МБОУ «Габишевская СОШ имени М. А. Гареева»
Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель – включение в учебную деятельность. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Приветствие. Общая тема последних уроков «Музыка и литература». Внимание к Афише. Что перед вами? О чем рассказывает афиша? Что рассказывает именно эта афиша? | Объясняют, что афиша - объявление о спектакле, концерте и т.д. Рассказывают, какой видят жанр, отсутствие билетов. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель – обобщить и систематизировать знания и умения; готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения | Что это за жанр музыки – балет? Кто принимает участие в создании балета? | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Балет – музыкально-театральный жанр, где артисты не говорят, а танцуют. Композитор, хореограф, либреттист, художник, дирижер, музыканты. | Личностные: смыслообразование; Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие; Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
3.Постановка учебной задачи Цель – выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Мы знакомимся с балетом К. Хачатуряна, название которого связано вот с этим овощем.( На столе – лук) Таким образом, тема урока «К.Хачатурян. Балет «Чиполлино». Как вы думаете, почему именно этот балет мы изучаем, если тема «Музыка и литература»? | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Объявляют тему урока. Догадываются, что балет написан по сказке Дж. Родари «Чиполлино». | Познавательные: постановка и формулирование проблемы; структурирование знаний. Регулятивные: затруднения в пробном действии. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; |
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель – построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. | Сообщает краткое содержание балета. Раздает карточки. Слушание 5 музыкальных номеров номеров из балета. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Определяют характер мелодии, лад, темп, тембр. Заполняют таблицу. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: анализ, синтез, сравнение; моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; координирование в сотрудничестве разных позиций. |
5.Первичное закрепление Цель – усвоение нового способа действий. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. | Просмотр видео фрагмента балета «Чиполлино». Постарайтесь услышать, какие знакомые уже муз фрагменты здесь будут звучать? Артисты, исполнявшие главные роли в балете. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Говорят о своих впечатлениях от увиденного. Узнают знакомые мелодии. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель – применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки. | Жизнь героев книги Дж. Родари «Приключения «Чиполлино» продолжилась и далее. И тот же К. Хачатурян пишет музыку к м/ф «Чиполлино». | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Делятся впечатлениями, рассуждают о разнице м/ф и балета. Говорят о тех муз номерах, которые повторялись, или, что новое в музыке. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение |
7.Контроль на этапе окончания учебной деятельности. Рефлексия деятельности (итог урока) Цель – самооценка результатов деятельности, осознание методов построения, границ применения новых знаний На данном этапе фиксируется – рефлексия способов и условий деятельности на уроке, новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности | Что такое балет? Какие виды искусств объединены в балетном спектакле? Люди каких творческих профессий участвуют в создании балетного спектакля? Какие новые музыкальные слова, связанные с балетом, ты запомнил? Назови имя автора сказки «Чиполлино». Кто написал музыку к балету «Чиполлино»? Есть ли в твоём городе музыкальный театр? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Ответы на вопросы.. Без литературы, без книги Дж.Родари не появился бы ни балет.,ни м/ф. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: смыслообразование, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. |