СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Условия, способствующие адаптации и социализации умственно отсталых детей в обществе" - выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Указаны основные моменты в работе по адаптации и социализации детей с нарушением интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«"Условия, способствующие адаптации и социализации умственно отсталых детей в обществе" - выступление на МО учителей начальных классов и воспитателей.»

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».

















Выступление на МО по теме: «Условия, способствующие адаптации и социализации умственно отсталых детей в обществе»















Мартыненкова Л.В.











Смоленск, 2023

В процессе формирования социальной адаптации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны решаться следующие задачи:

1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности учащихся  в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть уделено умственному развитию.

2. Воспитание умственно отсталых школьников, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог работы всех специалистов.

Максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении определённых  условий:

- более раннее начало коррекционной работы;

- благоприятная семейная обстановка и тесная связь школы и семьи;

- благоприятная обстановка в классе, в группе продлённого дня;

- применение адаптированной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям данных учащихся и целям их воспитания.

Первое условие — проблема ранней коррекции детей с нарушениями интеллекта чрезвычайно важна. Работа с умственно отсталыми обучающимися в младшем школьном возрасте должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, целенаправленности действий, на упорядочение поведения, контактности.

Коррекционное обучение  в дошкольном и младшем школьном возрасте нередко может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что повлияет на всю его дальнейшую судьбу.

Второе условие – для благоприятного развития важна правильная организация воспитания. Воспитание умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение к выполнению посильных заданий со временем окупают себя и неумелый ребёнок становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком, помощником. Он может: обслуживать себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть в зачаточном состоянии, — любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.

Третье условие — применение адаптированных программ и методов обучения  учащихся, соответствующих возможностям и целям их воспитания, — важнейшее и в значительной мере решающее  условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение,  при котором осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития  и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

В младшем школьном возрасте  без специальной коррекционной работы обучающийся минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ученик мало контактирует как с взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта  и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

Выделяются такие критерии формирования социальной адаптации, как общение со сверстниками и с взрослыми, формирование навыков самообслуживания, игровой деятельности.

1. Формирование сотрудничества ребенка с взрослыми и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у нетипичного ученика мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка. Следует отметить, что для умственно отсталого ребёнка характерно отсутствие способности к совместной деятельности. В дальнейшем происходит формирование действий по указательному жесту и параллельное развитие функций внимания. Данный этап подготавливает к подражанию движениям и действиям с предметами. Затем само подражание становится осмысленным и позволяет начать формирование у ребенка поисковые  способы ориентировки, в частности метода проб и ошибок. В свою очередь, данный метод и подражание подготавливают воспитанника к овладению действиями по образцу. Одним из главных требований к занятиям по рассматриваемому этапу работы выступает включение речи.

Таким образом, условия формирования сотрудничества с взрослым и сверстниками следующие:

-эмоциональный, визуальный и тактильный контакт;

-постановка перед ребенком учебно-воспитательных задач в доступной ему форме;

-подбор способов передачи социокультурного опыта, соответствующих уровню актуального развития.

Выделяют следующие способы усвоения воспитанниками общественного опыта:

-совместные действия взрослого и ребенка;

-подражание показанным действиям;

-действия по образцу и речевой инструкции;

-поисковые способы ориентировочной познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

2. Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей.

Работа направлена на развитие интереса к игрушкам, предметно - игровым действиям.

Игра — это ведущий вид деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте, который обеспечивает всестороннее развитие ребенка, является одним из действенных средств обучения и воспитания. Поэтому должны использоваться дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные и другие игры. Игра, по словам А. С. Макаренко, имеет для ребенка тоже значение, что для взрослого — работа, служба и т. п. Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет.

Наиболее важны ролевые игры. В них ребенок воссоздает в доступной для себя форме отношения, которые складываются в мире взрослых. Именно игра является тем механизмом, который переводит внешние требования социокультурной среды в собственные потребности ребенка.

В игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития и коррекции. Воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Ребёнок учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.

3. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей.

Труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные  условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает нетипичных детей независимыми в плане самообслуживания. К направлениям трудового воспитания относятся:

- занятия ручным трудом;

- воспитание навыков самообслуживания;

- воспитание уважения к труду взрослых.

Занятия ручным трудом представлены формированием продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей.

Основная задача — сформировать интерес к изобразительной деятельности и заинтересованность в ее результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок к изобразительной деятельности, а именно: на развитие интереса к ней, зрительно-двигательной координации, ручной моторики, а также развитие восприятия предметов.

В дальнейшем занятия изобразительной деятельностью ориентированы на формирование умения анализировать предметы, овладение способами обследования их свойств, качеств и передачи их через рисунок, лепку, аппликацию, конструирование, занятия с природным материалом. Изобразительная деятельность напрямую связана с занятиями по сенсорному воспитанию, ознакомлению с окружающим, обучением игре.

Воспитание навыков самообслуживания.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся социально значимыми. Кроме того, повышается роль коррекционно-развивающих занятий, на которых корригируют нарушения моторной сферы, совершенствуют координацию движений, а также коррекционно-практических занятий, где дети учатся практическому выполнению культурно-гигиенических навыков.

В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду: Наведению порядка на рабочем месте, в своём портфеле; уборке игрового места, класса; дежурству по столовой и в уголке с растениями и т. д. Введение элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и логической последовательности действий. Воспитание трудовых навыков осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях. В процессе занятий по труду дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции.

Воспитание уважения к труду взрослых.

Формирование представлений о труде взрослых проводится в ходе каждодневных совместных наблюдений и в процессе занятий по ознакомлению с окружающим. Детям рассказывают о труде учителя, воспитателя, повара, дворника, водителя, врача, то есть людей, которые окружают их  и труд которых доступен пониманию . Основная задача педагога — показать определенный вид труда, его результаты, их значимость, а также воспитывать у них чувство благодарности, обращать внимание на нравственные аспекты. Впоследствии круг профессий расширяется.

Огромную помощь в понимании значения труда, в усвоении знаний о людях разных профессий оказывает игра, в которой  под руководством педагогов обыгрываются полученные во время наблюдений впечатления.

Таким образом, социальная адаптация - приспособление, приведение индивидуального и группового поведения «особых» детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У «особых» детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания  «особых» детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает  возможность активного участия в общественной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!