Урок литературного чтения на тему В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Цель: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с ародной сказкой "Морозко"; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.
УУД: познавтельные: осознавать значение литературных сказок как части русской национальной культуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учить высказывать своё предположение (версию) на основе названий главных героев; учиться работать по предложенному учителем плану.
коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и группах.
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
- Какие сказки о Морозе вы читале?
("Два Мороза", "Мороз Иванович", "Морозко", Некрасов "Мороз, Красный нос", Маршак "Двенадцать месяцев")
- Каким рисует Мороза в своих сказках народ? (Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях)
- Кто написал сказку "Мороз Иванович"? (В. Ф. Одоевский)
-Что вы о нём узнали и приготовили дома?
Выслушать проекты детей. 2-3 человека.
Слайд №1 Работа с выставкой книг
Владимир Фёдорович Одоевский (1804 - 1869) - известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермантов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В своё время это было большой новостью; даже сказки Пушкина и "Конёк Горбунок" Петра Ершова не были написаны для детей - просто с течением времени они завладели этими сказками. "Городок в табакерке" и "Мороз Иванович" - самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.
2. Поготовительный этап.
- Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.
- Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?
Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)
стр. 78, 2 абзац
-Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?
Чтение птичьим базаром
стр. 78, 3 абзац
-Какую работу успела выполнить Рукодельница?
стр. 79, (в конце "Рукодельница между тем..)
3. Постановка цели урока. Повторение изученного матерниала.
- Сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки "Мороз Иванович" В.Ф.Одоевского.
-Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские или литературные)
- Чем они отличаются? Слайд №2
- С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? ("Морозко") Слайд №3
- Попробуем сравнить литературную сказку "Мороз Иванович" с русской народной сказкой "Морозко".
- Чем они отличаются? Чем похожи?
-Прочитайте начало сказки автора.
- Как понимаете смысл этой пословицы?
4. Словарная работа.
Слайд №4
Читай быстро : потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.
Какие главные герои у нашей сказки?
- Рукодельница и Ленивица. Слайд №5
- Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (-рук и -дел, т.е. всё умеет делать руками)
- Что означает слово ленивица? (лень)
5. Работа по содержанию текста. Групповая работа.
- Сегодня на уроке мы проведём сравнительный анализ главных персонажей сказки. Дадим им характеристики.
- Разобьёмся на 6 групп (по 5 человек). Каждая группа получает листок с заданием.
1 группа - собирает материал о Ленивице
2 группа - о Рукодельнице
3 группа - о Морозе Ивановиче
4 группа - найдите в тексте научные сведения
5 группа - найти в тексте и прочитать по ролям о том, как Рукодельница шла к Морозу Ивановичу (автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница), с. 77-78
6 группа - найдёт в тексте и прочитает по ролям о том, как Ленивица шла к Морозу Ивановичу (автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица), с. 80, 7 абзац
Физ. минутка
6. Продолжение работы с текстом.
Выступление групп
- Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём?
- Как это говорит о них, об их характере?
- Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?
- Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича?(3 дня)
- Какие три вопроса задала Рукодельница Морозу Ивановичу? Слайд №6
1. Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?
2. Зачем в колодце - то сидишь?
3. Зачем ты, Мороз Иванович, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?
- Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу?
Выборочное чтение (Рукодельницы подарки - стр.80 , подарки Ленивицы - стр.83, 3 абзац)
- Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда)
- Как вы думаете, каким вспомнила Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?
Рукодельница - добродушной, приветливой, справедливой.
Ленивица - здющей, подозрительной
- Как вы думаете, почему?
7. Итог урока.
- Какова главная мысль сказки? Найдите в тексте. Слайд №7
Жить и служить - разница, да и работа работе рознь;заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.
- Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)
- Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?
- Кому ещё можно её сказать и когда?
- Какие ещё знаете пословицы о труде?
Ответьте на вопросы: Слайд №8
- Чему учит сказка?
- Для чего автор написал её?
- Ради чего мы читали это произведение?
8. Рефлексия.
Слайд №9
Меня эта сказка научила...
Мне эта сказка подсказала....
Мне хотелось изменить в себе...
9. Домашнее задание.
Слайд №10
Подумайте, как можно проиллюстрировать нашу сказку, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно - вам такое задание: подготовить пересказ сказки.