СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успех ученика: урок как коллекция впечатлений

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ребенок добивается результата (сам или с чьей-либо помощью), то возникает возможность мотивировать его на будущую учебную деятельность и рассчитывать на плодотворное сотрудничество

Просмотр содержимого документа
«Успех ученика: урок как коллекция впечатлений»

Успех ученика: урок как коллекция впечатлений

К. Д. Ушинский отметил: «Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир ученика, игнорирование которого может привести к печальным результатам». Основоположник научной педагогики в  своих трудах говорит о создании ситуации успеха в учебновоспитательном процессе. Люди испытывают чувства радости и эмоционального подъёма в конце успешно выполненной работы. Таким образом, им хочется творить дальше и больше; поднимается уровень самооценки и самоуважения, возрастает уверенность в своих силах, открываются новые возможности, которые делают жизнь богаче и ярче. Являясь или родителем, или учителем, человек убеждается каждый раз, что даже самый малый успех поддерживает интерес школьника к учению. Если ребенок добивается результата (сам или с чьей-либо помощью), то возникает возможность мотивировать его на будущую учебную деятельность и рассчитывать на плодотворное сотрудничество. Таким образом, главный смысл деятельности учителя – создание ситуации успеха для каждого ученика в процессе его обучения. Технологические операции создания ситуации успеха – снятие страха, авансирование успешного результата, персональная исключительность, внесение мотива, скрытое инструктирование, мобилизация активности, высокая оценка детали. Для создания ситуации успеха на уроке можно использовать фразы: «Контрольная работа довольно лёгкая, мы решали задания гораздо труднее…», «Вы все сможете, найдете верное решение …», которые помогут снять страх учеников перед работой. Авансировать успешный результат тоже важно: «У вас обязательно получится…», «Я в вас верю…», «Эти задания для бесстрашных учеников» и др. Такие предложения, как «Тебе я и могу доверить…», «Без твоей помощи нам не справиться…», подчеркивают персональную исключительность ученика и создают ситуацию успеха для него. Внесение мотива перед той или иной деятельностью ученика – обязательный этап. Кажется, что это такая мелочь – эти фразы, но в жизни всё из них и складывается. Если действия на уроке проходят в психологически комфортной атмосфере радости и одобрения, используются подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность в обращении, так же как и открытая поза, и доброжелательная мимика, то ситуация успеха на уроке обязательно получится. И благоприятный психологический фон поможет ученику и учителю справиться с поставленной перед ними задачей. Для создания ситуации успеха эффективны уроки творческого поиска, на которых ребята могут показать не только знания по математике, но и знания в области истории, географии, музыки, литературы и др. Так, урок-путешествие по Италии с числами Фибоначчи вызвал бурю положительных эмоций. Историческая задача про кроликов, интересные факты из биографии о выдающемся учёном, достопримечательность «Пизанская башня» и причины её наклона, оказались удачным решением для урока и создали ситуацию успеха для многих учеников. Ребята активно принимали участие на каждом этапе урока, были довольны сменой деятельности, показали математические способности, знание географии, истории. Интересно прошла фотосессия с «Пизанской» башней. Разнообразные методы и приёмы обучения также способствуют ситуации успеха на уроке. Разноуровневые задания позволяют ученику сделать самостоятельный выбор (дифференцированный метод). Например, контрольная работа составляется из основной и дополнительной частей. Если ученик допустил «обидную» ошибку в основной части, а с дополнительной частью справился безупречно, то средняя оценка за контрольную работу будет выше с учётом дополнительного задания. Воспроизведение наизусть, заполнение таблиц вслед за педагогом, наводящие вопросы актуализируют знания и способы решения (репродуктивный метод). Из собственного опыта: использую простую таблицу из двух столбцов «Работаю с учителем» и «Работаю сам». Такая форма работы помогает ученику преодолеть страх перед незнакомыми заданиями и успешно справиться с их решением. Эвристическая, проблемно-поисковая беседа, проблемно-поисковые упражнения особенно актуальны, потому что вовлекаются в процесс все ученики (проблемно-поисковый метод). Анализ генерации идей при решении олимпиадных заданий также позволяет вовлечь в процесс всех участников группы. Таким образом, ребята высказывают идеи, свободно выражают свои мысли, делают отбор идей для решения задачи, продолжают работать над заданием самостоятельно (метод мозгового штурма).  Работа в парах постоянного и сменного состава и методика работы по вопросникам позволяют создать активность на уроке, организовать взаимопомощь, и дают возможность ученику получить консультацию не только у преподавателя (метод коллективного обучения через уроки мастермайнд). Предметные недели, внеклассные мероприятия, практические, лабораторные работы вносят в урок элемент радости и яркой картинки (творческий подход). Задания учащимся на мгновенную догадку, задания без вопроса, задания с избыточными данными, а также некорректные задания позволяют эффективно обобщить изученный материал (проектно-исследовательский метод). Создать ситуацию, которая «подогреет» интерес ученика узнать новое – это мастерство и профессионализм педагога. Так, во время предметной недели на каждом уроке учителя-математики договорились рассказывать об учёных. На одном из таких уроков запись на доске: «Пьер и Мария Кюри», просмотр трейлера фильма «Радиоактивный элемент» вызвали интерес учеников. На следующий день мы слушали доклад «История любви великих учёных», который подготовила ученица по собственной инициативе. Многие ребята посмотрели фильм, после чего активно отвечали на вопросы по фильму и обсуждали жизненные ситуации, связанные с учёными. Таким образом, в процессе постоянного сотрудничества учителя и учеников прививается любовь к предмету. Ученик мыслящий и думающий обязательно добьется высокого результата. Успех является источником внутренних сил ученика и учителя и рождает энергию для преодоления трудностей, желание учить и учиться!



 





 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!