СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»».»

Конспект урока 7х классов на тему «В музыкальном театре. Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»».

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Вид урока: комбинированный

Цель: расширение и углубление знания учащихся о жанре «балет», познакомить с творчеством Б. И. Тищенко.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомиться с творчеством композитора Б.И. Тищенко.

  2. вспомнить историю произведения «Слово о полку Игореве».

  3. вспомнить оперу «Князь Игорь» Бородина. Провести сравнительный анализ образов главных героев балета Б.И. Тищенко и оперы М.П. Бородина.

  4. знать понятия «балет», типы балетного танца, составляющие балета — пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио;

  5. уметь — определять роль балетмейстера и дирижера в балетном спектакле, приводить примеры балетов, полные имена композиторов и балерин и танцовщиков.

Воспитательные:

  1. раскрыть роль и силу героической музыки;

  2. воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм, нравственные и эстетические чувства;

  3. воспитание патриотизма.

Развивающие:

  1. развивать вокально-хоровые навыки при работе над песней «Прекрасный мир».

  2. развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.

Методы и приёмы:

словесная группа методов (беседа, рассказ)

наглядно-зрительная группа методов (слайды)

методы эмоционального воздействия (ситуации успеха)

слуховая группа методов (аудиозаписи)

метод обобщения, закрепления

методы размышления о музыке, литературе, изобразительном искусстве

информационно-коммуникационные методы;

проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.


Музыкальный материал:

Б.И.Тищенко - Балет «Ярославна» (фрагменты из Вступления, Стон русской земли, Первая битва с половцами, Плач Ярославны)

М.П. Бородин – фрагменты из оперы «Князь Игорь» (Половецкие пляски, Плач Ярославны.)

Песня «Прекрасный мир».

Техническое и материальное обеспечение: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.


Планирумые результаты:


Познавательные:

усвоение, понимание героической темы путём встраивания её через музыкальные средства выразительности;

Регулятивные: опора на музыкально-жизненный опыт;

Коммуникативные: умение вступать в диалог с одноклассниками, учителем и учитывать их позиции, сотрудничать во время выполнения учебных заданий.


Информационные источники:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

  3. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2012.

  4. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс–М.: Просвещение, 2006.

  5. Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 7 класс. М. :Просвещение, 2014.

  6. Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).

  7. Рабочая учебная программа по музыке 5-8 класс / Демина К.В.


















Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организ. Момент

Приветствие учеников.

Ответное приветствие учителю.

К. Ориентироваться на позицию партнёра в общении.

Р. Организовывать свои действия.

Целеполагание.

На доске или на проекторе написан следующий эпиграф: «Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин»

Вопрос к ученикам: «О чем идет речь в эпиграфе?»

Следом указан кроссворд, в котором зашифрован сложный музыкальный жанр – балет (музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы?) Ученики его угадывают.

Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора. Б.И. Тищенко и поговорим о его балете «Ярославна».

Дети активно участвуют в вопросе целеполагания урока.

Отвечают на вопросы



- о театре.





Формулируют тему и цель урока

П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.

Владеть диалогической формой речи.

Л. Формировать интерес к обучению.


Актуализ.

Опорных

знаний

Вопрос ученикам: «Кто из русских композиторов писал балеты?»



«Мы с вами знаем, из чего состоит опера - это арии, хоры и т.д., а из чего состоит балет?» -






Русский балет славится уже несколько веков.

Имена каких знаменитых балерин и танцовщиков вы знаете?


Активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы.

- Чайковский, Прокофьев, Стравинский….

па-де-де – танец двоих

па-де-труа - трио

гран-па – большой танец.

адажио – медленный лирический танец главных героев


• Анна Павлова

• Галина Уланова

• Раиса Стручкова

• Майя Плисецкая

• Вацлав Нижинский

• Михаил Барышников

П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.

К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание.

Владеть диалогической формой речи.

Л. Формировать интерес к обучению.

Новые занния.

«Вернемся к теме нашего урока. Скажите, в честь какого исторического персонажа композитор назвал свой балет?»

«А какое литературное произведение увековечило имена этих героев?»

Вспомним действующих лиц:

  • Князь Игорь

  • Ярославна — его жена

  • хан Кончак

«А кто из композиторов в своем творчестве прибегал к теме данного произведения»

Композитор М.П. Бородин предложил слушателям классическую версию данного литературного произведения.

Современную же интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Сегодня мы сравним музыку этих разных композиторов.

Сведения о композиторе.

Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Умер в 2010 году. Лауреат многих международных конкурсов, профессор (с 1986), народный артист России (1987).

Образование: Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Позже окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова.

Работа: С 1965 Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года вл класс композиции.

Ученики. Среди его учеников огромное количество современных композиторов, оперных режиссеров, деятелей искусств.

Среди сочинений Б. Тищенко - 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, 9 концертов для разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета ("Муха-"Цокотуха" по К. Чуковскому, "Двенадцать" по А . Блоку, "Ярославна" по "Слову о полку Игореве"), опера "Краденое солнце" и оперетта "Тараканище" по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции.

«Скажите, как вы думаете, почему композитор выбрал именно такое название?»

Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности.

Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора.

Послушаем вступление. Запишите, пожалуйста, в тетрадь 5-7 слов, характеризующие данную музыку. Отметьте для себя, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления?

 Звучит вступление.

  • Опишите своими словами какой была музыка, ориентируясь на средства музыкальной выразительности.

  • Какой инструмент солирует?

  • Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?

После вступления звучит хор. «Стон Русской земли».

  • С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив?

  • Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный.

  • Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли».

Прослушивание сцены «Первая битва с половцами», сравнение ее со сценой половецких плясок в опере «Князь Игорь» М.П. Бородина. Ученики в тетради при прослушивании двух этих фрагментов должны записать в два столбика музыкальные отличия.

Ответ на вопрос: «Похожи ли образы половцев у композиоров?»

Слушаем музыкальный портрет главной героини под названием «Плач Ярославны» - центральный фрагмент балета, сопоставляем его с «Плачем Ярославны» у М.П. Бородина. Находим сходства и отличия. Характеризуем героиню, ориентируясь на музыкальные средства выразительности.

- в честь Ярославны – жены князя Игоря.

- Слово о полку Игореве.






- М.П. Бородин опера «Князь Игорь»








Кратко записываем в тетрадь.





































Предлагают свои варианты.





Слушают музыку, выполняют задание, озвучивают свои варианты.






-флейта

-да



Слушают и отвечают на вопросы.








Озвучивают свои варианты.





Записывают в тетрадь отличия. Озвучивают свои варианты. Характеризуют главную героиню у Б.И. Тищенко.

Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания.


Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи и письменно. Доносить свою мысль до других.


Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему

Вокально-хоровая работа

Поем песню «Прекрасный мир». Сначала повторяем вместе, после класс делится на группы, ученики работают в команде.

Пение.

  • Личностные:        

  • - овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • -реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования.

  • Предметные:

  • -умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.

Рефлексия

- С каким композитором познакомились на уроке?

- Как называется произведение, которое он сочинил?

- Образ Ярославны — это символ Родины-матери, святой веры, любви, самоотверженности и верности. Существует ли это образ в наше время. Актуален ли он?


Дети отвечают на вопросы.

Ответственность за результаты. Развитие позитивной самооценки и самоуважения







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!