СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроку литературного чтения на тему В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроку литературного чтения на тему В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович"»

Урок литературного чтения на тему В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Цель: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф.Одоевского в сопоставлении с ародной сказкой "Морозко"; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме; совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.

УУД: познавтельные: осознавать значение литературных сказок как части русской национальной культуры; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

регулятивные: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учить высказывать своё предположение (версию) на основе названий главных героев; учиться работать по предложенному учителем плану.

коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и группах.

Ход урока

1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

- Какие сказки о Морозе вы читале?

("Два Мороза", "Мороз Иванович", "Морозко", Некрасов "Мороз, Красный нос", Маршак "Двенадцать месяцев")

- Каким рисует Мороза в своих сказках народ? (Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях)

- Кто написал сказку "Мороз Иванович"? (В. Ф. Одоевский)

-Что вы о нём узнали и приготовили дома?

Выслушать проекты детей. 2-3 человека.

Слайд №1 Работа с выставкой книг

Владимир Фёдорович Одоевский (1804 - 1869) - известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермантов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В своё время это было большой новостью; даже сказки Пушкина и "Конёк Горбунок" Петра Ершова не были написаны для детей - просто с течением времени они завладели этими сказками. "Городок в табакерке" и "Мороз Иванович" - самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.

2. Поготовительный этап.

- Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

- Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

Бинарное чтение (чтение вдвоём, остальные следят)

стр. 78, 2 абзац

-Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

Чтение птичьим базаром

стр. 78, 3 абзац

-Какую работу успела выполнить Рукодельница?

стр. 79, (в конце "Рукодельница между тем..)

3. Постановка цели урока. Повторение изученного матерниала.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием сказки "Мороз Иванович" В.Ф.Одоевского.

-Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские или литературные)

- Чем они отличаются? Слайд №2

- С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф.Одоевского? ("Морозко") Слайд №3

- Попробуем сравнить литературную сказку "Мороз Иванович" с русской народной сказкой "Морозко".

- Чем они отличаются? Чем похожи?

-Прочитайте начало сказки автора.

- Как понимаете смысл этой пословицы?

4. Словарная работа.

Слайд №4

Читай быстро : потягивалась, переваливалась, поджаристый, приговаривает.

Какие главные герои у нашей сказки?

- Рукодельница и Ленивица. Слайд №5

- Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (-рук и -дел, т.е. всё умеет делать руками)

- Что означает слово ленивица? (лень)

5. Работа по содержанию текста. Групповая работа.

- Сегодня на уроке мы проведём сравнительный анализ главных персонажей сказки. Дадим им характеристики.

- Разобьёмся на 6 групп (по 5 человек). Каждая группа получает листок с заданием.

1 группа - собирает материал о Ленивице

2 группа - о Рукодельнице

3 группа - о Морозе Ивановиче

4 группа - найдите в тексте научные сведения

5 группа - найти в тексте и прочитать по ролям о том, как Рукодельница шла к Морозу Ивановичу (автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница), с. 77-78

6 группа - найдёт в тексте и прочитает по ролям о том, как Ленивица шла к Морозу Ивановичу (автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица), с. 80, 7 абзац

Физ. минутка

6. Продолжение работы с текстом.

Выступление групп

- Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём?

- Как это говорит о них, об их характере?

- Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

- Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича?(3 дня)

- Какие три вопроса задала Рукодельница Морозу Ивановичу? Слайд №6

1. Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет божий не выпускаешь?

2. Зачем в колодце - то сидишь?

3. Зачем ты, Мороз Иванович, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

- Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу?

Выборочное чтение (Рукодельницы подарки - стр.80 , подарки Ленивицы - стр.83, 3 абзац)

- Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда)

- Как вы думаете, каким вспомнила Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница - добродушной, приветливой, справедливой.

Ленивица - здющей, подозрительной

- Как вы думаете, почему?

7. Итог урока.

- Какова главная мысль сказки? Найдите в тексте. Слайд №7

Жить и служить - разница, да и работа работе рознь;заметь это: вперёд пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

- Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

- Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

- Кому ещё можно её сказать и когда?

- Какие ещё знаете пословицы о труде?

Ответьте на вопросы: Слайд №8

- Чему учит сказка?

- Для чего автор написал её?

- Ради чего мы читали это произведение?

8. Рефлексия.

Слайд №9

Меня эта сказка научила...

Мне эта сказка подсказала....

Мне хотелось изменить в себе...

9. Домашнее задание.

Слайд №10

Подумайте, как можно проиллюстрировать нашу сказку, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно - вам такое задание: подготовить пересказ сказки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!