Просмотр содержимого документа
«Устный экзамен по русскому языку»
собеседование
- Экзамен проводится в марте - апреле и рассматривается как допуск к письменной части ОГЭ по русскому языку. Для получения зачёта необходимо получить не менее 10 баллов. Принимается 2 учителями русского языка и литературы из образовательной организации, в которой проводится экзамен.
Устный экзамен 9 класс собеседование
1 блок
вид заданий
№
чтение
1
требования
темп
время на подготовку
2 мин.
соответствует
интонация
время на ответ
2 мин.
пересказ
сохранение (4) микротем
не соотв.
соотв. пункт знакам
время на подготовку
1 мин.
+
орфоэпия
не
соотв. пункт. знакам
время на ответ
3 мин.
уместное использование цитаты
_
соотв.
нормам
+
не соотв.
+
грамматическое оформление
высказывания
_
-
+
-
Устный экзамен 9 класс собеседование
- Монологическая и диалогическая речь
2 блок
2
монолог
3
смысловая цельность
диалог
время на подготовку
1 мин.
связность
коммуникативный замысел
время на ответ
3 мин.
время на подготовку
0 мин.
грамматическое оформление
время на ответ
3 мин.
+
не соотв.
логичность
-
соотв.
+
речевое оформление
не соотв
-
+
-
Из методической копилки учителя Где осуществлять подготовку? На уроках, на элективных курсах, во внеурочной деятельности ….
Из методической копилки ….
- Методы работы при подготовке к чтению:
- Требование к чтению. Темп должен соответствовать коммуникативной задаче. (Время на чтение текста не более 2 минут). Интонация должна соответствовать пунктуационному оформлению текста. При чтении соблюдаются орфоэпические нормы. Чтение должно быть плавным, выразительным, осознанным.
Формы подготовки к чтению .
- На уроке : проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика), давать образцы чтения для домашнего задания. Включать тексты для интонирования с указанными знаками препинания; предлагать задания, связанные с самостоятельной расстановкой знаков препинания, использовать приём «чтение с остановкой», в процессе чтения учиться слушать друг друга и оценивать качество чтения.
Из методической копилки
- Дома : обучающимся заполнять словарь трудных слов и орфоэпический словарь; трудные слова – читаем, воспроизводим, запоминаем, проверяем).
- Родителям : контроль за ежедневным чтением (не менее 15 минут).
Из методической копилки готовим к пересказу
- Высказывание должно сохранить 4 микротемы, включить цитату и быть грамматически оформленным.
- При пересказе использовать групповую работу:
- 1 группа –задаёт вопросы,
- 2 группа- отвечает.
Подготовка монологической речи (описание фотографии).
- Задача : подготовить монолог, который характеризуется смысловой цельностью, связностью, логичностью.
- Темы для монолога: отдых, спорт, досуг, ветераны войны, книга в моей жизни, социальные сети, праздник, космос, посещение музея, профессия, любимый предмет, выходной, достопримечательности, кино, концерт, поездка на море, экскурсия, природа, описание города, 1 сентября - День знаний, поход, концерт, соревнование, театр, семья (помощь в семье).
Работа над монологом (описание фотографии).
- Работа над монологом (описание фотографии).
- 1) выбор темы (предложены выше),
- 2)выступление учеников по теме.
- При работе над монологом назначить ответственных за подготовку и редактирование.
При работе с текстом больше уделять внимания:
- а ) поиску ключевых слов;
- б) составлению плана прослушанного текста;
- в) составлению копилки текстов на предложенную тему (топиков);
- г) работе в группах и парах;
- д) редактированию готового текста.
- Можно использовать технологию кейс- стадии.
Этапы работы с текстом:
- 1.Определять тему текста, находить в тексте микротемы, выделять ключевые слова, составлять план.
- 2.Рассматривать на уроке тексты, принадлежащие к различным стилям речи, включать пересказ с последующим обсуждением, использовать тексты учебника по литературе, тексты учебников по другим учебным дисциплинам; тексты, принадлежащие к научно- публицистическому стилю.
Работа над диалогом
- Выстраивать диалог с использованием коммуникативной цепочки ученик-ученик, ученик-учитель, ученик- компьютер.
- Составление опросника по определённой теме,
- Форма работы :берём интервью у товарища,
- Использование игры: кто больше задаст вопросов.
-
Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков
- Читать на уроках фрагменты текстов учебника, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.
- Включать в урок различные виды пересказов прочитанного текста (подробный, сжатый, выборочный и т.д.), обращая внимание на сохранность микротем, речевое оформление ответа.
Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков
- Добиваться от учащегося развёрнутого ответа на вопрос, обращая внимание на смысловую цельность, речевую связность и последовательность монологического высказывания.
- Создавать на уроке возможность для составления развёрнутого монологического высказывания (повествование, описание, рассуждение), оценивая словарь ученика (богатый/ бедный), использование при ответе разнообразных/однотипных синтаксических конструкций .
Рекомендации учителям - предметникам для развития речевых компетенций учащихся при проведении уроков
- Вовлекать учащихся в диалог на публицистические темы (образ жизни, круг деятельности, окружающий мир и т.д), добиваясь решения коммуникативной задачи путём исключения односложных ответов
Применяется для анализа общей готовности (уровня речевой компетенции )
№№
Список класса
чтение
соот
Не соот
пересказ
соот
Не соотв
монолог
соотв
Не соот
диалог
соотв
Не соотв
- В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь .
В процессе "говорения" учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог
Неподготовленная устная речь
Неподготовленная(спонтанная) – это такая речь, когда совсем не продуманы содержание, структура, языковые средства будущего высказывания.
Жанры неподготовленной речи
- Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он
подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили . Хун Цзычен
1) Вступление .
Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби.
2) Тезис .
Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это
увлечение, которое не просто занимает время, а учит
чему- то новому, развивает человека, облагораживает
его. Если же человек ничем не интересуется, он
останавливается на одном уровне, он равнодушен ко
всему, подобно деревяшке.
3) Вывод.
Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека
более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.
Спасибо за внимание