СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Варианты заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОП.03 Менеджмент

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Варианты заданий для проведения текущего контроля по дисциплине ОП.03 Менеджмент»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»

УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

СТО СМК 4.2.01 - 2017

Лист 0/6


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

__________________/Козлова И.В.

от «___»______________20__ г.





Варианты заданий

для проведения текущего контроля



по дисциплине ОП.03 Менеджмент

для студентов 4 курса

специальности 09.02.05 Прикладная информатика



СОСТАВИТЕЛЬ(И)

Преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК» ___________/Семисинова С.Л./


РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии филологических и социально-экономических дисциплин

Протокол № __ от ______ 201_ г.

Председатель ______________/Радунович Н.П./













ОДОБРЕНО

Методист ПЦК _________________/Горелов В.С../





Рассмотрено на заседании ПЦК

« » __________20__ г.


Протокол №___от________20__г.


Председатель ПЦК

___________/ Радунович Н.П./




ОП.03. Менеджмент


Перечень вариантов заданий


Подпись преподавателя ___ /Семисинова С.Л../


«Утверждаю»

Заместитель директора по НМР


___________/Козлова И.В./


«___» ___________ 20__ г.


Раздел 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента

Тема 1.1. Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современной организации

  1. Каковы основные этапы эволюции концепций менеджмента?

  2. Что представляет собой менеджмент как элемент практической деятельности?

  3. Какие факторы обеспечивают возникновение и развитие менеджмента?

  4. Каковы цели и задачи менеджмента?

  5. В чем состоят основные недостатки школы научного управления?

  6. Каковы основные концепции административной школы?

  7. Каковы концепции поведенческой школы?

  8. В чем особенность каждой из перечисленных в разделе школ управления?

  9. В чем состоят различия между японской и американской моделями менеджмента?

  10. Подготовить реферат на одну из указанных тем:

Менеджмент как наука, практика, искусство.

Социальная ответственность менеджмента.

Предпосылки появления понятия «менеджмент».

  1. Как соотносятся понятия «управление» и «менеджмент» .

  2. В чём находит своё отражение сочетание субъективных и объективных факторов менеджмента.

  3. Составить доклад двух представителей, внесших значительный вклад в развитие научного менеджмента в России.

  4. Выполнить тестовые задания: выбрать один правильный ответ из предложенных

  1. Содержанию какого понятия соответствует следующее определение – процесс целенаправленного воздействия на объект – это?

1) Менеджмент

2) Управление

3) Функция менеджмента

2. Что есть основой мотивации труда в японских корпорациях?

1) Получение высоких материальных вознаграждений

2) Гармонизация между трудом и капиталом

3) Признание заслуг

4) Достижение конкуретного преимущества

5) Постоянное повышение квалификационного персонала

3. Основоположник научной школы управления?

1) Ф.Тейлор

2) Э.Мэйо

3) А.Богданов

4) А.Файоль

4. Менеджмент, как наука об управлении, стала рассматриваться с появлением:

1) Школы «человеческих отношений»

2) Современных количественных методов обоснования управленческих решений

3) Классической школы управления

4) Достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления

5. Какая школа предусматривает три подхода к управлению: процессный, количественный и ситуационный:

1) школа человеческих отношений

2) административная школа

3) школа науки управления

4) классическая школа управления

6. Менеджмент – это:

1) наука

2) искусство

3) наука и искусство

7. Родина менеджмента?

1) Россия

2) Австралия

3) США

8. Конечной целью менеджмента является:

1) развитие технико-экономической базы фирмы

2) обеспечить прибыльность фирмы

3) рациональная организация производства

4) повышение квалификации и творческой активности работника

9. Можно ли рассматривать содержание «менеджмент» как:

- науку и практику управления; организацию управления фирмой; процесс принятия управленческих решений?

1) можно

2) нельзя

10. Главная цель менеджмента любой организации:

1) занятие руководящих постов в организации

2) повышение результативности и эффективности работы фирмы

15. Выполнить задание и ответить на следующие вопросы:

Как средневековый уклад жизни в Японии мог оказать влияние на особенности японской модели менеджмента в XX в.? Каковы особенности менеджмента в этой стране?

Текст задания:

До начала XVII века жизнь в Японии была на подъеме: развивались ремёсла, расцветало искусство, шла оживленная торговля с другими странами. Но после 1603г., когда императором стал И.Токугава, вся жизнь в Японии оказалась «под контролем». Из страны изгнали иностранных граждан, запретили христианство, что отрезало Японию от остального цивилизованнного мира на 250 лет. Жизнь всех японцев – профессиональные занятия, быт, обычаи и развлечения – оказались за своеобразным «железным занавесом», В стране был введён режим жестокой экономии.

В 1969г. в Японии издали указ, в соответствии с которым крестьяне должны были «… быть предусматрительными. Поэтому целесообразно не кормить рисом жен и летей во время сбора урожая, а оставлять его на будущее. Вместо риса следует питаться просом, овощами и другой грубой пищей. Листья, упавшие с деревьем, нужно собирать, чтобы использовать в пищу в случае голода. Во время сева и сбора урожая, когда крестьяне много работают, питаться нужно лучше, чем обычно. Если жена пренебрегает своими обязанностями домохозяйки и часть пьет чай или гуляет по окресностям, то какой бы красавицей она ни была, с ней надо разветись. Крестьянам запрещается курить табак, потому что это вредно для здоровья, отнимает время и стоит денег. А еще это может вызвать пожар»,

По мнению японских предпринимателей в эпоху Средневековья, процветанию дела и накоплению денег мешали:

  • дорогая еда и женщины; шелковые кимоно каждый день;

  • ремонт в доме, пристрастие к чайной церемонии;

  • гуляние во время цветения вишни, катание на лодке, ежедневные ванны;

  • городские увеселительные мероприятия, участие в азартных играх;

  • посещение храма и общение с потусторонним миром;

  • употреблением сакэ по вечерам, частое курение трубки;

  • спонсирование благотворительных соревнований по борьбе;

  • знакомства с актерами и посещение мест развлечений;

  • долги под проценты: более чем 8% в месяц.

10. Составить таблицу, используя заданные параметры.

№ п/п

Школа или направление

в менеджменте

Основные

представители

Основные

достижения

Основные

недостатки











Раздел 2. Организация. Признаки, структура

Тема 2.1. Внешняя и внутренняя среда организации

  1. Перечислите, что является признаками каждой организации?

  2. Сформулируйте главный закон организации?

  3. Каковы основные составляющие внутренней среды органиации?

  4. Что представляет собой внешняя среда организации?

  5. Что представляет собой внешняя среда организации?

  6. Как влияют непредвиденные обстоятельства на организацию?

  7. Каковы огсновные субъекты прямого воздействия?

  8. Что представляет собой иерархический тип структур управления?

  9. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Организация – это

1) группа людей, объединенная общей целью

2) группа людей, владеющая средствами производства

3) группа людей, деятельность которых координируется

4) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели

2. Главная цель, ради которой создана организация, называется:

1) задача

2) миссия

3) подцель

3. Что такое миссия организации?

1) предназначение фирмы

2) микрокультура фирмы

3) структура управления фирмой

4. Внутренняя среда организации – это:

1) люди

2) информационный связи

3) конкуренты

4) законы

5. Внешняя среда прямого воздействия на организацию – это:

1) акционеры, конкуренты, поставщики

2) потребители, торговые предприятия, местные органы

3) все выше перечисленное

6. Происходят ли изменения в элементах внутренней среды организации в процессе ее функционирования?

1) происходят

2) не происходят

7. Внутренняя среда фирмы, по существу, является реакцией на:

1) действие подчиненных

2) задания руководителя

3) внешнюю среду

8. Что поступает в организацию из внешней среды?

1) цели

2) информация

3) ресурсы

4) директивные указания

5) отчетные данные

9. Успех организации определяется?

1) рациональным сочетанием рынка и государственного регулирования

2) ориентаций на человека и его возможности

3) рациональной организацией производства

4) способностью организации адаптироваться к изменениям внешней среды

10. В системе управления организацией – субъект управления это?

1) управляющая подсистема

2) управляемая подсистема

3) связующая подсистема

10. Выполнить задание и ответить на следующие вопросы:

Дайте характеристику внешней среды фирмы за весь период ее существования. Влияние каких факторов имело наибольшее значение? Дайте характеристику внутренней среды фирмы: ее сильные и слабые стороны.

Текст задания:

Пионер российского компьютерного производства (сборка фирма «Аквариус-системс-информ» в апреле 1999 г. объявила о том, что она практически выходит из этого бизнеса и концентрируется на продаже в России зарубежных компьютеров. В связи с тем, что намечался выход на российский рынок таких известных производителей компьютеров, как фирмы «Фудзицу» и «Диджитал», «Аквариус» надеялась добиться успеха в сбытовом бизнесе. Компьютерное производство было решено законсервировать до тех пор, пока не сложатся предпосылки для возврата в «производственный» бизнес.

Сборкой ПК фирма «Аквариус» занялась в 1990 г. Тогда это было революционное начинание. Предприятие открыло свой завод по сборке ПК в г. Шуе Ивановской области. В те августовские дни 1990 г было очень много восторженных отзывов и лестных высказываний по поводу начинания фирмы. Прогнозы были исключительно оптимистичными. Завод в Шуе позволял производить 10 тыс. ПК в месяц. В условиях социалистической экономики важно было вписаться в систему плановых поставок. Фирме «Аквариус» удалось заключить выгодный договор с Союз-ЭВМ-комплектом, осуществлявшем поставки ПК в рамках всего Советского Союза. В соответствии с договором, Союз-ЭВМ-комплект должен был закупить у «Аквариуса» 35 тыс. ПК. Далее эта цифра автоматически увеличивалась до 75 тыс. К весне 1991 завод вышел на производство 6 тыс. ПК в месяц. Однако обвалившийся рубль и введение повышенных таможенных пошлин на комплектующие к компьютерам сделали совершенно невыгодным заключенный в рублях контракт с Союз-ЭВМ-комплектом. Фирма «Аквариус» пошла на разрыв контракта и уплату штрафов. После этого ей пришлось искать покупателей на рынке. Это заставило ее сократить производство до 1 тыс. ПК в месяц. Далее эта ситуация еще усложнилась. В результате производство упало до 200-300 ПК в месяц, а число работников на заводе сократилось втрое: со 150 до 50 человек. Для того, чтобы завод работал безубыточно, необходимо было производить 1,5 тыс. ПК в месяц. Сбыт такого количества фирме был не под силу. Была сделана попытка начать производство кассовых аппаратов. Но она не дала желаемых результатов. В условиях сокращения производства руководство фирмы пыталось сохранить кадры. Однако все-таки вынуждено было пойти на увольнение работников. В 1995 на заводе остались только квалифицированные сборщики, которые выполняли функции охранников и в случае появления заказов на ПК осуществляли их сборку. Трудности «Аквариусу» удалось преодолеть благодаря тому, что фирма пошла на диверсификацию. Переориентировав свой капитал с компьютерного производства на финансовую сферу, а также сферу торговли и строительства, фирма добилась того, что ее годовой оборот в 1997 составил 100 млн. долл. При этом на долю компьютерного направления пришлось только четверть оборота, что было сравнимо с долей оборота в строительстве (20%) и меньше доли оборота, приходящейся на инвестиционные проекты (32% всего оборота). Диверсификация деятельности привела к изменению организационной структуры. Вместо совместного предприятия «Аквариус» возникла группа из десяти практически самостоятельных фирм, действующих в отдельных сферах бизнеса, таких, как строительство, компьютерный бизнес и др. Во главе группы стоит холдинговая компания, которая владеет контрольным пакетом акций.

Тема 2.2. Организационная структура

  1. Перечислити типы организационных структур?

  2. Особенности механистической структуры управления?

  3. В чём различия механистической и органической структуры управления?

  4. Составить схемы организационных структур, отражая в них виды связей и отношений, отличительные черты, достоинства и недостатки.

  5. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Организовать – это значит:

1) создать структуру

2) продавать и покупать материалы

3) проявлять инициативу

2. При формировании структур управления необходимо принимать во внимание следующее:

1) сколько может потребоваться уровней управления, насколько формальным должно быть взаимодействие

2) степень централизации, все ли вопросы должно решать высшее руководство

3) сложность организационной структуры

4) количество уровней управления. Степень формальности их взаимодействия. Степень централизма. Сложность организационной структуры

3. Организационная структура – это

1) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевым, материальными ресурсами

2) вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей посредством обмена

3) система управления, определяющая состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов

4) метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях.

4. Для чего предназначена организационная структура управления?

1) для установления целей организации

2) для обеспечения единства действия всех элементов организации

3) для стимулирования действий работников организации

5. Какие звенья выделяют в организационной структуре управления?

1) производственные, технологические

2) линейные, функциональные

6. В структуре какого типа нарушается принцип единоначалия?

1) функциональная

2) матричная

7. При формировании организационной структуры соблюдение принципа единоначалия является обязательным?

1) да

2) нет

8. Характеристика органического типа организации

1) узкая специализация в работе, работы по правилам, четкие права и ответственность

2) широкая специализация в работе, мало правил и процедур, амбициозная ответственность, уровни управления размыты

2) ясность в уровнях иерархии, объективная система вознаграждения, объективные критерии отбора кадров, отношение формальные и носят официальный характер

4) субъективная система вознаграждения, субъективные критерии отбора кадров, отношения неформальные и носят личностный характер

9. Условия эффективного применения механических организация

1) несложное, стабильное окружение; цели и задачи известны; задачи поддаются делению; задачи простые и ясные; работа измеряема; оплата труда мотивирует; признается данная власть

2) сложное, нестабильное окружение; неопределенность целей и задач; задачи не имеют четких границ; задачи сложные; работу измерить сложно; мотивирование высших потребностей; авторитет власти завоевывается

10. Какие типовые организационные структуры следует отнести к структурам органического типа?

1) матричные

2) линейно-штабные

3) дивизиональные

4) проектные

5) линейно-функциональные

6. Определить типы организационных структур управления (ОСУ), представленных на рисунках, и дать им краткую характеристику:

Тип ОСУ __________________________________________________________

Описание: ________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Тип ОСУ _______________________________________________________

Описание: _____________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Тип ОСУ ____________________________________________________

Описание: ___________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Тип ОСУ __________________________________________________________

Описание: ________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Раздел 3. Функции менеджмента

Тема 3.1. Цикл менеджмента

  1. Дайте понятие функция менеджмента?

  2. Из каких основных элементов состоит процесс планирования?

  3. В чём состоит сущность контроля общей функции менеджмента?

  4. Какова сущность цикла менеджмента?

  5. Почему цикл менеджмента является основой управленческой деятельности?

  6. В чем заключается взаимосвязь отдельных функций управленческого цикла?

  7. Составить конспект по теме: Мотивация как функция управления.

  8. Подготовить сообщение на тему: Какова роль и содержание функции мотивация в отечественных организациях в условиях рыночной экономики?

  9. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Одной из основных функций менеджмента является:

1) наблюдение за ходом производства

2) методическое обеспечение принятия решений

3) планирование

4) издание приказов и распоряжений

2. Планирование – это:

1) процесс определения целей и выбора способов их дистижения

2) процесс, определяющий сильные и слабые стороны предприятия

3) эффективность нововведений, осуществляемых на основе исчисления экономии и текщих затрат.

3. Какое из видов планирования является так же и ежедневным?

1) текущее

2) оперативное

3) долгосрочное

4. Организация в менеджменте – это:

1) процесс взаимодействия людей для реализации определенных целей

2) собрание независимых специалистов

3) объединение экспертов

5. Верно ли, что единственным составляющим успеха организации является производительность?

1) да

2) нет

6. Мотивация относится к управлению:

1) оборудованием

2) трудовыми ресурсами

3) продуктом

6. Определите к какой группе относятся теории ожидания и справедливости?

1) содержательные

2) процессуальные

7. Теория мотивации, согласно которой люди соотносят свое вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу – это теория:

1) справедливости

2) ожидания

8. Планирование, организация, мотивация, контроль – это:

1) функции менеджмента

2) задачи менеджмента

3) аспекты менеджмента

9. Система контроля в организации обычно состоит из:

1) предварительного, текущего, заключительного

2) текущего и заключительного

3) предварительного и заключительного

4) только из текущего контроля

10. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

1) планирование

2) организация

3) контроль

4) мотивация

5) все ответы верны.

10. Решить тест-опросник: если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите рядом с ним «да», если же оно неверно, то – «нет».

Опросник

  1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

  2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.

  3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.

  4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

  5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

  6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

  7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

  8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

  9. Был случай, когда я придумал "вескую" причину, чтобы оправдаться.

  10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

  11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

  12. Иногда, вместо того чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.

  13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.

  14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

  15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

  16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что взять с собой.

  17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

  18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.

  19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

  20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

11. Ответить не личностный опросник: да или нет.

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.

3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.

4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.

8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.

11. Усердие - это не основная моя черта.

12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.

14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.

20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.

24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.

26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.

31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.

33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.

34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.

35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.

37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.

41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

12. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Процесс побуждения себя и других к деятельности по достижению личных целей или целей организации это:

1) организация

2) действие

3) координация

4) мотиваций

2. Какие из перечисленных функций менеджмента базируются на потребностях и интересах работников?

1) планирование

2) организация

3) мотивация

4) контроль

5) руководство

3. Процессуальные теории мотивации основываются на том, как:

1) как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания

2) как ведут себя менеджеры с учетом их восприятия и познания

3) как ведут себя подчиненные с учетом их самооценки и познания

4. В чём основное отличие предварительного, текущего, заключительного контроля?

1) в объеме

2) во времени проведения

3) в методах

5. Планирование, организация, мотивация и контроль – это….

1) функции менеджмента

2) задачи менеджмента

3) аспекты менеджмента

6. Какие из перечисленных функций менеджмента позволяют установить цели организации и обеспечить их выполнение?

1) планирование

2) организация

3) контроль

4) мотивация

5) все ответы верны

7. В соответствии с концепцией Мескона основные (общие) функции управления реализуются в следующем порядке:

1) Планирование, организация, мотивация, контроль;

2) Организация, планирование, контроль, мотивация;

3) Планирование, организация, контроль, мотивация;

4) Мотивация, контроль, планирование, организация;

5) Стратегия, планирование, организация, контроль.

8.Целью планирования деятельности организации является?

1) обоснование затрат

2) обоснование сроков

3) определение целей, сил и средств

4) обоснование численности работников

9. Система контроля в организации обычно состоит из:

1) предварительного, текущего, заключительного

2) текущего и заключительного

3) предварительного и заключительного

4) только из текущего

10. Какие функции обеспечивают взаимосвязи и взаимодействие между элементами системы управления организацией?

1) планирование

2) организация

3) мотивация

4) коммуникационные

13. Выполнить задание и ответить на следующие вопросы:

Что входит в обязанности П.И.Омлетова и позволяет назвать его менеджером? Отметить среди перечисленных те виды работы, которые, на ваш взгляд, являются элементами менеджмента. В качестве ориен­тира скажем, что работа, которую может выполнить любой, не является работой менеджера.

задачи, которые решает П. И. Омлетов:

  • открывать ресторан вовремя;

  • следить за тем, чтобы ресторан был чистым и привлекательным;

  • следить за тем, чтобы персонал хорошо выглядел;

  • поддерживать высокий моральный дух в коллективе;

  • отвечать на телефонные звонки;

  • разбираться с жалобами покупателей;

  • определять рабочее время сотрудников;

  • проверять соответствие сданной выручки кассовым отчетам;

  • сдавать деньги в банк;

  • руководить помощником менеджера;

  • держать под контролем оформление витрин;

  • осуществлять надзор над ремонтными и профилактическими работами;

  • вырабатывать идеи по усовершенствованию;

  • принимать решения о приеме на работу и увольнении сотрудни­ков;

  • делать заказы на пополнение запасов;

  • принимать решения о количестве продуктов и разработке меню;

  • читать корреспонденцию;

  • отвечать на корреспонденцию и выполнять содержащиеся в ней указания;

  • изучать еженедельный отчет о прибылях;

  • предпринимать что-нибудь, если отчет о прибылях показывает неблагоприятное состояние дел.

Текст задания:

Когда-то некий господин Петр Иванович Омлетов управлял рестораном. Это был большой ресторан на главной торговой улице большого города, например Москвы. Ресторан был под­разделением сети ресторанов, охватывающей всю Россию. П. И. Омлетов не был владельцем ресторана, просто владельцы поставили его во главе штата сотрудников и присвоили ему зва­ние «менеджер», что символизировало его ответственность за работу ресторана.

Поначалу П. И. Омлетов думал, что его работа заключалась в том, чтобы продавать продукцию ресторана, но вскоре понял, что продажа блюд была просто средством для достижения цели, а це­лью являлось извлечение прибыли. Он говорил, что его работа точно такая же, как у ведущих менеджеров крупнейших фирм, единственное различие состояло в масштабах бизнеса и количе­стве помощников в распоряжении менеджера.

В распоряжении у П. И. Омлетова были только официанты и помощник менеджера, в то время как ведущий менеджер круп­ной фирмы имел возможность нанять разных работников для вы­полнения задач, которыми непосредственно занимался П. И. Ом­летов. Он отзывался о себе как об очень занятом человеке, кото­рый обеспечивал прибыльность ресторана, да еще так, что она росла с каждым годом. Однажды его друг Александр Сергеевич Бизнесов сказал ему: «Ну, хорошо, вот ты говоришь, что твоя ра­бота — обеспечивать получение прибыли, но это ничего не гово­рит мне о том, что же ты в действительности делаешь весь день в ресторане. Как же ты добиваешься того, чтобы ресторан прино­сил деньги?».

П. И. Омлетов охарактеризовал свою работу так: «Каждый день я слежу за тем, чтобы ресторан вовремя открывался, содержался в полном порядке и чистоте, имел опрятный вид, чтобы в него хотелось зайти и было приятно находиться. Я также должен обеспечить, чтобы весь штат сотрудников выглядел опрятно и имел хорошее настроение. Я отвечаю на телефонные звонки и улаживаю вопросы, связанные с жалобами посетителей. Я обязан согласовывать время отпусков и обедов и составлять соответствующие графики, с тем чтобы посетителей в ресторане обслуживала полноценная смена официантов. Каждый день я везу выручку в банк и проверяю сумму по общим цифрам в сводных отчетах. Мой помощник заполняет все приходящие из главного офиса бланки под моим руководством. Еженедельно я проверяю оформление витрин и слежу за тем, чтобы все ремонтные и профилактические работы проводили быстро и надлежащим образом. Если я хочу осуществить большие перестройки и переделки в ресторане, я должен получить согласие на это со стороны главного офиса, а для этого я должен хорошо аргументировать свою точку зрения, что требует подготовки. То же касается и приема на работу дополнительных сотрудников или даже увольнения кого бы то ни было. Я также обязан принимать решения о том, какие продукты заказывать на общем складе и какое меню следует разрабатывать. Наконец, я должен просматривать все приходящие бумаги, ведь многие из них поступают из главного офиса с указаниями, что мне делать, а чего не делать. Некоторые из этих документов действительно важны, как, например, еженедельный бухгалтерский отчет, показывающий объем нашего оборота и нашей прибыли. Этот документ показывает мне, как у нас идут дела, и ориентирует всех нас».

Раздел 4. Процесс принятия решений

Тема 4.1 Управленческие решения

  1. Понятие и виды управленческого решения?

  2. Каковы методы принятия управленческого решения?

  3. Основные этапы разработки управленческого решения?

  4. Составить конспект по теме: Управленческие решения и методы управления.

  5. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Что означает «принять решение»?

1) перебрать все возможные альтернативы

2) перебрать несколько альтернатив, дающих наиболее эффективные возможности решения проблемы

3) отдать распоряжение к реализации конкретного плана

2. Процесс принятия решения начинается с:

1) формулировки миссии предприятия

2) постановки управленческих целей

3) выявления проблемы

4) выявлении лица, ответственного за принятие решений

3.Решения, которые принимаются руководителем единолично, относятся к:

1) индивидуальным

2) коллегиальным

4. Этапы рационального решения проблем:

1) диагноз проблемы

2) формулировка ограничений и критериев для принятия решений

3) выявление и оценка альтернатив

4) окончательный выбор решения и реализация

5) оценка результатов

6) все ответы верны

5. Управленческое решение – это:

1) форма влияния на исполнителей

2) организационный инструмент в руках работников управления

3) творческая деятельность по анализу проблемной ситуации, выбор средств от разрешения

4) разрешение

6. Какова причина, по которой требуется проверка результата принятого решения?

1) Если решение хорошее, вы будете знать, что делать в аналогичной ситуации, если плохое – будете знать, что не следует делать

2) По точности реализации решения возможна оценка квалификации подчиненных

3) Проверка надежности административной структуры

4) Проверка надежности экспертной структуры

7. Для каких целей в процессе принятия решений используется «мозговая атака»?

1) Интенсификация мыслительного процесса

2) Анализ нестандартных решений

3) Выявление альтернатив

4) Вовлечение всех участников в процесс принятия решений

8. Этапы принятия решения по Саймону:

1) Разведывательная деятельность, проектировочная деятельность, осуществление выбора

2) Этап идентификации, этап развития, этап выбора

3) Этап выбора, проектировочная деятельность

9. Выполнить задание и ответить на вопросы:

Что вы можете предпринять, чтобы улучшить работу команды?

Текст задания:

Вы приняли руководство отделом (секцией). Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико-технологические навыки, и это держало его в компании.

Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен. Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера — они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина. C точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией).

Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже решили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.

10. Выполнить задание и ответить на вопросы:

Какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?

Текст задания:

Вы сформировали команду из заинтересованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий период времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспевают с тех пор, как перешли в ваш отдел. Они все знающие работники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения.

Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по поводу некоторых решений, принятых на них, растет. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома, решения отрицательно влияли на работу других отделов (секций).

Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отношения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие члены группы склоняются к той или другой стороне. Это также причина для беспокойства.

Вы рекомендовали своим подчиненным быть более ответственными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства — как «тяжелую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.

11. Решить заданные ситуациии.

Текст задания:

Рассмотрите несколько ситуаций, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться в жизни. Напишите, какие риски могут вам угрожать и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками.

При покупке машины

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


При переезде на новую квартиру

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


При переходе на новую, более высокооплачиваемую работу

Риски

Информация, необходимая для управления рисками

________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


________________________________


Раздел 5. Коммуникации в менеджменте

Тема 5.1. Информация и коммуникация в менеджменте

  1. Какова роль коммуникаций в управлении?

  2. Какие существуют способы улучшения организационных коммуникаций?

  3. Основные элементы и этапы коммуникационного процесса?

  4. Подготовить доклад на одну из указанных тем:

Информация, его значимость для эффективного управления.

Слухи – как неформальная информационная система.

Современные информационные технологии.

5. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Коммуникация – это:

1) обмен информацией между двумя и более людьми

2) процесс общеня человека со своим внутренним миром

2. Основными элементами коммуникаций являются:

1) идея, сообщение, декодирование, получатель

2) отправитель, сообщение, канал, получатель

3) кодирование, сообщение, язык, получатель

3. Официальный приказ директора техникума о повышении стипендии студентам-отличникам является:

1) вербальной коммуникацией;

2) формальной коммуникацией;

4. Процесс обмена информацией, ее смысловым значением между людьми – это

1) коммуникация

2) дискуссия

3) контакт

5. Какая обратная связь имеет большее значение с точки зрения повышения эффективности коммуникации?

1) положительная

2) корреляционная

3) неопределенная

4) отрицательная

6. Процесс коммуникации может считаться эффективным в случае, если…

1) получатель продемонстрировал понимание идеи, произведя действия, которых от него ждал отправитель

2) получатель продемонстрировал понимание идеи, но его действия не оправдали ожиданий отправителя

3) информация была передана тому лицу, для кого она была предназначена

7. О каком виде коммуникаций идёт речь: «Они возникают между конкретными лицами»?

1) организационные

2) структурные

3) межличностные

8. О каком виде коммуникаций идёт речь: «Они определяются характером деятельности, построением, возможностями организации»?

1) межличностные

2) межгрупповые

3) организационные

4) структурные

9. По характеру восприятия информации коммуникации делятся на:

1) смешанные, косвенные

2) прямые и целевые

3) все ответы верны

10. К какой разновидности коммуникации можно отнести поручение от стороны начальника цеха начальнику участка?

1) восходящая коммуникация

2) горизонтальная коммуникация

3) нисходящая коммуникация

6. Выполнить задание, ответить на вопросы:

К какому типу управленческих коммуникаций можно отнести изложенные ситуации взаимоотношений менеджера и подчи­ненных? Какой из представленных вариантов вы как потенциальный менеджер предпочитаете? Приведите необходимые аргументы. Имеется ли специфика в работе вновь назначенного российс­кого менеджера?

Текст задания.

Существует два основных варианта назначения менеджеров на руководящую должность:

1) путем выдвижения сотрудников из рядов своего коллектива;

2) путем приглашения со стороны.

Руко­водствуясь мнением экспертов, рассмотрим каждый из них с позиций вновь назначенного менеджера.

Вариант 1. Итак, рядового сотрудника выдвинули на долж­ность руководителя коллектива, где он уже работал. Новому ме­неджеру известна структура фирмы, специфика ее работы, зна­комы люди, их возможности; у него есть свои идеи и планы. Между тем подчиненные нового руководителя активно обсужда­ют новое назначение. Основные вопросы; как теперь обращать­ся к бывшему сослуживцу; что в отношениях останется прежним, а что изменится? Поскольку каждый сотрудник имеет о новом ру­ководителе свое мнение, то главная проблема, которую предсто­ит решать менеджеру, — перемена дистанции. Для достижения успеха в этой роли придется перестраивать всю систему сложив­шихся взаимоотношений с бывшими коллегами. Установление новой дистанции всегда болезненно для обеих сторон. Нужно от­казаться от прежнего, панибратского стиля общения. Нельзя иг­норировать несомненный факт: менеджер является руководите­лем, который наделен властными полномочиями, определенными правами и обязанностями, а остальные сотрудники — его подчи­ненные. Теперь у менеджера новый статус, кардинально меняю­щий ситуацию прежнего равенства на ситуацию подчинения. Значит, если руководитель не намерен ставить в неловкое поло­жение людей, он должен держаться более сдержанно, корректно и даже в отдельных случаях формально.

Для того чтобы период вхождения в роль руководителя прошел успешно, не рекомендуется путать сотрудников своим внезапным преображением или, наоборот, делать вид, будто все осталось, как прежде. Лучше вживаться в новую роль постепенно. Можно на­чать с обращения к работникам по имени-отчеству, перейти на «вы», отказываться от регулярных совместных чаепитий под предлогом занятости, уклоняться от разговоров на неслужебные темы. Однако первое, от чего нужно избавиться, — привычки озадачивать людей личными просьбами. Теперь это может вос­приниматься как демонстрация власти руководителя.

В сложный момент адаптации к роли менеджера ему следует постараться быть максимально приветливым. Это поможет рас­слабиться, снять взаимное напряжение.

Вариант 2. На освободившуюся должность менеджера при­глашен сотрудник из другой организации.

В этом случае новому руководителю предстоит решать одно­временно две задачи: входить в курс производственных вопро­сов и утверждать себя в роли лидера незнакомого коллектива. Существуют две распространенные разновидности решения проблемы.

Менеджер может представить себя демократом, «своим пар­нем», тем самым постараться вызвать к себе симпатию подчинен­ных. Поскольку понравиться всем трудно, некоторые сотрудники сочтут нового руководителя неуверенным и слабым. Чтобы заво­евать уважение и авторитет, менеджеру не следует оказывать подчиненным особых знаков внимания, делать многообещающие заявления, добиваться их дружеского расположения. Лучше быть ровным со всеми работниками, внимательно их слушать, не да­вать преждевременных оценок и обещаний; отвечать вежливо, но твердо на проявляемую бесцеремонность. Нужно настойчиво ут­верждать свою власть, а также требовать и добиваться, чтобы ре­шения были исполнены.

Другой крайностью нового руководителя может стать желание менеджера сразу навести в коллективе «железный» порядок. Поскольку своих подчиненных он пока не знает, этот радикаль­ный путь развития событий может повлечь за собой излишние конфликты.

Первое время новому менеджеру трудно определить, с чем связаны неорганизованность и беспорядок в работе. У сотрудни­ков излишняя жесткость может вызвать непредсказуемую реак­цию: от парализующего страха до ответной агрессии с громким скандалом. Чтобы строгость была оправданной и приводила к улучшению дел, менеджеру не нужно подвергать критике все, что было в коллективе прежде, выдвигать огульные обвинения и за­являть, что никто не умеет и не хочет работать. Лучше ознако­мить подчиненных со своими принципами работы, сообщить им о ближайших планах. Следует указать сотрудникам, как будет по­ощряться успешно выполненная работа, какие и за что последу­ют санкции в случае ее невыполнения.

Выбор действий менеджера не ограничен только этими двумя крайностями. Он может, например, с помощью своих подчинен­ных попытаться создать команду, воодушевляя сотрудников про­фессионализмом, энтузиазмом и энергией. Может пойти по пути патернализма, исповедуя отеческое отношение к сотрудникам и став для них своеобразным опекуном, полностью лишив их само­стоятельности в принятии решений, а может лишь руководство­ваться должностной инструкцией, поставив дело по руководству коллектива на формальную основу. В любом случае основная за­дача менеджера — эффективно управлять людьми. Необходимо максимально задействовать потенциал сотрудников. Для этого нужно иметь представление об уровне их профессионализма и, конечно, о личных особенностях каждого человека.

По мнению экспертов, большинство производственных конф­ликтов возникает не потому, что подчиненные ленивы и не­компетентны, а из-за того, что конкретное задание было адре­совано руководителем не тому человеку, который способен с ним успешно справиться. Чтобы не совершать эту ошибку, ме­неджеру следует давать поручения сотрудникам с учетом их делового потенциала. Получить адекватное представление о коллективе в целом и отдельных работниках можно, ознако­мившись с личными делами подчиненных, пригласив соответ­ствующих специалистов, воспользовавшись профессионально разработанным вопросником. Можно провести опрос и само­стоятельно, выясняя наедине мнения людей друг о друге. Нуж­но спросить, что им больше подходит: получать конкретные указания или определенное задание, действуя в его рамках са­мостоятельно.

Ошибки менеджера в первое время работы неизбежны. Сде­лав соответствующие выводы, менеджеру следует уточнить харак­тер своей деятельности и сделать ее в максимальной степени эффективной.



Раздел 6. Деловое общение

Тема 6.1. Организация делового общения

  1. Какова роль делового общения в работе менеджера?

  2. Назовите основные формы делового общения?

  3. Каковы основные правила общения по телефону?

  4. Составить план проведения планового совещания по нижепредставленному алгоритму:

  1. Дата, место и время проведения совещания.

  2. Повестка дня.

  3. Списки участников совещания.

  4. Докладчики совещания.

  5. Перечень работ, которые будут выполнены службами предприятия при подготовка совещания.

  6. Составьте текст приглашения на совещание.

  7. Составьте список рассылки приглашений на совещание. Какими способами будет осуществлена рассылка?

  8. Составьте краткий тезис доклада руководителя предприятия.

  9. Составьте регламент совещания.

  10. Как будет подготовлено и оборудовано помещение для проведения совещания?

  11. Составьте визитку, рекламный проспект и т.д. предприятия для участников совещания.

  12. Составьте порядковые номера участников (выступающих) на совещании и продолжительность докладов выступающих.

  13. Как будет проходить регистрация участников совещания?

  14. Составьте протокол совещания.

5. Подготовить доклад на тему: «Правила общения по телефону»

6. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Что такое деловая беседа?

1) передача или обмен информацией и мнениями или проблемами

2) способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов

3) процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией и опытом

4) столкновение мнений, разногласий по каким-либо вопросам

2. Что такое деловое письмо?

1) выражение уважительного отношения к другим людям

2) документ, применяемый для связи, передачи информации на расстояние между двумя корреспондентами

3) процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией и опытом

4) выполнение данных обещаний и взятых обязательств в любой форме

3. Сильные аргументы лучше приводить:

1) только в конце диалога

2) в середине диалога

3) в начале диалога

4) в начале и в конце диалога

4. Деловое общение характеризуется:

1) соблюдением этикета

2) выражением эмоций

3) дружеским тоном общения

4) неформальным поведением

5. Что такое производственное совещание?

1) процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен информацией и опытом

2) способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов

3) общение между людьми с целью выявления разногласий

4) столкновение мнений, разногласия по каким-то вопросам

6. Значимость информационной функции переговоров заключается в том, чтобы:

1) найти совместное решение проблемы

2) регулировать и координировать действия участников конфликта

3) оказать влияние на общественное мнение с целью оправдать собственные действия, предъявить претензии оппонентам, привлечь на свою сторону союзников

4) получить сведения об интересах, позициях, подходах к решению проблемы противоположной

7. Согласование ряда вопросов процедурного характера, осуществление выбора места и времени встречи участников переговоров – это:

1) содержательный аспект переговоров

2) анализ результатов переговоров

3) выполнение достигнутых на переговорах соглашений

4) организационный аспект переговоров

8. Любая беседа состоит из:

1) контакт, ориентация, аргументация, решение

2) контакт, решение

3) контакт, аргументация, решение

9. К содержанию деловых писем предъявляются следующие требования:

1) грамотность

2) поэтичность

3) точность

4) кратность

10. Каких выражений следует избегать при телефонных разговорах?

1) «я не знаю»

2) «Вы должны…»

3) несогласие с собеседников начинать со слова «Нет»

4) всех вышеперечисленных

7. Подготовить презентацию к докладу: тема, повестка делового совещания, выступление руководителя структурного подразделения.

Раздел 7. Руководство: власть и партнёрство

Тема 7.1. Основы власти и влияния. Лидерство

  1. Перечислетите каналы власти?

  2. В чем заключаются отличия между менеджером и лидером?

  3. Основны понятия лидерства?

  4. Написание конспекта по теме: Самоменеджмент руководителя.

  5. Подготовить презентацию по теме: Самоменеджмент: сущность, основная характеристика.

  6. Выполнить тестовые задания: выбрать правильные ответы из предложенных

1. Тип власти, который может использовать менеджмер?

1) экспертная

2) законная

3) эталонная

4) все ответы верны

2. Дайте определение понятий:

1. Власть

А – поведение руководителя, что меняет отношение подчиненных к нему.

2. Влияние

Б – способность вести за собой.

3. Лидерство

В – способность и возможность менеджера влиять на деятельность и поведение рабочих.

4. Обычаи

Г – общепринятые повторяющиеся социальные действия, что становятся обычными.

3. Кто такой формальный лидер:

1) Один из членов группы, что владеет силой личного влияния на других.

2) Руководитель коллектива, который пользуется данной ему служебной властью.

3) Целеустремленный менеджер.

4) Главный специалист

4. Какими основными чертами должен обладать такой архетип управляющего как «лидер»?

1) Способность определить место сбоя и принять корректирующие меры

2) Умение решать личностные конфликты, которые возникают при волевых решениях

3) Быть общительным

4) Умение общаться с людьми, способность распознавать потенциал каждого человека и заинтересовывать его в полном использовании этого потенциала

5. Либеральный стиль руководства основан:

1) на снисходительности и терпимости к людям

2) объективности к сотрудникам

3) избирательном отношении к руководителям и подчиненным

6. Менеджер должен стремиться быть лидером:

1) формальным

2) неформальным

3) сочетающим эти характеристики

7. Какие из форм власти по Р. Френчу и Б. Рэйвену могут существовать только в системе формального подчинения?

1) эталонная власть;

2) власть, основанная на вознаграждении;

3) экспертная власть;

4) законная власть.

8. Форма власти при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность вознаградить его:

1) власть, основанная на вознаграждении;

2) власть, основанная на принуждении;

3) законная власть.

9. Форма власти при которой подчиненный верит, что руководитель имеет возможность наказать его:

1) власть, основанная на вознаграждении;

2) власть, основанная на принуждении;

3) законная власть.

10.Лидерство в теории менеджмента можно определить как…

1) победу в конфликте;

2) условия функционирования организации;

3) размер заработной платы руководителя;

4) способность оказывать влияние на личность и группы людей.

7. Выполнить задание, ответить на вопросы:

К каким стилям руководства можно отнести характер взаимоотношений с левшой государя Николая Павловича (императора Николая I) и донского атамана Платова?

Дайте развернутую характеристику каждого стиля руководства.

Какой стиль руководства в большей степени характерен для собирательного образа современного менеджера?

Текст задания.

Прочитайте отрывок из рассказа Н. А. Лескова «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)».

«...Платов боялся к государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памят­ный — ничего не забывал. Платов знал, что он непременно его о блохе спросит. И вот он хоть никакого в свете неприятеля не пу­гался, а тут струсил: вошел во дворец со шкатулочкою да потихо­нечку ее в зале за печкой и поставил. Спрятавши шкатулку, Пла­тов предстал к государю в кабинет и начал поскорее докладывать, какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры. Думал он так: чтобы этим государя занять, и тогда, если государь сам

попомнит и заговорит про блоху, надо подать и ответствовать, а если не заговорит, то промолчать; шкатулку кабинетному камер­динеру велеть спрятать, а тульского левшу в крепостной казамат без сроку посадить, чтобы посидел там до времени, если понадо­бится.

Но государь Николай Павлович ни о чем не забывал, и чуть Платов насчет междоусобных разговоров кончил, он его сейчас же и спрашивает:

  • А что же, как мои тульские мастера против аглицкой нимфозории себя оправдали?

Платов отвечал в том роде, как ему дело казалось.

  • Нимфозория,— говорит,— ваше величество, все в том же пространстве, и я ее назад привез, а тульские мастера ничего удивительнее сделать не могли.

Государь ответил:

  • Ты — старик мужественный, а этого, что ты мне доклады­ваешь, быть не может.

Платов стал его уверять и рассказал, как все дело было, и как досказал до того, что туляки просили его блоху государю пока­зать, Николай Павлович его по плечу хлопнул и говорит:

  • Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано.

Вынесли из-за печки шкатулку, сняли с нее суконный покров, открыли золотую табакерку и бриллиантовый орех,— а в нем блоха лежит, какая прежде была и как лежала.

Государь посмотрел и сказал:

  • Что за лихо! — Но веры своей в русских мастеров не уба­вил, а велел позвать свою любимую дочь Александру Николаевну и приказал ей:

  • У тебя на руках персты тонкие — возьми маленький ключик и заведи поскорее в этой нимфозории брюшную машинку.

Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами не трогает. Александра Николаевна весь завод натянула, а нимфозория все-таки ни дансе не танцует, и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает.

Платов весь позеленел и закричал:

  • Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного их ­него дурака с собой захватил.

С этими словами выбежал на подъезд, словил левшу за воло­сы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели. А тот, когда его Платов перестал бить, поправился и говорит:

  • У меня и так все волосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?

  • Это за то,— говорит Платов,— что я на вас надеялся и за­ручался, а вы редкостную вещь испортили.

Левша отвечает:

  • Мы много довольны, что ты за нас ручался, а испортить мы ничего не испортили; возьмите в самый сильный мелкоскоп смот­рите,

Платов назад побежал про мелкоскоп сказывать, а левше толь­ко погрозился:

  • Я тебе,— говорит,— такой-сякой-этакой, еще задам.

И велел свистовым, чтобы левше еще крепче локти назад за­крутить, а сам поднимается по ступеням, запыхался и читает мо­литву. А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него от­ворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят,— потому они его терпеть не могли за храбрость.

Как довел Платов левшины слова государю, тот сейчас с радостию говорит:

  • Я знаю, что мои русские люди меня не обманут. — И при­казал подать мелкоскоп на подушке.

В ту же минуту мелкоскоп был подан, и государь взял блоху и положил ее под стекло сначала кверху спинкою, потом бочком, потом пузичком, — словом сказать, на все стороны ее повернули, а видеть нечего. Но государь и тут своей веры не потерял, а толь­ко сказал:

  • Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника, который внизу находится.

Платов докладывает:

  • Его бы приодеть надо — он в чем был взят, и теперь очень злом виде.

А государь отвечает:

  • Ничего — ввести как он есть.

Платов говорит:

  • Вот иди теперь сам, такой-этакой, перед очами государю отвечай.

А левша отвечает:

  • Что ж, такой и пойду и отвечу.

Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, пора­стеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится.

Как взошел левша и поклонился, государь ему сейчас и гово­рит:

  • Что это такое, братец, значит, что мы и так и этак смотре­ли, и под мелкоскоп клали, а ничего замечательного не усматри­ваем?

А левша отвечает:

  • Так ли вы, ваше величество, изволили смотреть?

Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не пони­мает, как надо по-придворному, с лестью или с хитростью, а го­ворит просто.

Государь говорит:

  • Оставьте над ним мудрить,— пусть его отвечает, как он умеет.

И сейчас ему пояснил:

  • Мы, — говорит, — вот как клали. — И положил блоху под мелкоскоп. — Смотри, — говорит, — сам — ничего не видно.

Левша отвечает:

  • Этак, ваше величество, ничего и невозможно видеть, пото­му что наша работа против такого размера гораздо секретнее.

Государь вопросил:

—А как же надо?

  • Надо, — говорит, — всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает.

  • Помилуй, скажи, — говорит государь, — это уже очень сильно мелко!

  • А что же делать, — отвечает левша, — если только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется.

Положили, как левша сказал, и государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял — взял левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый, обнял его и поцеловал, а потом обернулся ко всем придворным и сказал:

  • Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обма­нут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»





Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

2

1

3

3

3

3

2

1

2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

1

1

1

3

1

3

2,3,4

4

2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

3

2

2

2

2

2,4

1

1,4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1

2

1

2

2

2

1

2

5

Ключ

Вы получаете по 1 баллу за ответ «да» на вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20 и за ответ «нет» на вопросы: 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Сложите все полученные по двум позициям баллы. Итоговая сумма баллов является показателем «мотивации одобрения». Чем выше итоговый показатель, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека приукрасить себя, представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам (тем выше готовность человека в одобрении других, связанная с потребностью в общении). Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и о высокой требовательности к себе.

Ключ:

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. 

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39. 

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются. 

Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху; 

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации; 

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

3

1

1

2

5

1

3

1

1,2,4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

3

1

6

3

1

3

1




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

2

1

4

1

3

3


3

3


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

3

4

1

1

4

4

1

1,3,4

4


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4

1-В; 2-А;

3-Б;

4-Г

2

4

1

3

4

1

2

4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!