Целеполагание. | На доске или на проекторе написан следующий эпиграф: «Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. «Евгений Онегин» А. С. Пушкин» Вопрос к ученикам: «О чем идет речь в эпиграфе?» Следом указан кроссворд, в котором зашифрован сложный музыкальный жанр – балет (музыкально-драматическое произведение, действие которого передается средствами танца и пантомимы?) Ученики его угадывают. Сегодня мы познакомимся с творчеством композитора. Б.И. Тищенко и поговорим о его балете «Ярославна». | Дети активно участвуют в вопросе целеполагания урока. Отвечают на вопросы - о театре. Формулируют тему и цель урока | П.Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Актуализ. Опорных знаний | Вопрос ученикам: «Кто из русских композиторов писал балеты?» «Мы с вами знаем, из чего состоит опера - это арии, хоры и т.д., а из чего состоит балет?» - Русский балет славится уже несколько веков. Имена каких знаменитых балерин и танцовщиков вы знаете? | Активно участвуют в беседе, отвечая на вопросы. - Чайковский, Прокофьев, Стравинский…. па-де-де – танец двоих па-де-труа - трио гран-па – большой танец. адажио – медленный лирический танец главных героев • Анна Павлова • Галина Уланова • Раиса Стручкова • Майя Плисецкая • Вацлав Нижинский • Михаил Барышников | П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи. К. Воспринимать различные точки зрения.Строить монологическое высказывание. Владеть диалогической формой речи. Л. Формировать интерес к обучению. |
Новые занния. | «Вернемся к теме нашего урока. Скажите, в честь какого исторического персонажа композитор назвал свой балет?» «А какое литературное произведение увековечило имена этих героев?» Вспомним действующих лиц: Князь Игорь Ярославна — его жена хан Кончак «А кто из композиторов в своем творчестве прибегал к теме данного произведения» Композитор М.П. Бородин предложил слушателям классическую версию данного литературного произведения. Современную же интерпретацию этой древнерусской повести предложил Борис Иванович Тищенко, сочинивший балет «Ярославна» («Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве») Сегодня мы сравним музыку этих разных композиторов. Сведения о композиторе. Композитор. Родился в 1939 г. в Ленинграде. Умер в 2010 году. Лауреат многих международных конкурсов, профессор (с 1986), народный артист России (1987). Образование: Музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Позже окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Работа: С 1965 Санкт-Петербургская (ранее Ленинградская) государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. В разное время преподавал дисциплины: работа с клавиром (на факультете музыкальной режиссуры), семинар по современной зарубежной музыке (на оркестровом факультете), лекции по инструментоведению (на теоретико-композиторском факультете), чтение партитур и оркестровка (на теоретико-композиторском и дирижерском факультетах). С 1974 года вл класс композиции. Ученики. Среди его учеников огромное количество современных композиторов, оперных режиссеров, деятелей искусств. Среди сочинений Б. Тищенко - 7 симфоний, 4 программные симфонии (с названиями), "Реквием" на стихи А. Ахматовой, 9 концертов для разных инструментальных составов, 10 фортепианных сонат, 4 сонтаы для струнных инструментов соло, соната для блок-флейт и органа, 12 инвенций и 12 портретов для органа, 5 струнных квартетов, 3 балета ("Муха-"Цокотуха" по К. Чуковскому, "Двенадцать" по А . Блоку, "Ярославна" по "Слову о полку Игореве"), опера "Краденое солнце" и оперетта "Тараканище" по К. Чуковскому, несколько вокальных циклов, сюит для оркестра, для фортепиано, сочинений для различных инструментов и хоров a cappella, музыка к театральным постановкам и кинофильмам, оркестровки, редакции, реконструкции. «Скажите, как вы думаете, почему композитор выбрал именно такое название?» Названия балета не случайно. Образ Ярославны — по-своему собирателен. Это символ Родины-матери, святой веры, самоотверженности, верности. Балет «Ярославна» - одно из самых известных произведений композитора. Послушаем вступление. Запишите, пожалуйста, в тетрадь 5-7 слов, характеризующие данную музыку. Отметьте для себя, черты какого простого жанра слышатся в главном инструментальном напеве вступления? Звучит вступление. Опишите своими словами какой была музыка, ориентируясь на средства музыкальной выразительности. Приём скольжения звуков флейты роднит этот инструментальный напев со звучанием человеческого голоса? После вступления звучит хор. «Стон Русской земли». С какой целью Б. И.Тишенко вводит в балет хоровой коллектив? Определим тип хора: женский, мужской, детский, смешанный. Какие образы балета раскрывает музыка вступления и хора «Стон Русской земли». Прослушивание сцены «Первая битва с половцами», сравнение ее со сценой половецких плясок в опере «Князь Игорь» М.П. Бородина. Ученики в тетради при прослушивании двух этих фрагментов должны записать в два столбика музыкальные отличия. Ответ на вопрос: «Похожи ли образы половцев у композиоров?» Слушаем музыкальный портрет главной героини под названием «Плач Ярославны» - центральный фрагмент балета, сопоставляем его с «Плачем Ярославны» у М.П. Бородина. Находим сходства и отличия. Характеризуем героиню, ориентируясь на музыкальные средства выразительности. | - в честь Ярославны – жены князя Игоря. - Слово о полку Игореве. - М.П. Бородин опера «Князь Игорь» Кратко записываем в тетрадь. Предлагают свои варианты. Слушают музыку, выполняют задание, озвучивают свои варианты. -флейта -да Слушают и отвечают на вопросы. Озвучивают свои варианты. Записывают в тетрадь отличия. Озвучивают свои варианты. Характеризуют главную героиню у Б.И. Тищенко. | Познавательная: извлекать информацию, осознавать необходимость нового знания. Коммуникативная: оформлять свои мысли в устной речи и письменно. Доносить свою мысль до других. Регулятивная: самостоятельно решать поставленную проблему |