СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка»

Урок русского языка в 6-м классе по теме:

"Условное наклонение глагола. Лингвистическая сказка"

Цели урока:

  • научить определять глаголы в условном наклонении;

  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;

  • воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.


I. Организационный момент

Сегодня мы продолжим разговор о наклонении глагола, повторим известные нам сведения об изъявительном наклонении и познакомимся с условным наклонением.

Закрепить пройденное и усвоить новый материал нам поможет лингвистическая сказка, в которой вы тоже примете участие. Итак, слушайте сказку.


II. Повторение изученного материала

  В королевстве Действий правил король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить

Средний был мечтатель, романтик и фантазер.

Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором градоначальником был старший брат назывался …

Вопрос: Как? Помогите, ребята (Изъявительное наклонение).

– Почему вы так думаете?

Девизом жизни всех горожан были слова: "Было! Есть! Будет!”

Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).

Здесь мечтательные жители существовали под девизом: "Ели бы, да кабы!”

Обитатели третьего города (Повелительное наклонение) подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!”.

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими городами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем по улицам города Изъявительное наклонение.


III. Изучение нового материала

1 задание

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (I спряжение) -зелёная карточка, -и (II спряжение) – красная.

А как определить спряжение глагола?

 2 задание

Ходим по городу, ездим на автобусе, автобус отправляется, держит курс, пересекает улицу, грохочет грузовик, уезжает пустой, тянется колонна машин. ( учащиеся по цепочке объясняют выбор гласной, определив спряжение по неопределённой форме глагола)

Некоторые правила города мы усвоили. Вот и заблудившиеся догнали нас. (Пора сдать карточки).

Нас окружили жители города. Их интересует, знаем ли мы что-нибудь о жителях их города?

-Что же вы знаете о глаголах изъявительного наклонения?

И вот мы попрощались с довольными своей жизнью глаголами Изъявительного наклонения и вместе с Королем отправились в город среднего сына Условное наклонение.

3 задание

Мы с любопытством разглядывали жителей этого города. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголами всегда была частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.

Образование глаголов условного наклонения

Нам захотелось узнать историю их дружбы. А они охотно рассказали, как они образовались, и показали схемы, где это зафиксировано СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Значение глаголов в условном наклонении

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ.( работа в парах)

Архитектор ответил (1 пара):

Я бы построил дворец, если бы …

 

Садовник (2 пара) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

 

Швея прошептала (3 пара):

Я бы сшила новое платье, если бы…

 

Доктор (4 пара) воскликнул:

Я бы всех вылечил, если бы…

 

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ЗАДАНИЕ

Выпишите через запятую все глаголы в условном наклонении.

Я решил бы …

Я сказал бы …

Поспешил бы …

Написал бы …

До чего же замечательное

Наклонение сослагательное

Никогда не чертыхается

Не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьется

И мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил …

Я бы радио включил …

Нет, постойте-ка,

Вначале

Я сыграл бы на рояле …

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы.

А на последок мы решили заглянуть на улицу самых отчаянных фантазеров и мечтателей.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Допишите предложения, употребляя однородные сказуемые, выраженные глаголами в условном наклонении.

1 ряд. Если бы я был президентом , то …

2 ряд. Если бы я выиграл миллион, то …




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!