Просмотр содержимого документа
«Уроки М.Булгакова»
Уроки М.Булгакова
Они хотят создать ей новую душу
хирургическим путем М. Волошин о преображении России
Революция – это грабеж личной судьбы человека М. Пришвин
«Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских…за все!»
«Мастер и Маргарита»
Осознание собственного бессилия что-либо изменить, остановить череду преступлений в вихре исторических событий сформировало в творчестве Булгакова постоянный мотив вины бездеятельного человека
«Острый памфлет на современность»
- “ Это первое литературное произведение, которое осмеливается быть самим собой. Пришло время реализации отношения к происшедшему” (т. е. к Октябрьскому перевороту 1917 г.)
- «Вся вещь написана во враждебных, дышащих бесконечным презрением к Совстрою тонах»
Эксперимент
В Полиграфе Полиграфовиче Шарикове побеждает психология пьяницы и преступника Клима Чугункина: агрессия, безнравственность, отсутствие культуры и полное невежество
Попытки большевиков сотворить нового человека, призванного стать строителем коммунистического общества
Писатель как бы предсказал кровавые чистки 30-х годов уже среди самих коммунистов, когда одни швондеры карали других, менее удачливых
«… разруха сидит не в клозетах, а в головах!»
Советская пропаганда действительно делала из разрухи какую-то мифическую неуловимую злодейку, стремясь скрыть, что первопричина — в политике большевиков, в военном коммунизме, а также в том, что люди отвыкли честно и качественно работать и не имеют стимулов к труду
- Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.
- М.Булгаков едва ли не первым в литературе заговорил о нравственной ответственности ученого 20 в. за свои открытия
- Задолго до 1937 года сатирик угадал те социальные типы, которые, развязав репрессии, сами пали от руки взращенных ими шариковых.
- Молодым людям надо сформировать представление о личной причастности человека к тому злу и добру, которое его окружает.