СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Уж небо осенью дышало...» Урок литературного чтения во 2 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: повторение и обобщение изученного материала; проверка знаний, умений, навыков учащихся по изученному разделу "Люблю природу русскую. Осень."

Просмотр содержимого документа
««Уж небо осенью дышало...» Урок литературного чтения во 2 классе»



Государственное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Артёмовская специализированная школа №8»







«Уж небо осенью дышало...»



Урок литературного чтения во 2 классе















Подготовила

учитель начальных классов

ГОУ ЛНР «Артёмовская

специализированная

школа №8»

Куликова Елена Николаевна




2017 год

Предмет: литературное чтение

УМК «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: «Уж небо осенью дышало...»

Тип урока: урок - обобщение.

Цели: повторение и обобщение изученного материала, расширение представления учащихся о красоте родной приро­ды, о её влиянии на формирование эстетических чувств у людей; проверка знаний, умений, навыков учащихся по изученному разделу; совер­шенствование навыков быстрого выразительного чтении; развитие творческих способностей, фантазии, наблюдательности, умения сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя средства художественной выразительности; привитие интереса к чтению.

Образовательные ресурсы: иллюстрации на тему осени, запись музыки П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь», презентация к уроку «Золотая осень в произведениях русских художников», видеосюжет «Осень в нашем лесу», раздаточный матери­ал для работы в группах, таблицы для упражнений по развитию техники чтения, карточки – задания, краски, альбом, кленовые листья.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход урока

Ι. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинается урок.

Волшебница-осень, в гости просим!

ΙΙ. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Под музыку П. И.Чайковского «Времена года. Осенняя песнь. Октябрь» демонстрируются слайды презентации «Золотая осень в произведениях русских художников»

- Посмотрите репродукции известных картин: И. Левитан. Золотая осень, Е. Волков. Золотая осень, Е. Зверьков. Золотая осень, И. Шишкин. Золотая осень, Н. Елтышев. Золотая осень, Н. Крымов. Золотая осень,

С. Андриякова. Золотая осень, С. Герасимов. Золотая осень, В. Поленов. Золотая осень, В. Ефанов. Золотая осень.

- О чем мы сегодня с вами бу­дем читать, говорить? Выскажите свои предположения о теме нашего урока.

- Какое название вы дали бы уроку? Подберите строки из понравившихся стихотворений об осени.

— Внимательно послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» и подумайте, почему я предложила назвать наш урок строкой из этого стихотворения?

— Как вы понимаете выражение «небо осенью дышало»?

— Можем ли мы сказать, что небо — понятие одушевленное? Поче­му? Докажите.

(Упражнение «Карусель». Подвести отвечающих детей к тому, что поэт в переносном значении ис­пользует слово «дышало», для того чтобы показать нам в осеннем пейзаже един­ство человека с природой, влияние окружающего мира на формирование эстети­ческих чувств.)


III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы будем учиться быть наблюдательными, видеть красоту природы, читая произведения поэтов и писателей об осени; узнаем, какими красками рисуют поэты; будем учиться точно формулировать свои мысли.

А ещё послушаем стихи и рассказы об осени вашего сочинения, посмотрим ваши рисунки.

IV. Дыхательная и речевая разминка.

1.Упражнения для речевого аппарата

«Лёгкий ветерок, порывистый ветер, сильный ветер, ураган»

«Шорох осенних листочков»

«Жужжат жуки, звенят комары»

2.Упражнение «Пирамиды»

ЛЕС СТАЯ С И Н Е Е

ЛИСТОК ПТИЦЫ Ч И С Т О Е

ПЕЧАЛЕН ВЫСОКО Г О Л У Б О Е

КРАСИВЫЕ ГРУСТНО Л А З У Р Н О Е

3.Чистоговорка

Но-но-но – вот осень еле слышно

Вёт-вёт-вёт – над землёй плывёт.

То-то-то – осыпает лето

На-на-на – золотом она.


4. Работа над скороговоркой .


V. Актуализация знаний

-Давайте вспомним авторов и названия произведений из раздела «Люблю природу русскую. Осень»

Дети по очереди читают- «загадывают» понравившиеся строки произведений раздела, отгадавшие получают осенние листочки.

-Все ли произведения этого раздела мы вспомнили?

(Учитель задаёт вопросы по произведениям, отрывки из которых не были «загаданы»).


VΙ. Работа по теме урока

  1. Выразительное чтении стихотворений. Определение изобразительно-выразительных средств языка

- Все стихотворения и рассказы этого раздела были посвящены волшебнице-осени. Для выразительности своих произведений художники пользуются красками, а писатели и поэты используют изобразительно-выразительные средства языка: олицетворения, эпитеты, сравнения.

Прочитайте понравившееся стихотворение, найдите в нем олицетворения, эпитеты, сравнения.

(Дети читают стихотворение, называют изобразительно-выразительные средства языка).

- О какой осени (ранней или поздней) говорится в этом стихотворении? Какие строки это подтверждают? (За правильные ответы дети получают осенние листочки).

- А кто попытался сочинить своё стихотворение? Давайте послушаем наших поэтов (творческое домашнее задание).

Физкультминутка

Солнце по небу гуляло,

на прогулку нас позвало.

Мы в лесок пошли

и грибы нашли.

Стали их собирать,

низко, низко приседать.

Тучка по небу плыла,

дождь осенний принесла.

Дождик льет все сильней,

поспешим домой скорей.


2. Творческая работа в группах

- Природа очень старательно готовит осень к встрече с нами. А приходит осень к нам так тихонько, что заметить её присутствие могут только самые внимательные и наблюдательные.Сейчас вы попробуете творить .

Распределяемся по группам: поэты, прозаики, художники-пейзажисты, дизайнеры. Каждый выбирает себе занятие по интересу (в группе по 5-6 человек).

Давайте посмотрим видеосюжет «Осень в нашем лесу».

(Просмотр видеосюжета)

- Какое настроение вызвал у вас просмотр видеосюжета?

(Радостное, потому что… Грустное, потому что… )

- Представьте себе, что там за деревьями затаилась сама осень. Давайте попробуем описать, как она выглядит. (Группы получают карточки с инструкцией для выполнения задания).

ПРОЗАИКИ

Инструкция

1) Вспомните содержание видеосюжета, известные вам стихотворения об осени.

2) Составьте рассказ, используя такие слова и словосочетания: пришла осень, реже ласкает солнышко, тучи плывут, в воздухе кружатся листья, крики улетающих птиц, яркие ягодки шиповника и боярышника, могучие дубы-богатыри.

3) О какой осени говорится в вашем описании? Какие строки это подтверждают?

ДИЗАЙНЕРЫ

Инструкция

1) Придумайте наряд для осени.

На карточках записаны два столбика слов: левый - дары осени, правый - элементы наряда для осени.

Используйте для своего описания изобразительно-выразительные средства.

.

Листочки Шляпка

Ягодки Платочек

Грибочки платье

Жёлуди сапожки

Яблочки бусы

Цветочки серёжки

2) Какие изобразительно-выразительные средства языка вы использовали?


ХУДОЖНИКИ

Инструкция

1) Вспомните содержание видеосюжета.

2) Обдумайте изображение осеннего леса.

Опорные слова: осеннее небо, журавлей крикливых стая, улетают к югу, реже появляется солнце, в воздухе кружатся листья, идет дождь или выглядывает из-за тучки солнышко.

3) Нарисуйте осенний лес.

- Какие цвета помогли показать, что осень одела природу в свой наряд?

- Какие цвета помогли изобразить осеннее небо, осеннее солнышко?

ПОЭТЫ

Инструкция

1) Вспомните содержание видеосюжета, известные вам стихотворения об осе­ни.

2) Попробуйте сочинить четверостишие об осени с помощью рифм, подготовленных для вас самой осенью.

__________________________ греет

__________________________ желтеет

__________________________ леса

__________________________ краса


3) Запишите своё стихотворение.

О какой осени в нём говорится? Какие строки это подтверждают?

Группы презентуют свои работы. (За творческие работы дети получают осенние листочки).



3. Этноминутка

— Ребята, а что мы узнали из произведений этого раздела об осени?

— А можем ли мы по этим описаниям определить приметы

осенней погоды? (Дети называют осенние приметы)

4. Самостоятельная работа по карточкам.

– Мы закончили работу над произведениями раздела, и чтобы проверить свои знания, выполните задания на карточках. (Чекина Е.Ю. Литературное чтение. 2 класс: отрывные карточки)


VΙ I. Домашнее задание.

  • Сочинить четверостишие об осени.

.

  • К своему стихотворению сделать иллюстрацию (по желанию).


VΙΙI. Итог урока. Рефлексия.

— Понравился ли вам урок?

— Как вы думаете, пригодятся ли вам умения, которыми вы сегодня овладели на уроке, в будущем?

-Что вызвало затруднения?

- Раскрасьте свой осенний листик: если вы справились со всеми заданиями – красным, если не всё получилось – жёлтым, а если было очень сложно выполнить задания – коричневым. Мы соберём все листики вместе и посмотрим, какой осенний ковёр настроений у нас получился.


Используемая литература:

1.Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.- 2-е изд.- М.:Просвещение, 2016.

  1. Чекина Е.Ю. Литературное чтение. 2 класс: отрывные карточки: Для общеобразоват.учрежд. к учеб. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др./ Е.Ю. Чекина. – М.: «Аркти», Изд-во «Наша школа», 2016.

3. Инновационные технологии на уроках в начальной школе./ О.В.Чирик-Степанова, Т.А.Бугаёва – Х.:Изд.группа «Основа»,2008.

4. Федотова. В.Б. Учимся читать быстрее. – Луганск , 1996.

5..http://www allforchildren.ru Осень в изобразительном искусстве.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!