создание таких творческих проектов учащихся возможно только в творческой команде педагогов системы средней, высшей школы и дополнительного образования. Оптимальной является команда в профориентационном проекте следующая: школьный руководитель – учитель-предметник школы, научный руководитель – работник высшей школы, консультант – работник предприятия, базы профориентационного проекта, тьютор конкурсного движения – педагог дополнительного образования, который выводит работу на уровень профессиональных конкурсов, грантовых проектов, коммерциализации продуктов проекта, помогает обучаемому в своем творческом объединении создать уникальный творческий профориентационный проект, который станет первой масштабной профориентационной пробой ученика. Педагог дополнительного образования может стать в реализации творческих проектов учащихся незаменимым звеном. Позволяя эффективно во внеурочное время подготовить более качественно профориентационный проект в команде единомышленников, овладеть необходимыми навыками, знаниями и компетенциями по своей будущей профессии.

Представим профориентационный модуль в содержании ДООП «Академия юного исследователя», который является первым этапом в подготовке профориентационного проекта с обучаемыми. Результатом его становится осознанный выбор обучаемыми будущей профессии и включенность в профессиональную пробу через создание профориентационного портфолио с материалами профориентационной диагностики и тренингов. Он включает в себя индивидуальный профориентационный маршрут3. Такая система может включать следующие элементы: подсистема мотивации (мотивационные тренинги, беседы или выступления, активирующие детей на поиск своего профессионального призвания), подсистема ориентирования (тестирование и собеседование с экспертом по карьере или психологом, мероприятия с использованием игротехнологий, ознакомительные мероприятия), подсистема наставничества, подсистема формирования и развития компетенций.

Модуль «Основы профориентационного портфолио» - 16 ч.

1 тема: Профессиональное самоопределение (4 ч.)

Теория. Профессия как жизненное призвание. Формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий. Профессия, специальность, специализация, квалификация. Типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Профессиональное образование. Пути освоения профессии. Профессии моих родителей. Трудовые династии. Профессиональные проекты и продукты моих родителей, знакомых.

Профессии прошлого и будущего. Изучение истории развития профессий и прогнозирование профессий будущего. Атлас профессий XXI века. Обзор сфер профессий: биотехнологии, водный транспорт, добывающие отрасли, ИТ-сектор, авиация и космос, медицина, наземный транспорт, нано -технологии, робототехника, экология моря, строительство, добыча и переработка полезных ископаемых, энергетика, экология окружающей среды, финансовый сектор, социальная сфера, индустрия детских товаров и сервиса.

Классификация профессий по Е.А. Климову. Цифровое профориентационное портфолио.

Практика. Создание цифрового профориентационного портфолио обучаемого. Тренинг «Мир профессий». Диагностика: «Карта интересов» Е.А. Климова. Участие в открытых онлайн-уроках «Проектория». Составление таблицы «Профессиональные проекты и продукты моих родителей, знакомых». Составление профессиограмм профессий родителей. Профориентационная методика «Формула профессии» - методика Н.С. Пряжникова в модификации Г. Резапкиной.

2 тема: Человеческий капитал и профессиональное самоопределение (4 ч.)

Теория. Сущность и содержание человеческого капитала личности, его востребованность на рынке труда. Надпрофессиональные качества работника. Развитие навыков целеполагания и планирования. Умение и требования, которые предъявляет профессия. Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности.

Психические процессы, важные для профессионального самоопределения. Общее представление о видах психических процессов и их влияние на профпригодность человека. Память, внимание, мышление, их виды. Определение типа мышления. Мышление и операции мышления. Темперамент и характер. Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации. Влияние темперамента на выбор профессии. Самооценка и уровень притязаний, формула успеха. Эмоции, ценности, интересы и склонности – их влияние на профпригодность человека. Чувства, мимика, агрессия. Тест эмоций, тест внутренней свободы и личных границ. Способности человека и их влияние на выбор профессии, на профпригодность. Виды талантов. Здоровье и выбор профессии.

Мотивы выбора профессии (хочу, могу, надо). Определение внутренних склонностей и интересов на основе результатов общепредметной подготовки («хочу»). Способы исследования способностей человека и формирования опыта профессиональной деятельности на основе прохождения профессиональных проб («могу»). Социально востребованные профессии на рынке труда («надо»).

Основные причины ошибок выбора профессии. Самомотивация выборе профессии.

Практика. Игротренинг «Связь времен». Игра «ПрофиX». Диагностика: опросник Айзенка, опросник Голланда, «Теппинг-тест», «Профессиональная пригодность и здоровье».

3 тема: Личный профессиональный план (4 ч.)

Теория. Индивидуальный профессиональный план. Профессиональное прогнозирование и самоопределение. Карьера: понятие, виды, стратегии. Профессиональная карьера, ее формы. Этапы построения карьеры. Структура плана профессиональной карьеры. Выявление карьерных якорей. Формирование представления о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей.

Знакомство с личным профессиональным планом (ЛПП), его параметрами и значением в проектировании профессионального пути, умение составлять ЛПП для выбранной и прогнозировать правильности выбора будущей профессии. ЛПП и профориентационный проект.

Учреждения профессионального образования. Правила выбора учебного заведения и профессионального образования.

Практика. Игра-квест «Выбор». Выбор учебного заведения. Мозговой штурм карьерного вызова. Определение профессионального типа личности. Составление и анализ личного профессионального плана. работа со схемой ЛПП по Е.А. Климову и опросником ЛПП Н.С. Пряжникова. Составление индивидуальной профессиограммы. Методика «Профессьянс» (Н. С. Пряжников)

4 тема: Имидж, портфолио, резюме. Способы поиска работы (4 ч.)

Теория. Составляющие имиджа. Структура и содержание профориентационного портфолио, его наполнение. Навыки самопрезентации. Особенности резюме. Основные требования к составлению резюме. Рассылка резюме. Использование сети Интернет для поиска и размещения информации.

Способы поиска работы Непосредственное обращение гражданина к работодателю. Обращение в государственную службу занятости. Использование негосударственных посреднических фирм. Анализ объявлений о вакансиях, размещенных в печатных изданиях, на радио и телевидении, на улицах и др. Собеседование, особенности прохождения.

Практика. Игра «Работодатель» (собеседование). Составление рекламного объявления, работа с интернет-ресурсами. Составление личного резюме. Составление эссе «Мой профессиональный выбор».

Вариативная часть модуля (6 ч.): Экскурсии в Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) и ГКУ КК "Центр занятости населения города Краснодара"; игротехники «Профессиональное лото», «Компас новых профессий», «Курьер, прощай», «Карта будущего», «Профессии будущего», «Путь в будущее», «Свои в будущем», «Специалист будущего», квест «Путешествие героя в поисках счастливой профессии»; уроки от профессионала, нетворкинг «Генеральные встречи», .

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Твоя профессиональная карьера : учебник для 8—9 классов / под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. — М. : Просвещение, 2013. — 198 с.

  2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника (информационная подготовка к выбору образования) / авт.-сост. : Л. Н. Бобровская, Е. А. Сапрыкина. 8—9 классы. — М. : Глобус, 2008.

  3. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника : учебно-метод. пособие / З. М. Молчанова. — М. : Глобус, 2008. — 125 с.

  4. Моя будущая профессия. Тесты по профессиональной ориентации школьников. 8 класс : пособие для общеобр. организаций / К. Г. Кузнецов, О.Л. Кувшинова, А. Г. Серебряков [и др.]. — М. : Просвещение, 2017. — 80 с.


Рекомендуемые ресурсы для учащихся:

  1. Проектория

  2. Билет в будущее: https://bvbinfo.ru/

  3. Профессиональное обучение без границ

  4. Школа реальных дел

  5. Большая перемена

  6. Азбука профессий и специальностей: http://rodn-i-k.narod.ru/asb_prof.htm.

  7. Всероссийская программа по развитию системы ранней профориентации «Zасобой»: https://засобой.рф/.

  8. Интерактивный выбор профессии: http://www.futurejob.ru/.

  9. Интерактивная сеть организаций и проектов: http://www.xn--80akjhuieke7k.xn--80asehdb/

  10. Ваше рабочее место: http://www.rabochee-mesto.com/

  11. Время выбрать профессию: http://www.proftime.edu.ru/

  12. Выбор профессии: https://www.ucheba.ru/prof

  13. Информационно-справочная система «Абитуриент»: http://old.urc.ac.ru/abiturient/index.html

  14. Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций: http://www.kcp24.ru/

  15. Маяк профессионального образования: http://prof-mayak.ru/

  16. Мое образование: https://moeobrazovanie.ru

  17. Мой ориентир: http://мой-ориентир.рф

  18. Профориентация – кем стать!?: http://proekt-pro.ru/

  19. Профориентация для взрослых: смена профессии: http://www.profguide.ru/

  20. Профориентация и самоопределение с Натальей Грэйс. Найти себя: http://proforientation.ru/

  21. Профориентация: кем стать?: https://proforientator.ru/

  22. Справочник профессий: http://www.e-xecutive.ru/professions

  23. Электронный музей профессий: http://www.profvibor.ru/

  24. Энциклопедия по трудоустройству: https://www.rabotka.ru/

  25. Атлас новых профессий: http://atlas100.ru/

  26. Кванториум. федеральная сеть детских технопарков: http://roskvantorium.ru/

  27. Поколение 2025. центр молодежных и предпринимательских инициатив: http://pokolenie2025.com/

  28. The Digital Skills Portal – европейская цифровая платформа, предоставляющая открытые onlain-курсы по развитию современных востребованных навыков и развитию карьеры; https://duedigital.com/.

  29. NICE (Network for innovation in career guidance and counselling in Europe) – европейская сеть для академической подготовки людей, которые практикуют профориентацию и консультирование; http://nice-network.eu/.

  30. CEDEFOP (The European Centre for the Development of vocational training) – Европейский центр по развитию профессионального обучения; http://www.cedefop.europa.eu/.

  31. Skillsnet координируется Cedefop и объединяет высококвалифицированных исследователей и экспертов со всего мира для представления и обсуждения результатов и методов исследований и анализа новых и меняющихся потребностей в навыках, а также среднесрочных и долгосрочных перспектив навыков, доступных на рынке труда; http://www.cedefop.europa.eu/en/events-andprojects/networks/skillsnet.

  32. MOOCS (Massive online open courses) – открытые бесплатные курсы по формированию различных компетенций, в т. ч. навыков построения карьеры. https://platform.europeanmoocs.eu.



Рекомендуемая литература для педагога:

  1. Бережных В.В. Профильная подготовка как средство социализации молодежи в региональной системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Москва, 2003. - 135 с.

  2. Бережных В.В. Профильная подготовка как средство социализации молодежи в региональной системе дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Рос. междунар. акад. туризма. - Москва, 2003. - 29 с.

  3. Бобкова Н.Д. Профориентация молодежи: теории и практики : учебное пособие по курсу "Технологии развития экономической активности: молодежное предпринимательство, карьера молодежи" / Н. Д. Бобкова, С. С. Гиль, С. В. Малин ; Курганский гос. ун-т. - Курган : Курганский гос. ун-т, 2009. - 116 с.

  4. Будагов Г.П. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в условиях сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Будагов Г.П., [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. - Владикавказ, 2012. - 208 с.

  5. Васильченко М. Современная профориентация: как искать дело жизни : графологическая практика : 12+ / Максим Васильченко. - [Б. м.] : Издательские решения, 2020. - 117 с.

  6. Горелов А.П. Профессиональная ориентация молодежи средствами спортивно-оздоровительного туризма и краеведения в системе дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Сходня, 2003. - 173 с.

  7. Жураковский В.М. Профессиональное самоопределение - дорога в постиндустриальный мир. - Москва : Российский государственный университет нефти и газа, 2021. - 170 с.

  8. Зуева Ф.А. Профессиональное репродуцирование потенциала личности учащихся в образовательном процессе : монография / Ф. А. Зуева ; - Челябинск : ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2007. - 168 с.

  9. Коваленко Н.В. Педагогические основы теории и практики профессионального самоопределения : учебно-методическое пособие / Н. В. Коваленко ; МАОУ ДПО ИПК, ЧОУ "Школа-интернат № 19 среднего общего образования ОАО «РЖД». - Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК, 2021. - 108 с. :

  10. Коликова Е.Г. Создание новых возможностей для профориентации и освоения обучающимися современных профессиональных компетенций на основе инструментов движения WorldSkills : учебно-методическое пособие / Е. Г. Коликова, П. С. Яковлев, М. С. Гаврилов ; ГБУ ДПО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования". - Челябинск : ЧИППКРО, 2018. - 47 с.

  11. Кононогова О.И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждении дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Юж. федер. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2007. - 17 с.

  12. Кузнецов А.В. Профессиональное самоопределение личности в условиях предпрофильной подготовки в учреждении дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Ульяновск, 2004. - 333 с.

  13. Кузнецов А.В. Теория и практика профессионального самоопределения личности в условиях предпрофильной подготовки учреждения дополнительного образования : коллективная монография / А. В. Кузнецов, О. И. Донина, Т. Ф. Есенкова ; - Ульяновск : Акад. пед. и социальных наук : Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2006. - 360 с.

  14. Кустов Ю.А. Профориентация учащихся в социуме : монография / Ю. А. Кустов, В. Н. Жирнова, С. В. Стацук ; Волжский ун-т им. В. Н. Татищева. - Тольятти : ВУиТ, 2008. - 183 с.

  15. Лебединская Н.А. ПрофориентациЯ - Успех II : [учебное пособие] / Н. А. Лебединская. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. – 165с.

  16. Мазник А.Ф. Сетевая организация профильного обучения на основе взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Сочи, 2004. - 153 с.

  17. Мансурова Е.Х. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению в системе субъектно-развивающего дополнительного образования детей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Мансурова Елена Харисовна; [Место защиты: Башкир. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы]. - Уфа, 2012. - 207 с.

  18. Махлеева Л.В. Становление профессиональной самоидентичности школьников в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Махлеева Людмила Владимировна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»]. - Белгород, 2021. - 260 с.

  19. Маятин А.В. Организация допрофессиональной подготовки старшеклассников в области компьютерных технологий в учреждении дополнительного образования детей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Санкт-Петербург, 2005. - 202 с.

  20. Методология и опыт реализации профориентационного проекта "Детская школа сельского туризма": методическое пособие / Упр. дополнительного образования и профориентационной работы ; [сост.: Поздышева Л. Ф., Тимофеева Н. Ю.]. - Иваново : Ивановская гос. с.-х. акад. им. акад. Д. К. Беляева, 2015. - 43 с.

  21. Мишина Н.В. Профессиональная ориентация подростков средствами художественно-проектной деятельности в условиях дополнительного образования : монография / Н. В. Мишина, З. М. Явгильдина. - Казань : Казанский гос. ин-т культуры, 2019. – 107 с.

  22. Накохова Р.Р. Психологическое сопровождение выбора профессии у старшеклассников: учебно-методическое пособие для системы дополнительного профессионального образования / Накохова Рида Рашидовна. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва; Университетская кн., 2011. – 184 с.

  23. Никулин С.К. Системный анализ проблем воспитания и профориентации в дополнительном образовании детей и молодёжи в области научно-технического творчества : (Метод. пособие) / Никулин С.К., Полтавец Г.А.; М-во образования Рос. Федерации. Центр техн. творчества учащихся. - М. : Изд-во МАИ, 2002. - 187 с.

  24. Никульников А.Н. Организация профориентационной работы в учреждениях дополнительного образования : учебное пособие / А. Н. Никульников ; Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2021. - 85 с.

  25. Нысанов А.Т. Развитие культуры профессиональной ориентации старшеклассников в сетевом взаимодействии системы дополнительного образования : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Нысанов Адэль Туребекович; [Место защиты: Челяб. гос. ин-т культуры]. - Челябинск, 2017. - 26 с.

  26. Онлайн-пробы как средство формирования полноценного погружения в профессиональную деятельность и последующую рефлексию его обучающимися. - Кемерово : Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2021.

  27. Организация профессиональных проб : практикум / Департамент образования администрации города Томска [и др.] ; [редакторы: Н. Р. Огнева, Д. И. Спичева]. - Томск : Изд. Дом Томского гос. ун-та, 2019. - 161 с.

  28. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников : диагностика и развитие проф. зрелости / Т. Л. Павлова. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2005. – 118 с.

  29. Павлова, М. Б. Метод проектов в технологическом образовании школьников : пособие для учителя / М. Б. Павлова, Дж. Питт, М. И. Гуревич, И. А. Сасова ; под ред. И. А. Сасовой. — М. : Вентана-Граф, 2003. – 200 с.

  30. Парнов Д.А. Профориентация подростков: теория и практика : монография / Д. А. Парнов, С. В. Жундрикова ; Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт. - Москва : МИТУ-МАСИ, 2020. - 260 с.

  31. Почекутова Л.Г. Допрофессиональная подготовка учащихся средствами регионального природно-рекреационного потенциала в условиях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08. - Сходня, 2004. - 141 с.

  32. Профессиональная ориентация учащихся в учреждениях дополнительного образования детей : учебное пособие / Никулин С. К. [и др.] ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральный центр технического творчества учащихся. - Москва : [б. и.], 2006. - 480 с.

  33. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы : коллективная монография / АНО ДПО "Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании"; отв. ред. С. В. Панина. - Киров : МЦИТО, 2020.

  34. Профориентационная работа в общеобразовательных организациях: использование ресурсов среднего профессионального и дополнительного образования : сборник программ курсов внеурочной деятельности на основе профессиональных проб / Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области", РИП-ИнКО "Обновление деятельности профессиональных образовательных организаций в современных условиях" ; авт.-сост. В. В. Дзюба, А. Н. Романча. - Омск : БОУ ДПО "ИРОО", 2019. – 190 с.

  35. Профориентация : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2013. – 493 с.

  36. Профориентация и профессиональное самоопределение школьников в учреждении дополнительного образования : учебно-методическое пособие / МАОУ ДПО ИПК ; МАОУ ДОД "ДЮЦ "Орион" ; [авторы-составители: С. Н. Липатова и др.] ; под редакцией к.п.н., доцента С. Н. Липатовой. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2018. - 127 с.

  37. Пряжников Н.С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами : методическое пособие работникам профориентационных центров, профконсультантам, студентам вузов, педагогам учреждений начального и среднего профессионального образования, работникам психологическим служб учебных заведений, учителям старшей ступени школы / Н. С. Пряжников. - Москва : Академия, 2014. – 286 с.

  38. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях : тесты, методики, критерии оценки / [ред.-сост. Столяренко Л. Д.]. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006 (Ростов н/Д : Книга). – 410с.

  39. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы : практ. рук. для кл. рук. и шк. психологов : сценарии занятий по профориентации (9 кл.) как часть предпрофил. подгот., групповые занятия с элементами тренинга "Познавая себя и окружающих" (10 кл.), тренинг по подгот. к экзаменам "Уверенность" (11 класс), диагностика учащихся / М. Ю. Савченко. - М. : Вако, 2005. – 238 с.

  40. Силкина Н.А. Организация профориентационной работы с учащейся молодежью на промышленных металлургических предприятиях : проектный подход : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Силкина Наталья Александровна; [Место защиты: Белгород. гос. нац. исслед. ун-т]. - Белгород, 2014. - 266 с.

  41. Степанов В. Г. Профориентация и профессиональное развитие школьников и взрослых : монография / В. Г. Степанов ; М-во образования Московской обл., Московский гос. обл. ун-т. - Москва : Московский гос. обл. ун-т, 2007. - 232 с.

  42. Степанов В.Г. Профориентация. Функциональная асимметрия мозга и выбор профессии : [учебное пособие] / В. Г. Степанов. - Москва : Акад. проспект, 2008. – 446 с.

  43. Столяренко Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Москва : Оригинал-макет, 2017. - 330 с.

  44. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И. С. Сергеев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2005. — 80 с.

  45. Формирование проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования : методическое пособие / авт.- сост. : О. В. Плетенева, О. В. Тулупова, В. В. Целикова, В. Я. Бармина. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 134 с.

  46. Тарлавский В.И. Научно-методические основы проектирования и реализации педагогических технологий профессиональной ориентации. - Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2021.- 120 с.

  47. Технологии, способствующие саморазвитию и самоопределению воспитанников в учреждении дополнительного образования детей: методическое пособие / [Ивановская Л. В., Демина И. В., Целогуз Е. П. и др.] ; АНО ДО "Сибирский институт непрерывного дополнительного образования". - Омск : Полиграфический центр КАН, 2016. - 154 с.

  48. Тимерьянова Л.Н. Формирование готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению : монография / Л. Н. Тимерьянова ; Гос. авт. образовательное учреждение дополнительного проф. образования Ин-т развития образования Республики Башкортостан. - Уфа : Изд-во ИРО РБ, 2012. - 195 с.

  49. Формирование профессионально-личностного самоопределения обучающейся молодежи на основе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования : монография / Т. Е. Климова, М. В. Романова, Е. П. Романов, С. Н. Юревич ; - Магнитогорск : Магнитогорский гос. технический ун-т, 2015. - 123 с.

  50. Экосистема школы: пространство профессиональных проб через сквозные технологии НТИ : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ГАУДОО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" [и др.]. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2021. - 174 с.

  51. Ястребова Г.А. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по использованию дополнительного образования как ресурса профессиональной ориентации и профессионального самоопределения детей с ОВЗ / Г. А. Ястребова, Ю. С. Богачинская, Е. В. Кулакова. - Москва : Российский ун-т дружбы народов, 2020. – 85 с.



1 Тужилкин А.В. Проектирование траекторий профессионального самоопределения : учебная программа практико-ориентированного предпрофильного профориентационного курса для обучающихся 8—9 классов образовательных организаций / авт.-сост. :А. Ю. Тужилкин, И. А. Симонов. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2018. — С.12.

2 Корчак Т.А. Методические рекомендации по организации на системной основе проведения профориентационных мероприятий для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования с привлечением ресурсов профессиональных образовательных организаций и предприятий с целью обеспечения раннего и осознанного выбора обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории с учетом перспектив направления развития экономики и социальной сферы региона: / Т. А. Корчак; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2022. – С. 4.

3 Назарова У.А., Терлецкова Е.В. Системная поддержка выпускника: индивидуальный профориентационный маршрут// Информационно-аналитические материалы, содержащие описание и

анализ лучших практик профориентационной работы с молодежью субъектов РФ. М., 2018 г. – С.236.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!