Вводный | -И так здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по краеведению. -Родительский дом… Такой близкий всем и такой привычный. Дом…Отчий дом… Каждый человек находит в этом понятии своё, такое, что запомнится на всю жизнь. -Ребята, а с чем вы ассоциируете слов «дом»? О чем вы сразу думаете, услышав это слово? Что чувствуете? -Для меня слово «дом» ассоциируется с образом мамы и папы. Дом – это уют и порядок. Дом – это твои любимые игрушки. Дом…, если Вы уезжаете куда-то, то здесь Вас ждут. Так устроен человек, что, где бы мы ни находились, непременно тянет домой, где всё так близко и знакомо, где не забывается ни одна мелочь. -«Имя», прочитай, стихотворение с экрана. -Это поэтические строки из стихотворения С.А. Есенина «Мой путь». -А кто же такой С.А. Есенина? -О чем писал поэт в своих стихотворениях? -А какие его произведения вы знаете? -А где же родился поэт? -А знаете ли вы, как называются и для чего предназначены данные предметы домашней утвари? -Вижу, у вас есть затруднения (не все знают), но сегодня мы разберемся с этой проблемой. -Как думаете, какая тема занятия? -Вы почти правы. Тема занятия - утварь дома С.А. Есенина -А какая цель? -Вы почти прав. Цель занятия - узнать об утвари времен С.А. Есенина. -Для того, чтобы достичь цель, что же нам нужно? Может, нам нужны какие-то шаги работы в определенном порядке? -Отлично, тогда посмотрите на доску. У нас есть план, но его пункты снова перепутались. Вы восстановить последовательность пунктов. -Закончили. Кто смог восстановить поднимите вместе руки. -Все верно молодцы. | (Высказываются) (Читает) -Русский поэт. -О природе, о Родине, о любви к жизни, к людям. -«Белая береза», «Черемуха», «Пороша». -В селе Константиново. (Высказываются) (Затрудняются) (Предполагают) (Предполагают) -Нам нужен план. 1. Узнать какая домашняя утварь была в доме С.А. Есенина; 2. Узнать для чего она предназначена; 3.Составить памятку домашней утвари. | |
Основной | В доме Есенина сейчас воссоздана обстановка русской деревни 20х годов, в сенях можно увидеть всевозможную утварь и сельскохозяйственные инструменты. -Давайте рассмотрим их подробнее. -И так слева вы видите ступу. -Как думаете для чего она? -Верно, это сосуд, в котором растирали и смешивали что-либо при помощи песта деревянного или металлического стержня с круглой рабочей частью. Они могут быть разных размеров, и сделаны из камня или металла. С их помощью размельчали травы для лекарств или зерна. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко… -Посмотрев на слайд и услышав отрывок из стихотворения Есенина, как думаете, что же такое ухват? - Вы почти правы, его использовали, для того, чтобы захватывать и ставить в печь горшки. Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дежке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. -Как думаете, что такое дежка? -Вы почти правы, это специальный деревянный бочонок для засолки капусты, огурцов, грибов, а так же хранения воды, кваса и даже замеса теста. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. -Как думаете, что же такое заслонка? –Вы почти правы, это металлический элемент печи, который сохраняет тепло в печи и не дает ему выйти. -Ребята, посмотрите на картинку слева и скажите, что такое коромысло и для чего оно нужно. -Верно. -Справа вы можете увидеть ушат. Как думаете, что такое ушат и для чего он нужен? -Вы почти правы, это деревянная емкость с двумя ручками. Применялся для наполнения и ношения жидкости; в них держали воду, запаривали веники для бани. - Как думаете, что такое кадки и для чего они нужны? -Вы почти правы, кадки использовались для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы. -А как думаете что же такое рубель? -Вы почти правы, рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками, которую в старину использовали для глажения белья после стирки. Позже стали использовать чугунные утюги. Они уже весили 10-12 килограмм. -Кто может сказать, что такое люлька и для чего она нужна? -Верно, а как думаете, почему она навесу? Зачем это так? -Ну а почему нельзя этого сделать на руках, а потом уложить его спать? -Верно. А знаете ли вы, для чего нужна прялка? -Так же на кухне можно увидеть печь, иконы, самовар, чайнички, сковородки. А также Кринки и чугуны. -А знаете ли вы, что такое кринка? Для чего она нужна? -Кринка – это глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. -А что же такое чугунок? Для чего он нужен? -Чугунок – это сосуд из чугуна округлой формы для тушения и варки в русской печи. Он имел форму традиционного глиняного печного горшка - зауженного к низу, расширяющегося к верхней части и снова сужающегося к горлу. Такая форма позволяла ставить и вынимать его из печи с помощью специального инструмента - ухвата, представляющего собой разомкнутое металлическое кольцо на длинной деревянной ручке. Старый кот к махотке крадется На парное молоко. -Как думаете, что такое махотка? -Вы почти правы, махотка – маленький горшок или кринка с высоким горлышком. Использовали для приготовления кваса, выгонки смолы. -Помимо кухонной и домашней утвари, есть для сельского хозяйства. -В нее входили те же грабли, плуг, молотило, телеги и другие. -А знаете ли вы, что такое плуг? -Верно. -А знаете ли вы, что такое молотило и для чего нон нужен? -Молотило – это ручное орудие для обмолота (отделения зерна от колосьев) после жатвы. Обычно состоит из двух подвижно связанных концами палок. -Ребята, скажите, а какая сельскохозяйственная утварь дошла до нашего времени? Что сейчас у нас есть? -Вы правы. Частично некоторые инструменты заменены на более современные, некоторым поменяли название, некоторые немного видоизменились. -Теперь ваша задача поработать в парах и соотнести фотографию домашней утвари и ее название и приклеить на лист, чтобы сделать памятку. -Один соотносит, другой клеит. -Приступаем. -И так заканчиваем. Теперь давайте сравним ваши памятки, с эталоном, чтобы проверить, правильно ли вы соотнесли фотографии с их названиями. -Поднимите руки те, у кого получилось все правильно. -Те у кого не сошлось, скажите, что же вы перепутали. -Те у кого были ошибки не расстраивайтесь, карандашом укажите, что к чему подходит и по этой памятке запоминайте название домашней утвари, чтобы когда вы их увидели, то смогли рассказать о них. | (Предполагают) (Предполагают) (Предполагают) (Предполагают) -Деревянное приспособление в виде длинной палки или дуги для ношения двух вёдер. (Предполагают) (Предполагают) (Предполагают) (Объясняют) -Чтобы укачивать, убаюкивать малышу, чтобы он скорее заснул. -Это также удобно, когда мама устает, ведь малыши, вырастая, становятся тяжелыми. (Могут объяснить своими словами) (Предполагают) (Предполагают) (Предполагают) -Это орудие для вспахивания почвы, с помощью силы лошадей или коров. (Предполагают) -Сейчас также есть грабли, вместо плуга ездит специальный трактор, вместо кос используют специальные комбайны. На огороде мы также пользуемся лопатами. Где-то еще используют телеги. (Работают) (Сверяют и поднимают руки) (Объясняют) | |