Урок русского языка в 6-м классе по теме:
"Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка"
Цели урока:
научить определять глаголы в условном наклонении;
способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.
I. Организационный момент
Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.
Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.
II. Повторение изученного материала
В королевстве Действий правил король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить
Средний был мечтатель, романтик и фантазер.
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …
Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
Девизом жизни всех горожан были слова: "Было! Есть! Будет!”
– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).
Здесь мечтательные жители существовали под девизом: "Ели бы, да кабы!”
Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”.
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.
И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.
III. Изучение нового материала
1 задание
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (I спряжение) -зелёная карточка, -и (II спряжение) – красная.
А как определить спряжение глагола?
2 задание
Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин. ( учащиеся по цепочке объясняют выбор гласной, определив спряжение по неопределённой форме глагола)
Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).
Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?
-Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?
И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.
3 задание
Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Образование глаголов условного наклонения
Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксировано СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ.( работа в парах)
Архитектор ответил (1 пара):
Я бы построил дворец, если бы …
Садовник (2 пара) сказал:
Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала (3 пара):
Я бы сшила новое платье, если бы…
Доктор (4 пара) воскликнул:
Я бы всех вылечил, если бы…
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ЗАДАНИЕ
Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении.
Я решил бы …
Я сказал бы …
Поспешил бы …
Написал бы …
До чего же замечательное
Наклонение сослагательное
Никогда не чертыхается
Не скандалит, не кричит,
В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
Я б турецкий изучил …
Я бы радио включил …
Нет, постойте-ка,
Вначале
Я сыграл бы на рояле …
Я сыграл бы,
Коль умел бы,
Если мог бы,
Полетел бы,
Я бы съел вагон пирожных,
Если только их имел бы.
А на последок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.
1 ряд. Если бы я был президентом , то …
2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …