Урок по МХК № в 8 классе
Учитель: Мамонова Е.В. СОШ №31 п. Ксеньевка, Могочинский район, Забайкальский край.
Тема: «РУССКОЕ НАРОДНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Тип урока: Обобщение по разделу «Русское народно- прикладное творчество»
Форма урока: Экскурсия в музей.
Цель урока:
Повторить и обобщить знания учащихся 8 класса о русском народном творчестве, о различных видах народного искусства.
Задачи урока:
1. Дать основные знания и понятия о народных русских промыслах
Научить отличать роспись: Хохломская, Палех, Жостово.
2. Отрабатывать умение определять стиль росписи, умение определять изделие по технике обработки материала.
4. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к декоративно – прикладному искусству, к народным промыслам.
Оборудование: Альбом «Народные художественные промыслы», видеофильм , книга «Детям о народных промыслах», иллюстрации, поделки, вещи ( демонстрационный материал- ложки, шкатулки).
ХОД УРОКА.
1. ОРГ. МОМЕНТ.
Слово учителя. Сегодня проводим урок- экскурсия в музей «Русское народное декоративно - прикладное творчество».
Познакомимся с экспозицией, представляющей отдельные виды народного художественного творчества русского народа».
Экскурсию по музею проведут ребята – экскурсоводы, каждый из которых расскажет вам о каком – либо отдельном виде искусства и покажет представленные на выставке изделия, затем вы посмотрите фильм о русских народных промыслах и народных изделиях.
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Современные произведения народного творчества – это исторически сложившиеся . традиционные центры прикладного искусства русского народа. Они отличаются особыми приёмами изготовления вещей.
В нашей стране и за рубежом широко известны изделия многих центров художественного мастерства.
Н-р: Хохломская роспись по дереву, Вологодские кружева, Дымковская игрушка, Художественная лаковая миниатюра Палеха. Холуя, Мстеры, Федоскина, железные расписные подносы Жостова, керамика Гжеля, рязанские и новгородские кружева, кубанские изделия из металла.
3 ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКСПОНАТОВ ВЫСТАВКИ.
1 раздел. ХОХЛОСКАЯ РОСПИСЬ
(рассказ экскурсовода о хохломской росписи) –
Традиционный русский промысел, искусство изготовления деревянных расписных изделий.
ВИД ХОХЛОМЫ:
«ТРАВКА»
Самый любимый узор мастеров Хохломы. Вьётся травка по поверхности как хмель, затейливо, легко обвивает весь предмет
(показ чашек, ложки, иллюстраций)
«КУДРИНА»
Упругие завитки, гибкие ветки.
«ЯГОДКА».
( Показать предметы, иллюстрации)
Ягоды - земляника, крыжовник, малина, клубника, рябина.
ВЫВОД:
Готовая чаша казалась массивной, словно отлитой из золота, ложки и чашки не боялись горячих щей и каши, не уступали по прочности боярским – золотым и серебряным чашам.
2 раздел ФАРФОРОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГЖЕЛИ.
Современный гжельский промысел занимает особое место среди многочисленных традиционных народных промыслов. Мастера наряду с простыми глиняными изделиями создавали фарфоровую посуду с подглазурной росписью КОБАЛЬТОМ. Роспись создаётся от руки.
1.Слово экскурсоводу.
2. Показ изделий и иллюстраций роспись Гжель.
3 раздел ДЫМКОВСАЯ И ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА.
1.
Экскурсовод рассказывает о изделии, особенностях росписи.
2. показ изделий
4 раздел ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ ПОДНОСОВ.
1. экскурсовод рассказывает.
1. показ иллюстраций.
5. РУССКАЯ МАТРЁШКА - «ВЕЛИКАЯ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА»
1. Слово учителя
«Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке,
И всего одна игрушка»
О КАКОЙ ИГРУШКЕ ИДЁТ РЕЧЬ?
А) Учитель:
Вот они подружки- сидящие в друг дружке, - нарядные, весёлые русские модницы, известные всему миру. (показать иллюстрацию матрёшки)
Б) Рассказ экскурсовода о матрёшках.
6 раздел ПАЛЕХ.
1. Слово учителя
Люди всегда стремились украсить своё жилище, мебель, посуду, одежду. Стремились создать для своих детей яркие игрушки.
Среди народных мастеров были и такие , которые рисовали картинки, писали они их цветными лаками на изделиях из папье – маше.
Центры такого мастерства - ПАЛЕХ, ХОЛУЙ, ФЕДОСКИНО.
Народные художники создали картины на различные темы:
- исторические, революционные праздники;
- на сюжеты из русских народных сказок,
- на сюжеты из сказок Пушкина, Ершова.
2. СЛОВО ЭКСКУРСАВОДА.
3. ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
7. раздел ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ.
1. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Мы познакомились с вами с росписью по деревянной посуде, детских игрушек.
А сейчас перейдём к разделу
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
«Где цветут такие цветы?
Где скачут эти чудо – кони?
В каких садах поют эти жар – птицы?»
На берегах Волги раскинулся прекрасный город - ГОРОДЕЦ.
Славен он прекрасными разрисованными деревянными изделиями разделочные доски, хлебницы под хлеб, детские столики и стульчики, деревянные шкатулки.
Яркие цветы, жар – птицы, быстрые кони украшают изделия.
2. показ иллюстраций.
5. ЗАВЕРШЕНИЕ ЭКСКУРСИИ. ПРОСМОТР ФИЛЬМА.
6. ИТОГ УРОКА.
1.ОБОБЩЕНИЕ
2. Д\З
ПОДГОТОВИТЬСЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ, ПРИГОТОВИТЬ НА ЗАЧЁТ КАКОЕ-ЛИБО ИЗДЕЛИЕ
.