Л иния учебников по литературе
под ред. В. Ф. Чертова
Авторский коллектив УМК:
1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.
2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.
3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.
4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.
5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ
6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.
- Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
- Учебники, с фонохрестоматиями.
5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).
- Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),
10–11 классы (в производстве).
- Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).
Литература как метафора мира Литература как искусство словесного образа – это особый способ познания жизни, представление художественной модели мира Литература как часть культуры, форма коммуникации и игры, способ самопрезентации
Принципы построения программы
- Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
- Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
- Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
- 5 класс. Художественный образ в литературе.
- 6 класс. Образ человека в литературе.
- 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
- 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
- 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
- 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
- 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.
Структура современного учебника
по литературе
- Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
- Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
- Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
- Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).
Монографические темы
Обзоры
Практикумы
РАЗДЕЛЫ И РУБРИКИ УЧЕБНИКОВ
- Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
- Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
- Практикумы. New!
- Мир в слове. New!
- Комментарии к литературным произведениям. New!
- Основные и индивидуальные вопросы и задания.
- Краткий словарь литературоведческих терминов.
МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ
« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;
«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;
«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;
«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;
«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;
«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;
«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;
«Вместе с товарищами» - групповые задания;
«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;
«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;
«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;
«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.
Тематика ОБЗОРОВ
5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».
6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».
7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».
8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».
Тематика ОБЗОРОВ
9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».
10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».
11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».
Тематика ПРАКТИКУМОВ
5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».
6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».
7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».
8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».
Тематика ПРАКТИКУМОВ
9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».
10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».
11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».
Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :
- выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
- филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
- построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
- работы со справочной и критической литературой;
- применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.
Практикумы в 5 классе
(Художественный образ в литературе)
1. Аннотация.
2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.
3. Письменный отзыв о литературном произведении.
4. Проза и поэзия как формы художественной речи.
5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа .
- Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа .
- Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа .
- Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа .
- Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа .
ПРАКТИКУМ
«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)
Основные виды деятельности:
1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).
2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:
- персонажа (одного или нескольких),
- животного, растения, явления природы,
- предмета (одного или нескольких),
- времени (года, суток),
- пространства,
- события (с том числе события рассказывания).
3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).
Практикумы в 6 классе
(Образ человека в литературе)
1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.
2. Портрет в литературном произведении.
3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.
4. Сочинение о персонаже литературного произведения.
5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.
6. Сопоставительная характеристика персонажа.
Практикумы в 7 классе
(Сюжет как метафора жизни)
1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.
2. Характеристика сюжета литературного произведения.
3. Анализ эпизода эпического произведения.
4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.
5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.
6. Тропы и поэтические фигуры.
7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.
Практикумы в 8 классе
(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)
1. Сочинение-эссе на литературную тему.
2. Анализ проблематики литературного произведения.
3. Эпиграф в литературном произведении.
4. Интерьер в литературном произведении.
5. Сочинение об образе социальной группы.
6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.
Практикумы в 9 классе
(Художественный мир литературной эпохи
и направления)
1. Работа над рефератом по литературе.
2. Целостный анализ лирического произведения.
3. Лирические отступления в эпическом произведении.
4. Композиция литературного произведения.
5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.
6. Характеристика художественного мира литературного произведения.
Практикумы в 10 классе
(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)
1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.
2. Работа со справочной и критической литературой.
3. Целостный анализ драматического произведения.
4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.
5. Анализ индивидуального стиля автора.
6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.
7. Анализ романа в аспекте жанра.
Практикумы в 11 классе
(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)
1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.
2. Символ в литературных произведениях.
3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.
4. Имя собственное в литературном произведении.
ПРАКТИКУМ
«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)
Основные виды деятельности:
1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.
2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.
3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.
4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).
- Обновлённые (в соответствии с новыми Примерными программами) учебники. 5 – 11 классы (2016 г.).
- Электронные версии и приложения к учебникам.
5 – 11 классы (2016 г.).
- Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
- Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
- Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).