Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
— средняя общеобразовательная школа № 2 города Искитима
Новосибирской области
Рассмотрено и принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «25» августа 2020 г. | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 2 _______________А.А.Рыбцев Приказ № 145-у «25» августа 2020 г. |
Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«В 21 веке модно быть здоровым»
спортивно-оздоровительной направленности
Возраст обучающихся, на которых
рассчитана программа – от 9 до 15лет
Срок реализации программы – 1год
Количество часов: 35 ч.
Составитель: Гильденбрандт Лилия Викторовна
учитель физики
Искитим – 2020г.
Пояснительная записка
Современное быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается, как сложный, многоуровневый феномен включающий в себя физиологический, психологический, социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребёнка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Это подтверждает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровье сберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «В 21 веке модно быть здоровым» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения. Обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся детей и способствует познавательному эмоциональному развитию ребёнка. А также программа способствует достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программ общего среднего образования.
Программа внеурочной деятельности «В 21 веке модно быть здоровым» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интексификации учебного процесса Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволяет сохранить здоровье обучающихся детей в дальнейшем. Нормативно правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся детей является:
*Закон Российской Федерации « Об образовании»,
*СанПин 2.4, 2 1178-02» Гигиенические требования к режиму учебно- воспитательного процесса» ( Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел2.9,
*Федеральный закон от 20.03.1999 г. № 52 ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»
*Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 г. № 224 « О поведении эксперимента по совершенствованию структуры содержания общего среднего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
* Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В 21 веке модно быть здоровым» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья, как необходимого условия социального благополучия и успешности человека...Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу которой положены культурологический и личностно –ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизм формирования у учащихся ценности здоровья на ступени среднего общего образования. Программа спроектирована с учетом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья школьников. Программа внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «В 21 веке модно быть здоровым» носит образовательно –воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей.
- формировать установку ведения здорового образа жизни и коммуникативные навыки такие как:
- умение сотрудничать, нести ответственность за принятие решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья;
Задачи .
Формирование:
- представлений о факторах , оказывающих влияние на здоровье, правильном здоровом питании и его режиме, полезных продуктах.
- рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя. Других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье,
- основных компонентах культуры, здоровья и здорового образа жизни,
- влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие,
- навыков конструктивного обучения,
-потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе , связанными с особенностями роста и развития,
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье.
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье.
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки( релаксации),
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы «В 21 веке модно быть здоровым» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы реализуемой в нашей школе.
Описание ценностных ориентиров.
Содержание программы Внеурочной деятельности «В 21 веке модно быть здоровым» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе занятий внеурочной деятельностью у учащихся сформируется стремление укреплять своё здоровье, сформируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он научился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек живущий в гармонии с собой, с миром, будет действительно здоров.
Занятия внеурочной деятельность «В 21 веке модно быть здоровым» будет способствовать развитию кругозора обучающихся. Их приобщению к мышлению масштабами общества, государства, человечества, участию в реальном улучшении окружающей среды, совершенствованию своего образа жизни.
Здоровье нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы, может каждый человек, если выберет раз и навсегда. Здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления физического. Психического. духовного и нравственного здоровья.
Место курса в учебном плане
В соответствии с календарным графиком МБОУ СОШ №2 г. Искитима и расписанием внеурочной деятельности на 2017- 2018 учебный год на реализацию программы «В 21 веке модно быть здоровым» в 5 классе отводится 35 часов.1 час в неделю. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии детей данной возрастной группы, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
3. Предполагаемые результаты освоения курса ВД
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание курса.
Программа внеурочной деятельности «В 21 веке модно быть здоровым». Построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии детей данной возрастной категории, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
1.Что такое здоровый образ жизни? 4 часа
2. Моё отношение к ЗОЖ.. 4 часа.
3. Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться. 3 часа.
4. Живу, учусь, веселюсь- во всём к здоровью стремлюсь. 4 часа.
5.Здоровье где взять? В здоровой еде. 10 часов.
6 . Спорт – альтернатива вредным привычкам. 10 часов.
Система оценки и результатов обучения.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации, на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, коммуникативные и универсальные учебные действия.
Личностные;
- определять и высказывать основные правила поведения (этические нормы).
- делать выбор, обосновывать своё поведение.
Метапредметные:
Регулятивные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности.
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем и составленном самостоятельном плану;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- делать эмоциональную оценку деятельности класса; средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные учебные действия.
- делать предварительный отбор источников информации;
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя разные источники ;
- перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные учебные действия:
- умение довести свою позицию до других:
- слушать и понимать речь других;
- выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы:
- осознание учащимися необходимости заботиться о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит пройдёт уменьшение пропусков по причине болезни и увеличение численности обучающихся посещающих спортивные секции и спортивно- оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности « Модно в 21 веке быть здоровым» будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «В 21 веке модно быть здоровым» учащиеся 5 класса должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний передающихся воздушно- капельным путём;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
Соблюдать общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, в транспорте, общественных учреждениях;
- о влиянии здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о полезных и вредных продуктах , значение режима питания.
Учащиеся должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать полезные и вредные продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ и ОРВИ клещевой энцефалит;
- определят благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своём здоровье;
- находить выход из ситуаций связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, удушении, утоплении, обморожении, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся
развиваются группы некоторых качеств: отношения к самому себе, отношение к другим, людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому , что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности , как : товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким
Тематическое планирование. 8 класс
Тема: Что такое здоровый образ жизни?
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Увлекательное путешествие в мир ЗОЖ | 1 | | |
2. | Наше здоровье в наших руках | 1 | | |
3 | Здоровье и выбор образа жизни. (Конкурс плакатов) | 1 | | |
4 | Я здоровье берегу , сам себе я помогу. | 1 | | |
Тема: Моё отношение к ЗОЖ.
5. | Не запрет , а предупреждение вредных привычек. | 1 | | |
6. | Чистота – залог здоровья.1 | 1 | | |
7. | Держи ноги в тепле , а голову в холоде. | 1 | | |
8. | Подвижные игры. | 1 | | |
Тема: Учимся учиться, не забывая бережно к здоровью относиться.
9. | Настроение в школе. | 1 | | |
10. | Правильная осанка. | 1 | | |
11 | Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья. | 1 | | |
Тема :Живу, учусь, веселюсь во всём к здоровью стремлюсь.
12. | Береги здоровье смолоду. | 1 | | |
13. | Как здоровье? Кто нас лечит? | 1 | | |
14. | Почему мы болеем? Причины и признаки болезни. | 1 | | |
15. | Прививки от болезней. | 1 | | |
Тема :Здоровье где взять? В здоровой еде.
16 | Что значит правильно питаться? | 1 | | |
17. | Белки. Жиры. Углеводы. Состав продуктов. | 1 | | |
18. | Способы сохранения полезных свойств продуктов. | 1 | | |
19. | Способы тепловой обработки продуктов. | 1 | | |
20 | Сбалансированное питание | 1 | | |
21. | Калорийность продуктов. | 1 | | |
22. | Что такое диета? | 1 | | |
23 | Практическая работа. Составление дневного меню школьника. | 1 | | |
24. | Люди вегетарианцы. | 1 | | |
25. | Кулинарные традиции нашей семьи. | 1 | | |
Тема : Спорт – альтернатива вредным привычкам.
26. | Режим дня и спорт. | 1 | | |
27 | Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. | 1 | | |
28. | Как сделать сон полезным? | 1 | | |
29. | Кто рано встаёт, тому Бог даёт. | 1 | | |
30. | Игра « Весёлые старты». | 1 | | |
31. | Где найти витамины весной? | 1 | | |
32. | Составление кроссворда.: « ЗОЖ». | 1 | | |
33. | Конкурс рисунков: « В здоровом теле- здоровый дух» . | 1 | | |
34. | Природа- источник здоровья. | 1 | | |
35. | Двигательная активность . | 1 | | |
6. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение.
1.М.В. Антропова. Л.М. Кузнецова « Режим дня школьника» изд. Центр «Ввента-граф»2002 г.
2.Н.О.Бабкина о психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса» начальная школа2 2001 г.
3.н.И.Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья .изд. Вако 2007 г.
4.А.Н.Захаров « Как предупредить отклонения в поведении» изд. М.2005 г.
5.Т.В.Карпова « Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий» изд.» Начальная школа»2005 г.
6.В.И.Ковалько « Здоровьесберегающие технологии» изд. М. Вако 2004 г.
7.В.И.Ковалько «Школа физкультминуток» изд.М. Вако 2007 г.
8.Н.Ю.СинягинаКак сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения .М Владос. 2003 г
9.И.С.Якиманская Личностно-ориентированное обучение. М. 1991 г