8
Урок литературного чтения
2 класс
Тема урока: Рассказ В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Нравственный смысл произведения.
Цели урока:
- познакомить детей с содержанием рассказа;
- формировать навык литературного осознанного чтения;
- развивать способность прогнозировать содержание произведения в процессе чтения; умения анализировать поступки героев;
- воспитывать честность, порядочность, уважение к старшим и близким людям.
Планируемый результат:
Личностные УУД
- воспитывать уважительное отношение к старшим и близким людям
2.Познавательные УУД
- способствовать удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения
- формировать у обучающихся умения производить анализ, сравнение.
3. Коммуникативные УУД
- формировать умение объяснять свой выбор, понимать другого.
4. Регулятивные УУД
- формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность; - умения дать оценку своей работы.
Тип урока: урок :«открытие» новых знаний.
Ресурсы: портрет писателя, мультимедийный проектор, ПК.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности: (слайд)
Ты улыбкой как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня утром я проснулась очень рано, и разбудил меня вот этот старенький будильник. Знаете, ему уже много лет, но он ни разу не подвёл меня. Часы идут точно и правильно. Они состоят из деталей.
- А что произойдет, если убрать хоть одну деталь? (3 слайд)
Ученики: Они перестанут идти.
Учитель: Совершенно верно. Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. С каждым новым уроком вы узнаёте всё больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я вижу много улыбок и уверена, что у нас всё получится.
3. Подготовка к изучению нового материала (слайд), (ПОРТРЕТ!)
Отгадайте автора?
На листочках переставьте буквы, какая фамилия получилась?
А какие рассказы пишет Виктор Драгунский: смешные или грустные?
- Чему учат рассказы Виктора Драгунского?
Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали?
4. Рассказ об авторе.
Прочитайте высказывание, записанное на слайде:
Тайное становится явным (слайд )
-Как вы понимаете смысл этих слов? слова «явным стал»? (узнали все)
- А какое произведение мы сегодня будем читать? Догадались?
Кому знакомо это произведение, - хорошо.
Будете нам помогать, но и иметь терпение. Дать высказать своё мнение тем, кто познакомится с ним впервые.
Прежде, чем приступить к чтению того рассказа, давайте обратимся к словарю!
( Слова записаны на слайде)
Прочитаем слова, которые нам встретятся в рассказе.
Слайд .
- Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Сервантеса
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». ( слайд)
- Прочитайте глазами;
- Прочитайте медленно вслух;
- Прочитайте с утвердительной интонацией;
Рассказ, с которым мы будем знакомиться, называется «Тайное становиться явным».
- О чем может идти речь в этом произведении, судя по названию?
( слайд )
Повествование, описание, рассуждение?
Чему будем учиться на уроке литературного чтения?
- Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя какие-то выводы.
- Произведения В. Драгунского для вас тайна?
Спрогнозируйте, о чем будет рассказ?
5. Первичное ознакомление с текстом.
Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
- Как бы вы ответили на этот вопрос? - Ребята, что такое тайна? (дети высказывают мнения) - ----- Нечто скрываемое от других, известное не всем;
- Назовите синоним к слову тайна (секрет).
- Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый.
Подберите синоним к слову «ЯВНОЕ» (очевидное, открытое, откровенное.)
- Вторая остановка. После слов «Конечно, хочу в Кремль»
«Грановитая палата». (слайд)
Третья остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».
- Как вы думаете, что может произойти дальше?
Четвёртая остановка милиционер». после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл
- Предположите, что может произойти дальше?
Чтение по ролям.
Дочитать рассказа до конца.
6. Проверка первичного восприятия.
- Понравился вам рассказ?
- Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа?
- В каких словах выражена главная мысль рассказа?
- Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным?
- Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему?
7. Анализ литературного произведения. Выборочное чтение.
Подтвердите словами из текста:
- Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова? («Тайное становится явным»)
- Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
- Что она ему предложила?
(Мама предложила Дениске сходить в Кремль). Правильно мама поступает, когда просит взамен каши Кремль?
- Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей?
(чувство обиды, досады)Представьте себя на его месте..
- Правда ли Дениска «потерял сознание» и поэтому выплеснул кашу на улицу? Почему автор использует это выражение?
(высказывания детей)
«После всего случившегося мама посмотрела Денису в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска?
( Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).
Учитель: Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь?
Учитель: Какая проблема волнует автора?
( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей)
8. Составление кластера.
Ребята, как бы вы поступили на месте мамы Дениски?
Может быть, стоило Дениске прочитать мораль и объяснить, что так поступать больше не стоит?
Понял ли Денис смысл слов: «Тайное становится явным» без маминого объяснения?
(Денис всё понял сразу же, как только увидел вошедшего незнакомого мужчину в шляпе с кашей на голове.)
Чему могла научить эта случившаяся история с манной кашей Дениса Кораблёва?
Вывод: случившаяся неприятная история с манной кашей, конечно, научила Дениса Кораблева сначала думать, а потом делать. Он понял, что все плохие поступки рано или поздно становятся известными.
7. Составить СИНКВЕЙН по рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Дениска
Добрый, …
Рассуждает, фантазирует…
Тайное становиться явным
Фантазёр
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского, сказал: (СЛАЙД )
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский »
- Читайте рассказы В. Драгунского и получайте нравственные витамины.
8.Д/ з: Пересказ рассказа от лица Дениски
Нарисовать иллюстрацию на обложку.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Закончите одно из предложений:
• Было интересно…
• Я понял(а), что…
• Меня удивило…
• Я сделал(а) вывод, что…
• Мне захотелось…
На этом уроке я похвалил бы себя за…….
8