СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УСИЛЕНИЕ КОРЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ.

Просмотр содержимого документа
«УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ.»

Урок№ 6 класс УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В КОНЦЕ XV в. ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ Дата

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представлений о завершающем этапе образования централизованных государств во Франции и Англии, выявить отличительные особенности этого процесса в каждой из этих стран и обобщить имеющиеся знания по данному вопросу; познакомить с понятием абсолютизм

Тип урока

Комбинированный

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: характеризуют места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны, знают
о крестьянских восстаниях в Англии и Франции, определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому, читают историческую карту с опорой на легенду, рассказывают об усилении королевской власти во Франции в конце XV в., указывают хронологические рамки Войны Алой и Белой розы, систематизируют исторический материал.

Метапредметные:

Познавательные:иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами, представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты, воспроизводят материал в сокращенном виде, выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, структурируют знания, используя знаково-символические средства.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, используют ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, осуществляют итоговый и пошаговый контроль своих действий по результату, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, вступают в речевое общение, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные:проявляют положительное отношение к учебной деятельности, соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Образовательные
ресурсы

Презентация «Борьба за власть во Франции между Людовиком XI и Карлом Смелым», подготовленная учителем.

Война Алой и Белой розы (иллюстративный материал) [

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Основное содержание темы, понятия и термины

Завершение объединения Франции. Последствия объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII













организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения (универсальные
учебные действия)

I. Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют свое рабочее место

Фронтальная


Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности


II. Проверка домашнего задания

Устный опрос

– Назовите причины и повод Столетней войны.

– Каковы были преимущества и недостатки английской и французской армий? Как они проявились на первом этапе войны?

– Дайте характеристику основным этапам Столетней войны.

– Расскажите о жизни и подвиге Жанны д’Арк

Выполняют задания, приводят примеры

Индивидуальная

Характеризуют
места сражений, обстоятельства, участников, результаты Столетней войны

Познавательные: иллюстрируют усвоенные теоретические положения своими примерами и фактами

Устный опрос

Составление таблицы

Организует заполнение таблицы «Крестьянские восстания во Франции и Англии»

Заполняют таблицу вместе с учителем

Фронтальная

Знают о крестьянских восстаниях
в Англии и Франции

Познавательные: представляют информацию в табличной форме, анализируют и обобщают факты.

Таблица

III. Постановка учебных задач

Беседа

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи

Формулируют

учебные задачи

Фронтальная


Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи


IV. Изучение нового материала

Беседа

Задает вопросы:

– Каковы были итоги Столетней войны? (Столетняя война завершилась в 1453 г. Англичане потеряли все свои владения во Франции кроме порта Кале. Франция смогла сохранить свою независимость. Были созданы предпосылки для окончательной централизации страны.)

– Франция одержала победу в этой изнурительной войне, длившейся с перерывами практически столетие, однако победа досталась ей нелегко. Война нанесла тяжелый удар по хозяйству Франции

Участвуют
в диалоге, делают записи
в тетрадях

Фронтальная

Выделяют последствия Столетней войны

Познавательные: воспроизводят изученный материал
в сокращенном виде.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу
в учебном сотруд-ничестве.

Коммуникативные: вступают в речевое общение

Устные ответы

Презен-

тацияБорьба за власть

во Франции


Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах

Слушают учителя, делают записи в тет-радях

Фронтальная

Определяют и объясняют свое отношение к Людовику XI и Карлу Смелому

Личностные: соотносят свои действия и поступки окружающих с исторически возникшими формами социального поведения

Записи
в тетради

Работа
с исторической картой «Завершение объединения Франции к концу XV века»


Формулирует вопросы:

– Покажите на карте владения короля Франции к XV в.

– Какие территории были присоединены к Франции? (К Франции были присоединены Прованс с городом Марселем, Дижон, Берри, Пикардия.)

– Какие земли не вошли в состав Франции при Людовике XI? (Независимым осталось герцогство Бретань.)

Помогает учащимся сделать вывод:

к концу XV века владения короля занимали практически всю территорию Франции, объединение страны завершилось

Изучают карту, отвечают
на вопросы, формулируют вывод

Работа
в парах

Читают историческую карту с опорой на легенду

Познавательные: выделяют необходимую информацию из иллюстративного материала.

Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности

Работа
с картой

Работа с учебни-

ком (п. 2,

с. 180)

Предлагает прочитать, что представляла собой централизованная Франция, и ответить на следующие вопросы:

– Что говорит о том, что объединение страны происходило одновременно с усилением королевской власти? (Об

этом говорят следующие нововведения:

1) создание постоянного наемного вой-

ска вместо отрядов феодалов; 2) введение ежегодного налога с населения для содержания этого войска; 3) управление страной с помощью аппарата чиновников, состоящих на службе у короля.)


Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания, дают аргументированные ответы на вопросы

Индивидуальная

Рассказывают
об усилении королевской власти
во Франции в конце XV в.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Устные ответы

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Составление сравнительной таблицы

Предлагает заполнить сравнительную таблицу «Короли Англии и Франции. Объединение страны и централизация власти», чтобы закрепить пройденный материал. (Если времени на уроке не хватает, учащиеся продолжают работу дома.)


Заполняют таблицу

Фронтальная

Систематизируют исторический материал

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют итоговый


Таблица

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

Закончите предложения:

• На уроке я работал…

• Своей работой на уроке я …

• Урок мне показался…

• За урок я…

• Мое настроение…

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная


Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оценивание работы учащихся
на уроке

Домашнее задание

Учебник, § 21; записи в тетрадях.

 На основании сведений § 18–21 составить династические схемы «Французские короли XI–XV веков» и «Английские короли XI– XV веков»

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная


Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОССТАНИЯ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ

Параметры сравнения

Франция (Жакерия)

Англия

Дата

Май 1358 года

Май 1381 года

Причины возникновения

• Рост налогов в связи с войной.

• Грабежи деревень войсками обеих сторон.

• Массовое личное закрепощение крестьян.

• Безразличное отношение феодалов к ходу Столетней
войны

• Введение новых налогов (поголовный налог).

• Освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп было крайне трудным.

• Введение денежного оброка взамен барщины и натурального оброка, то есть усиление эксплуатации крестьян.

• Чума, голод

Лидер

Крестьянин ГильомКаль

Сельский ремесленник УотТайлер

Участники восстания

Крестьяне

Крестьяне, сельские ремесленники, городские бедняки

Причины поражения

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Отсутствие поддержки со стороны горожан.

• Отсутствие единого плана восстания

• Стихийность и неорганизованность восстания.

• Доверчивость к врагам.

• Плохое вооружение.

• Незнание военного дела.

• Помощь богатых горожан королю

Последствия восстания

1. Появление у феодалов страха перед крестьянами.

2. Ускорение процесса освобождения крестьян от личной зависимости.

3. Начало процесса падения барщинной системы

1. Ускорение процесса освобождения крестьян от феодальной зависимости (крестьяне получили возможность выкупиться на волю).

2. Введена четко фиксированная плата для лично свободных крестьян за пользование наделами.

3. Смягчение законов против бедноты.

4. Отмена барщины


Приложение 2

Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым представляла собой борьбу между старыми порядками и нарастающей централизацией страны.

Каждый из участников конфликта преследовал сугубо личные мотивы.

Карл Смелый был последним герцогом Бургундии из династии Валуа. Получил прекрасное образование, в совершенстве владел военным искусством и был до безрассудства отважен. Он олицетворял собой идеал средневекового рыцаря. Обладая значительными земельными владениями, он постоянно воевал с соседями, присоединяя территории мелких феодалов к своим. Он чуждался интриг, коварства и действовал напрямую, что выгодно отличало его от соперника.

Людовик XI во многом был его полной противоположностью. Он был хитрым и дальновидным дипломатом и для достижения своих целей не чурался использовать подкуп и предательство. Своей главной задачей он считал объединение Франции под властью короля. Противостояние короля и Карла Смелого длилось 12 лет. В открытом столкновении Людовик XI потерпел сокрушительное поражение и был вынужден пойти на ряд унизительных уступок. Тогда он прибегнул к тактике римских императоров «разделяй и властвуй»: натравил на своего врага соседей. Войско Карла Смелого было разбито, а сам он погиб в сражении.

Большая часть территорий герцогства Бургундского отошла к королю. Оставшиеся территории были присоединены к Германии, так как единственная наследница Карла Смелого – дочь Мария – вышла замуж за будущего германского государя Максимилиана.

К концу XV века объединение Франции завершилось.


Приложение 3

ПОСЛЕДСТВИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ФРАНЦИИ

– Создание единого централизованного государства во главе с королем;

– создание единой системы налогообложения и законодательства;

– покровительство короля росту городов, расширению торговли;

– развитие культуры;

– складывание единого французского языка.

Таким образом, объединение Франции способствовало развитию ее хозяйства и культуры, образованию единого народа.


Приложение 4

ВОЙНА АЛОЙ И БЕЛОЙ РОЗЫ В АНГЛИИ

В 1455 г. в Англии началась междоусобная война, длившаяся 30 лет (1455–1485). Конфликт произошел между сторонниками двух ветвей династии Плантагенетов – Ланкастеров и Йорков. Война Алой и Белой розы – такое название она получила потому, что в гербе Ланкастеров была алая роза, а в гербе Йорков – белая. Причиной длительного вооруженного конфликта стали неудачи в Столетней войне (гибель солдат, разорение казны, увеличение налоговых сборов на военные нужды), а также политика Маргариты, жены Генриха VI. Война Роз носила ожесточенный характер и была направлена на полное уничтожение своих противников. Она закончилась лишь в 1485 году, когда практически вся феодальная знать истребила друг друга и на престол взошел Генрих VII, женившийся на Елизавете Йоркской и объединивший в своем гербе алую и белую розы. Это стало началом правления новой династии – Тюдоров.

Генрих VII укреплял свою власть и вел борьбу со своевольными баронами (хотя был весьма терпим к своим соперникам, по крайней мере по сравнению со своими потомками). Он запретил феодалам содержать вооруженные отряды, разрушил замки непокорных баронов, некоторых казнил, а их земли присоединил к королевской казне, которая при нем никогда не испытывала дефицита бюджета. При Генрихе VII продолжал созываться парламент, который поддерживал короля во всех начинаниях, ни разу не отказав во введении новых налогов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!