СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Усиление королевской власти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Усиление королевской власти»

Новая история. 7 класс УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Новая история. 7 класс

УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ

МИХАЙЛОВА НАДЕЖДА МИХАЙЛОВНА

Домашнее задание §3 Выучить новые понятия и даты Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§3

Выучить новые понятия и даты

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

План урока 1. Власть короля (монарха) в XVI- XVII вв.             2. Экономическая политика монархов   3. Общество и королевская власть       Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

План урока

1. Власть короля (монарха) в XVI- XVII вв.

2. Экономическая политика монархов

3. Общество и королевская власть

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое монархия? Монархия – форма правления, при которой государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, князю, султану) и, как правило, передаётся по наследству. С каким видом монархии мы с вами познакомились в прошлом году? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое монархия?

Монархия – форма правления, при которой государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху (королю, царю, императору, князю, султану) и, как правило, передаётся по наследству.

С каким видом монархии мы с вами познакомились в прошлом году?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды монархий Сословно- представительная  монархия Абсолютная монархия  или абсолютизм Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды монархий

Сословно-

представительная

монархия

Абсолютная монархия

или абсолютизм

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 27 Выписать определение абсолютной монархии Составить схему «Признаки абсолютизма» Абсолютизм Правильный ответ 5 баллов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 27

  • Выписать определение абсолютной монархии
  • Составить схему «Признаки абсолютизма»

Абсолютизм

Правильный ответ 5 баллов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общий аппарат управления Профессиональная армия Налоговая система Абсолютизм Единая система мер и весов Единое законодательство Государственная церковь Единая экономическая политика Единое административное устройство Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общий аппарат

управления

Профессиональная

армия

Налоговая

система

Абсолютизм

Единая система

мер

и весов

Единое

законодательство

Государственная

церковь

Единая

экономическая

политика

Единое

административное

устройство

Абсолютизм - форма правления государством, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху и передается по наследству.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Абсолютизм (начало складывания)  АНГЛИЯ  ФРАНЦИЯ Английская королева  Елизавета I Тюдор 1566-1603 Король Франции Франциск I, 1515-1547 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Абсолютизм

(начало складывания)

АНГЛИЯ

ФРАНЦИЯ

Английская королева

Елизавета I Тюдор

1566-1603

Король Франции

Франциск I,

1515-1547

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Абсолютизм (Расцвет)  АНГЛИЯ  ФРАНЦИЯ ЛЮДОВИК XIV Бурбон 1643-1715 ЯКОВ I Стюарт 1603-1625 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Абсолютизм

(Расцвет)

АНГЛИЯ

ФРАНЦИЯ

ЛЮДОВИК XIV Бурбон

1643-1715

ЯКОВ I Стюарт 1603-1625

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Какие слои населения поддерживали королевскую власть в начале процесса её укрепления? Какие выступали против? ЗА ПРОТИВ  буржуазия, крестьяне  обедневшее дворянство  Феодалы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Какие слои населения поддерживали королевскую власть в начале процесса её укрепления? Какие выступали против?

ЗА

ПРОТИВ

буржуазия, крестьяне

обедневшее дворянство

Феодалы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 28 ЗАДАНИЕ:   Прочитать пункт «Один король – одна страна» и назовите, какие территории потеряли свою независимость, создав целостность государства в период абсолютизма. Какие национальные государства образовались в результате? Правильный ответ 5 баллов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 28

ЗАДАНИЕ:

Прочитать пункт «Один король – одна страна» и назовите, какие территории потеряли свою независимость, создав целостность государства в период абсолютизма.

Какие национальные государства образовались в результате?

Правильный ответ 5 баллов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Существование какого органа противоречило складыванию абсолютной монархии? Работа с учебником стр. 28 Какие цифры говорят о падении роли парламента? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Существование какого органа противоречило складыванию абсолютной монархии?

Работа с учебником стр. 28

Какие цифры говорят о падении роли парламента?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 29 Как вы понимаете слова Якова I ? Ему же принадлежат слова: «Не понимаю как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться». Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 29

Как вы понимаете слова Якова I ?

Ему же принадлежат слова: «Не понимаю как мои предки могли допустить такое учреждение. Я должен мириться с тем, от чего не могу избавиться».

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Франциск I (1515- 1547) из династии Валуа ни разу не собирал Генеральные штаты. На своих указах писал: «Таков моя воля, ибо мы так считаем». С 1614 по 1789 гг. Генеральные штаты ни разу не собирались. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Франциск I (1515- 1547) из династии Валуа ни разу не собирал Генеральные штаты. На своих указах писал: «Таков моя воля, ибо мы так считаем».

С 1614 по 1789 гг. Генеральные штаты ни разу не собирались.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Людовик XIV  написал «Мемуары, составленные для воспитания дофина», в которых высказал свои взгляды на устройство абсолютной монархии.   «Франция есть монархия: король представляет в ней всю нацию, и пред королем каждый – только частный человек. Поэтому вся власть, вся сила сосредоточена в руках короля, и в королевстве не может существовать иной власти, кроме той, которая установлена им» . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Людовик XIV написал «Мемуары, составленные для воспитания дофина», в которых высказал свои взгляды на устройство абсолютной монархии.

«Франция есть монархия: король представляет в ней всю нацию, и пред королем каждый – только частный человек. Поэтому вся власть, вся сила сосредоточена в руках короля, и в королевстве не может существовать иной власти, кроме той, которая установлена им» .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Король в своих «Мемуарах» приписывает королевской власти божественные свойства: «Есть некоторые случаи, писал монарх, когда мы (т.е. короли), так сказать, заступая на место Бога, как бы разделяем с Ним всеведение и всемогущество, как например, в распознавании умов, в распределении должностей и в раздаче милостей» Божественное право налагает на монарха обязанности. «Небо, - писал Людовик, - поручает нам народы и государства» - и ограничивает власть королей. Наихристианнейший король должен следовать заповедям Господа и Церкви лучше, чем его подданные.

Король в своих «Мемуарах» приписывает королевской власти божественные свойства: «Есть некоторые случаи, писал монарх, когда мы (т.е. короли), так сказать, заступая на место Бога, как бы разделяем с Ним всеведение и всемогущество, как например, в распознавании умов, в распределении должностей и в раздаче милостей»

Божественное право налагает на монарха обязанности. «Небо, - писал Людовик, - поручает нам народы и государства» - и ограничивает власть королей. Наихристианнейший король должен следовать заповедям Господа и Церкви лучше, чем его подданные.

Работа с документом Вопросы: Какой характер носит власть монарха? Почему по мнению Луи XIV вся власть в государстве должна быть сосредоточена в руках короля? Какими обязанностями наделило монарха Небо? Таким образом, короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости королевской власти. Власть короля – божественна. Король – наместник Бога на земле. Правильный ответ 5 баллов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с документом

Вопросы:

  • Какой характер носит власть монарха?
  • Почему по мнению Луи XIV вся власть в государстве должна быть сосредоточена в руках короля?
  • Какими обязанностями наделило монарха Небо?

Таким образом, короли стремились внушить своим подданным мысль о необходимости королевской власти. Власть короля – божественна. Король – наместник Бога на земле.

Правильный ответ 5 баллов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Культу короля в XVII в. помогала регламентация жизни королевского двора. В основе придворной жизни лежал придворный этикет – установленный порядок поведения . Смысл этикета заключался в обожествлении королевской особы. Какой архитектурный ансамбль стал королевской резиденцией при Короле-Солнце? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Культу короля в XVII в. помогала регламентация жизни королевского двора. В основе придворной жизни лежал придворный этикет – установленный порядок поведения . Смысл этикета заключался в обожествлении королевской особы.

Какой архитектурный ансамбль стал королевской резиденцией при Короле-Солнце?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общество и королевская власть  Линия сравнения 1. Король и церковь? Сословная монархия Чьё главенство (независимость) признано   Абсолютная монархия  2. Народ и король Отношение к королю(надежды народа)  Скромность или излишества   3. Королевский двор  Главенство или независимость церкви    Подчинение церкви королю    Надежды на королевскую справедливость   Недовольство королём (народные бунты)    Скромен   Утопает в роскоши  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Общество и королевская власть

Линия сравнения

1. Король и церковь?

Сословная монархия

Чьё главенство (независимость) признано

Абсолютная монархия

2. Народ и король

Отношение к королю(надежды народа)

Скромность или излишества

3. Королевский двор

Главенство или независимость церкви

Подчинение церкви королю

Надежды на королевскую справедливость

Недовольство королём (народные бунты)

Скромен

Утопает в роскоши

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 29 ЗАДАНИЕ:  Прочитать пункт «Единая система государственного управления». Где государственные органы были полностью подчинены королю? Свое мнение обоснуйте цитатами. Кто помогает королю управлять государством? Бюрократ (чиновник)- государственный служащий, назначаемый королём, получающий за службу жалование   Правильный ответ 5 баллов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Работа с учебником стр. 29

ЗАДАНИЕ:

Прочитать пункт «Единая система государственного управления».

Где государственные органы были полностью подчинены королю? Свое мнение обоснуйте цитатами.

Кто помогает королю управлять государством?

Бюрократ (чиновник)- государственный служащий, назначаемый королём, получающий за службу жалование

Правильный ответ 5 баллов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственное  управление Франция Англия  Тайный совет (назначал монарх) решения совместные: внутренняя и внешняя политика финансы оборона  Совет (правительство) – назначал король и сам решал все вопросы Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственное управление

Франция

Англия

Тайный совет

(назначал монарх) решения совместные:

  • внутренняя и внешняя

политика

  • финансы
  • оборона

Совет

(правительство) –

назначал король и сам решал все вопросы

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 1. Управление государством Линия сравнения Роль сословных органов  Сословная монархия 2. Формирование А)местных органов Б)судебной власти В)армии  3.Король и феодалы Абсолютная монархия Участвуют в управлении государством?       Как формируются Кому подчинены?  Кто от кого зависим? Участвуют в  управлении (принятие законов и налогов)  Отстранены от управления королём    Формируются королём, подчинены лично королю  Формируются феодалами, подчинены феодалам  Власть короля зависит от его феодалов   Феодалы подчинены власти короля  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Управление государством

Линия сравнения

  • Роль сословных органов

Сословная монархия

2. Формирование

А)местных органов

Б)судебной власти

В)армии

3.Король и

феодалы

Абсолютная монархия

Участвуют в управлении государством?

Как формируются

Кому подчинены?

Кто от кого зависим?

Участвуют в управлении (принятие законов и налогов)

Отстранены от управления королём

Формируются королём, подчинены лично королю

Формируются феодалами, подчинены феодалам

Власть короля зависит от его феодалов

Феодалы подчинены власти короля

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Судебная и местная власть Конфликт Франция Англия Королевский суд «Звездная палата» судьи (назначал король) Мировые судьи (управляли графствами – «глаза и уши короны») Парламент (судебный орган в провинциях) Регент (временный правитель) интенданты (следили за исполнением законов) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Судебная и местная власть

Конфликт

Франция

Англия

  • Королевский суд «Звездная палата»
  • судьи (назначал король)
  • Мировые судьи (управляли графствами – «глаза и уши короны»)
  • Парламент (судебный орган в провинциях)
  • Регент (временный правитель)
  • интенданты (следили за исполнением законов)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Армия Англия постоянная гвардия 200 чел. война: народное ополчение + отряды дворян-добровольцев постоянное наёмное войско (до 25 тыс. чел.) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Армия

Англия

постоянная гвардия 200 чел.

война:

народное ополчение +

отряды дворян-добровольцев

постоянное наёмное войско (до 25 тыс. чел.)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Король был заинтересован в развитии экономики своего государства? Почему? -протекционизм   -меркантилизм  Кто несёт налоговое бремя? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Король был заинтересован в развитии экономики своего государства? Почему?

-протекционизм

-меркантилизм

Кто несёт налоговое бремя?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Экономическая политика Линии сравнения Сословная монархия Тип производств Абсолютизм Ремесленная мастерская или мануфактура? Тип хозяйства Натуральное или товарно-денежное? Налоги Положение народа Кто назначает и собирает? Тяжёлое или облегчение? Ремесленная  мастерская Мануфактура Товарное  Натуральное  Феодал или с одобрения сословного органа сам король Король Тяжести от короля Тяжести от феодала Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Экономическая политика

Линии сравнения

Сословная монархия

Тип производств

Абсолютизм

Ремесленная мастерская или мануфактура?

Тип хозяйства

Натуральное или товарно-денежное?

Налоги

Положение народа

Кто назначает и собирает?

Тяжёлое или облегчение?

Ремесленная

мастерская

Мануфактура

Товарное

Натуральное

Феодал или с одобрения сословного органа сам король

Король

Тяжести от короля

Тяжести от феодала

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Налоговая система Англия крестьяне, ремесленники, буржуа: Талья – налог на землю. Габель - косвенные налоги (соль, мясо и др.)  крестьяне, ремесленники, купцы, новые дворяне: прямые и косвенные налоги Рост налогов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Налоговая система

Англия

крестьяне, ремесленники, буржуа:

  • Талья – налог на землю.
  • Габель - косвенные налоги (соль, мясо и др.)

крестьяне, ремесленники, купцы, новые дворяне: прямые и косвенные налоги

Рост налогов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпоху абсолютизма в экономической политике господствовали:   Меркантилизм  – экономическая политика, в основе которых лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства ПРОТЕКЦИОНИЗМ – экономическая политика государства, направленная на поддержание национальной торговли и производства. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Эпоху абсолютизма в экономической политике господствовали: Меркантилизм – экономическая политика, в основе которых лежало убеждение, что основную форму богатства составляют ценные металлы и что от их обилия зависит процветание государства

ПРОТЕКЦИОНИЗМ экономическая политика государства, направленная на поддержание национальной торговли и производства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Раннее Новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • Раннее Новое время характеризуется началом складывания прочных абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 В чьих руках сосредоточилась власть в европейских государствах?   Подобная политика направлена на объединение страны или её раздробленность?      Нация  - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна: общность экономической жизни, язык, территория, психология, культура, быт  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

В чьих руках сосредоточилась власть в европейских государствах?

Подобная политика направлена на объединение страны или её раздробленность?

Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна: общность экономической жизни, язык, территория, психология, культура, быт

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Французский абсолютизм – наиболее завершённая модель абсолютного самодержавного правления. Короли Франции добились: Полного контроля над всеми провинциями. Неограниченной власти в издании законов и указов. Создание разветвлённого бюрократического аппарата.  Создание постоянной армии. Уничтожение автономии городов. Прекращение созыва Генеральных штатов. Полная зависимость церкви (все назначения на церковные должности происходя от короля).  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Французский абсолютизм – наиболее завершённая модель абсолютного самодержавного правления.

Короли Франции добились:

  • Полного контроля над всеми провинциями.
  • Неограниченной власти в издании законов и указов.
  • Создание разветвлённого бюрократического аппарата.
  • Создание постоянной армии.
  • Уничтожение автономии городов.
  • Прекращение созыва Генеральных штатов.
  • Полная зависимость церкви (все назначения на церковные должности происходя от короля).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности абсолютизма в Англии Местное самоуправление продолжало сохранять своё значение. Слабый бюрократический аппарат на местах. Продолжает существовать парламент.  Отсутствие постоянной армии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности абсолютизма в Англии

  • Местное самоуправление продолжало сохранять своё значение. Слабый бюрократический аппарат на местах.
  • Продолжает существовать парламент.
  • Отсутствие постоянной армии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тест 1. В Европе с установлением абсолютизма 1) сословные органы наполняются представителями крестьянства 2) значение сословных органов резко возрастает 3)значение сословных органов резко падает 4)остаётся таким же как было 2. Назовите автора слов: «Государство – это я» 1) Генрих IV  2) Людовик XIV  3) Генрих VIII  4) Карл Х  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Тест

1. В Европе с установлением абсолютизма

1) сословные органы наполняются представителями крестьянства

2) значение сословных органов резко возрастает

3)значение сословных органов резко падает

4)остаётся таким же как было

2. Назовите автора слов: «Государство – это я»

1) Генрих IV

2) Людовик XIV

3) Генрих VIII

4) Карл Х

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Установите соответствия А. Нация Б. Меркантилизм В. Протекционизм Г. Абсолютизм 1. Неограниченная власть короля 2. Учению о предпочтении вывоза товаров над ввозом 3. Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественного производителя 4. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна: общность экономической жизни, язык, территория, психология, культура, быт. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Установите соответствия

А. Нация

Б. Меркантилизм

В. Протекционизм

Г. Абсолютизм

1. Неограниченная власть короля

2. Учению о предпочтении вывоза товаров над ввозом

3. Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественного производителя

4. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна: общность экономической жизни, язык, территория, психология, культура, быт.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Найдите лишнее : При Абсолютизме: 1. Утверждается единое общегосударственное законодательство. 2. Проводится единая экономическая политика. 3. Король доступен для общения даже простолюдинам 4. Формируется единый аппарат управления, состоящий из чиновников и подчиненный королю. 5. Утверждается единая налоговая система. 6. Политика короля направлена на сохранение феодальной раздробленности. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Найдите лишнее :

При Абсолютизме:

1. Утверждается единое общегосударственное законодательство.

2. Проводится единая экономическая политика.

3. Король доступен для общения даже простолюдинам

4. Формируется единый аппарат управления, состоящий из чиновников и подчиненный королю.

5. Утверждается единая налоговая система.

6. Политика короля направлена на сохранение феодальной раздробленности.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!