СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Утварь дома С.А. Есенина

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по внеурочной деятельности по краеведенеию

Просмотр содержимого документа
«Утварь дома С.А. Есенина»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЯЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ОГБПОУ «РПК»)









Конспект внеурочного занятия

Тема: «Утварь дома С.А. Есенина»





Наименование образовательной организации:

МБОУ «Школа №_59»

ФИО учителя: Успенская Е.А.

Класс: 2 Б

Дата проведения: 5.05.2023

ФИО студента: Мнацаканова Александра Германовна

ФИО методиста: Моисеева Наталья Борисовна

Допуск к проведению: _______________________

«______» ____________________ 2023 г.


Отметка: ____________________

Подпись методиста: ____________________


Рязань, 2023



Класс: 2Б

Тема: Утварь дома С.А. Есенина

Цели:

Развивающие:

  • Развивать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

  • Развивать устную речь;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению истории своего родного города;

Образовательные:

  • Сформировать представление о домашней утвари времен жизни С.А. Есенина ;

Оборудование: презентация «Краеведение», проектор с доской, чистые листы, раздаточный материал, клей



Планируемые результаты:

Познавательные:

  • выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

  • выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные:

  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить доказательства;

Регулятивные:

  • принимать поставленную задачу, соответствующую этапу занятия;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций;

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль;

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

Личностные:

  • анализировать и характеризовать эмоциональное состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

  • воспринимать речь учителя (одноклассников) непосредственно не обращённую к учащемуся;

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание узнать больше;

  • оценивать собственную учебную деятельность.



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Вводный

-И так здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по краеведению.

-Родительский дом… Такой близкий всем и такой привычный. Дом…Отчий дом… Каждый человек находит в этом понятии своё, такое, что запомнится на всю жизнь.

-Ребята, а с чем вы ассоциируете слов «дом»? О чем вы сразу думаете, услышав это слово? Что чувствуете?

-Для меня слово «дом» ассоциируется с образом мамы и папы. Дом – это уют и порядок. Дом – это твои любимые игрушки. Дом…, если Вы уезжаете куда-то, то здесь Вас ждут. Так устроен человек, что, где бы мы ни находились, непременно тянет домой, где всё так близко и знакомо, где не забывается ни одна мелочь.

-«Имя», прочитай, стихотворение с экрана.

-Это поэтические строки из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь».

-А кто же такой С.А. Есенина?

-О чем писал поэт в своих стихотворениях?

-А какие его произведения вы знаете?


-А где же родился поэт?

-А знаете ли вы, как называются и для чего предназначены данные предметы домашней утвари?

-Вижу, у вас есть затруднения (не все знают), но сегодня мы разберемся с этой проблемой.

-Как думаете, какая тема занятия?

-Вы почти правы. Тема занятия - утварь дома С.А. Есенина

-А какая цель?

-Вы почти прав. Цель занятия - узнать об утвари времен С.А. Есенина.

-Для того, чтобы достичь цель, что же нам нужно? Может, нам нужны какие-то шаги работы в определенном порядке?

-Отлично, тогда посмотрите на доску. У нас есть план, но его пункты снова перепутались. Вы восстановить последовательность пунктов.

-Закончили. Кто смог восстановить поднимите вместе руки.

-Все верно молодцы.











(Высказываются)
















(Читает)




-Русский поэт.

-О природе, о Родине, о любви к жизни, к людям.

-«Белая береза», «Черемуха», «Пороша».

-В селе Константиново.

(Высказываются)

(Затрудняются)







(Предполагают)





(Предполагают)




-Нам нужен план.









1. Узнать какая домашняя утварь была в доме С.А. Есенина;

2. Узнать для чего она предназначена;

3.Составить памятку домашней утвари.

Основной

В доме Есенина сейчас воссоздана обстановка русской деревни 20х годов, в сенях можно увидеть всевозможную утварь и сельскохозяйственные инструменты.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

-И так слева вы видите ступу.

-Как думаете для чего она?

-Верно, это сосуд, в котором растирали и смешивали что-либо при помощи песта деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Они могут быть разных размеров, и сделаны из камня или металла. С их помощью размельчали травы для лекарств или зерна.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко…

-Посмотрев на слайд и услышав отрывок из стихотворения Есенина, как думаете, что же такое ухват?

- Вы почти правы, его использовали, для того, чтобы захватывать и ставить в печь горшки.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

-Как думаете, что такое дежка?

-Вы почти правы, это специальный деревянный бочонок для засолки капусты, огурцов, грибов, а так же хранения воды, кваса и даже замеса теста.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

-Как думаете, что же такое заслонка?

–Вы почти правы, это металлический элемент печи, который сохраняет тепло в печи и не дает ему выйти.

-Ребята, посмотрите на картинку слева и скажите, что такое коромысло и для чего оно нужно.

-Верно.

-Справа вы можете увидеть ушат. Как думаете, что такое ушат и для чего он нужен?

-Вы почти правы, это деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости; в них держали воду, запаривали веники для бани.

- Как думаете, что такое кадки и для чего они нужны?

-Вы почти правы, кадки использовались для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы.

-А как думаете что же такое рубель?

-Вы почти правы, рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками, которую в старину использовали для глажения белья после стирки. Позже стали использовать чугунные утюги. Они уже весили 10-12 килограмм.

-Кто может сказать, что такое люлька и для чего она нужна?

-Верно, а как думаете, почему она навесу? Зачем это так?


-Ну а почему нельзя этого сделать на руках, а потом уложить его спать?

-Верно. А знаете ли вы, для чего нужна прялка?

-Так же на кухне можно увидеть печь, иконы, самовар, чайнички, сковородки. А также Кринки и чугуны.

-А знаете ли вы, что такое кринка? Для чего она нужна?

-Кринка – это глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

-А что же такое чугунок? Для чего он нужен?

-Чугунок – это сосуд из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Он имел форму традиционного глиняного печного горшка - зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке.

Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

-Как думаете, что такое махотка?

-Вы почти правы, махотка – маленький горшок или кринка с высоким горлышком. Использовали для приготовления кваса, выгонки смолы.

-Помимо кухонной и домашней утвари, есть для сельского хозяйства.

-В нее входили те же грабли, плуг, молотило, телеги и другие.

-А знаете ли вы, что такое плуг?

-Верно.


-А знаете ли вы, что такое молотило и для чего нон нужен?

-Молотило – это ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев) после жатвы. Обычно состоит из двух подвижно связанных концами палок.

-Ребята, скажите, а какая сельскохозяйственная утварь дошла до нашего времени? Что сейчас у нас есть?




-Вы правы. Частично некоторые инструменты заменены на более современные, некоторым поменяли название, некоторые немного видоизменились.

-Теперь ваша задача поработать в парах и соотнести фотографию домашней утвари и ее название и приклеить на лист, чтобы сделать памятку.

-Один соотносит, другой клеит.

-Приступаем.

-И так заканчиваем. Теперь давайте сравним ваши памятки, с эталоном, чтобы проверить, правильно ли вы соотнесли фотографии с их названиями.

-Поднимите руки те, у кого получилось все правильно.

-Те у кого не сошлось, скажите, что же вы перепутали.

-Те у кого были ошибки не расстраивайтесь, карандашом укажите, что к чему подходит и по этой памятке запоминайте название домашней утвари, чтобы когда вы их увидели, то смогли рассказать о них.










(Предполагают)













(Предполагают)











(Предполагают)










(Предполагают)






-Деревянное приспособление в виде длинной палки или дуги для ношения двух вёдер.



(Предполагают)









(Предполагают)







(Предполагают)










(Объясняют)


-Чтобы укачивать, убаюкивать малышу, чтобы он скорее заснул.

-Это также удобно, когда мама устает, ведь малыши, вырастая, становятся тяжелыми.

(Могут объяснить своими словами)





(Предполагают)





(Предполагают)

















(Предполагают)















-Это орудие для вспахивания почвы, с помощью силы лошадей или коров.

(Предполагают)








-Сейчас также есть грабли, вместо плуга ездит специальный трактор, вместо кос используют специальные комбайны. На огороде мы также пользуемся лопатами. Где-то еще используют телеги.












(Работают)

(Сверяют и поднимают руки)







(Объясняют)




Заключительный

-И так ребята вы молодцы, а теперь же подведём итоги.

-Какова была цель занятия?


-Мы достигли этой цели, как вы считаете?

-Я попрошу вас оценить свою работу на уроке. Для этого прочитайте начало фразы и закончите её.

-Отлично!

-Вы сегодня были очень внимательны, хорошо работали. Спасибо вам за занятие. До свидания!



- Узнать об утвари времен С.А. Есенина

-Да.


(Продолжают фразы)





Рубель

Ушат

Дёжка

Заслон

Ухват

Кадки

Молотило

Махотка




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!