Урок окружающего мира по теме «Звёзды и созвездия», 2 класс.
Цель: создать условия для развития абстрактного мышления учащихся через путешествие «выше неба».
Задачи:
Сформировать понятия «звезда» и «созвездие»;
Познакомить с наиболее яркими созвездиями;
Объяснить – почему мы видим звёзды маленькими;
Обобщить и систематизировать знания о небесных телах;
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, чувства красоты и гармонии.
Проблемные вопросы урока:
- Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
- Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению звёздного неба.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о звёздах, созвездиях.
Темы самостоятельного исследования:
1.Солнце.
Необходимый дидактический и организационный материал: учебник, тетрадь на печатной основе, слайды на интерактивной доске, фигуры зодиакальных созвездий, космический кроссворд, карточки для работы в парах, сигнальные карточки, звёздочки по классу для гимнастики для глаз, толковые словарики, тесты, солнышки и луны, понятия на доске, простой карандаш, листы с историями созвездий.
Ход урока:
Организация. Формулирование темы и цели урока.
-Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Вот книги на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
- Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
( Космическая музыка, слайды с изображением звёздного неба).
- Ребята, какую тему урока навеяла звучащая музыка и просмотренные фотоснимки?...
- Верно. Сегодня мы совершим удивительное путешествие по звёздному небу. Узнаем много интересного, познакомимся с новыми понятиями. Они перед вами пока закрыты, но по ходу урока будут открываться.
Вид звёздного неба – это бриллиантовая россыпь множества звёзд- всегда привлекал, завораживал человека. Представьте себе, если бы звёздное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли. К этому месту, наверняка, непрерывно двигались бы сотни людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. А знаете ли вы природу звёзд? Сейчас проверим.
–Подготовительная работа. Повторение.
-Предлагаю вам выполнить следующее задание. На слайде вы видите 3 небесных объекта: Земля, Солнце, Луна. ( Слова: Спутник, Планета, звезда).
Нужно соединить небесные объекты и соответственно слова, обозначающие их природу. На столе у каждой пары есть образец данного задания. Приступайте к выполнению. На работу 2 минуты. ( проверка – 1 уч-ся у доски).
( слайд с изображением Земли, Солнца, Луны).
Вы верно определили природу Солнца. Солнце – это звезда.
- А как вы понимаете, что такое звёзды? ( Это огромные пылающие газовые шары. Многие из них гораздо больше Солнца.)
Представление презентации (Сысоев Сандрик).
Задания для индивидуальной работы:
А). Восстанови рассказ.
Звёзды кажутся нам маленькими светящимися … На самом деле это – огромные огненные … Самая близкая к Земле звезда - …
Б).Определи лишний объект
Марс Солнце Земля
Луна Сириус Солнце ( 3 уч-ся у доски).
Настало время проверить ваши знания о звёздах.
Из предложений выберите те, которые верны:
Звёзды – это огромные пылающие шары, расположенные очень далеко от нашей планеты.
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Звёзды различаются между собой по поведению, цвету, размеру.
По цвету звёзды бывают: белые, голубые, жёлтые и красные.
По размеру звёзды делятся на карликов, гигантов .- Молодцы.
( проверка инд. работы).
Мне вспомнилась такая загадка:
Не сочтёшь их в час ночной,
Днём не видно ни одной…Что это?
Какую неточность допустил автор?...
– А сколько же на небе этих далёких, но ярких звёзд? …
Да, множество обитательниц безграничного космоса – звёзды- давным-давно подсчитаны, записаны в каталоги; и нетолько те, что видны невооружённым глазом, но и множество других, неподвластных глазу, находящихся далеко от нашей планеты.
- А кто же подсчитал звёзды, кто их изучает?
Разгадаем кроссворд и узнаем.
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | 1 | | 3 | | | | | | |
| | | | | | | | | 5 | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | 4 | | 6 | | | |
| | | | | | | | | | | 7 | | |
| | | | | | 2 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | |
| | | 1. Небесное тело, которое само светится. | | | |
| | | 2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. | | |
| | | 3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. | |
| | | 4.Слово звезда произошло от названия этого цветка. |
| | | 5. Цвет самых горячих звёзд. | | | |
| | | 6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли. |
| | | 7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. |
( Коллективная работа).
Учёные- астрономы.
( слайд с фотографиями известных людей)
Аристотель, Н. Коперник, Г. Галилей.Эти люди внесли большой вклад в развитие астрономии.
- Астрономия – это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В 11 классе вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии.
Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор помогает астрономам изучать звёздное небо?
Слайд с видами телескопов.
Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался – дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.
Человек же может хорошо рассмотреть звёздное небо в яркую безлунную ночь. Наиболее богато яркими звёздами зимнее небо. При нормальном зрении можно увидеть 6 000 звёзд. А какие образы, картинки рисовала ваша фантазия, когда вы смотрели на звёздное небо? Что вы думаете, представляете себе, чувствуете, когда видите небо, украшенное россыпью звёзд?
- Я видел….
Физкультминутка.
Пролетает звездолёт,
С ним отправимся в полёт.
Правое крыло отвёл,
Посмотрел.
Левое крыло отвёл,
Посмотрел.
Я мотор завожу
И внимательно гляжу.
( ищем глазами по классу разные по цвету звёзды).
Поднимаюсь ввысь, лечу.
Возвращаться не хочу. ( 2 раза).
Изучение нового. Понятия о созвездиях.
( слайд с фотографиями созвездий).
1. - Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д. Все звёзды , видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием. Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек звёзд, астрономы назвали созвездиями. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев. - На воображаемом небе воссоздали образы одних из самых известных созвездий, которые можем наблюдать в своей части света.На самом деле созвездий очень много - 88 и каждое имеет своё название. История названий созвездий интересна. Давайте познакомимся с интересными фактами названия и образования некоторых созвездий.
2. - О некоторых из них я хочу вам рассказать. А вы найдите созвездие в учебнике на с. 42.
-Большая Медведица и малая Медведица..
Самые яркие, хорошо видимые невооружённым глазом звёзды обеих Медведиц образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши. Они состоят из 7 звёзд. «Ковш» Большой Медведицы широко раскинулся на небе. Чуть правее, как бы перевёрнутый относительно него, светит менее яркий ковш Малой Медведицы. На кончике «хвоста» Малой Медведицы ( конец ручки хвоста) сейчас располагается самая известная звезда – Полярная. Она указывает путешественникам на суше и на море направление на север. С этим созвездием связана удивительная легенда.
Давно это было. Среди холмов расположилась обычная деревня. В деревне жили обычные люди. В одной семье была дочь, звали её Айна. Девочка была добрее всех в деревне.
Как-то раз на рассвете на окраине деревни появилась странная чёрная повозка, запряжённая чёрными лошадьми. Повозкой управлял человек, одетый во всё чёрное, он громко смеялся. На повозке стояла клетка, в которой сидел белый медвежонок, сосал лапу, а из его глаз текли слёзы. Жители деревни возмущались, но никто не смел сказать ни слова чёрному человеку. Только Айна попросила отпустить белого медвежонка. На что незнакомец рассмеялся и ответил: «Я отпущу медвежонка в том случае, если кто-нибудь отдаст за него свои глаза.» Все молчали, а Айна согласилась. Тогда человек выпустил медвежонка, а Айна потеряла зрение. Незнакомец исчез, Айна плакала. Медвежонок привязал Айну за верёвочку и водил по деревне. Люди видели, как белый медвежонок уводил девочку по лунной дорожке в небо.С тех пор они всегда видны, чтобы люди помнили о добре и зле.
- Дракон.
Созвездие Дракон широко раскинулось вокруг Северного полюса, занимая место между созвездиями малой и Большой медведиц.
В жизни богов как и в жизни людей случались войны. Выбрались раз из-под подземелья ужасные гиганты. Вместо ног у них были длинные змеиные хвосты, за спиной – крылья. Ни копьё, ни стрелы, ни молнии не помогали справиться с ними. Послали Геракла и Геркулеса сражаться с гигантами. Их мать нашла волшебную траву, чтобы защитить своих сыновей, но тут свирепый дракон набросился на неё. В гневе сзватила Афина дракона и забросила на небо. Там он и находится в виде созвездия Дракон.
- Кассиопея.
Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют букву «М». Весной и летом эта буква перевёрнута. Своё название созвездие получило по имени царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.
- Цефей.
Созвездие Северного полушария. Его легко отыскать на небе тёмной ночью.
Работа в тетради на печатной основе с. 29
4.Игра «Угадай созвездие».
Звёзды каких созвездий образуют на небе фигуры, очертаниями напоминающие ковши?
На кончике хвоста какого созвездия располагается самая известная звезда – Полярная?
Какое созвездие широко раскинулось вокруг Северного полюса, между созвездий Малой и Большой Медведиц?
Главные звёзды этого созвездия образуют букву «М».
Покажи их.
IY. Закрепление
Вывод: Знание созвездий – азбука астрономии. Она необходима и любителю-астроному, и астроному-учёному.Для чего?
Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением на небе в различное время суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами. Ориентироваться по звёздам могут и моряки, и лётчики, и туристы, и разведчики. Например, полярная звезда в созвездии Малая Медведица указывает точный путь на север. Раньше она была первой помощницей путешественников, заменяя им компас.
Сейчас мы говорили о созвездиях, которые можно увидеть на небе в разное время года, а есть созвездия, которые мы не видим, но они прочно вошли в нашу жизнь, и мы каждый год в Новогоднюю ночь приветствуем эти созвездия. Догадались, о каких созвездиях я начала разговор?
- Дорогие мои мальчишки и девчонки, вы, наверное, много раз слышали, как ваши мамы и бабушки называют вас «стрельчатами», «рыбками», и даже «козерожками». Они даже что-то говорят о вашем характере и будущем, употребляя загадочное слово «гороскоп», зодиак. А может вы знаете, что это такое? ( словарик с. 35)
Сейчас я расскажу, что это такое.( слайд с зодиакальным кругом).
Изучая созвездия древний человек заметил, что они двигались по небу. Одни созвездия появлялись весной, проходили по небу, а потом исчезали. За ними шли летние, осенние и зимние созвездия.
Каждый месяц новый знак Зодиака появлялся на восточном горизонте, и Солнце, и Луна, кажется, выходят именно из этого знака. Как вы думаете –сколько зодиакальных созвездий существует?
Верно. Давайте составим карту путешествия по Зодиаку, начиная с сзвездия Овен. ( дети выстраиваются кругом, держа в руках знак). Учитель читает стихотворение.
Овен идёт перед Тельцом,
За Близнецами Рак,
Лев перед Девою стоит,
Последний летний знак.
С собою холода несут Весы
И Скорпион с Стрельцом.
Поля морозит Козерог,
И Водолей сковал Рыб льдом.
Сейчас астрология – скорее игра со звёздами, не лучше, не хуже, чем гадание на ромашке «любит-не любит». Помните, что все вы очень талантливы. И , чтобы обрести себя в жизни, нужно развивать два абсолютно необходимых качества – любопытство к явлениям окружающего мира и любовь к труду. Дерзайте! А звёзды всегда на стороне весёлых и находчивых. А я предлагаю вам …
Y. Домашнее задание.
- Нарисовать и подготовить рассказ об одном из созвездий.
YI. Итог. – Чему посвятили наш урок? С какими новыми понятиями познакомились?
Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?
YII. Рефлексия. Мне очень понравилось с вами работать, были активны.
Подумайте, было ли вам интересно на уроке, узнали вы что-нибудь новое. Если «да», то поместите на планету солнышко, если «нет» - луну.
Второй объект - на нашем небосводе появляется сегодня новое созвездие. Возьмите звёздочку, оцените ей свою работу. Если вы считаете, что работали хорошо, довольны собой – берите горячую звезду – белую или голубую. А если вы считаете, что вы были не очень активны – ваша звезда будет холоднее (красная или жёлтая). Прикрепите её на небосвод.
Благодарю вас за урок.