СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В жизни всегда есть место подвигу. 11кл( по рассказу А.М.Горького "Старуха Изергиль".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своём рассказе А.М.Горький сравнивает двух противоположных героев, и на образе Данко выражает свою мысль о том, что в жизни всегда есть место подвигу.

 

Просмотр содержимого документа
«В жизни всегда есть место подвигу. 11кл( по рассказу А.М.Горького "Старуха Изергиль".»

Интегрированный урок

русского языка и литературы в 11 классе

на тему "В жизни всегда есть место подвигу"


Вид: урок-практикум.

Тип: урок формирования умений и навыков.

Цели:

Формировать умения анализировать текст.

В итоге учащиеся должны высказываться свободно, аргументировать свою точку зрения, уметь сравнивать, делать выводы, объяснять значение слова, выделять главное.

Задачи: Воспитывающая: воспитывать ответственность за свои поступки, понимание сути высших человеческих качеств.

Обучающая: создать условия для развития умений анализировать текст; через лингвостилистический анализ попытаться раскрыть тему.

Развивающая: помочь учащимся осознать социальную и личностную значимость учебного материала, развивать аналитическое мышление, формировать умение выделять главное, развивать умение действовать самостоятельно, развивать речь, внимание.

Оборудование: тексты для анализа (отрывок из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” – легенда о Данко, иллюстрации к рассказу, карточки с заданиями.


Ход урока:

Орг. момент

Сообщение темы, целей урока

- Сегодня наш урок будет необычным. Мы соединим вместе литературу и русский язык. Это возможно, как вы думаете? Если да, то предположите, каковы цели урока? (Ответы детей)

  • Развитие умений понимать текст, выделять главное.

  • Формирование умений анализировать литературный текст с точки зрения русского языка, его средств, особенностей.

  • Развитие правильной речи, умения слушать друг друга.

- Эпиграфом к уроку станут слова:

Мечтать - не значит жить!

Нужны подвиги, подвиги!

М. Горький

- Как вы понимаете эти слова?

– Прочитайте название темы. Кто сказал эти слова? (старуха Изергиль)

– Что такое подвиг? (героический, самоотверженный поступок – словарь Ожегова)

– Сделайте морфемный разбор слова подвиг.

– Подберите к нему однокоренные слова (двигать, движение души)

- Как тему подвига раскрыл Максим Горький, мы узнаем, прочитав текст о Данко.


Работа с текстом

  1. Чтение вслух отрывка из легенды «Данко» (от слов «Что сделаю я для людей?!» до слов «и вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…»)


Анализ текста.

– Мы проанализируем текст на лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом уровнях; пронаблюдаем, какие средства помогают раскрыть тему.


–Каким вам представляется Данко Что отличает его от других людей племени?

В чем заключается его подвиг? Какова главная мысль легенды?

  1. Анализ текста.

- Докажите, что это текст (Предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены общей темой – подвиг Данко)

- Какова грамматическая связь предложений?

- Определите стиль текста, обоснуйте свое мнение (Стиль художественный, наличие образов: Данко, солнце, лес, река, степь, трава; использование выразительных средств языка).

- Тип речи? (Повествование с элементами описания)


Работа в группах.

Проанализируем текст с точки зрения лексики


1 группа Лексический анализ текста.


1. Вспомните, что изучает лексика?

2. Найдите в тексте синонимы (солнце, факел любви к людям, горящее сердце, свет), антонимы (солнце – тьма, солнце – гроза, гнилой зев болота – золотая река).

3. Для чего автор использует их в тексте? (Добро в жизни всегда рядом со злом. С помощью антонимов автор усиливает контраст между светлыми и темными силами.

Синонимы помогают полнее раскрыть стремление к свободе, к свету)

2 группа Анализ средств художественной выразительности в тексте.

1. Вспомните, какие средства художественной выразительности встречаются в текстах?

2. Найти в тексте тропы, фигуры речи:

эпитеты (горящее сердце, чудесное зрелище, смелое сердце);

метафоры (сердце пылало, факел любви к людям, тьма

разлетелась, гнилой зев болота, брильянты дождя);

олицетворения (лес удивленно качал вершинами, лес замолчал, лес расступился, вздыхала степь);

сравнения (сердце как солнце, золотом сверкала роса, роса как кровь);

антитеза (темный лес – солнечный свет);

анафора (кинул взор);

риторический вопрос (Что сделаю я для людей?!)


3 группа Морфологический анализ текста.

1. Вспомните, что изучает морфология?

2. Выпишите из текста глаголы. Какова их роль в тексте? (передают движение, быстроту действия навстречу свету, подвигу во имя людей).

3. Выпишите прилагательные. Какова их роль в тексте? (сделать описание предметов и явлений более точным, ярким, запоминающимся).

4. Выпишите причастия. Их роль.

Краткий отчет групп

Фронтальная работа

Обратим внимание на фонетические средства выразительности:

- Как называется повтор согласных звуков? (Аллитерация) Найдите в тексте.

(р, щ, з, в – звуки, сочетания которых похожи на раскаты грома, свистящие и шипящие звуки передают быстроту, свист ветра, бег людей)

- Как называется повтор гласных звуков? (Ассонанс – открытые звуки) Какова их роль?

Всмотримся в синтаксические особенности текста.

- Какие предложения использует автор в легенде о Данко? (Простые распространенные, восклицательные, вопросительные) Для какого стиля характерны такие предложения?

Работа в группах (по карточкам)

  1. Произвести фонетический разбор слов: Солнце, сердце, ярко, вперед.

  2. Произвести словообразовательный разбор: ширь, промытого, горящего, зев.

  3. Произвести морфемный разбор слов: разорванной, промытого, бросился, горящее.

Рефлексивно-оценочный этап

- Какова главная мысль легенды о Данко? Чему она учит нас?

– Образ Данко романтический? Верим ли мы в его мужество, решительность, самопожертвование?

– Какому герою из рассказа “Старуха Изергиль” он противопоставлен? (Ларре)

- Согласны ли вы, что в жизни всегда есть место подвигу?


Домашнее задание

Написать сочинение-эссе на тему: “Что я сделаю для людей” или “В жизни всегда есть место подвигу” (на выбор)

Привести пример героического поступка в наше время (из материалов газет, журналов, телепередач, новостей)

Подведение итогов, оценка работы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!