СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка кружка "Увлекательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Программа курса внеурочной деятельности для 6 класса

    «Увлекательная математика»

     

    Уровень образования:

    Основное общее образование

    Класс:

    6

    Количество часов:

    34

    Учитель:

    Моргун Александра Ивановна

    Учебный год:

    2014/2015

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    г. Симферополь

     

    Содержание программы   

  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание учебного курса.
  5. Планируемые результаты освоения учебного курса.

 

Рабочая программа курса «Увлекательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Задачи:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики; учить правильно применять математическую терминологию; развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений; сосредоточивая внимание на количественных сторонах; уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Цель:

привитие интереса обучающимся к математике; углубление и расширение знаний по математике; развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений обучающихся;                                 воспитание настойчивости, инициативы.

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015  № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностные и метапредметные результаты.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Методическое обеспечение. Список литературы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка кружка "Увлекательная математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым












Программа курса внеурочной деятельности для 6 класса

«Увлекательная математика»


Уровень образования:

Основное общее образование

Класс:

6

Количество часов:

34

Учитель:

Моргун Александра Ивановна

Учебный год:

2014/2015















г. Симферополь


Содержание программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Содержание учебного курса.

  4. Планируемые результаты освоения учебного курса.

Личностные и метапредметные результаты.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

  2. Методическое обеспечение.

  3. Список литературы.



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  3. Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013.

  5. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.

  6. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

Цель:

  • привитие интереса обучающимся к математике;

  • углубление и расширение знаний по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;

  • воспитание настойчивости, инициативы.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений;

  • сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Рабочая программа курса «Увлекательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

  1. Учебно-тематический план.

п/п


Наименование тем

Часы учебного времени

Вводное занятие.

1 час

1

Техника безопасности при работе в кабинете математики.

1

Из истории математики.

5 часов

2

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты.

1

3

Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов.

1

4

Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры.

1

5

Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси.

1

6

Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты.

1

Старинные задачи.

3 часа

7

Решение старинных задач.

1

8

Старинные меры и длины.

1

9

Старинные задачи–шутки.

1

Математические головоломки.

4 часа

10

Ввести понятие математического ребуса.

1

11

Решение математических ребусов.

1

12

Составление и расшифровка шифров

1

13

Задачи «сказочного» содержания.

1

Числовые задачи.

4 часа

14

Задачи на целое и его части.


1

15

Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?».

1

16

Числовые выражения.

1

17

Математический кроссворд.

1

Решение задач на смекалку.

5 часов

18

Решение старинных задач и задач-сказок.

1

19

Математическая викторина.

1

20

Геометрия вокруг нас. Я и мир логики.

1

21

КВН «Час веселой математики».

1

22

Игра «Кто хочет стать миллионером».

1

Логические задачи.

3 часа

23

Решение различных логических задач.

1

24

Решение различных логических задач.

1

25

Решение различных логических задач.

1

Математика и домино.

6 часов

26

Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино».

1

27

Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино.

1

28

Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино.

1

29

Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов».

1

30

Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений».

1

31

Математическая игра «Домино».

1


Выпуск газеты «Математическая смесь».

1 час

32

Газета «Математическая смесь».


Круглый стол «Подведем итоги».

2 часа

33

Составление  брошюры «Математическая шкатулка».


34

Круглый стол «Подведем итоги».




  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.


  1. Вводное занятие. – 1 час

Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.

  1. Из истории математики. – 5 часов

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси. Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты.

  1. Старинные задачи. – 3 часа

Решение старинных задач. Старинные меры и длины. Старинные задачи–шутки.

  1. Математические головоломки. – 4 часа

Ввести понятие математического ребуса. Решение математических ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания.

  1. Числовые задачи. – 4 часа

Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». Числовые выражения. Математический кроссворд.

  1. Решение задач на смекалку. – 5 часов

Решение старинных задач и задач-сказок. Математическая викторина. Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. КВН «Час веселой математики». Игра «Кто хочет стать миллионером».

  1. Логические задачи. – 3 часа

Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием).

  1. Математика и домино. – 6 часов

Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино». Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино. Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино. Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов». Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений». Математическая игра «Домино».

  1. Выпуск газеты «Математическая смесь». – 1 час



  1. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа

Составление  брошюры «Математическая шкатулка». Круглый стол «Подведем итоги».

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;

  • творческие мастерские;

  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

  • семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).



  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • само презентация(просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Кроме того, необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития, так же осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.



  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Тема

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Даты

план

факт

Вводное занятие.

1 час

1

Техника безопасности при работе в кабинете математики.

Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?»



Из истории математики.

5 часов

2

Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты.

Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»



3

Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов.

Индивидуальная и групповая работа.

Доклады



4

Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры.

Поиск информации, доклады



5

Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси.

Эвристическая беседа




6

Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты.

Групповая работа



Старинные задачи.

3 часа

7

Решение старинных задач.

Составление алгоритма решения старинных задач



8

Старинные меры и длины.

Работа в группах: инсценирование загадок



9

Старинные задачи–шутки.

Устный счёт



Математические головоломки.

4 часа

10

Ввести понятие математического ребуса.

Эвристическая беседа




11

Решение математических ребусов.

Составление математических ребусов



12

Составление и расшифровка шифров

Индивидуальная и групповая работа.



13

Задачи «сказочного» содержания.

Работа в группах.



Числовые задачи.

4 часа

14

Задачи на целое и его части.


Эвристическая беседа. Работа с алгоритмом



15

Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?».

Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа.



16

Числовые выражения.

самостоятельная работа



17

Математический кроссворд.

Решение теста - кроссворда



Решение задач на смекалку.

5 часов

18

Решение старинных задач и задач-сказок.

Составление загадок, требующих математического решения



19

Математическая викторина.

Индивидуальная и групповая работа.



20

Геометрия вокруг нас. Я и мир логики.

Эвристическая беседа.



21

КВН «Час веселой математики».

Работа в группах



22

Игра «Кто хочет стать миллионером».

Самостоятельная работа



Логические задачи.

3 часа

23

Решение различных логических задач.

Составление алгоритма решения логических задач



24

Решение различных логических задач.

Индивидуальная и групповая работа.



25

Решение различных логических задач.

самостоятельная работа



Математика и домино.

6 часов

26

Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино».

Эвристическая беседа.



27

Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино.

Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа.



28

Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино.

Поиск информации, доклады.



29

Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов».

Работа в группах



30

Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений».

Индивидуальная и групповая работа.



31

Математическая игра «Домино».

Самостоятельная работа.



Выпуск газеты «Математическая смесь».

1 час

32

Газета «Математическая смесь».

проектная деятельность



Круглый стол «Подведем итоги».

2 часа

33

Составление  брошюры «Математическая шкатулка».

Индивидуальная и групповая работа.



34

Круглый стол «Подведем итоги».

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе







  1. Методическое обеспечение.

Учебно-методический комплекс предмета (УМК):

  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013.

  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.

  3. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.

  4. В.И. Жохов, Г.Д. Карташова, Л.Б. Крайнева. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации –М.: Мнемозина, 2002.

  5. Смирнова Е.С. «Интеллектуальный театр в школе 5-11 класс», М., УЦ «Перспектива»,2008.

  6. Спивак А.В. «Математический кружок 6-7кл», М, издательство МЦНМО,2010.

  7. Чулков П.В. «Арифметические задачи», М, издательство МЦНМО. 2009.

  8.  Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство «Глобус», 2010.

Технические средства обучения:

1.  Ноутбук

2.  Мультимедиапроектор.

3. Экран.

Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование:

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Набор геометрических тел.

3. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°),  угольник (45°, 45°), циркуль.

4. Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).

5. Карточки с заданиями.



Интернет-ресурсы:

1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/

5. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru

6. Фильмы по истории математики. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.

  2. Фарков А.В. Математические кружки в школе.

  3. Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика

  5. Величко М.В. Проектная деятельность по математике.

  6. Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika

  7. Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html

  8. Справочник по математике для школьников  http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm

  9. Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!