СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В поисках капитана Гранта с математической точностью

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка путешествия по 37 параллели южной широты в поисках капитана Гранта, вслед за героями книги. Книги можно читать по- разному. Кто-то переживает эмоции и сильные чувства, кто-то черпает для себя необходимую информацию… Мы будем читать книгу «с математической точностью». Наши поиски не могут увенчаться успехом, если мы не сможем просчитать время пути, необходимые запасы провизии, скорость передвижения, не проложим маршрут... Все это невозможно сделать без математики. 

Просмотр содержимого документа
«В поисках капитана Гранта с математической точностью»

В поисках капитана Гранта с математической точностью.

Класс делится на 4 группы по цветам.

При входе дети берут цветные закладки, какой цвет выберут, в такую группу и садятся.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по 37 параллели вслед за героями романа «Дети капитана Гранта». Это очень интересное и захватывающее путешествие. Его цель–это вызвать интерес у вас к этой книге, чтобы вы ее прочли. А для тех, кто ее уже читал, на этом уроке будет возможность взглянуть на книгу по- новому и вновь пережить увлекательную экспедицию в поисках капитана Гранта.

Для удачного путешествия нам необходимо выбрать капитана группы. Капитан должен быть ловким и смелым. Я задаю вопрос каждой группе, кто быстрее на него ответит, тот будет капитаном, он будет получать задания от меня и руководить выполнением.

Вопросы группам (Вопросы задаются по очереди, кто первый из группы ответит, назначается капитаном команды. Капитан подходит к учителю для получения заданий, чтобы время выполнения у всех команд было одинаковым).

  1. Как назывался корабль, на котором отправились в поисках капитана Гранта?

  2. Из какой страны отправилась экспедиция?

  3. Сколько лет было сыну капитана Гранта?

  4. В каком полушарии шли поиски: в северном или южном?

  5. Кто написал книгу «Дети капитана Гранта?»

  6. Сколько у капитана Гранта было детей?

  7. Где нашли бутылку с сообщением о кораблекрушении?

  8. Куда направлялся географ Паганель, попав на «Дункан»?

  9. Как называлось судно капитана Гранта, потерпевшее крушение?



Ребята, сегодня мы с вами путешествуем по 37 параллели южной широты в поисках капитана Гранта, вслед за героями книги. Книги можно читать по- разному. Кто-то переживает эмоции и сильные чувства, кто-то черпает для себя необходимую информацию… Мы будем читать книгу «с математической точностью». Наши поиски не могут увенчаться успехом, если мы не сможем просчитать время пути, необходимые запасы провизии, скорость передвижения, не проложим маршрут. Все это невозможно сделать без математики.

Итак, отправляемся вслед за героями книги.

Задание 1. Собери карту (справочный материал на столах)

Карта разрезана на 8 частей. Перед участниками лист, разделенный на 8 частей с числами. Участникам нужно выполнить задания и совместить результат с ячейкой листа. В результате должна получиться карта континента или острова, который посетили участники экспедиции. Каждая группа собирает свою карту, в результате получается модель путешествия. Участники дают ответ, карта чего у них получилась. Все ответы даются в тех единицах, которые указаны, округляя до целого.

  1. Матросы судна «Дункан» выловили акулу, в желудке которой находилась бутылка с тремя письмами, сообщавшими о крушении. Она была десяти футов длины и весила более шестисот фунтов. Такая длина и вес обычны для рыбы-молота. Но, не будучи самой крупной среди пород акул, она считается одной из наиболее опасных. Определите размер в метрах и см и массу акулы в кг. (3 м, 245 кг)


  1. Экспедиция отправилась в плавание на «Дункане». Это замечательно прочное и быстроходное судно могло смело выдержать дальнее плавание. … Идя на всех парах, «Дункан» развивал небывалую до тех пор скорость, доходившую до 17 морских миль в час. Какую скорость развивал Дункан в км/ч? (31 484 м/ч прибл. 31 км/ч)


  1. Это чудесное судно. Моряку приятно чувствовать его под ногами. И машина и корпус как нельзя лучше соответствуют друг другу. Вот почему яхта оставляет такой ровный след и так легко уходит от волны. Идем мы со скоростью 17 морских миль в час, и если скорость эта не понизится, то мы дней через десять пересечем экватор. На каком расстоянии в км от экватора находилось судно? (Помните, что в сутках 24 часа.)

(24*10=240 часов

240*31=7740 км)

  1. Пересекая Южную Америку , путешественникам пришлось преодолевать горный хребет, называемый Анды. Поднявшись на большую высоту, экспедиция сделала привал. Воде здесь, чтобы закипеть, не понадобится доходить до ста градусов; и тому, кто любит кофе, сваренный на воде в сто градусов, придется обойтись без этого, так как вода на этой высоте кипит при температуре даже ниже девяноста.

Термометр, опущенный в воду в тот момент, когда она закипела, показал только восемьдесят семь градусов. Понижение точки кипения равняется приблизительно 1 градусу на 324 метра подъема.

На какой высоте в метрах находились путешественники? (100-87 =13 градусов; 324*13=4212 метров)


  1. Экспедиция, высадилась у побережья Чили. Путешественники отправились в путь по 37 параллели, рассчитывая преодолеть южноамериканский материк за месяц (30 дней), делая в день по 35 миль. Какова длина их маршрута по материку от западного берега до восточного? Ответ дайте в км.

(35*1852=64820 метра=64км 820 метров; 64,82*30=1944,6км прибл. 1945 км)

  1. Во время путешествия по равнинам Аргентины, экспедицию застало наводнение. Они пытались ускакать от него, но беглецов настиг огромный вал; чудовищный, в сорок футов вышиной, он с грохотом обрушился на них. И люди и лошади – все исчезли в бурлящем водовороте. Колоссальная масса воды, в несколько миллионов тонн весом, понесла их в своем бешеном разливе.

Какова высота волны в метрах?

12 метров

  1. Спасаясь от наводнения, путешественники ухватились за дерево, случайно попавшееся им на пути. Дерево, на котором Гленарван и его спутники нашли себе убежище, походило на ореховое блестящими листьями и закругленной кроной. На самом же деле это было омбу. Такие одиночные деревья встречаются на аргентинских равнинах. Его огромный, искривленный ствол прикреплен к земле не только толстыми корнями, но и могучими отростками, что делает его особенно устойчивым. Поэтому-то оно и смогло выдержать такой натиск водяной стихии.

Омбу имело футов сто вышины и могло покрыть своей тенью окружность диаметром в сто восемьдесят футов. Основой этой громады был ствол в шесть футов толщиной и отходящие от него три массивные ветви.

Какова высота и толщина ствола этого дерева в метрах?

30 метров, 2 метра

  1. Закончив переход через Южную Америку, путешественники вернулись на «Дункан», который ждал их, бросив якорь в двух кабельтовых от берега. На каком расстоянии от берега в метрах был пришвартован корабль?

370 метров



Сложив ответы, должны получиться: карта Великобритании, карта Южной Америки., карта Австралии, карта Новой Зеландии (у каждой группы своя, дети должны угадать, что у них получилось).

Скажите, что из собранного является материком. А что островом?

Откуда отправилась экспедиция и куда направилась в первую очередь?

Не найдя капитана гранта в Южной Америке, экспедиция, полная надежд, отправилась по 37 параллели к берегам Австралии.

Задание 2. Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте, и расшифруйте название уникального дерева Австралии.

«В 1836 году колония Порт-Филлип насчитывала двести сорок четыре жителя, а в настоящее время население провинции Виктория достигло пятисот пятидесяти тысяч человек. Семь миллионов виноградных лоз приносят ей ежегодно сто двадцать одну тысячу галлонов вина. Сто три тысячи лошадей носятся по ее равнинам, и шестьсот семьдесят пять тысяч двести семьдесят две головы рогатого скота пасется на ее беспредельных лугах.

– А свиньи здесь тоже есть? – поинтересовался Мак-Наббс.

– Да, майор. С вашего позволения, их здесь семьдесят девять тысяч шестьсот двадцать пять.

– А сколько овец, Паганель?

– Семь миллионов сто пятьдесят тысяч девятьсот сорок три, Мак-Наббс!

– Считая и барана, которого мы в данную минуту едим, Паганель?

– Нет, без него: ведь три четверти его мы уже уничтожили.»

2044-А

50500-К

7000000-К

102000-У

1030000-О

675272-И

79265-Р

7150934-У

244-Э

505000-Р

700000-Л

121000-А

130000-К

61527-Д

79625-П

7510943-Ф

24-Л

550000-В

7000001-А

121100-Л

100300-Э

675227-П

79652-С

7150094-Ю

2444-М

555000-Д

7010000-С

101200-М

103000-Л

625272-Б

79256-Т

7150943-Т



Какое дерево у вас получилось? (эвкалипт)

Кто знает, в чем его уникальность? (оно не дает тени)

Почему так происходит? (листья повернуты ребром, чтобы уменьшить испарение, так как эвкалипты растут в засушливых местах). Высота этих деревьев достигает 200 футов. Сколько это метров?

Задание 3. Преодолев Австралию, экспедиция отправилась в Новую Зеландию, где попала в руки к враждебным туземцам маори. Выполните вычисления, совместите ответы с клетками, перевернув карточки, расшифруйте название горы, на которой нашли убежище наши путешественники, сбежав из плена злобных туземцев. (Считать, находить соответствующую букву, записывать по порядку вопросов)

  1. Подзорная труба Паганеля, раздвинутая во всю длину, достигала 4 футов. Сколько это см? 122 см

  2. В горах Южной Америки, по которым проходили наши путешественники, встречались ущелья в две тысячи футов глубиной. Сколько это метров? 608 метров

  3. Плывя по Индийскому океану «Дункан» попал в шторм. Скорость ветра достигала ста восьми футов в секунду. Какую силу ветра пришлось испытать судну? Ответ дайте в метрах в секунду. 33 м/с

  4. Прожорливая акула, хотя она и находилась в ярдах пятидесяти от «Дункана», почуяла приманку и стала быстро догонять яхту. На каком расстоянии в метрах находилась акула от корабля? 46 метров

  5. Точная длина Магелланова пролива составляет всего триста семьдесят шесть миль. Сколько это километров? 696 км

  6. Аргентинские мулы неприхотливы в пище, пьют раз в день, легко проходят сорок километров за восемь часов и свободно несут груз в четырнадцать арробов. Сколько это килограмм? 154 кг

  7. Это переход (через Австралию) в триста пятьдесят миль. Делая по ? миль в день, мы закончим его за месяц (30 дней) Сколько миль в день планировали пройти путешественники? 12 миль

  8. Триста пятьдесят миль–это сколько в км? 648 км

  9. В 1852 году в округе Балларат был найден самородок весом в пятьсот семьдесят три унции, а в Гипсленде – весом в семьсот восемьдесят две унции. Какую массу в кг имел этот самородок? 22 кг

  10. В Гипсленде в 1861 году нашли слиток в восемьсот тридцать четыре унции. Какую массу в кг имел этот самородок? 23 кг

Г

А

А

У

М

М

Н

У

А

Н

696

648

608

23

122

22

46

33

154

12



МАУНГАНАМУ

Кто знает, почему взобравшись на эту гору, путешественники оказались в безопасности? (потому-что на гору было наложено табу, туземцы не могли на нее подниматься).



Это интересно:

Надо сказать, что Элен, предполагая использовать «Дункан» для экспедиции, не ошиблась в оценке его мореходных качеств. Это замечательно прочное и быстроходное судно могло смело выдержать дальнее плавание. …Больше всего можно было рассчитывать на его механическую силу – паровую машину, построенную по новейшей системе и снабженную перегревателями. Это была машина высокого давления, в сто шестьдесят лошадиных сил. Приводившая в движение двойной винт. Идя на всех парах, «Дункан» развивал небывалую до тех пор скорость… ,доходившую до 17 морских миль в час.

? Какую мощность имел «Дункан»? Вы имеете представление о том, с чем она сопоставима? (Лада Приора-120 л.с., БМВ-280 л.с., Киа Рио-107 л.с., Субару Импреза 270 л.с., Бугати 1000 л.с.)

? Какую скорость мог развить «Дункан»? (Морская миля равна 1852 метра). С чем связано такое название «морская миля» и почему она имеет именно такую длину? (это расстояние между соседними минутами в меридианах, равно длине дуги 1/60° земного меридиана).

Справочный материал на экране или на каждой парте

Название не метрической единицы измерения

Метрическая единица ей соответствующая

Фут

30 см 4 мм

Фунт

409 грамм

Морская миля (миля)

1852 метра

Кабельтов

185 м 20 см

Арроб

11 кг

Ярд

91 см

Унция

28 грамм








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!