СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомиление учащихся и увеличительными приборами, правилами пользования ими и техникой безопасности при работе с увеличительными приборами.

Просмотр содержимого документа
«Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.»

Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.

Цель: познакомить учащихся и увеличительными приборами, правилами пользования ими и техникой безопасности при работе с увеличительными приборами.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с устройством увеличительных приборов для изучения растений - лупой и световым микроскопом, правилами работы с увеличительными приборами; закрепить умение пользоваться увеличительными приборами;

Развивающие: продолжить формировать умения анализировать, находить ответы на вопросы, делать самостоятельно выводы; развитие познавательного интереса, памяти, внимания, навыков выступления с докладами перед аудиторией.

Воспитательные: Воспитание интереса к науке, научным открытиям, потребности заниматься научно-исследовательской деятельностью, воспитывать аккуратность при работе с увеличительными приборами, соблюдая Т.Б.

Оборудование: лупы, микроскопы, учебники, рабочие тетради.

Тип урока: изучение нового материала с первичным его закреплением.

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация знаний

Тест « Основные свойства живых организмов»

  1. Из клеток состоят:

а) растения; б) животные; в) люди; г) грибы.

  1. Из невидимых глазом клеток построены:

а) Луна; б) Ваши родители; в) кочан капусты; г) скамейка.

  1. Питание — это поступление в организм:

а) воды; б) любых веществ; в) веществ, необходимых для роста;

г) веществ, необходимых для жизни.

  1. Благодаря пище живые организмы получают:

а) энергию для жизни; б) вещества для «строительства» тела;

в) вещества для «ремонта» тела; г) только вещества, необходимые для роста.

  1. Живые организмы получают энергию благодаря:

а) питанию; б) движению; в) дыханию; г) выделению.

6. Ответные действия называют:

а) дыханием; б) реакцией; в) движением; г) раздражимостью.

7. Двигаться могут:

а) микробы; б) растения; в) животные; г) только листья растений.

8. Найдите верные утверждения:

а) если двигается, то живое; б) дышат только животные;

в) к выделению отходов способны только животные;

г) если размножается, то живое.

9. О развитии можно говорить, если:

а) семя превратилось в растение; б) щенок вырос в собаку;

в) листья повернулись к свету; г)маленькое дерево стало большим.

10. Самым важным признаком живого можно считать:

а) питание; д) размножение; и) нужно учитывать все признаки

б) дыхание; е) раздражимость;

в) выделение; ж) обмен веществ;

г) рост; з) развитие,

Ответы: 1 – а,б,в,г, 2 – б,в, 3 – в, 4 – а,б,в, 5 – а,в, 6 – б,г. 7 – а,б,в, 8 – г, 9 – а, 10 – и

Если 18 - 20 – «5», 15 -17 – «4», 11 – 14 – «3», 10 и меньше – «2».

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов (запись в тетрадь).

В основном клетки по размерам очень малы и рассмотреть их можно лишь при использовании увеличительных приборов.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Увеличительные приборы)

  1. Изучение нового материала

Наверное, каждой из вас держал в руках увеличительное стекло. В солнечный день ребята часто пользуются им для выжигания по дереву, а герои "Таинственного острова" Жюля Верна сами сделали увеличительное стекло, чтобы добыть огонь. Если поместить такое стекло на некотором расстоянии от книги, то буквы увеличатся.

Давайте убедимся в этом, посмотрим на буквы через увеличительное стекло

Пожилым людям, которые плохо видят, иногда дарят большие увеличительные стекла - лупы, чтобы они могли читать. Часовщики, нахмурив бровь, зажимают лупу, вставленною в металлическую трубочку, между бровью и верхним краем щеки, чтобы лучше видеть крохотные колесики и пружинки маленьких часов.

- Как вы думаете, давно ли люди узнали про свойство увеличительного стекла?

Оказывается, давно. Драматург Древней Греции Аристофан про увеличительные стекла знал точно: в одной из его комедий есть эпизод, связанный с неожиданным применением лупы.

В то время писали на дощечках, покрытых воском. Герой комедии взял взаймы много денег, и его долги были записаны на такой дощечке. Ему и посоветовали: приди к тому, кто дал тебе деньги, с увеличительным стеклом и незаметно направь его на долговую дощечку, воск растает и долги исчезнут.

А жил Аристофан за 400 лет до нашей эры.

Люди давно заметили, что лупа позволяет видеть предметы увеличенными. Еще 700 лет назад Роджер Бэкон предложил людям со слабым зрением использовать лупу при чтении.

Лупа - самый простой увеличительный прибор. Главная его часть - увеличительное стекло, выпуклое с двух сторон и вставленное в оправу.

Известны ручная и штативная лупы.

Что из себя представляет ручная лупа? (увеличительное стекло (линза), оправа, ручка). Ручная лупа увеличивает в 3- 5 раз .

Как устроена штативная лупа? (окуляр, предметный столик, зеркало, штатив). Увеличивает штативная лупа в 10-25 раз.

Обычная лупа дает не слишком большое увеличение: всего в 10-30 раз, а то и меньше, но нашелся человек, который стал делать лупы столь искусно, что они открыли ему целый новый мир.

Световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в конце 16 начале 17 столетия.

Изобретателями микроскопа по разным данным являются Захари Янсен (1590 г., Голландия), Галилео Галилей (1610г, Италия).

Микроскоп Янсена, который состоял из трубки с двумя увеличительными стеклами, прикрепленными к подставке. Его увеличение составляло от 3 до 10 раз.

Первые микроскопы были очень громоздкими и использовались знатными людьми для собственного развлечения. Но постепенно они усовершенствовались и стали превращаться из игрушки в инструмент научных иследований.

Первое крупное усовершенствование сложного микроскопа связано с именем английского физика Роберта Гука (1635-1703)

1665 г.    Роберт Гук (Англия), пользуясь микроскопом, сконструированным английским физиком Х. Гюйгенсом, рассматривая срез коры пробкового дуба, увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведен как клетка. Он считал, что клетки пустые, а живое вещество – это клеточные стенки.

В 17 веке голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз.

Микроскоп" А. Левенгука представлял собой две серебряные пластинки, имеющие круглые отверстия, между которыми располагалась единственная линза, в ее фокусе помещался держатель для объекта.

1674 г.    Антонио ван Левенгук (Голландия) открыл одноклеточные организмы, в том числе бактерии (1676 г.). Он же впервые увидел и описал животные клетки – эритроциты крови, сперматозоиды.

А в 20 веке был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз.

Микроскоп (от греч. «микрос»- малый и «скопэ» - смотрю) – сложный прибор с несколькими линзами, который позволяет получить увеличенной изображение мелких объектов. Обычный световой микроскоп дает увеличение до 1500 раз. Например, при увеличении в 200 раз толщина волоса под микроскопом кажется равной толщине карандаша.

Нам с вами предстоит познакомиться с устройством микроскопа и с удивительным открытием, которое было сделано с его помощью. Посмотрите внимательно на микроскоп: главная часть светового микроскопа, с которым будете работать - увеличительные стекла, вставленные в трубку, или тубус. В верхнем конце тубуса находится окуляр, состоящий из оправы и двух увеличительных стекол. Рассматривая предмет с помощью микроскопа, глаз приближают к окуляру. На нижний конус тубуса помещается объектив, состоящий из оправы и нескольких увеличительных стекол. Тубус прикреплен к штативу. К штативу прикреплен также предметный столик, в центре которого имеется отверстие, под ним зеркало.

Как можно определить увеличение микроскопа?

Необходимо перемножь увеличение окуляра на увеличение объектива. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп.

Не забывай! Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом.

Приемы пользования световым микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе против левого плеча на расстоянии 5 - 10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на 1-2 мм от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи подвижного зеркальца на предметный столик. Вращайте зеркальце осторожно, смотрите при этом в окуляр, добиваясь хорошего освещения.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нем готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не будет четкого изображения.

7. После работы уберите микроскоп в футляр.

Правила техники безопасности при работе с микроскопом.

1.Переносить и переставлять микроскоп всегда нужно, держа его двумя руками. Одной рукой держать микроскоп за штатив, а другой рукой при­держивать подставку.

2. Всегда держать микроскоп в вертикальном положе­нии, чтобы не выпал окуляр.

3. Ставить микроскоп на стол ручкой штатива к себе на расстоянии не менее 10 см от края стол, чтобы не упал.

4.Никогда не дотрагивайтесь пальцами до линз, так как жировые пятна от вашей кожи могут притянуть пыль, что может вызвать царапины на линзе.

5. Берите покровное и предметное стекла крайне аккуратно, так как неакку­ратное обращение с ними может привести к тому, что стекла разобьются и вы можете порезаться.

4. Закрепление

  • Какие вам известны увеличительные приборы?

  • Чем отличается ручная лупа от штативной?

  • Назовите часть микроскопа, которую я показываю,

  • Определите функцию, которую выполняет данная часть микроскопа;

  • Как можно определить увеличение светового микроскопа?

  1. Рефлексия

Есть ли у вас затруднения?

На чем стоит остановиться еще раз?

Чему мы научились на этом уроке?

  1. Домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!