«Уши слышат, когда позволяют эмоции»,
или
Как наладить общение воспитателей и новых родителей.
« Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения»
Антуан де Сент-Экзюпери
Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека.
Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.
В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения: • групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
• дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.).
С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Главное правило сотрудничества – сначала контакт, потом контракт.
Прежде чем ожидать позитивных результатов взаимодействия, надо настроить на него участников.
Чем больше уважения в Вашем взаимодействии с людьми, тем результативнее сотрудничество. И наоборот: самая здравая мысль, высказанная в виде едкого замечания или с пренебрежением, вероятнее будет отвергнута. Ваша стратегия поведения должна задаваться правилом: выбирайте тот вариант взаимодействия с человеком или группой, в котором больше уважения к нему (к ней, к ним). С появлением новых людей в детском саду, начните с бытовой устроенности помещений для пребывания ребёнка в саду, мест для встречи с родителями, степени интерактивности и обновления сайта. Оформляйте приглашение на встречу родителей и сотрудников в уважительном тоне :
- «Явка обязательна» – неуважительная формулировка.
- Лучше, например, «Мы ждем каждого из Вас» или «Просим подтвердить возможность присутствия».
2. «Морковка или воздух»
Если у Вас в горле застрял кусочек морковки, Вам сначала нужен воздух, а потом сочувствие. Так говорят всемирно известные специалисты по взаимодействию Джоанна Фабер, Джули Кинг.
Воздух – это информированность и открытость.
С детским садом связаны многочисленные тревоги и обиды семей, сплетни по «сарафанному радио», негативные стереотипы. Поэтому работайте на открытость.
Предложите родителям посмотреть на сайте подробное и ясное описание бытовых условий, программ, режима, питания, медицинской помощи, платных услуг. Своевременно оформляйте информационный стенд для родителей.
Например: «Как ребенку помогают адаптироваться к детскому саду»; «Что делать, если ребенок не спит днем или капризен в еде», «Что делать, если ребенок не умеет пользоваться горшком»; «Режим работы психолога и логопеда»; «Что делать, если ребенок жалуется на сверстника»…
3. «Уши или эмоции»
Уши слышат только тогда, когда это позволяют эмоции. И родители, и воспитатели могут быть содержательны, конструктивны и вменяемы, только если они не находятся под властью тревоги, обиды, паники, гнева.
Старайтесь не критиковать.
Используйте описательную похвалу:
1. Опишите, что вы видите. («Я вижу ...»)
2. Скажите, что вы чувствуете. («Как приятно …»)
3. Подытожьте похвальное поведение каким-нибудь словом. («Вот что я называю …»)
После таких слов родитель думает: «Да, я и правда молодец! В следующий раз надо будет опять так же сделать». Описывайте те достижения, которые наблюдаете.
Чаще обсуждайте решения, признавайте трудности. Родителям давайте высказаться, выражайте понимание, называйте конкретные средства и шаги для решения проблем их детей.
4. Win – win: победа без проигравших и теория переговоров.
Гарвардское правило обоюдного выигрыша. Максимально значимо в организации сотрудничества.
Никто не должен выигрывать от проигрыша другого; выгода одной стороны должна увеличивать выгоду другой. Скажите на общем родительском собрании, что главная цель детского сада – чтобы детям было хорошо и ничто не мешало им развиваться и расти. Воспитателю легче договориться со счастливым ребенком, поэтому хорошее самочувствие детей – общая цель семей и сада.
Правило win-win начинается со слова «мы». Чаще используйте его в речи. Никого не противопоставляйте друг другу. Говорите родителям, что все может быть решено в сотрудничестве.
Помните: конфликт – последнее средство решения проблемы.
Используйте прием «взаимная симпатия» – скажите на собрании, что вам приятно начинать с известий о симпатии к присутствующим семьям и приятные слова родителей о сотрудниках.
Сообщение о взаимной симпатии – социально-психологический феномен для сотрудничества.
5. «Время, интерес, позитив»
В первые три месяца используйте правила создания положительного взаимодействия, применяя их к взаимодействию родителей и сотрудников:
- побольше времени проводить вместе
- проявлять интерес друг к другу
- сдерживать негативные эмоции.
Продумайте 3–4 мероприятия, где родители и воспитатели будут сотрудничать по поводу позитивных процессов.
Например, предложите родителям провести мастер-классы для детей в группе:
- сделать поделку
- выучить танец
- собрать коллекцию мультфильмов для группы
Организуйте фокус-группу или круглый стол по обмену опытом в развитии бытовых навыков детей.
6. «Вижу, слышу, чувствую»
В выступлениях на родительском собрании «запрограммируйте» себя на сотрудничество.
Задайте стандарт поведения для родителей своим поведением: держитесь доброжелательно, говорите по делу, рассказывайте о достоинствах.
Воспитатели принимающие новые группы, могут вкратце рассказать о себе: фамилия, имя, отчество, образование, стаж, любимые занятия с детьми, особенности работы в группе.
Можно рассказать, что нужно ребенку в группе, чем будут дети заниматься в течение дня, какие правила.
Надо говорить максимально четко, кратко, не читать по бумажке. Так педагог вызывает доверие у аудитории.
7. «Красивая учительница»
Проверьте свой имидж, выберите для общения с родителями прическу и одежду, которые вписываются в этот имидж. Единственный, никого не раздражающий и вызывающий симпатию образ – привлекательная учительница. Это сочетание строгого делового стиля, серьезности, аккуратности и женственности, без подчеркивания сексуальности, образа хищницы.
Спасибо за внимание!
Тренинг для знакомства и сплочения воспитателей и родителей
Цель тренинга: познакомить родителей, повысить уровень доверия друг к другу, развить контакт, повысить реалистичность
ожиданий друг к другу, развить навыки делового общения, помочь в выборе комфортного положения в
общении, решать текущие проблемы вместе.
В план тренинга входят четыре этапа:
- Коротко познакомить участников с целью и задачами.
- Обсудить нормы взаимодействия и правила тренинга: искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора, время, выделенное на тренинг.
- Провести упражнения.
- Подвести итоги тренинга.
Среднее время тренинга от 30 до 45 минут в зависимости от количества участников.
Упражнение 1. «Разминка»
Цель: снять напряжение.
Задание: воспитатель задает счет по количеству участников (считаем до двадцати шести). Считать необходимопоочередно, не сговариваясь и не по порядку расположения участников в помещении. Через две минуты задачаусложняется, считать необходимо с закрытыми глазами.
Правила:
- если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
- разговаривать запрещено;
- допустимо использование мимики, жестов.
Результат: участники стараются предугадывать действия друг друга, вынуждены обращать внимание на
невербальные обращения.
В конце задайте вопросы:
- Что было самым сложным в начале/конце, когда нужно было считать с закрытыми глазами?
- С чем из реальной жизни можно сравнить это упражнение?
- Какие способы нашли для того, чтобы выполнить упражнение?
Цель достигнута , если участники расслабились, вербально и невербально демонстрируют расположенность друг к другу, активно обсуждают итоги упражнения.
Упражнение 2. «Знакомство»
Цель: наладить контакт и знакомство. Задание: воспитатель раздает каждому участнику по два листочка, участники пишут на каждом свои фамилию иимя (Иванов Иван). После чего все кладут листочки в корзинку. Воспитатель перемешивает листочки, и каждый участник вытягивает по два листочка с именами. Дальше по команде ведущего начинается отсчет пяти минут.
За это время каждый участник должен с помощью обмена с другими участниками найти оба листочка со своим
именем.
Правила:
- поменять можно один листочек на другой;
- меняться можно только при условии обоюдного согласия.
Результат: все участники познакомились, большинство знают имена друг друга. Цель достигнута , если участники начали обращаться друг к другу по именам. Активно обсуждают задание и
его выполнение.
Вопросы к упражнению:
- Что было самое сложное при поиске листочков со своим именем?
- Удалось ли вам найти оба листочка?
Упражнение 3. «Налаживание коммуникации»
Цель: налаживание коммуникации между участниками.
Задание: участники образуют круг. Воспитатель выбирает родителя, с которого начнётся игра и передаёт воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или
против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу воспитателя «Стоп. У кого сейчас предмет?» родитель, на котором остановилась передача должен поднять руку. Если в первом раунде
проблем не у кого не возникло, воспитатель усложняет задачу. Начинается с запуска двух предметов («гусь и
щенок») в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница. После сигнала «Стоп» в большинстве случаев игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет. Со сложностями сталкивается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева. Между раундами ведущий дает время на обсуждение в командах взаимодействия по передаче и использованию других способов коммуникации, чтобы не терять предметы. И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.
Вопросы к упражнению:
- Что было самое сложное?
- Как удалось найти способ взаимодействия?
- Как действовали, если бы сыграли еще один раз?
Цель упражнения достигнута , если участники нашли успешный способ коммуникации и передачи предметов.
Общее настроение участников тренинга заметно улучшилось. Они с легкостью шутят и смеются. Участники вовлечены в процесс.