Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Программа курса внеурочной деятельности для 6 класса
«Увлекательная математика»
Уровень образования: | Основное общее образование |
Класс: | 6 |
Количество часов: | 34 |
Учитель: | Моргун Александра Ивановна |
Учебный год: | 2014/2015 |
г. Симферополь
Содержание программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Содержание учебного курса.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные и метапредметные результаты.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Методическое обеспечение.
Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Увлекательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и составлена на основе:
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при ведении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.
Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
Цель:
привитие интереса обучающимся к математике;
углубление и расширение знаний по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений;
сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Рабочая программа курса «Увлекательная математика» рассчитана на один год обучения, 34 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование тем | Часы учебного времени |
Вводное занятие. 1 час |
1 | Техника безопасности при работе в кабинете математики. | 1 |
Из истории математики. 5 часов |
2 | Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. | 1 |
3 | Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. | 1 |
4 | Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. | 1 |
5 | Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси. | 1 |
6 | Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты. | 1 |
Старинные задачи. 3 часа |
7 | Решение старинных задач. | 1 |
8 | Старинные меры и длины. | 1 |
9 | Старинные задачи–шутки. | 1 |
Математические головоломки. 4 часа |
10 | Ввести понятие математического ребуса. | 1 |
11 | Решение математических ребусов. | 1 |
12 | Составление и расшифровка шифров | 1 |
13 | Задачи «сказочного» содержания. | 1 |
Числовые задачи. 4 часа |
14 | Задачи на целое и его части. | 1 |
15 | Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». | 1 |
16 | Числовые выражения. | 1 |
17 | Математический кроссворд. | 1 |
Решение задач на смекалку. 5 часов |
18 | Решение старинных задач и задач-сказок. | 1 |
19 | Математическая викторина. | 1 |
20 | Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. | 1 |
21 | КВН «Час веселой математики». | 1 |
22 | Игра «Кто хочет стать миллионером». | 1 |
Логические задачи. 3 часа |
23 | Решение различных логических задач. | 1 |
24 | Решение различных логических задач. | 1 |
25 | Решение различных логических задач. | 1 |
Математика и домино. 6 часов |
26 | Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино». | 1 |
27 | Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино. | 1 |
28 | Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино. | 1 |
29 | Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов». | 1 |
30 | Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений». | 1 |
31 | Математическая игра «Домино». | 1 |
Выпуск газеты «Математическая смесь». 1 час |
32 | Газета «Математическая смесь». | |
Круглый стол «Подведем итоги». 2 часа |
33 | Составление брошюры «Математическая шкатулка». | |
34 | Круглый стол «Подведем итоги». | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Вводное занятие. – 1 час
Техника безопасности при работе в кабинете математики. Правила работы с различными чертежными инструментами и инструментами ручного труда. Правила поведения в коллективе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» Беседа об этике общения в коллективе, о взаимовыручке.
Из истории математики. – 5 часов
Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси. Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты.
Старинные задачи. – 3 часа
Решение старинных задач. Старинные меры и длины. Старинные задачи–шутки.
Математические головоломки. – 4 часа
Ввести понятие математического ребуса. Решение математических ребусов. Составление и расшифровка шифров. Задачи «сказочного» содержания.
Числовые задачи. – 4 часа
Задачи на целое и его части. Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». Числовые выражения. Математический кроссворд.
Решение задач на смекалку. – 5 часов
Решение старинных задач и задач-сказок. Математическая викторина. Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. КВН «Час веселой математики». Игра «Кто хочет стать миллионером».
Логические задачи. – 3 часа
Решение различных логических задач (в том числе - геометрического типа, с практическим содержанием).
Математика и домино. – 6 часов
Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино». Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино. Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино. Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов». Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений». Математическая игра «Домино».
Выпуск газеты «Математическая смесь». – 1 час
Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа
Составление брошюры «Математическая шкатулка». Круглый стол «Подведем итоги».
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной. При этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Основными формами образовательного процесса являются:
практико-ориентированные учебные занятия;
творческие мастерские;
тематические праздники, конкурсы, выставки;
семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется:
Метапредметными результатами изучения курса в 7-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
само презентация(просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Кроме того, необходимо создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития, так же осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Даты |
план | факт |
Вводное занятие. 1 час |
1 | Техника безопасности при работе в кабинете математики. | Опрос на тему «Зачем человеку нужна математика?» | | |
Из истории математики. 5 часов |
2 | Счёт у первобытных людей. Первые счётные приборы у разных народов. Русские счёты. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | | |
3 | Происхождение и развитие письменной нумерации. Цифры у разных народов. | Индивидуальная и групповая работа. Доклады | | |
4 | Буквы и знаки. Измерения в древности у разных народов. Старые русские меры. | Поиск информации, доклады | | |
5 | Происхождение дробей. Дроби в Древней Греции, в Древнем Египте. Нумерация и дробина Руси. | Эвристическая беседа | | |
6 | Постановка мини-спектакля с опорой на исторические сведения и факты. | Групповая работа | | |
Старинные задачи. 3 часа |
7 | Решение старинных задач. | Составление алгоритма решения старинных задач | | |
8 | Старинные меры и длины. | Работа в группах: инсценирование загадок | | |
9 | Старинные задачи–шутки. | Устный счёт | | |
Математические головоломки. 4 часа |
10 | Ввести понятие математического ребуса. | Эвристическая беседа | | |
11 | Решение математических ребусов. | Составление математических ребусов | | |
12 | Составление и расшифровка шифров | Индивидуальная и групповая работа. | | |
13 | Задачи «сказочного» содержания. | Работа в группах. | | |
Числовые задачи. 4 часа |
14 | Задачи на целое и его части. | Эвристическая беседа. Работа с алгоритмом | | |
15 | Задачи про цифры. Задачи типа: «Что больше?» , «Сколько же?». | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | | |
16 | Числовые выражения. | самостоятельная работа | | |
17 | Математический кроссворд. | Решение теста - кроссворда | | |
Решение задач на смекалку. 5 часов |
18 | Решение старинных задач и задач-сказок. | Составление загадок, требующих математического решения | | |
19 | Математическая викторина. | Индивидуальная и групповая работа. | | |
20 | Геометрия вокруг нас. Я и мир логики. | Эвристическая беседа. | | |
21 | КВН «Час веселой математики». | Работа в группах | | |
22 | Игра «Кто хочет стать миллионером». | Самостоятельная работа | | |
Логические задачи. 3 часа |
23 | Решение различных логических задач. | Составление алгоритма решения логических задач | | |
24 | Решение различных логических задач. | Индивидуальная и групповая работа. | | |
25 | Решение различных логических задач. | самостоятельная работа | | |
Математика и домино. 6 часов |
26 | Из истории домино; как играют в домино в разных станах; что такое «эффект домино». | Эвристическая беседа. | | |
27 | Особенности домино (28 костей), решение задач: цепь (кольцо) из 28 костей; начало и конец цепи; сумма всех очков домино. | Эвристическая беседа. Индивидуальная и групповая работа. | | |
28 | Фокусы с домино и их математическое обоснование: угадать задуманную косточку; угадать концы цепи из домино. | Поиск информации, доклады. | | |
29 | Головоломки домино: составление квадратов из домино с одинаковой суммой точек на каждой стороне; конкурс «Семь квадратов». | Работа в группах | | |
30 | Рамка из домино. Умножение на домино; конкурс «Семь умножений». | Индивидуальная и групповая работа. | | |
31 | Математическая игра «Домино». | Самостоятельная работа. | | |
Выпуск газеты «Математическая смесь». 1 час |
32 | Газета «Математическая смесь». | проектная деятельность | | |
Круглый стол «Подведем итоги». 2 часа |
33 | Составление брошюры «Математическая шкатулка». | Индивидуальная и групповая работа. | | |
34 | Круглый стол «Подведем итоги». | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | | |
Методическое обеспечение.
Учебно-методический комплекс предмета (УМК):
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М: Просвещение, 2013.
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014.
Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.
В.И. Жохов, Г.Д. Карташова, Л.Б. Крайнева. Уроки геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации –М.: Мнемозина, 2002.
Смирнова Е.С. «Интеллектуальный театр в школе 5-11 класс», М., УЦ «Перспектива»,2008.
Спивак А.В. «Математический кружок 6-7кл», М, издательство МЦНМО,2010.
Чулков П.В. «Арифметические задачи», М, издательство МЦНМО. 2009.
Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. «Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 кл.», М, издательство «Глобус», 2010.
Технические средства обучения:
1. Ноутбук
2. Мультимедиапроектор.
3. Экран.
Учебно-практическая и учебно-лабораторное оборудование:
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Набор геометрических тел.
3. Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
4. Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
5. Карточки с заданиями.
Интернет-ресурсы:
1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
5. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
6. Фильмы по истории математики. [Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Глейзер Г.И. История математики в школе: VII-VIII кл. Пособие для учителей.
Фарков А.В. Математические кружки в школе.
Лоповок Л.М. Тысяча проблемных задач по математике.
Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика
Величко М.В. Проектная деятельность по математике.
Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru