I. Организационный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |
II. Проверка домашнего задания | Устный опрос | – Назовите причины и повод Столетней войны. – Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны? – Дайте характеристику основным этапам Столетней войны. – Расскажите о жизни и подвиге Жанны д’Арк | Выполняют задания, приводят примеры | Индивидуальная | Характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны | Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами | Устный опрос |
Составление таблицы | Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии» | Заполняют таблицу вместе с учителем | Фронтальная | Знают о крестьянских восстаниях в Англии и Франции | Познавательные: представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты. | Таблица |
III. Постановка учебных задач | Беседа | Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи | |
IV. Изучение нового материала | Беседа | Задает вопросы: – Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.) – Франция одержала победу в этой изнурительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции | Участвуют в диалоге, делают записи в тетрадях | Фронтальная | Выделяют последствия Столетней войны | Познавательные: воспроизводят изученный материал в сокращенном виде. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу в учебном сотруд-ничестве. Коммуникативные: вступают в речевое общение | Устные ответы |
Презен- тацияБорьба за власть во Франции | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах | Слушают учителя, делают записи в тет-радях | Фронтальная | Определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому | Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения | Записи в тетради |
Работа с исторической картой «Завершение объединения Франции к концу XV века» | Формулирует вопросы: – Покажите на карте владения короля Франции к XV в. – Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоединены Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.) – Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым осталось герцогство Бретань.) Помогает учащимся сделать вывод: к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось | Изучают карту, отвечают на вопросы, формулируют вывод | Работа в парах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности | Работа с картой |
Работа с учебни- ком (п. 2, с. 180) | Предлагает прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и ответить на следующие вопросы: – Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с усилением королевской власти? (Об этом говорят следующие нововведения: 1) создание постоянного наемного вой- ска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.) | Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы | Индивидуальная | Рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Устные ответы |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Составление сравнительной таблицы | Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.) | Заполняют таблицу | Фронтальная | Систематизируют исторический материал | Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый | Таблица |
VI. Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа | Закончите предложения: • На уроке я работал… • Своей работой на уроке я … • Урок мне показался… • За урок я… • Мое настроение… | Оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | | Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Учебник, § 21; записи в тетрадях. На основании сведений § 18–21 составить династические схемы «Французские короли XI–XV веков» и «Английские короли XI– XV веков» | Записывают домашнее задание | Индивидуальная |