Урок ЗДОРОВЬЯ.
Цель: - способствовать воспитанию здорового образажизни, бережного и вдумчивого отношения к своемуздоровью, дать представление об основных причинах болезней, обучение практическим упражнениям, помогающим заботиться о здоровье.
Сказание.
В одной сказочной стране на берегу синего моря стоял дворец. В нём жил правитель, у которого было три сына. Отец любил своих сыновей, и они отвечали взаимностью. Дети росли добрыми , послушными и трудолюбивыми. Одно огорчало правителя - сыновья часто болели.
Правитель пригласил во дворец мудрых людей и спросил: «Почему люди болеют? Что сделать, чтобы люди жили долго и счастливо?» Мудрецы долго совещались, и самый старый из них сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудную минуту».
Выслушал правитель мудреца и приказал открыть «Школу здоровья» для всех детей своей страны.
1. Воспитатель:
- Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, Доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровье не купишь ни за какие деньги.
- Продолжите пословицы о здоровье человека:
В здоровом теле- (здоровый дух).
Здоровье дороже (золота).
Ум да здоровье (всего дороже).
Солнце, воздух и вода - (наши лучшие друзья).
Здоров будешь - (всё добудешь).
Двигайся больше- (проживëшь дольше).
Лучше средства от хвори нет: (делай зарядку до старости лет)
Воспитатель:
- Давайте попробуем выяснить, от чего зависит наше здоровье?
(ответы детей: от здоровья родителей, от того каким воздухом мы
дышим, от того какую воду мы пъëм , от того, что употребляем в
пищу, от себя самого).
- Давайте из всего перечисленного, выделим самое главное. (От себя самого). Да, в большей степени здоровье зависит от него самого.
Воспитатель:
Прочитаем и выучим следующее четверостишъе:
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для здоровья,
То и буду выбирать!
Воспитатель:
По словарю С.И. Ожегова даётся такое определение здоровья:
Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
А сейчас мы проведём с вами «Дыхательную гимнастику».
-Для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику? Лёгкие расширяются, больше воздуха попадает в головной мозг,следовательно, лучше работает наша память, повышаетсямыслительная активность. Итак, начнём.
Глубокий вдох-выдох (3раза).
Глубокий вдох-выдох на звук м-м-м,
Глубокий вдох и выдох на звук ш-ш-ш.
Глубокий вдох-выдох порциями, с остановками.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Воспитатель:
- У нас хорошее настроение. Улыбнулись, мы настроены на работу.
Сегодня составим характеристику здорового человека. Для этого
вспомним слово, которое просится в данное стихотворение.
Помни твёрдо, что (режим)
В жизни всем необходим.
Воспитатель:
- Для чего человеку необходимо соблюдать режим дня? (Ответы
детей).
- Вспомним наш режим дня. (Работа с каточками.)
1. Подъём. 2.Зарядка. 3.Водные процедуры. 4.Завтрак. 5.Прогулка.
6.Занятия в школе. 7.Обед. 8.Прогулка. 9.Приготовление д/з
10.Ужин. 11. Прогулка. 12. Тихие игры. 13. Сон.
- А у всех ребят день получается таким организованным?
Сценка «Режим». (Действующие лица: Вова, Витя)
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим дня?
- Конечно! Режим... Режим - куда хочу, туда скачу.
- Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь
режим дня.
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне нужно гулять два раза в день, а я гуляю -
четыре!
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь. Знаешь каким должен
быть, распорядок дня?
- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак.
Прогулка. Обед. В школу.
- Хорошо.
- А можно ещё лучше!
- Как же это?
- Вот как. Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка.
Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.
- Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
-Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это «с бабушкой»?
- А так: половину - я, половину - бабушка. А вместе мы выполняем
весь режим.
- Не понимаю - как это?
- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание-бабушка, уборку постели -бабушка, завтрак -я, прогулку-я, уроки мы с бабушкой, прогулку-я, обед -я...
-И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Воспитатель:
- Конечно, мальчик неправильно распределил время: прогулка, обед, прогулка. Сплошной отдых. Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха необходимы. Они улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье.
- Ребята, как называется такая черта человека, который выполняет
режим? (Организованный)
(Листок вывешивается на доску.)
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться
Лучше будешь отдыхать.
2. Воспитатель:
Питание-одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие здоровья, неправильное - приводит к болезням.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь,дружить,смеяться.
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Витамины - просто чудо!
Сколько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут,
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда -
Важнейшее условие!
Ягоды, фрукты, овощи - основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму.
(Выступление детей).
Витамин А:
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуëт морковь сырую
Или сок морковный пьëт.
Витамин А- это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке.
Витамин В:
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе и грецких орехах.
Витамин Д :
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить,
Он спасает от болезней.
Без болезней-лучше жить!
Витамин Д делает наши руки и ноги крепкими, сохраняет наши зубы.
Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.
Витамин С:
От простуды и ангины
Помогает апельсин,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке,
капусте, во всех ягодах и фруктах.
Хором:
Всю азбуку здоровья нужно крепко знать
И в жизни эти знания повсюду применять.
Воспитатель:
- Чтобы быть здоровыми человек должен всё это знать. Здоровый человек потому и здоров, что соблюдает культуру питания, т.е.культурный. (вывешивается листок со словом «культурный»).
Физкультминутка
Раз-подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
3. Воспитатель:
- А сейчас, ребята, отгадайте мои загадки. (Отгадывание кроссворда.)
1. Резинка - Акулинка
Пошла гулять по спинке.
Пока она гуляла,
Спинка розовою стала. ( Мочалка.)
2. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска.)
3. Я увидел свой портрет,
Отошёл - портрета нет. (Зеркало.)
4. Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне! (Мыло)
5. Башмаки твои намажу
И начищу им бока
Так, что не узнаешь даже
Два чумазых башмака.
Их беречь мне обещай
Чем намажу? Угадай! (крем)
Воспитатель:
Гигиена — это система действий, направленных, на поддержание чистоты и здоровья.
Личная гигиена— это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
- Что нужно делать, чтобы содержать своё тело в чистоте?
(Умываться: мыть лицо, руки, шею, уши; умываться после прогулок, мыть ноги перед сном, мыть всё тело не реже одного раза в неделю.)
Воспитатель:
Подведение итогов по личной гигиене: Каждое утро дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться нужно и после прогулок.Перед сном обязательно мойте ноги, чтобы смыть накопившуюся грязь, пот.
Всё тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю, под душем или в бане. И для того, чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно тёплой водой, натирать тело мочалкой и мылом. У каждого у вас есть полотенце. Если полотенце после того, как вы вытерлись, остаëтся чистым, значит вы вымылись хорошо.
Воспитатель:
-К личной гигиене относится и уход за зубами. С небольшим выступлением выступит санитар класса.
Санитар: Я - санитар класса. Недавно я узнал вот такие интересные сведения. В давние времена, когда не было ни зубной пасты, ни зубной щëтки, один учёный хотел посмотреть, что же находиться на зубах, когда их не чистят. Он снял налёт с зубов и посмотрел через микроскоп, и оченьиспугался, увидев, что налёт состоит из множества микробов. И с этоговремени люди стали заботиться о зубах.
- Зубная щëтка и зубная паста должны соответствовать возрасту.
- Щётку надо выбирать с ровной и мягкой щетиной.
- Регулярно её мыть.
- Менять раз в три-четыре месяца.
- Полоскать рот после еды водой.
- Посещать врача-стоматолога два раза в год.
- Чистить зубы два раза в день.
Ребята, если вы будите выполнять все эти требования, то и зубы у вас будут здоровыми.
Воспитатель:
- Каким должен быть человек, чтобы выполнять режим дня, правильно питаться, каждый день делать зарядку, выполнять правила личной гигиены ине лениться? (Волевым.) Листок со словом «волевой» вывешивается на доску.
- Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он обижает людей и животных? Мешают ли плохие мысли здоровью человека? Значит здоровый человек каким ещё должен быть? (Добрым.) Листок со словом «добрый» вывешивается на доску.
ЗАДАНИЕ. А теперь выберем признаки, характеризующие здорового человека. На карточке подчеркните эти слова. Выдаётся карточка на которой написано: Здоровый человек — это сутулый, бледный, румяный, стройный, крепкий, неуклюжий, весёлый, грустный, грубый, ленивый, активный.(допишите на этом листочке остальные признаки здорового человека:организованный, культурный, волевой, добрый.)
Упражнение для тренировки глаз.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево. Выполнять без большого напряжения, максимально медленно. Повторить 4,6-раз. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 сек.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, голову не наклонять, 4-6 раза. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 сек.
3. Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20сек. После этого глаза закрыть на 30-40 сек. Моргание полезновыполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.
Подведение итогов.
- От кого в большей степени зависит здоровье?
- Что позволит себе здоровый человек, а больной не может? (не может воплотить в жизнь свои планы) .
- Закончите предложение:
Здоровье - (правильная и нормальная деятельность организма, его полное и психическое благополучие.)