СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Уши слышат, когда позволяют эмоции», или "Как наладить общение воспитателей и новых родителей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Уши слышат, когда позволяют эмоции», или "Как наладить общение воспитателей и новых родителей".»

«Уши слышат, когда позволяют эмоции», или Как наладить общение воспитателей и новых родителей.

«Уши слышат, когда позволяют эмоции»,

или

Как наладить общение воспитателей и новых родителей.

  « Единственная настоящая роскошь – это роскошь общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Умение общаться с окружающими - это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп.

В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:  • групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач; 

• дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т. д.). 

С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, прочитать лекцию или дать тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт. 

Главное правило сотрудничества – сначала контакт, потом контракт. Прежде чем ожидать позитивных результатов взаимодействия, надо настроить на него участников. «Больше – меньше» Чем больше уважения в Вашем взаимодействии с людьми, тем результативнее сотрудничество. И наоборот: самая здравая мысль, высказанная в виде едкого замечания или с пренебрежением, вероятнее будет отвергнута. Ваша стратегия поведения должна задаваться правилом: выбирайте тот вариант взаимодействия с человеком или группой, в котором больше уважения к нему (к ней, к ним). С появлением новых людей в детском саду, начните с бытовой устроенности помещений для пребывания ребёнка в саду, мест для встречи с родителями, степени интерактивности и обновления сайта. Оформляйте приглашение на встречу родителей и сотрудников в уважительном тоне : «Явка обязательна» – неуважительная формулировка. Лучше, например, «Мы ждем каждого из Вас» или «Просим подтвердить возможность присутствия».

Главное правило сотрудничества – сначала контакт, потом контракт.

Прежде чем ожидать позитивных результатов взаимодействия, надо настроить на него участников.

  • «Больше – меньше»

Чем больше уважения в Вашем взаимодействии с людьми, тем результативнее сотрудничество. И наоборот: самая здравая мысль, высказанная в виде едкого замечания или с пренебрежением, вероятнее будет отвергнута. Ваша стратегия поведения должна задаваться правилом: выбирайте тот вариант взаимодействия с человеком или группой, в котором больше уважения к нему (к ней, к ним). С появлением новых людей в детском саду, начните с бытовой устроенности помещений для пребывания ребёнка в саду, мест для встречи с родителями, степени интерактивности и обновления сайта. Оформляйте приглашение на встречу родителей и сотрудников в уважительном тоне :

  • «Явка обязательна» – неуважительная формулировка.
  • Лучше, например, «Мы ждем каждого из Вас» или «Просим подтвердить возможность присутствия».
2. «Морковка или воздух» Если у Вас в горле застрял кусочек морковки, Вам сначала нужен воздух, а потом сочувствие. Так говорят всемирно известные специалисты по взаимодействию Джоанна Фабер, Джули Кинг. Воздух – это информированность и открытость. С детским садом связаны многочисленные тревоги и обиды семей, сплетни по «сарафанному радио», негативные стереотипы. Поэтому работайте на открытость. Предложите родителям посмотреть на сайте подробное и ясное описание бытовых условий, программ, режима, питания, медицинской помощи, платных услуг. Своевременно оформляйте информационный стенд для родителей. Например: «Как ребенку помогают адаптироваться к детскому саду»; «Что делать, если ребенок не спит днем или капризен в еде», «Что делать, если ребенок не умеет пользоваться горшком»; «Режим работы психолога и логопеда»; «Что делать, если ребенок жалуется на сверстника»…

2. «Морковка или воздух»

Если у Вас в горле застрял кусочек морковки, Вам сначала нужен воздух, а потом сочувствие. Так говорят всемирно известные специалисты по взаимодействию Джоанна Фабер, Джули Кинг.

Воздух – это информированность и открытость.

С детским садом связаны многочисленные тревоги и обиды семей, сплетни по «сарафанному радио», негативные стереотипы. Поэтому работайте на открытость.

Предложите родителям посмотреть на сайте подробное и ясное описание бытовых условий, программ, режима, питания, медицинской помощи, платных услуг. Своевременно оформляйте информационный стенд для родителей.

Например: «Как ребенку помогают адаптироваться к детскому саду»; «Что делать, если ребенок не спит днем или капризен в еде», «Что делать, если ребенок не умеет пользоваться горшком»; «Режим работы психолога и логопеда»; «Что делать, если ребенок жалуется на сверстника»…

3. «Уши или эмоции» Уши слышат только тогда, когда это позволяют эмоции. И родители, и воспитатели могут быть содержательны, конструктивны и вменяемы, только если они не находятся под властью тревоги, обиды, паники, гнева. Старайтесь не критиковать. Используйте описательную похвалу: 1. Опишите, что вы видите. («Я вижу ...») 2. Скажите, что вы чувствуете. («Как приятно …») 3. Подытожьте похвальное поведение каким-нибудь словом. («Вот что я называю …») После таких слов родитель думает: «Да, я и правда молодец! В следующий раз надо будет опять так же сделать». Описывайте те достижения, которые наблюдаете. Чаще обсуждайте решения, признавайте трудности. Родителям давайте высказаться, выражайте понимание, называйте конкретные средства и шаги для решения проблем их детей.

3. «Уши или эмоции»

Уши слышат только тогда, когда это позволяют эмоции. И родители, и воспитатели могут быть содержательны, конструктивны и вменяемы, только если они не находятся под властью тревоги, обиды, паники, гнева.

Старайтесь не критиковать.

Используйте описательную похвалу:

1. Опишите, что вы видите. («Я вижу ...»)

2. Скажите, что вы чувствуете. («Как приятно …»)

3. Подытожьте похвальное поведение каким-нибудь словом. («Вот что я называю …»)

После таких слов родитель думает: «Да, я и правда молодец! В следующий раз надо будет опять так же сделать». Описывайте те достижения, которые наблюдаете.

Чаще обсуждайте решения, признавайте трудности. Родителям давайте высказаться, выражайте понимание, называйте конкретные средства и шаги для решения проблем их детей.

4. Win – win: победа без проигравших и теория переговоров. Гарвардское правило обоюдного выигрыша. Максимально значимо в организации сотрудничества. Никто не должен выигрывать от проигрыша другого; выгода одной стороны должна увеличивать выгоду другой. Скажите на общем родительском собрании, что главная цель детского сада – чтобы детям было хорошо и ничто не мешало им развиваться и расти. Воспитателю легче договориться со счастливым ребенком, поэтому хорошее самочувствие детей – общая цель семей и сада. Правило win-win начинается со слова «мы». Чаще используйте его в речи. Никого не противопоставляйте друг другу. Говорите родителям, что все может быть решено в сотрудничестве. Помните: конфликт – последнее средство решения проблемы. Используйте прием «взаимная симпатия» – скажите на собрании, что вам приятно начинать с известий о симпатии к присутствующим семьям и приятные слова родителей о сотрудниках. Сообщение о взаимной симпатии – социально-психологический феномен для сотрудничества.

4. Win – win: победа без проигравших и теория переговоров.

Гарвардское правило обоюдного выигрыша. Максимально значимо в организации сотрудничества.

Никто не должен выигрывать от проигрыша другого; выгода одной стороны должна увеличивать выгоду другой. Скажите на общем родительском собрании, что главная цель детского сада – чтобы детям было хорошо и ничто не мешало им развиваться и расти. Воспитателю легче договориться со счастливым ребенком, поэтому хорошее самочувствие детей – общая цель семей и сада.

Правило win-win начинается со слова «мы». Чаще используйте его в речи. Никого не противопоставляйте друг другу. Говорите родителям, что все может быть решено в сотрудничестве.

Помните: конфликт – последнее средство решения проблемы.

Используйте прием «взаимная симпатия» – скажите на собрании, что вам приятно начинать с известий о симпатии к присутствующим семьям и приятные слова родителей о сотрудниках.

Сообщение о взаимной симпатии – социально-психологический феномен для сотрудничества.

5. «Время, интерес, позитив» В первые три месяца используйте правила создания положительного взаимодействия, применяя их к взаимодействию родителей и сотрудников: побольше времени проводить вместе проявлять интерес друг к другу сдерживать негативные эмоции. Продумайте 3–4 мероприятия, где родители и воспитатели будут сотрудничать по поводу позитивных процессов. Например, предложите родителям провести мастер-классы для детей в группе: сделать поделку выучить танец собрать коллекцию мультфильмов для группы Организуйте фокус-группу или круглый стол по обмену опытом в развитии бытовых навыков детей.

5. «Время, интерес, позитив»

В первые три месяца используйте правила создания положительного взаимодействия, применяя их к взаимодействию родителей и сотрудников:

  • побольше времени проводить вместе
  • проявлять интерес друг к другу
  • сдерживать негативные эмоции.

Продумайте 3–4 мероприятия, где родители и воспитатели будут сотрудничать по поводу позитивных процессов.

Например, предложите родителям провести мастер-классы для детей в группе:

  • сделать поделку
  • выучить танец
  • собрать коллекцию мультфильмов для группы

Организуйте фокус-группу или круглый стол по обмену опытом в развитии бытовых навыков детей.

6. «Вижу, слышу, чувствую» В выступлениях на родительском собрании «запрограммируйте» себя на сотрудничество. Задайте стандарт поведения для родителей своим поведением: держитесь доброжелательно, говорите по делу, рассказывайте о достоинствах. Воспитатели принимающие новые группы, могут вкратце рассказать о себе: фамилия, имя, отчество, образование, стаж, любимые занятия с детьми, особенности работы в группе. Можно рассказать, что нужно ребенку в группе, чем будут дети заниматься в течение дня, какие правила. Надо говорить максимально четко, кратко, не читать по бумажке. Так педагог вызывает доверие у аудитории.  7. «Красивая учительница» Проверьте свой имидж, выберите для общения с родителями прическу и одежду, которые вписываются в этот имидж. Единственный, никого не раздражающий и вызывающий симпатию образ – привлекательная учительница. Это сочетание строгого делового стиля, серьезности, аккуратности и женственности, без подчеркивания сексуальности, образа хищницы.

6. «Вижу, слышу, чувствую»

В выступлениях на родительском собрании «запрограммируйте» себя на сотрудничество.

Задайте стандарт поведения для родителей своим поведением: держитесь доброжелательно, говорите по делу, рассказывайте о достоинствах.

Воспитатели принимающие новые группы, могут вкратце рассказать о себе: фамилия, имя, отчество, образование, стаж, любимые занятия с детьми, особенности работы в группе.

Можно рассказать, что нужно ребенку в группе, чем будут дети заниматься в течение дня, какие правила.

Надо говорить максимально четко, кратко, не читать по бумажке. Так педагог вызывает доверие у аудитории.

7. «Красивая учительница»

Проверьте свой имидж, выберите для общения с родителями прическу и одежду, которые вписываются в этот имидж. Единственный, никого не раздражающий и вызывающий симпатию образ – привлекательная учительница. Это сочетание строгого делового стиля, серьезности, аккуратности и женственности, без подчеркивания сексуальности, образа хищницы.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Тренинг для знакомства и сплочения воспитателей и родителей  Цель тренинга: познакомить родителей, повысить уровень  доверия друг к другу, развить контакт, повысить реалистичность  ожиданий друг к другу, развить навыки делового  общения, помочь в выборе комфортного положения в  общении, решать текущие проблемы вместе. В план тренинга входят четыре этапа: Коротко познакомить участников с целью и задачами. Обсудить нормы взаимодействия и правила тренинга: искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора, время, выделенное на тренинг. Провести упражнения. Подвести итоги тренинга.   Среднее время тренинга от 30 до 45 минут в зависимости от количества участников.

Тренинг для знакомства и сплочения воспитателей и родителей

Цель тренинга: познакомить родителей, повысить уровень  доверия друг к другу, развить контакт, повысить реалистичность 

ожиданий друг к другу, развить навыки делового  общения, помочь в выборе комфортного положения в 

общении, решать текущие проблемы вместе.

В план тренинга входят четыре этапа:

  • Коротко познакомить участников с целью и задачами.
  • Обсудить нормы взаимодействия и правила тренинга: искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора, время, выделенное на тренинг.
  • Провести упражнения.
  • Подвести итоги тренинга.

  Среднее время тренинга от 30 до 45 минут в зависимости от количества участников.

Упражнение 1. «Разминка» Цель:  снять напряжение. Задание:  воспитатель задает счет по количеству участников (считаем до двадцати шести). Считать необходимопоочередно, не сговариваясь и не по порядку расположения участников в помещении. Через две минуты задачаусложняется, считать необходимо с закрытыми глазами.  Правила: если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала; разговаривать запрещено; допустимо использование мимики, жестов. Результат:  участники стараются предугадывать действия друг друга, вынуждены обращать внимание на  невербальные обращения. В конце задайте вопросы: Что было самым сложным в начале/конце, когда нужно было считать с закрытыми глазами? С чем из реальной жизни можно сравнить это упражнение? Какие способы нашли для того, чтобы выполнить упражнение? Цель достигнута , если участники расслабились, вербально и невербально демонстрируют расположенность друг  к другу, активно обсуждают итоги упражнения.

Упражнение 1. «Разминка»

Цель:  снять напряжение.

Задание:  воспитатель задает счет по количеству участников (считаем до двадцати шести). Считать необходимопоочередно, не сговариваясь и не по порядку расположения участников в помещении. Через две минуты задачаусложняется, считать необходимо с закрытыми глазами. 

Правила:

  • если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
  • разговаривать запрещено;
  • допустимо использование мимики, жестов.

Результат:  участники стараются предугадывать действия друг друга, вынуждены обращать внимание на 

невербальные обращения.

В конце задайте вопросы:

  • Что было самым сложным в начале/конце, когда нужно было считать с закрытыми глазами?
  • С чем из реальной жизни можно сравнить это упражнение?
  • Какие способы нашли для того, чтобы выполнить упражнение?

Цель достигнута , если участники расслабились, вербально и невербально демонстрируют расположенность друг  к другу, активно обсуждают итоги упражнения.

Упражнение 2.  «Знакомство» Цель:  наладить контакт и знакомство. Задание:  воспитатель раздает каждому участнику по два листочка, участники пишут на каждом свои фамилию иимя  (Иванов Иван). После чего все кладут листочки в корзинку. Воспитатель перемешивает листочки, и каждый участник вытягивает по два листочка с именами. Дальше по команде ведущего начинается отсчет пяти минут.  За это время  каждый участник должен с помощью обмена с другими участниками найти оба листочка со своим  именем.  Правила: поменять можно один листочек на другой; меняться можно только при условии обоюдного согласия. Результат:  все участники познакомились, большинство знают имена друг друга. Цель достигнута , если участники начали обращаться друг к другу по именам. Активно обсуждают задание и  его  выполнение.  Вопросы к упражнению: Что было самое сложное при поиске листочков со своим именем? Удалось ли вам найти оба листочка?

Упражнение 2.  «Знакомство»

Цель:  наладить контакт и знакомство. Задание:  воспитатель раздает каждому участнику по два листочка, участники пишут на каждом свои фамилию иимя  (Иванов Иван). После чего все кладут листочки в корзинку. Воспитатель перемешивает листочки, и каждый участник вытягивает по два листочка с именами. Дальше по команде ведущего начинается отсчет пяти минут. 

За это время  каждый участник должен с помощью обмена с другими участниками найти оба листочка со своим 

именем. 

Правила:

  • поменять можно один листочек на другой;
  • меняться можно только при условии обоюдного согласия.

Результат:  все участники познакомились, большинство знают имена друг друга. Цель достигнута , если участники начали обращаться друг к другу по именам. Активно обсуждают задание и 

его  выполнение.

Вопросы к упражнению:

  • Что было самое сложное при поиске листочков со своим именем?
  • Удалось ли вам найти оба листочка?

Упражнение 3.  «Налаживание коммуникации»

Цель:  налаживание коммуникации между участниками.

Задание:  участники образуют круг. Воспитатель выбирает родителя, с которого начнётся игра и передаёт воображаемый  предмет в руки участнику (жестом) и сообщает  направление передачи (по часовой стрелке или 

против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу воспитателя «Стоп. У кого сейчас предмет?» родитель, на котором остановилась  передача должен поднять руку. Если в первом раунде 

проблем не у кого не возникло,  воспитатель усложняет задачу.  Начинается с запуска двух предметов («гусь и 

щенок») в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница. После сигнала «Стоп» в большинстве  случаев игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет. Со сложностями сталкивается участник,  к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева. Между раундами ведущий дает время на обсуждение в командах взаимодействия по передаче и использованию  других способов коммуникации, чтобы не терять предметы. И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Вопросы к упражнению:

  • Что было самое сложное?
  • Как удалось найти способ взаимодействия?
  • Как действовали, если бы сыграли еще один раз?

Цель упражнения достигнута , если участники нашли успешный способ коммуникации и передачи предметов. 

Общее настроение участников тренинга заметно улучшилось. Они с легкостью шутят и смеются. Участники вовлечены в процесс.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!