СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Блокадной вечности страницы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 1 формирование у обучающихся осознания исторического прошлого,

2 сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

3 воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

4 воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Блокадной вечности страницы"»

Государственное бюджетное профессиональное общеобразовательное учреждение новосибирской области Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н. А. Лунина



Утверждаю:

зам.зав. филиалом по УВР

__________Т.Г. Дорошенко «____»___________2023 г.



Сценарий внеклассного мероприятия





Преподаватель истории

Романова Светлана Сергеевна





Барабинск, 2023


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: 1 формирование у обучающихся осознания исторического прошлого,

2 сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

3 воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны;

4 воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Ход мероприятия

Звучит песня «Город над вольной Невой» (1 куп.) - Музыка стихает (Слайд 2)

Преподаватель истории:

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало. Весны,
уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют,

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…


Преподаватель истории:

Это был день – 27 января 1944 года. День полного снятия блокады города Ленинграда!

До этого счастливого дня жителям города пришлось пережить почти 900 дней и ночей голода, холода, обстрелов и бомбежек.


Преподаватель истории:

8 сентября 1941 года вражеское кольцо вокруг города замкнулось. (Слайд 3) Именно с этого дня началась блокада Ленинграда. Теперь связь с городом была возможна только по воздуху или Ладожскому озеру.

На защиту города Ленинграда поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

Преподаватель истории:

В истории осады Ленинграда самым трагическим периодом была зима 1941–1942 годов. Вся тяжесть легла на плечи рядовых ленинградцев. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Даша: Сорок первый, сентябрь, восьмое число. В этот день нас блокады огнем обожгло. Мы не знали еще, что замкнулось кольцо И что смерть нам уже заглянула в лицо. Что в огне на Бадаевских не рафинад, Не мука, а блокадников жизни горят. Мы в тот день не могли даже предположить, Как нам долго терпеть и как мало нам жить. (Анатолий Молчанов)


Преподаватель истории:

С осени 1941 в Ленинграде начался голод (Слайд 4), от которого в декабре умерло 53 тыс. человек. За январь — февраль 1942 погибло от голода около 200 тыс. ленинградцев партийные и советские органы принимали меры для того, чтобы облегчить условия жизни ленинградцев. Наиболее ослабленные люди направлялись в больницы, создавались стационары для больных дистрофией, в домах устанавливались кипятильники, детей помещали в детские дома и ясли. Комсомольские организации создавали специальные комсомольско-молодёжные бытовые отряды, которые оказывали помощь тысячам больных, истощённых и обессилевших от голода людей. (Слайд 5: Зиновьева Зоя Трофимовна)

Преподаватель истории:

Продовольствия катастрофически не хватало. На мельницах тщательно вытряхивали мешки из-под муки, собирали со стен наслоившуюся за годы муку. В хлеб стали добавлять льняной жмых, отруби, овес. Артём:

На свете я видел хлеба немного

Его отмеряли так скудно, так строго.

Его заливали крутым кипятком

Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом.

Он все же казался желанней всего

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его!

Преподаватель истории:

Нормы выдачи хлеба постоянно урезали. Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 грамм. (Слайд 6)

Преподаватель истории:

В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улице, на заводах, у станков, ложились и не вставали. (Слайд 7: Лысак Ольга Александровна)


Преподаватель истории:

В ту зиму голодные горожане съели практически всё. (Слайд 8) Сначала с улиц города исчезли бродячие животные, а чуть позже пришла очередь и домашних. Уже весной 1942 года в Ленинграде не осталось кошек. (Слайд 9: Сычёва Наталья Валентиновна)

Преподаватель истории:

Отсутствие кошек привело к тому, что у ленинградцев появился ещё один враг. Началось нашествие крыс. (Слайд 10) Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Поначалу на человека они не нападали, хоть и не боялись его. Но, оголодав, крысы стали вести себя агрессивно. (Слайд 11: Бойкова Лидия Петровна)


Преподаватель истории:

После прорыва кольца блокады в январе 1943 года, в апреле вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград четыре вагона дымчатых кошек» (дымчатые считались лучшими крысоловами). Ярославцы в короткие сроки выполнили стратегический заказ и наловили серых кошек, чтобы хоть как-то помочь жителям Ленинграда. Ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов, однако полностью решить проблему не могли. Поэтому в самом конце войны была объявлена еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз котов набирали в Сибири. В общей сложности из Сибири в Ленинград было привезено 5000 кошек, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов.


Даша:

Когда народ наш разгромил фашистов,

И завершился у Кремля парад,

Был поднят «под ружьё» десант пушистых,

Спасать от крыс любимый Ленинград.


Прорвав блокаду, город был не в силе

Избавиться от полчищ грызунов.

Взрывали их и танками давили!

Но крысы размножались всё равно.


Их становилось с каждым днём всё больше.

В атаку шла прожорливая рать.

Но в Ленинграде не осталось кошек,

Чтоб одолеть зубастую напасть.


А люди неспроста тревогу били —

Реальная опасность налицо.

И вот тогда помчался из Сибири

Состав мурчащих маленьких бойцов.



В подъездах, во дворах и в переулках,

В музеях — от подвалов и до крыш

Отважно бились Мурзики и Мурки,

И рвали в клочья легионы крыс.


Для них не предусмотрены медали.

Ведь мир ещё не знал такой войны!

А кошки, как и люди, погибали,

Когда их силы были неравны.

.....

Пусть кто-то посчитает за легенду —

И всё-таки рассказы не пусты:

Внесли в победу кошки свою лепту,

Подняв, как флаги, серые хвосты.


Прошли года и всё теперь спокойно;

Пушистый друг везде создаст уют.

Но крысы всех мастей должны запомнить —

Врагов у нас и кошки раздерут.

Айрин Зэд


Преподаватель истории:

Голод — не единственная трудность, подстерегавшая ленинградцев. ( Слайд 12). Артём:

Печь-буржуйка совсем остыла.

Стало в комнате холодно слишком.

В целом мире время застыло.

Тихо хнычет мой младший братишка.


Одеяла больше не греют...

Мы лежим, прижавшись друг к дружке.

Громко воют злые метели.

Стала камнем холодным подушка.


Преподаватель истории:

Сильные морозы ещё больше ужесточили условия существования. Отопления в дома не поступало, и почти весь город погрузился во тьму. Воду приходилось брать из прорубей. ( Слайд 13: Игорь Петрович Дашкевич )

Преподаватель истории:

Помогала в этих нечеловеческих условиях выживать "Дорога жизни" (Слайд 14) - единственное связующее звено между зажатым в кольцо блокады городом и остальным миром. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. Даша:

Дорога жизни.


Движенье по жизни — зовётся дорогой.

Дорогою жизни сквозь годы шагая,

Я выйду на берег озёрный пологий,

И вспомнится жизни дорога другая.

 

«Эх, Ладога...» — пели родные, бывало.

Не слёзы блестели — оттаявший иней.

«Эх...» — наши дороженьки крепко спаяло

С Дорогою жизни по Ладоге зимней.

 

Уехать бы надо, но сил не осталось.

И шли грузовые с мукой в нашу муку.

На всех — это мало, но каждая малость

Ложилась добавкой в прозрачную руку.

……… 

О. Цакунов


Преподаватель истории:

За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

Преподаватель истории:

Одновременно с этими трудностями ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. (Слайд 15) Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". (Слайд 16) Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни. ( Слушаем отрывок)


Преподаватель истории:

Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. (Слайд 17) Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех – закопченные лица; электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с какой-то горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. Света она давала ничтожно мало, но коптила немилосердно, отсюда и название. (Слайд 18:Тамара Васильевна Брынская)


Преподаватель истории:

Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой». (Слайд 19)

— Даже когда пришла смерть, мы верили, что когда-нибудь война кончится. «Таня потому и стала это записывать, что знала, что кто-то найдёт и прочтёт», — говорит Нина Савичева. Это она до войны подводила глаза тем синим карандашом – Танина старшая сестра. Оказалось, Савичевы умерли не все. Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала.

Преподаватель истории:

«Дневник Тани Савичевой» стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе. Его нашли и прочли. Отлили в граните и поместили в музеи и школьные учебники. (Слайд 20)

Артём:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»


Преподаватель истории:

Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками – инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.


Даша: (Слайд 21)

За залпом залп.

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.


Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!


Их радость велика,

Но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

С тобой

Пол-Ленинграда не поднялось.


Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе -

Салют!

Сегодня ленинградцы

Плачут...


Преподаватель истории:

18 января стал настоящим праздником. Около полуночи по ленинградскому радио в программе «Последний час» прошло сообщение о прорыве блокады. (Слайд 22)


Артём:

Ты мне верни, о память, эти дни —

холодные, голодные, — верни!

Верни тот город, сумрак ветровой,

адмиралтейский штык над головой,

шаг патрулей, и злую боль разлук,

и тишину, и метронома стук…


Преподаватель истории:

Почтим светлую память всех погибших минутой молчания. (Слайд 23)
(Минута молчания. Звучит метроном.)


Даша:

Ты возврати мне, память, ночи те —

прожектора в морозной высоте,

и гребни снежных крыш,

и мертвый свет

недвижных осветительных ракет,

когда, блокадным стянутый ремнем,

стоял мой гордый город под огнем.


Преподаватель истории:

Ты сохрани мне, память, навсегда

тот город — сгусток пламени и льда

тот город — слиток гнева и любви,

где жизнь кипела в стынущей крови.

…..

С. Ботвинник. Память


Преподаватель истории:

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней.

Наш долг - хранить благодарную память. Новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую. Будем помнить о ветеранах, достойно и честно проживших свою жизнь. Благодаря подвигам таких людей, их самоотверженности, доблести мы одержали Великую Победу.


Преподаватель истории:

В конце нашего мероприятия мои помощники хотят задать вам несколько вопросов:

Данил:

  1. Сколько дней длилась Блокада Ленинграда? (871 день)

  2. По какому озеру проходила «Дорога жизни»? (Ладога)

  3. Какой период блокады был самым тяжёлым для населения? (Зима 1941 – 1942).

  4. Награждали ли детей медалью «За оборону Ленинграда»? (Да)

  5. Какой композитор написал 7 симфонию во время Блокады? (Шостакович)

  6. Какие животные «сражались» наряду с людьми? (Кошки)

  7. Что было самым страшным для людей во время Блокады? (Голод)

  8. Когда была снята блокада Ленинграда (18 января)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!