СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки жизни великорусского богатыря Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока представлен материал о значимости жанра стихотворение в прозе в творчестве И.С.Тургенева, 

Просмотр содержимого документа
«Уроки жизни великорусского богатыря Ивана Сергеевича Тургенева. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий»»

Слайд № 1 Уроки жизни великорусского богатыря

Ивана Сергеевича Тургенева

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Нищий»


Цель урока:

- определить практическую направленность изучаемого произведения – использование стихотворения в прозе «Нищий» И.С.Тургенева как один из аргументов при написании итогового сочинения по литературе, при написании сочинения – рассуждения по русскому языку и литературе в формате ЕГЭ; воспитание духовно – нравственных качеств - великодушия, милосердия, равенства и братства как основа мира во всём мире во все времена.

Задачи урока:

- расширение и углубление знаний о жанровых особенностях «стихотворений в прозе» в сопоставлении с лирическим стихотворением;

- определение художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий» - идея равенства и братства всех людей и милосердия;

- формирование навыков комплексного анализа художественного текста с элементами исследовательской работы.


Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на данном уроке нам предстоит перелистнуть последнюю страницу жизни и творчества всем хорошо известного писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Думаю, что каждый из Вас на сегодняшнем уроке сделает для себя новые открытия, и Вы сможете узнать много интересного и важного о Тургеневе как человеке, как писателе, необходимого и важного в Вашей школьной жизни сегодня и самостоятельной жизни в целом завтра. Речь пойдёт на сегодняшнем уроке о необычном литературном жанре, к которому обратился Иван Сергеевич Тургенев в последние годы своей жизни будучи уже серьёзно больным человеком – это стихотворение в прозе, который справедливо считается заключительным аккордом литературной деятельности писателя. В них нашли отражение почти все темы и мотивы его творчества, как бы вновь перечувствованные Тургеневым на склоне лет, которые связаны в том числе и с изученными нами с Вами произведениями – это цикл рассказов «Записки охотника» и роман «Отцы и дети».


Слайд № 2

Сам Иван Сергеевич Тургенев считал стихотворения в прозе лишь эскизами своих будущих произведений, но, увы, это только мечты писателя, которым не дано было сбыться. Поражаешься мужеству Тургенева, который будучи прикованным к кровати, превозмогая нестерпимую боль, продолжал работать по созданию стихотворений в прозе, названных им самим «последними вздохами … старика». Но вздохи эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя, составляющие духовно – нравственное богатство, оставленное нам писателем в наследство.


Слайд № 3


Трудно не согласиться с мнением П.В.Анненкова, писателя – современника Тургенева, подчеркнув, что стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева – «ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли».

Слайд № 4


II. Несколько слов об истории создания.

Нам всем хорошо известно, что Иван Сергеевич Тургенев большую часть своей жизни жил во Франции, но связь со своей Родиной была неразрывной, доказательства тому – это его рассказы, повести, романы, главной темой которых является судьба России.


Слайд № 5


В 1877 году Иван Сергеевич Тургенев открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение ушедшего, безвозвратного – молодости, красоты, лёгкости, свободы.


Слайд № 6


Тургенев назвал свои лирические миниатюры «Старческое», но редактор «Вестника Европы» Стасюлевич заменил его другим, оставшимся навсегда, - «стихотворения в прозе». Они были напечатаны в 1882 году незадолго до смерти писателя (3 сентября 1883 года).


Слайд № 7


Сборник стихотворений в прозе Тургенева имеет двухчастную композицию: первая часть называется «Старческое», вторая часть – «Новые стихотворения в прозе», которая, как видим, была напечатана только лишь в 1930 году во Франции.


Слайд № 8


В сборник вошли три цикла – «Посмертное», «Старческое», «Стихотворения в прозе».


Слайд № 9


В предисловии к первому изданию сборника Тургенев обращается сегодня и к нам с Вами: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое - нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Для нас, читателей, важно уважать мнение автора изучаемых произведений и следовать его рекомендациям. Дальнейшую нашу работу мы построим на примере одного из стихотворений в прозе – «Нищий».


Слайд № 10


Прослушивание грамзаписи стихотворения в прозе «Нищий».


III. Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий» И.С.Тургенева.

А сейчас Вам всем предстоит выполнить одно из предложенных заданий на основе прослушанного Вами стихотворения в прозе «Нищий» И.С.Тургенева., используя элементы комплексного анализа текста и исследовательской работы.


1 ряд

Задание: Сопоставить, сравнить стихотворение в прозе «Нищий» И.С.Тургенева и стихотворение «Нищий» Якова Петровича Полонского с целью определения жанровых сходств и различий, выявления жанровых особенностей стихотворения в прозе.

Общие признаки

Различия



Общий вывод. Стихотворение в прозе - …


Слайд № 11


- Наблюдения и ответы учащихся…………………………………………………...


Учитель: Сам Тургенев в своих черновых тетрадях дал первоначальное определение жанрового определения «стихотворения в прозе» как «стихотворения без рифмы и размера».


Слайд № 12


Обратимся за помощью к Словарю литературоведческих терминов (М.: Просвещение. 1974. – с. 23)


Зачитывает ученик: «Стихотворения в прозе – «небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлена как проза. В стихотворениях в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно – оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи, и соответственно этому, ритмическо – интонационная структура. В произведениях в прозе ощутимы повторения ритмически подобных синтаксический конструкций, звуковые переклички, реже – рифмы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи». От собственно стихотворения стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживается как система (хотя и приобретает определённое художественное значение), а текст графически представлен как проза.


2 ряд

Задание: Сопоставить, сравнить Ваше представление о нищем с описанием нищего Тургеневым. Определить, насколько Ваше представление о нищем совпадает с описанием нищего писателем. Выявить, на что особо обращает внимание Тургенев при описании нищего.

Ваше представление о нищем

Описание нищего Тургеневым



Общий вывод:


- Наблюдения и ответы учащихся…………………………………………………...


Слайд № 13


Учитель: обратите внимание на слайд, на котором Вы увидите определение лексического значения слова «нищий» по толковому словарю. (Нищий - очень бедный, неимущий, живущий подаянием. Нищая старушка. Нищий духом - лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек /Словарь русского языка. Ожегов С.И., М., «Русский язык», 1984 г., с.357/


Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием. Нищий человек; 2)крайне бедный, скудный. Нищий край / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. ,М., «Медия», 2005 г., с.335)

Как видим в целом Ваше представление о нищем человеке правильное, но Тургенев при описании внешнего портрета нищего концентрирует внимание читателей именно на описании его внутреннего состояния.


Слайд № 14


3 ряд

Задание: Описание нищего Тургенев даёт глазами лирического героя. Определите, как проявляет себя лирический герой в произведении?

Приёмы и средства, используемые автором при описании нищего

Примеры из текста

Эпитеты


… нищий, дряхлый старик…

… шершавые лохмотья…

… несчастное существо…

… воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы…

… нечистые раны…

…красную, опухшую, грязную руку …

В разнообразных повторах, в интонационном строе речи


… - Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат. …


В восклицаниях, обращениях, прямых оценках


… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо! …


Глаголы – описания

… обглодала (бедность)…

…стонал…мычал (о помощи)…

…(его рука слабо) колыхалась и вздрагивала…

… уставил (глаза)…

…стиснул (мои … пальцы)…

…прошамкал…

Общий вывод:


- Наблюдения и ответы учащихся…………………………………………………...


Слайд № 15


Учитель: Так видеть может только потрясённый человек. Своё потрясение он выражает, давая подробную характеристику встречного. Он смущён, находится в смятении. Его рассказ прерывается многоточиями.

К теме бедности и нищеты Тургенев никогда не мог относиться равнодушно. В подтексте ещё возникает и мысль о несправедливости мироустройства. Мы встречаем эти мотивы в «Записках охотника», в «Отцах и детях». Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.


IV. Идейное содержание и авторская задача стихотворения в прозе «Нищий» И.С.Тургенева.


Слайд № 16


Учитель: Автор в стихотворении использует только две реплики, одна из которых произносится устами лирического героя, другая – нищим.

- Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

- Что же, брат,- прошамкал он,- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

- Какую параллель можно провести между этими репликами? На какие мысли Вас наводят эти две реплики? О чём, как Вам кажется, хотел поведать нам автор через эту параллель?


Учитель: Как лирический герой, так и нищий дважды произносят обращение «брат». Это слово как пароль, заставляющий людей в толпе узнавать друг друга. Братья – это люди, рождённые на одной земле, матерью – природой взращённые, принимающие друг друга. Всё остальное неважно.


- «Это тоже подаяние, брат», - говорит нищий. О каком подаянии говорит нищий? («Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...» - «Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы»).


- Что означает этот жест – рукопожатие – подаяние, на Ваш взгляд? На какую мысль наводит нас этот жест?


Учитель: Как видим, каждый из героев способен одарить другого «подаянием». Рукопожатие, поддержка, признание братства – это не менее необходимо человеку, чем еда, питьё, тёплая одежда, жильё. Только для этого нужно больше мужества, чем просто дать милостыню. Это означает, что ты имел силу духа признать в нищем, «бывшем» человеке, по мнению общества, своего брата. Но нищий был настолько великодушен, что простил тебе твоё превосходство, благополучие и признал тебя своим братом. Но, к большому сожалению, оба «брата» разойдутся такими же нищими по своим мирам: один – голодный, в лохмотьях на дряхлом теле, другой – со смущённой душой, с чувством бесконечной вины и невозможности ничего исправить. Такова правда жизни.


V. Просмотр фильма к стихотворению в прозе «Нищий» И.С.Тургенева.


VI. Подводим итоги по теме


- Какой главный урок жизни нам преподнёс сегодня великорусский богатырь

Иван Сергеевич Тургенев?

Учитель: Хотелось бы, чтобы каждый из нас уяснил этот главный жизненный урок – урок милосердия, сострадания к человеку. Мы должны помнить, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. Говорите, как можно чаще, добрые слова своим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке.


VII. Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Какие жизненные уроки я получил(а) у великорусского богатыря Ивана Сергеевича Тургенева?» По изученным произведениям И.С.Тургенева – «Записки охотника», «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе» (на выбор). Объём – не менее 250 слов.

Желаю успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!