Интегрированный урок
русского языка и литературы в 11 классе
на тему "В жизни всегда есть место подвигу"
Вид: урок-практикум.
Тип: урок формирования умений и навыков.
Цели:
Формировать умения анализировать текст.
В итоге учащиеся должны высказываться свободно, аргументировать свою точку зрения, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять значение слова, выделять главное.
Задачи: Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.
Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему.
Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание.
Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.
Ход урока:
Орг. момент
Сообщение темы, целей урока
- Сегодня наш урок будет необычным. Мы соединим вместе литературу и русский язык. Это возможно, как вы думаете? Если да, то предположите, каковы цели урока? (Ответы детей)
Развитие умений понимать текст, выделять главное.
Формирование умений анализировать литературный текст с точки зрения русского языка, его средств, особенностей.
Развитие правильной речи, умения слушать друг друга.
- Эпиграфом к уроку станут слова:
Мечтать - не значит жить!
Нужны подвиги, подвиги!
М. Горький
- Как вы понимаете эти слова?
– Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль)
– Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – словарь Ожегова)
– Сделайте морфемный разбор слова подвиг.
– Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)
- Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко.
Работа с текстом
Чтение вслух отрывка из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»)
Анализ текста.
– Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.
–Каким вам представляется Данко Что отличает его от других людей племени?
В чем заключается его подвиг? Какова главная мысль легенды?
Анализ текста.
- Докажите, что это текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко)
- Какова грамматическая связь предложений?
- Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение (Стиль художественный, наличие образов: Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование выразительных средств языка).
- Тип речи? (Повествование с элементами описания)
Работа в группах.
Проанализируем текст с точки зрения лексики
1 группа Лексический анализ текста.
1. Вспомните, что изучает лексика?
2. Найдите в тексте синонимы (солнце, факел любви к людям, горящее сердце, свет), антонимы (солнце – тьма, солнце – гроза, гнилой зев болота – золотая река).
3. Для чего автор использует их в тексте? (Добро в жизни всегда рядом со злом. С помощью антонимов автор усиливает контраст между светлыми и темными силами.
Синонимы помогают полнее раскрыть стремление к свободе, к свету)
2 группа Анализ средств художественной выразительности в тексте.
1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в текстах?
2. Найти в тексте тропы, фигуры речи:
эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);
метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма
разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя);
олицетворения (лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь);
сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь);
антитеза (темный лес – солнечный свет);
анафора (кинул взор);
риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)
3 группа Морфологический анализ текста.
1. Вспомните, что изучает морфология?
2. Выпишите из текста глаголы. Какова их роль в тексте? (передают движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу во имя людей).
3. Выпишите прилагательные. Какова их роль в тексте? (сделать описание предметов и явлений более точным, ярким, запоминающимся).
4. Выпишите причастия. Их роль.
Краткий отчет групп
Фронтальная работа
Обратим внимание на фонетические средства выразительности:
- Как называется повтор согласных звуков? (Аллитерация) Найдите в тексте.
(р, щ, з, в – звуки, сочетания которых похожи на раскаты грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)
- Как называется повтор гласных звуков? (Ассонанс – открытые звуки) Какова их роль?
Всмотримся в синтаксические особенности текста.
- Какие предложения использует автор в легенде о Данко? (Простые распространенные, восклицательные, вопросительные) Для какого стиля характерны такие предложения?
Работа в группах (по карточкам)
Произвести фонетический разбор слов: Солнце, сердце, ярко, вперед.
Произвести словообразовательный разбор: ширь, промытого, горящего, зев.
Произвести морфемный разбор слов: разорванной, промытого, бросился, горящее.
Рефлексивно-оценочный этап
- Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас?
– Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?
– Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре)
- Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу?
Домашнее задание
Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор)
Привести пример героического поступка в наше время (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей)
Подведение итогов, оценка работы