СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по обществознанию»

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

 Уровни развития способностей

характеристики

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

...

Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных 

Модель поведения, престиж, социальный статус, имидж, знаки отличия, авторитет.


3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют операции (приёмы) мышления. 

1) анализ; 2) синтез; 3) наблюдение; 4) абстрагирование; 5) эксперимент; 6) обобщение

 

4. Выберите верные суждения об истине и её критериях 

1) Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой теоретически обоснованное знание.

2) Единственным критерием истинного знания является авторитетный источник информации.

3) Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

4) Истинным можно считать лишь то знание, которое соответствует объекту познания.

5) Истина всегда объективна.


5. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют:

ПРИЗНАКИ

 

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ

A) логическая стройность

Б) аллегоричность

B) обоснованность выводов

Г) эмоциональность

Д) выдвижение гипотез

Е) гиперболизация

 

1) искусство

2) наука

 

6. Какие из мер направлены на решение глобальных экологических проблем?

1) массовая вакцинация населения от опасных заболеваний

2) запрет на добычу редких и исчезающих видов животных

3) ограничения на выброс в атмосферу углекислого газа

4) увеличение объёмов международной помощи развивающимся странам

5) увеличение доли солнечной и ветровой энергетики в мировой энергосистеме

6) создание системы предупреждения об опасности столкновения Земли с космическими объектами


7. Выберите верные суждения о международном разделении труда

1) Международное разделение труда сложилось на индустриальной стадии развития общества.

2) Международное разделение труда замедлилось с развитием НТР.

3) Предпосылкой международной специализации являются климатические условия страны и её географическое положение.

4) Для международной торговли характерен обмен исключительно товарами.

5) Национальные экономики взаимодействуют между собой при помощи внешнеэкономических связей.


8. Установите соответствие между примерами и видами налогов:

ПРИМЕР НАЛОГА

 

ВИД НАЛОГА

А) имущественный налог

Б) транспортный налог

В) налог на добавленную стоимость

Г) акцизный сбор

Д) налог на добычу полезных ископаемых

 

1) прямые налоги

2) косвенные налоги

 

9. Пётр Фёдорович вкладывает свои сбережения в приобретение различных ценных бумаг. Найдите в ценные бумаги, которые он может приобрести в соответствии с Гражданским кодексом РФ 

1) инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда

2) договор о страховании имущества

3) банкноты

4) купоны

5) облигации

6) акции


10. На графике отражены изменения предложения пшеницы на соответствующем рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике Р — цена товара‚ Q — количество товара).

Какие из факторов могут вызвать такое изменение?

1) повышение цен на горючее для сельскохозяйственной техники

2) снижение цен на сельскохозяйственную технику

3) засуха и неурожай зерна

4) открытие нескольких хлебобулочных комбинатов

5) культивирование высокопродуктивных сортов пшеницы


11. Выберите верные суждения о социальной роли 

1) Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить носитель определённого социального статуса.

2) Исполнение социальной роли зависит от личностных качеств человека.

3) Все социальные роли человека определяются при его рождении.

4) Освоение новой роли всегда является результатом вертикальной социальной мобильности.

5) Исполнение многих социальных ролей официально регламентировано.


12. Была проведена серия социологических опросов. Респондентам было предложено ответить на вопрос о роли Конституции в жизни страны. Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

С каким из следующих мнений о роли конституции в жизни страны Вы бы скорее согласились?

 

Варианты ответа

1997

2002

2007

2008

2010

2011

Конституция гарантирует права и свободы граждан

12

21

31

22

38

44

Конституция поддерживает порядок в государстве

20

22

30

30

22

21

Конституция является для Президента средством, позволяющим контролировать Думу

11

7

10

11

8

6

Конституция не играет значительной роли в жизни страны, поскольку мало кто с ней считается

45

41

21

28

25

20

Затруднились ответить

12

9

8

9

7

9

 1) В 1997 году почти половина опрошенных была уверена в том, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны.

2) В период с 1997 по 2011 г. увеличилось количество, воспринимающих Конституцию, в первую очередь как средство удержания власти.

3) В период с 1997 по 2011 г. увеличилось количество, которые высказали уверенность в том, что Конституция гарантирует права и свободы граждан.

4) За весь период проведения исследования количество опрошенных, уверенных, что Конституция не играет значительной роли в жизни страны, существенно увеличилось.

5) В рассматриваемом периоде наиболее существенным преобладанием скептических взглядов на роль Конституции в обществе отметился 2011 г.


13. Выберите верные суждения о функциях партии в демократическом обществе

1) Партии участвуют в организации, подготовке и проведении выборов.

2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.

3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий.

4) Партии участвуют в формировании правоохранительных органов.

5) Партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива.


14. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями:

Функции и полномочия

 

Палаты федерального собрания

A) решать вопрос о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ

Б) назначать на должность судей высших судов РФ

B) освобождение от должности Председателя Счетной Палаты РФ

Г) решать вопрос о доверии Правительству

Д) объявлять амнистию

 

1) Гос. Дума

2) Совет Федерации

 


15. В стране происходят регулярные выборы в парламент. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что в стране недемократический режим?

1) Президент страны обладает широкими полномочиями.

2) В стране отсутствует свободная конкуренция политических партий.

3) Правительство страны разрабатывает и исполняет государственный бюджет.

4) В стране действует конституция.

5) Права и свободы граждан постоянно нарушаются.

6) Глава государства утверждает приговоры суда.


16. Что относится к личным правам гражданина РФ? 

1) право на неприкосновенность частной жизни

2) право на труд в нормальных условиях

3) право на тайну переписки, телефонных переговоров

4) свобода совести

5) свобода предпринимательской деятельности


17. Выберите верные суждения о гражданском праве.

1) Гражданское право включает в себя систему правовых норм, определяющих преступность и наказуемость деяний.

2) В основе взаимоотношений партнёров – частный интерес и автономная воля каждого участника в возникших правоотношениях.

3) Нормы гражданского права регулируют имущественные и личные неимущественные отношения.

4) Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства и т.п., регулирует авторское право.

5) К способам защиты гражданских прав, установленных Гражданским кодексом РФ, относят предупреждение, дисквалификацию.


18. Установите соответствие между конкретными примерами и типом правонарушений, который они иллюстрируют:

ПРИМЕРЫ

 

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

A) Гражданка проехала перекрёсток на запрещающий сигнал светофора.

Б) Гражданин был уличен в подделке документов.

B) Экологическая организация провела несанкционированный митинг.

Г) Работник без уважительной причины не выходил на работу в течение трёх дней.

Д) Организация несвоевременно осуществила поставку партии товара для своих партнёров.

Е) Туристическая компания отказалась компенсировать своему клиенту заселение в номер, не соответствующий оплаченной им категории.

 

1) административное

2) уголовное

3) дисциплинарное

4) гражданское

 

19. Супруги Антон и Юлия собираются заключить брачный договор. Какие из условий они могут включить в брачный договор?

1) Имущество, нажитое в браке, будет находиться в общей долевой собственности супругов.

2) В случае расторжения брака по инициативе Антона он обязуется выплачивать Юлии ежемесячное содержание в размере 20 тысяч рублей.

3) В случае расторжения брака Юлия обязуется вернуть себе свою фамилию.

4) В случае расторжения брака дети будут проживать с Юлией.

5) Юлия обязуется не устраиваться на работу и заниматься хозяйством.

6) В случае расторжения брака по инициативе Юлии в собственность Антона передаётся 2/3 совместно нажитого имущества.


20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. 

«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного человечества. Первая группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение _____(А) экономического развития, сохранение мира — это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка_____(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.

Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного______(В) природы и общества. Это, например, истощение_____(Г) недр Земли и Мирового океана.В данном случае проблема природы и общества — это проблема биологических основ жизни опосредованных_____(Д).Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы ____(Е), здравоохранения, культурного наследия».


1) средство

2) взаимодействие

3) социальные условия

4) неравномерность

5) общество

6) народонаселение

7) гонка вооружений

8) общественный прогресс

9) природные ресурсы


В современной лексике обществами могут называть и национально-государственные образования, существующие на политической карте мира, и добровольные объединения людей по профессиям и интересам (Общество филателистов, Общество спасения на водах и т. д.). Об обществе говорят тогда, когда имеют в виду социальное окружение человека, круг его общения (предостерегая от попадания в «дурное общество»).

Что же именуют обществом учёные, стремящиеся понять сущность общественной жизни, условия и механизмы её существования?

Каждому из нас приходилось сталкиваться с антитезой «общество — природа», которая служит средством классификации явлений по их принадлежности к различным формам существования, уровням организации окружающего и охватывающего нас мира. Мы знаем, к примеру, что планетарная система или сила тяготения принадлежат к миру природных реалий, в то время как гидростанции, симфоническая музыка или совесть принадлежат обществу, представляют собой общественные явления, отсутствующие в царстве природы. В таком наиболее широком понимании термин «общество» представляет собой системную совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы и от природы отличный.

В таком своём значении термин «общество» совпадает с понятиями «надорганический мир», «социокультурная реальность», «социальная форма движения материи», «социум» и пр., с помощью которых разные научные школы передают специфику неприродных реалий нашего мира.

Соответственно большинство философов и социологов критически относятся к попыткам учёных-естественников — прежде всего биологов — универсализировать понятие «общество», распространить его на природу, рассматривая общество как «коллективность вообще» и называя им пчелиные ульи, муравейники или волчьи стаи. Напротив, общество рассматривается как сугубо специфичный по своим законам мир людей и созданных ими культурных артефактов-  порождений человека, которых нет в нерукотворной природе.

И так, в самом широком из своих смыслов термин «общество» обозначает социальность вообще, выступающую как антитеза природы и природного.

 

21. Приведите три содержащихся в тексте определения понятия «общество» в узком смысле и три определения понятия «общество» в широком смысле.

22. На основании текста раскройте авторское понимание проблем социальной философии как науки. Приведите три положения. Опираясь на знания, объясните смысл понятия «наука».

23. Используют ли, по мнению автора, учёные-обществоведы понятие «общество» для описания природных реалий? Приведите фразу из текста, которая помогает ответить на данный вопрос. Назовите один пример социальных реалий из числа содержащихся в тексте и приведите два собственных примера общественных реалий.

24. Автор пишет, что для раскрытия различий между социальным и несоциальным необходимо понять, чем деятельность человека отличается от поведения животного. Назовите три отличия деятельности человека от поведения животного.

25. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «издержки»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о переменных издержках;

− одно предложение раскрывающее связь издержек и прибыли.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три направления влияния государства на социализацию человека.

27. Психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные учёные решают вопрос о роли природных и социальных факторов в развитии способностей человека?

28. Используя знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

Философия: «Любовь к науке — это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью учёного» (Л. Фейербах).

Экономика: «Богатые люди денег на ветер не бросают — так ведут себя только бедняки» (П. Коэльо).

Социология, социальная психология: «Жизнь нации находится в безопасности только тогда, когда нация честна, надёжна и добродетельна» (Ф. Дуглас).

Политология: «Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперёд других людей» (К. Маркс).

Правоведение: «Опаснейший подводный камень для правосудия — это предубеждение» (Ж.-Ж. Руссо).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!