СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Варианты для подготовки ВПР по физике 2017 г.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Варианты для подготовки ВПР по физике 2017 г.

Просмотр содержимого документа
«Варианты для подготовки ВПР по физике 2017 г.»

Вариант 2

  1. Про­чи­тай­те пе­ре­чень по­ня­тий, с ко­то­ры­ми вы стал­ки­ва­лись в курсе фи­зи­ки:

 

ма­но­метр, ам­пер­метр, ди­фрак­ция, де­фор­ма­ция, тер­мо­метр, на­гре­ва­ние.

 

Раз­де­ли­те эти по­ня­тия на две груп­пы по вы­бран­но­му вами при­зна­ку. За­пи­ши­те в таб­ли­цу на­зва­ние каж­дой груп­пы и по­ня­тия, вхо­дя­щие в эту груп­пу.



На­зва­ние груп­пы по­ня­тий

Пе­ре­чень по­ня­тий

 

 

 

 



2. Ве­ло­си­пед дви­жет­ся по пря­мой до­ро­ге. На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость его ко­ор­ди­на­ты от вре­ме­ни.

 

Вы­бе­ри­те два утвер­жде­ния, ко­то­рые верно опи­сы­ва­ют дви­же­ние ве­ло­си­пе­да, и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Пер­вые 30 минут ве­ло­си­пед дви­жет­ся рав­но­мер­но, а сле­ду­ю­щие 30 минут стоит на месте.

2) Пер­вые 30 минут ве­ло­си­пед дви­жет­ся рав­но­уско­рен­но, а сле­ду­ю­щие 30 минут рав­но­мер­но.

3) Мак­си­маль­ная ско­рость дви­же­ния за весь пе­ри­од на­блю­де­ния равна 18 км/ч.

4) Через 30 минут ве­ло­си­пе­дист оста­но­вил­ся, а ещё через 30 минут по­ехал в об­рат­ном на­прав­ле­нии.

5) Пер­вые 30 минут ве­ло­си­пе­дист дви­гал­ся с по­сто­ян­ным уско­ре­ни­ем 0,6 м/c2.



3. Че­ло­век пы­та­ет­ся пе­ре­дви­нуть диван вдоль стены. Изоб­ра­зи­те на дан­ном ри­сун­ке силы, ко­то­рые дей­ству­ют на диван, и на­прав­ле­ние его уско­ре­ния, если диван уда­лось сдви­нуть с места.

 

4. Про­чи­тай­те текст и вставь­те про­пу­щен­ные слова:

 

1) умень­ша­ет­ся

2) уве­ли­чи­ва­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

 

Слова в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Сжа­тая пру­жи­на рас­прям­ля­ет­ся. По мере её рас­прям­ле­ния по­тен­ци­аль­ная энер­гия де­фор­ма­ции пру­жи­ны __________, ки­не­ти­че­ская энер­гия пру­жи­ны __________. Если пре­не­бречь вза­и­мо­дей­стви­ем с дру­ги­ми те­ла­ми, то можно го­во­рить о том, что пол­ная ме­ха­ни­че­ская энер­гия пру­жи­ны __________.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры в со­от­вет­ству­ю­щем по­ряд­ке.

5. На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны че­ты­ре ци­лин­дра A, B, C и D с по­движ­ны­ми порш­ня­ми, под ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся газ. В на­чаль­ный мо­мент внут­рен­няя энер­гия газа в каж­дом со­су­де оди­на­ко­ва. Через дно каж­до­го ци­лин­дра может про­ис­хо­дить теп­ло­об­мен. На­прав­ле­ние пе­ре­да­чи тепла по­ка­за­но стрел­ка­ми. Ко­ли­че­ство пе­ре­дан­но­го тепла во всех слу­ча­ях оди­на­ко­во. В ци­лин­драх A и D пор­шень со­вер­шил ра­бо­ту над газом, а в ци­лин­драх B и C газ со­вер­шил ра­бо­ту над порш­нем. При этом ра­бо­та, со­вершённая в каж­дом слу­чае, оди­на­ко­ва. В ре­зуль­та­те внут­рен­няя энер­гия газов в ци­лин­драх стала равна 80 Дж, 90 Дж, 100 Дж и 110 Дж. В каком из ци­лин­дров внут­рен­няя энер­гия стала равна 110 Дж?

 

6. Перед игрой в бас­кет­бол на­со­сом под­ка­ча­ли мяч. Диа­метр мяча при этом не из­ме­нил­ся. Вы­бе­ри­те все утвер­жде­ния, ко­то­рые верно ха­рак­те­ри­зу­ют про­цесс, про­ис­хо­дя­щий с воз­ду­хом в мяче, и за­пи­ши­те но­ме­ра вы­бран­ных утвер­жде­ний.

 

1) Масса воз­ду­ха в мяче уве­ли­чи­лась.

2) Масса воз­ду­ха в мяче оста­лась не­из­мен­ной.

3) Дав­ле­ние воз­ду­ха в мяче уве­ли­чи­лось.

4) Дав­ле­ние воз­ду­ха в мяче умень­ши­лось.

5) Объём воз­ду­ха в мяче остал­ся не­из­мен­ным.

6) Объём воз­ду­ха в мяче уве­ли­чил­ся.

7. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны два оди­на­ко­вых элек­тро­мет­ра, шар од­но­го из ко­то­рых имеет от­ри­ца­тель­ный заряд, а шар вто­ро­го не за­ря­жен. Ка­ко­вы будут по­ка­за­ния обоих элек­тро­мет­ров, если их шары со­еди­нить тон­кой мед­ной про­во­ло­кой?

По­ка­за­ния элек­тро­мет­ра А

По­ка­за­ния элек­тро­мет­ра Б



 8. В пас­пор­те элек­тро­пли­ты ука­за­но, что её мощ­ность со­став­ля­ет 1,5 кВт, а ра­бо­чее на­пря­же­ние 220 В. Опре­де­ли­те силу тока, про­те­ка­ю­ще­го по элек­три­че­ской цепи элек­тро­пли­ты при под­клю­че­нии её к сети 220 B.

За­пи­ши­те фор­му­лы и сде­лай­те расчёты. Округ­ли­те ответ до де­ся­тых.




9. В транс­фор­ма­то­ре, изоб­ражённом на ри­сун­ке, на вход А по­да­ют пе­ре­мен­ное на­пря­же­ние. На об­мот­ках B, C и D воз­ни­ка­ет ЭДС ин­дук­ции. Ко­ли­че­ство вит­ков равно изоб­ражённому на ри­сун­ке. Рас­по­ло­жи­те об­мот­ки B, C и D в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ЭДС ин­дук­ции. За­пи­ши­те в от­ве­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) B

2) C

3) D

10.На ри­сун­ке изоб­ражён фраг­мент Пе­ри­о­ди­че­ской си­сте­мы хи­ми­че­ских эле­мен­тов Д. И. Мен­де­ле­е­ва. Изо­топ аме­ри­ция-241 ис­пы­ты­ва­ет α -рас­пад, при ко­то­ром об­ра­зу­ют­ся ядро гелия 42Не и ядро дру­го­го эле­мен­та. Опре­де­ли­те, какой эле­мент об­ра­зу­ет­ся при  α -рас­па­де изо­то­па аме­ри­ция.

11. С по­мо­щью ам­пер­мет­ра про­во­ди­лись из­ме­ре­ния силы тока. Шкала ам­пер­мет­ра про­гра­ду­и­ро­ва­на в ам­пе­рах (см. ри­су­нок). По­греш­ность из­ме­ре­ния силы тока равна цене де­ле­ния шкалы ам­пер­мет­ра.

 

 

За­пи­ши­те в ответ по­ка­за­ния ам­пер­мет­ра в ам­пе­рах с учётом по­греш­но­сти из­ме­ре­ний.

 

В от­ве­те ука­жи­те по­греш­ность через точку с за­пя­той, на­при­мер: 123;1.

12. Вам не­об­хо­ди­мо ис­сле­до­вать, как за­ви­сит пе­ри­од сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити.

Име­ет­ся сле­ду­ю­щее обо­ру­до­ва­ние:

 

— се­кун­до­мер элек­трон­ный;

— нитка,

— набор из трёх ша­ри­ков с пе­тель­кой раз­ной массы;

— шта­тив с муф­той и лап­кой;

— ли­ней­ка с де­ле­ни­я­ми.

 

Опи­ши­те по­ря­док про­ве­де­ния ис­сле­до­ва­ния.

В от­ве­те:

1. За­ри­суй­те или опи­ши­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку.

2. Опи­ши­те по­ря­док дей­ствий при про­ве­де­нии ис­сле­до­ва­ния.

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и фи­зи­че­ски­ми яв­ле­ни­я­ми, ко­то­рые эти при­ме­ры ил­лю­стри­ру­ют. Для каж­до­го при­ме­ра про­яв­ле­ния фи­зи­че­ских яв­ле­ний из пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее на­зва­ние фи­зи­че­ско­го яв­ле­ния из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

 

ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКИЕ ЯВ­ЛЕ­НИЯ

А) хо­лод­ная ме­тал­ли­че­ская ложка, опу­щен­ная в го­ря­чую воду, на­гре­ва­ет­ся

Б) при за­точ­ке ножа на на­ждач­ном круге на­чи­на­ют ле­теть искры

 

1) теп­ло­пе­ре­да­ча от го­ря­че­го к хо­лод­но­му

2) кон­век­ция

3) пе­ре­ход внут­рен­ней энер­гии в из­лу­че­ние

4) на­гре­ва­ние тела при тре­нии

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. 

A

Б

 

 

14.Какое фи­зи­че­ское яв­ле­ние обу­слов­ле­но ра­бо­той дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния?

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 14 и 15.

 

Дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния

Глав­ная осо­бен­ность лю­бо­го дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния со­сто­ит в том, что топ­ли­во вос­пла­ме­ня­ет­ся не­по­сред­ствен­но внут­ри его ра­бо­чей ка­ме­ры, а не в до­пол­ни­тель­ных внеш­них но­си­те­лях. В про­цес­се ра­бо­ты хи­ми­че­ская и теп­ло­вая энер­гия от сго­ра­ния топ­ли­ва пре­об­ра­зу­ет­ся в ме­ха­ни­че­скую ра­бо­ту. Прин­цип ра­бо­ты ДВС ос­но­ван на фи­зи­че­ском эф­фек­те теп­ло­во­го рас­ши­ре­ния газов, ко­то­рое об­ра­зу­ет­ся в про­цес­се сго­ра­ния топ­лив­но-воз­душ­ной смеси под дав­ле­ни­ем внут­ри ци­лин­дров дви­га­те­ля.

При пуске дви­га­те­ля в его ци­лин­дры через впуск­ные кла­па­ны впрыс­ки­ва­ет­ся воз­душ­но-топ­лив­ная смесь и вос­пла­ме­ня­ет­ся там от искры свечи за­жи­га­ния. При сго­ра­нии и теп­ло­вом рас­ши­ре­нии газов от из­бы­точ­но­го дав­ле­ния пор­шень при­хо­дит в дви­же­ние, пе­ре­да­вая ме­ха­ни­че­скую ра­бо­ту на вра­ще­ние ко­лен­ва­ла. Ра­бо­та порш­не­во­го дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния осу­ществ­ля­ет­ся цик­ли­че­ски. Дан­ные циклы по­вто­ря­ют­ся с ча­сто­той не­сколь­ко сотен раз в ми­ну­ту. Это обес­пе­чи­ва­ет не­пре­рыв­ное по­сту­па­тель­ное вра­ще­ние вы­хо­дя­ще­го из дви­га­те­ля ко­лен­ча­то­го вала.

Такт — это ра­бо­чий про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в дви­га­те­ле за один ход порш­ня, точ­нее, за одно его дви­же­ние в одном на­прав­ле­нии, вверх или вниз. Цикл — это со­во­куп­ность так­тов, по­вто­ря­ю­щих­ся в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти. По ко­ли­че­ству так­тов в пре­де­лах од­но­го ра­бо­че­го цикла ДВС под­раз­де­ля­ют­ся на двух­такт­ные (цикл осу­ществ­ля­ет­ся за один обо­рот ко­лен­ва­ла и два хода порш­ня) и четырёхтакт­ные (за два обо­ро­та ко­лен­ва­ла и че­ты­ре ходя порш­ня). При этом, как в тех, так и в дру­гих дви­га­те­лях, ра­бо­чий про­цесс идёт по сле­ду­ю­ще­му плану: впуск; сжа­тие; сго­ра­ние; рас­ши­ре­ние и вы­пуск.

В двух­такт­ных ДВС ра­бо­та порш­ня огра­ни­чи­ва­ет­ся двумя так­та­ми, он со­вер­ша­ет го­раз­до мень­шее, чем в четырёхтакт­ном дви­га­те­ле, ко­ли­че­ство дви­же­ний за опре­делённую еди­ни­цу вре­ме­ни. Ми­ни­ми­зи­ру­ют­ся по­те­ри на тре­ние. Од­на­ко вы­де­ля­ет­ся боль­шая теп­ло­вая энер­гия, и двух­такт­ные дви­га­те­ли быст­рей и силь­нее гре­ют­ся. В двух­такт­ных дви­га­те­лях пор­шень за­ме­ня­ет собой кла­пан­ный ме­ха­низм га­зо­рас­пре­де­ле­ния, в ходе сво­е­го дви­же­ния в опре­делённые мо­мен­ты от­кры­вая и за­кры­вая ра­бо­чие от­вер­стия впус­ка и вы­пус­ка в ци­лин­дре. Худ­ший, по срав­не­нию с четырёхтакт­ным дви­га­те­лем, га­зо­об­мен яв­ля­ет­ся глав­ным не­до­стат­ком двух­такт­ной си­сте­мы ДВС. В мо­мент уда­ле­ния вы­хлоп­ных газов те­ря­ет­ся опре­делённый про­цент не толь­ко ра­бо­че­го ве­ще­ства, но и мощ­но­сти. Сфе­ра­ми прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния двух­такт­ных дви­га­те­лей внут­рен­не­го сго­ра­ния стали мо­пе­ды и мо­то­рол­ле­ры; ло­доч­ные мо­то­ры, га­зо­но­ко­сил­ки, бен­зо­пи­лы и т. п. ма­ло­мощ­ная тех­ни­ка.





 15. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утвер­жде­ния и за­пи­ши­те но­ме­ра, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Глав­ная осо­бен­ность лю­бо­го дви­га­те­ля внут­рен­не­го сго­ра­ния со­сто­ит в том, что топ­ли­во вос­пла­ме­ня­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных внеш­них но­си­те­лях.

2) Дви­га­тель со­сто­ит из ци­лин­дров.

3) В двух­такт­ных ДВС ра­бо­та порш­ня огра­ни­чи­ва­ет­ся двумя так­та­ми.

4) Такт — это со­во­куп­ность так­тов, по­вто­ря­ю­щих­ся в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти.

16. Какой из па­ра­мет­ров, ука­зан­ных в таб­ли­це, умень­ша­ет­ся по мере уве­ли­че­ния тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния?


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 16—18.

Ме­тал­лы — груп­па эле­мен­тов, в виде про­стых ве­ществ, об­ла­да­ю­щих та­ки­ми свой­ства­ми, как вы­со­кие тепло- и элек­тро­про­вод­ность, по­ло­жи­тель­ный тем­пе­ра­тур­ный ко­эф­фи­ци­ент со­про­тив­ле­ния, вы­со­кая пла­стич­ность, ков­кость и ме­тал­ли­че­ский блеск.

Боль­шая часть ме­тал­лов при­сут­ству­ет в при­ро­де в виде руд и со­еди­не­ний. Они об­ра­зу­ют ок­си­ды, суль­фи­ды, кар­бо­на­ты и дру­гие хи­ми­че­ские со­еди­не­ния. Для по­лу­че­ния чи­стых ме­тал­лов и даль­ней­ше­го их при­ме­не­ния не­об­хо­ди­мо вы­де­лить их из руд и про­ве­сти очист­ку. Ме­тал­лы ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в нашей жизни. Ниже в таб­ли­це при­во­дят­ся не­ко­то­рые фи­зи­че­ские свой­ства ряда ме­тал­лов.

Из­вест­но, что все ме­тал­лы при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ют­ся, а при охла­жде­нии сжи­ма­ют­ся. Это свой­ство ме­тал­лов также ис­поль­зу­ет­ся для из­го­тов­ле­ния из­ме­ри­тель­ных при­бо­ров и управ­ля­ю­щих устройств.

Прин­цип дей­ствия би­ме­тал­ли­че­ско­го тер­мо­мет­ра ос­но­ван на ис­поль­зо­ва­нии в его чув­стви­тель­ном эле­мен­те двух ме­тал­лов с раз­лич­ны­ми тем­пе­ра­тур­ны­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми ли­ней­но­го рас­ши­ре­ния. Ме­тал­ли­че­ские пла­сти­ны проч­но со­еди­ня­ют­ся между собой, в ос­нов­ном путём свар­ки, и об­ра­зу­ют би­ме­тал­ли­че­скую пру­жи­ну, ко­то­рая при на­гре­ва­нии рас­ши­ря­ет­ся и за­мы­ка­ет кон­такт или вра­ща­ет стрел­ку тер­мо­мет­ра. Также при­ме­ня­ют ртут­ный тер­мо­метр — жид­кост­ный тер­мо­метр для из­ме­ре­ния тем­пе­ра­тур в ин­тер­ва­ле от —35 до +750 °C. Раз­но­вид­ность ртут­но­го тер­мо­мет­ра — ме­ди­цин­ский тер­мо­метр, с по­мо­щью ко­то­ро­го из­ме­ря­ют тем­пе­ра­ту­ру че­ло­ве­ка.



17. Опре­де­ли­те, во сколь­ко раз удель­ное со­про­тив­ле­ние ртути боль­ше удель­но­го со­про­тив­ле­ния алю­ми­ния. Ответ округ­ли­те до це­ло­го числа.

18. Можно ли в ме­ди­цин­ском жид­кост­ном тер­мо­мет­ре вме­сто ртути ис­поль­зо­вать медь? Ответ по­яс­ни­те.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!