Устный журнал « Деньги и их функции»
Цель: Развитие знаний детей о деньгах и их функциях.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей денег и их функциями.
2. Развивать коммуникативные качества.
3. Воспитывать взаимоуважение в группе.
Форма проведения: устный журнал
Оборудование: страницы устного журнала, листы с изображением монет
Выполнил: учитель Конева Н.М.
Ход мероприятия
Вступительное слово. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги - это такие бумажки или монетки, на которые можно купить почти все, что угодно. С детства вы знаете, что они всегда нужны и что чаще всего их не хватает. А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить замечательную красивую игрушку, модную одежду или большой вкусный торт? Что за таинственная сила скрыта в них? Откуда они взялись? Всегда ли они были? А если нет, то когда появились? _ И самое главное - почему? Как к ним относиться? Чего больше добра или зла - приносят они людям? Вопросов много. И сегодняшний наш разговор станет полезным для тех, кто не знает, когда и почему появились деньги, кто хочет понять, какое значение имеют деньги в жизни людей.
Ребята, посмотрите на тему нашего занятия ( слайд 1), которая звучит так «Деньги и их функции» и скажите, о чём мы сегодня будем разговаривать? (Ответы детей). Молодцы!!! Сегодняшнее мероприятие пройдёт в форме устного журнала и основная наша задача – познакомиться с историей появления денег и с функциями, которые выполняют деньги.
Для начала давайте сыграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны для ….:
Для покупки продуктов питания.
Для оплаты бытовых услуг.
Для оплаты развлечений.
Для оплаты услуг. Каких?
Для оплаты проезда на транспорте.
Для покупки подарков.
Помощь бедным (благотворительностью) и т.д. (слайд 2)
Основная часть. Итак, открывает наш устный журнал страница 1 « Возникновение денег». (слайд 3)
Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Зачем они им были нужны? Все необходимое для жизни они получали от природы. Ведь что главное для человека - была бы еда да жилье. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения.
Но оказалось, что не каждый человек, умевший делать топоры и прочее оружие, являлся заодно и хорошим охотником! Возникла идея: пусть оружейник делает оружие, а охотник с этим оружием на охоту ходит, при этом за оружие охотник оружейнику платит добычей! (слайд 4)
Так возник взаимовыгодный обмен-бартер. Чем человеку все самому делать, в том числе то, в чем он плохо разбирается, не лучше ли распределить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь? То есть возникла специализация на изготовление определенных типов продукции.
Но чтобы менять один товар на другой, необходима потребность продавца конкретно в том товаре, который предлагает другой торговец. Следовательно, обмен товаров мог происходить только при наличии нужных товаров у обоих торговцев, вступающих в сделку. (слайд 5)
Это условие сильно ограничивало возможность товарообмена. Следует также учесть, что при обмене должно соблюдаться требование равенства стоимости товаров, участвующих в обмене, что тоже ограничивало обмен. Потребность в развитии обмена привело к выделению из множества обмениваемых товаров эквивалента, используемого при обмене товаров.
Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.
Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, трудно добываемый, способствовали выбору именно этого металла.
Товар, обладавший максимальной ликвидностью, стал деньгами. Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.
Само слово "деньги" возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. (слайд 6) В последствии все места, где делались монеты, стали называть "монета". Английский вариант этого слова "минт", французский - "моне"; от этого слова произошло английское слово "мани"- деньги. Монеты существуют повсюду около 2500 лет, но известно, что им предшествовали разные предметы, используемые как деньги.
Мы познакомились с историей возникновения денег, а теперь перейдём ко 2 странице « Возникновение металлических денег » (слайд 7).
В VII веке до н.э. в Лидии были выпущены первые монеты. (слайд 8) Формой они походили на фасоль и назывались статерами или стандартами. Затем, монеты стали изготавливать греки и около ста лет спустя во многих городах Греции, Малой Азии а также на юге Италии появились свои монеты. Наиболее ценными считались золотые монеты, за ними шли серебряные и медные.
В IX-X веках началась чеканка монет в Киевской Руси. (слайд 9) В некоторых русских княжествах чеканились свои деньги, но вместе с тем достаточно распространена была и татарская серебряная "теньга" (слайд 10) - от нее и произошло название российских денег. Слиток серебра разрубали на несколько кусков-отсюда слово рубль. (слайд 11, 12)
Медная копейка
В Китае первые монеты имели прямоугольную форму и отверстие посередине. Отверстие проделывалось для того, чтобы было удобно нанизывать монеты на веревку.
Первые китайские деньги
Вскоре, состоятельные торговцы столкнулись с тем, что их "ожерелья" достаточно тяжелы, и носить их с собой неудобно. Монеты стали оставлять на хранение, а взамен получали письменные обязательства. В любой момент человек, предъявивший такую расписку, мог получить свои деньги обратно.
Впоследствии банки, а затем и правительства начали изготавливать такие "письменные обещания". Таким образом, появились бумажные деньги. (слайд 13)
Страница 3 « Возникновение бумажных денег».
В 960 году в Китае начали изготавливать бумажные деньги, бумагу для печати производили из коры тутового дерева.
Нехватка металла для производства монет - одна из причин появления бумажных денег. Добыча золота и серебра зависит исключительно от развития одной отрасли – горнодобывающей, тогда как потребность в деньгах от развития всей экономики в целом.
В XVIII веке банкноты получили широкое распространение в Европе, а к концу XIX века заняли господствующее положение во всем мире.
В 1769 г. бумажные деньги впервые появились в России. (слайд 14) Они имели покупную способность наравне с серебряными и медными монетами и назывались ассигнациями.
Российская ассигнация 1787 года
"Керенки" - бумажные деньги в Советской России. Выпускались номиналом 20 и 40 рублей. В 1991 году денежные знаки номиналом 1, 3, 5 рублей стали называться "Билеты Госбанка СССР". В 1993 году они были изъяты из обращения. (слайд 15-17)
Страница 4 « Функции денег». ( слайд18)
Кажется, что в наше время от денег зависит очень многое. Но каковы, же на самом деле функции денег?
Функции денег: ( слайд 19)
Мера стоимости. Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены. Денежная единица является эталоном для товаров.
Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны лёгкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар. При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.
Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели.
Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции.
Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнёру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платёжное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. В качестве мировых денег используется денежные единицы государств со стабильными экономикой и политической ситуацией. В настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена и ряд других денежных единиц.
Подведение итогов. Ребята, наш устный журнал подошёл к концу. Как назывался устный журнал? Что же такое деньги? (слайд 20-22) Какие деньги вы знаете? (Ответы детей).
Все ребята, молодцы!
( слайд 23)
13 советов управления деньгами для детей:
( слайд 24, 25)
1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.
8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
( слайд 25)