СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариант ЕГЭ по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Вариант ЕГЭ по обществознанию»

  1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ


Целенаправленное систематическое восприятие явлений окружающего мира

Выдвижение гипотез

Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в прежние теории


2 В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.

Реформа; революция; социальная динамика; эволюция; общественный регресс.


3 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) замечание, 2) санкция, 3) социальная норма, 4) политическая идеология, 5) осуждение, 6) материальная культура.


4 Выберите верные суждения о деятельности

1. Деятельность связана с удовлетворением потребностей человека, социальной группы, общества в целом.

2. Творческая деятельность присуща и человеку, и животному.

3. В результате трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности.

4. Один и тот же вид деятельности может быть вызван с различными мотивами людей.

5. Структура деятельности предполагает наличие цели и средств её достижения.


5 Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ:

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) натуральный характер хозяйства

1) индустриальное

Б) ведущая роль информации в жизни общества

2) постиндустриальное

В) появление массовой культуры

3) традиционное (аграрное)

Г) сословная структура общества


Д) выдвижение на первый план сферы услуг



6 Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию?

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом.

3. Содержание книги изложено специальным языком.

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.


7 Выберите верные суждения о ценных бумагах

1. Акция представляет собой свидетельство о денежном вкладе в банке с обязательством банка о возврате этого вклада и процентов по нему через установленный срок.

2. Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающую право на получение части прибыли предприятия - акция.

3. Ценные бумаги бывают именные и на предъявителя.

4. Вексель предоставляет своему владельцу право на участие в управлении фирмой и получение дивидендов.

5. Облигация даёт владельцу право требовать её погашения в установленные сроки.


8 Установите соответствие между примерами и элементами структуры налога:

ПРИМЕРЫ

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ НАЛОГА

А) 1 см3 рабочего объёма двигателя

1) субъект налога

Б) легковой автомобиль

2) объект налога

В) заработная плата

3) источник уплаты налога

Г) земельный участок

4) единица налогообложения

Д) Борис Михайлович



9 Владелец фирмы составляет бизнес-план развития своего предприятия. Что он может использовать как внешние источники финансирования бизнеса?

1. совершенствование производственных технологий

2. выпуск и размещение акций предприятия

3. повышение производительности труда

4. доходы от реализации продукции предприятия

5. привлечение кредитов

6. налоговые отчисления


10 На рисунке отражена ситуация на рынке зарубежного туризма. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой спроса из положения D в положение - D1? (На графике Р - цена услуг; Q - количество услуг.)

1. повышение качества сервиса на отечественных курортах

2. активная рекламная акция туроператоров, специализирующихся на зарубежном туризме

3. общее подорожание отдыха на популярных зарубежных курортах

4. повышение доходов потребителей

5. наступление сезона отпусков


11 Выберите верные суждения о социальной стратификации

1. Понятие «социальная стратификация» обозначает любые изменения, происходящие в обществе.

2. Социальная стратификация предполагает деление общества на социальные слои путём объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом.

3. Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: доход, власть.

4. Социальная стратификация предполагает выделение социальных слоёв в зависимости от личных качеств человека.

5. Престиж профессии как критерий социальной стратификации связан с социальной привлекательностью, уважительным отношением в обществе к тем или иным профессии, должности, роду занятий.


12 В ходе социологического опроса 25-летних и 50-летних граждан страны Z им задавали вопрос: «Кто читал Вам в детстве книжки?». (Любое число ответов). Найдите выводы, которые можно сделать на основе диаграммы

1. Доля тех, кому в детстве книжки читали родители, среди 50-летних больше, чем серди 25-летних.

2. Равным долям опрошенных каждой группы в детстве книжки читали бабушка/дедушка.

3. Среди 25-летних тех, кому книжки в детстве читали другие родственники, меньше, чем тех, кому книжки в детстве читали воспитатели в детском саду.

4. Среди 50-летних тех, кому книжки в детстве читали бабушка/дедушка, больше, чем тех кому книжки читали воспитатели в детском саду.

5. Доля тех, кто затруднился ответить, среди 50-летних меньше, чем среди 25-летних.


13 Выберите верные суждения о политических (государственных) режимах

1. К признакам политического режима относят порядок распределения власти между различными социальными силами и выражающими их интересы политическими организациями.

2. Тип политического режима определяется состоянием свобод и прав человека в обществе, состоянием отношений с бюрократией (чиновничий аппарат), господствующим в обществе типом легитимности.

3. К признакам политического режима относят механизмы властвования, способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

4. Тоталитарный режим от демократического отличает наличие профессионального аппарата управления (бюрократии).

5. Режиму любого типа (вида) свойственна реализация принципа разделения властей.


14 Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия:

ПОЛНОМОЧИЯ

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) утверждение изменения границ между субъектами РФ

1) Совет Федерации

Б) осуществление управления федеральной собственностью

2) Президент РФ

В) обеспечение исполнения федерального бюджета

3) Правительство РФ

Г) утверждение военной доктрины РФ


Д) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ



15 Гражданин А. был избран губернатором области Z. Он уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества. В общении он доброжелателен, открыт для критики. Какие характеристики относятся к типу политического лидерства?

1. региональный

2. общенациональный

3. демократический

4. традиционный

5. авторитарный

6. харизматический


16 Что относите к конституционным обязанностям гражданина РФ?

1. выбор профессии, рода деятельности

2. защита Отечества

3. обращение в органы государственной власти

4. участие в выборах Президента РФ

5. сохранение природы и окружающей среды


17 Выберите верные суждения о процессуальном праве

1. Отрасли процессуального права непосредственно регулируют общественные отношения, в них основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

2. Сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и обвиняемый.

3. По общему правилу иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика

4. Административную юрисдикцию могут осуществлять судьи, комиссии по делам несоврешеннолстних и защите их прав, органы внутренних дел (полиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссариаты и др.

5. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон обвинения и защиты.


18 Установите соответствие между организационно-правовыми формами и видами юридических лиц:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

А) производственные кооперативы

1) коммерческие

Б) муниципальные унитарные предприятия

2) некоммерческие

В) потребительские кооперативы


Г) хозяйственные общества


Д) благотворительные фонды



19 Выпускник медицинского университета Леонид нашёл работу врача. Для заключения договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Какие ещё документы он должен предъявить работодателю?

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. выписку из финансово-лицевого счёта

4. налоговое уведомление

5. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность

6. диплом о высшем образовании


20 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Юридическая ответственность - это мера государственного принуждения за совершённое_____(А), связанная с претерпеванием виновным определённых _____(Б) личного (организационного) или имущественного характера. Юридическая ответственность является одним из средств обеспечения ____(В). Она связана с государственным принуждением, под которым понимают______(Г) обязать субъекта помимо его воли и желания совершать определённые действия. При наличии факта правонарушения_____(Д) (или орган) обязывает лицо (или организацию) претерпевать определённые неблагоприятные последствия. Наряду с юридической ответственностью выделяют такие виды государственного принуждения, как меры пресечения______(Е), меры защиты».

1. лишение

2. возможность государства

3. противоправное поведение

4. общественное мнение

5. правонарушение

6. виновность

7. правомерное поведение

8. общественная опасность

9. уполномоченное лицо

 

«Способность государства быть эффективным в значительной мере зависит от принципов организации институтов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В основе современных западных демократий лежат два принципа: мажоритарный принцип, в соответствии с которым власть принадлежит большинству народа, и правовой принцип, означающий верховенство права, равную ответственность власти и граждан перед законом.

При формировании институтов государства эти принципы в разных объёмах сочетаются с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В зависимости от процедуры выделения народного большинства и принадлежности права юридической инвеституры (права на формирование, контроль и роспуск правительства) либо парламенту, либо президенту мажоритарный принцип порождает два институциональных типа демократии — парламентский и президентский. Законодательная и исполнительная ветви власти могут быть организованы по принципу либо чёткого разделения, либо отсутствия строгого разделения властей. Применение этого принципа организации ветвей власти зависит от формы правления.

Парламентская форма политического устройства не предусматривает чёткого разделения властей. Народное большинство выявляется на основе единой системы голосования — избрания депутатов парламента. Формирование исполнительной власти осуществляется косвенным путём: глава правительства и члены кабинета избираются парламентариями. Следовательно, разделение властей косвенно осуществляется после формирования правительства. Лидер, получивший поддержку большинства в парламенте, становится главой исполнительной власти. Правительство опирается на поддержку парламента, контролируется им и отправляется в отставку. Плюрализм интересов и права меньшинства отстаивает легально действующая оппозиция. Классический пример парламентской формы правления даёт Великобритания. Ведущую роль в формировании внутриполитического и внешнеполитического курсов страны играет премьер- министр, обладающий широкими полномочиями. Он правит через парламент, чем и определяется его влияние.

Президентская форма политического устройства предполагает строгое разделение властей уже на стадии выборов, предусматривает наличие у законодательной и исполнительной ветвей власти собственного независимого электората, поэтому в странах с подобной формой правления существует двойная система голосования. Президентская республика основывается на прямом избрании гражданами парламента и главы исполнительной власти путём общенациональных выборов. Затем президент назначает членов кабинета (правительство), руководит его деятельностью. Он ответственен непосредственно перед народом. Двойная система голосования обеспечивает равную легитимность исполнительной и законодательной ветвей власти.

Типичным примером президентской модели демократии являются США.

Выбор парламентской или президентской формы правления обусловливает структуру институтов власти, технологию реализации властной воли. Как это ни парадоксально, но парламентская модель способствует усилению исполнительной власти, а президентская республика укрепляет власть парламента. В парламентской модели главные функции парламента состоят в формировании правительства, контроле за ним и его роспуске. В остальном влияние законодательной власти ограничено. Полномочия же правительства значительны, включая и законотворческие инициативы, а возможности его влияния обусловлены поддержкой парламентского большинства.

В президентской форме правления парламент обладает самостоятельными властными полномочиями и правит наряду с президентом. В президентской модели не требуются компромисс или несогласие между исполнительной властью и парламентским большинством. Парламентское большинство может выполнять роль оппозиции по отношению к президенту и тем самым сдерживать его. Иная ситуация в парламентских республиках: поскольку правительство работоспособно только в случае создания коалиции парламентского большинства, постольку в парламентской модели велико значение компромиссов между законодателями и правительством.

Для того, чтобы не отождествлять исполнительную и законодательную ветви власти, в западных странах были созданы сдерживающие начала в виде системы правового государства, в котором политические институты, группы, личность действуют в рамках права, уважают и подчиняются ему.

Иногда в литературе этот режим называется режимом правовой демократии. Однако представляется, что различия режимов, основывающихся на мажоритарном и правовом принципах, достаточно условны, поскольку западные демократии во всех своих разновидностях являются творением права».

(Р. Т. Мухаев)

21 Что, по мнению автора, является показателем эффективности государства? Какие два принципа лежат в основе западных демократий?

22 Назовите два критерия формирования двух типов демократии. Что лежит в основе такого формировании? Объясните роль принципа разделения властей в данном процессе.

23 Сформулируйте три признака, отличающие парламентскую форму политического устройства от президентской. Используя знания конституционного устройства РФ, проиллюстрируйте каждое отличие.

24 В чём смысл правовой демократии? Используя текст и обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примером два сдерживающих начала правового государства.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «состав преступления»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о признаках, образующих состав преступления, и одно предложение, раскрывающее одно основание, исключающее наличие состава преступления.

26 Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами влияние наличия гражданства на объём прав гражданина.

27 В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Моральные нормы в системе социального контроля». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Философия «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека... » (Д.С. Лихачёв)

Экономика «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)

Социология, социальная психология «Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей». (Н. Смелзер)

Политология «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

Правоведение «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!