СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Законы Хаммурапи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Законы Хаммурапи"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Законы царя Хаммурапи.


  1. ФИО : Ширяева Галина Ивановна

  2. Место работы: МАОУ Лицей № 1 г Балаково Саратовской области

  3. Должность: учитель

  4. Предмет: история

  5. Класс: 5

  6. Тема и номер урока в теме :

Тема 5. Западная Азия в древности.

Урок 2. Законы царя Хаммурапи.

  1. Базовый учебник: Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И.Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2012.

8.Цель урока: Цели

дидактические – формирование знаний законах Хаммурапи;

развивающая – развитие метапредметных навыков;

воспитательные- научить давать и объяснять собственную оценку о справедливости законов вавилонского царя Хаммурапи, гражданской идентичности.

9. Задачи:

1. Дидактические: характеризовать правление вавилонского царя Хаммурапи, научить осознавать мотивы принятия законов вавилонским царём и их значение для развития государства.

2. Деятельностные: развивать умения работать учебной и внеучебной информацией, с картой, с иллюстрациями, способность решать творческие задачи, продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями.

3.Ценностные: побудить интерес к истории, воспитать уважительного отношения к культуре и законам других народов, научить давать и объяснять собственную оценку о справедливости законов вавилонского царя Хаммурапи.


10. Тип урока: Урок открытия нового знания (модель Л.Г.Петерсон)

11.Формы работы учащихся: работа в парах, группах; работа с текстом учебника, с иллюстрациями, с картой, с источником, фронтальная, индивидуальная; составление хронологической ленты (в рабочей тетради).

Необходимое техническое оборудование:: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), карта «Вавилонское царство при царе Хаммурапи», карточки с заданиями для групп.

12.Структура и ход урока (План)

  1. Город Вавилон становится главным

  2. Власть Хаммурапи в Вавилоне.

  3. Царские законы.

А) о рабах Б) о бедняках В) о свободных гражданах











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет- история класс- 5

Тема урока

Место урока по теме

«Законы царя Хаммурапи»

Тема 5. Западная Азия в древности.

Урок 2. Законы царя Хаммурапи.

Цель урока

Задачи урока

Цели

дидактические – формирование знаний законах Хаммурапи;

развивающая – развитие метапредметных навыков;

воспитательные- воспитание уважительного отношения к культуре и законам других народов, гражданской идентичности.


1. Дидактические: характеризовать правление вавилонского царя Хаммурапи, научить осознавать мотивы принятия законов вавилонским царём и их значение для развития государства.

2. Деятельностные: развивать умения работать учебной и внеучебной информацией, с картой, с иллюстрациями, способность решать творческие задачи, продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями.

3.Ценностные: побудить интерес к истории, воспитать уважительного отношения к культуре и законам других народов, научить давать и объяснять собственную оценку о справедливости законов вавилонского царя Хаммурапи.

Предполагаемый результат: в результате урока учащиеся смогут

Предметные результаты: -давать основные определения по теме «закон»; назвать не менее 2-х успешного развития Вавилона, знать дату правления царя Хаммурапи, называть не менее 3-х групп категорий различного населения в Вавилоне; приводить примеры не менее 3-х законов для разных слоев населения.

Метапредметные результаты: - находить и показывать на карте Вавилонское царство, изобразить графически на ленте времени года правления Хаммурапи; занять позицию или высказать собственное мнение; выбирать необходимую информацию при наличии избыточной; находить в тексте и анализировать визуализированную информацию; оценивать свою деятельность на основе разработанных критериев;

осуществлять самооценку и взаимопроверку деятельности одноклассников на основе разработанных критериев.

Личностные: оценивать ситуацию и поступки на основе общечеловеческой ценностей, высказывать свое мнение , понимание целостности и культурного многообразия мира.

Оборудование

мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), карта «Вавилонское царство при царе Хаммурапи»








Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО в 5 классе по теме «Законы царя Хаммурапи» ( по учебнику «история древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

I.Самоопреде-ление к деятельности, организацион-ный момент.

Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе

Смыслообразование, желание продолжить обучение


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: саморегуляция

II. Актуализация знаний.

«Вспоминаем то, что знаем»

( исторический диктант):

- ученики должны распределить понятия на две колонки, одни соотнести к Египту, другие к Двуречью. Медленно называю слово, которое относится к истории одной из этих стран. Примеры заданий:1. Вавилон, 2.Нил, 3.Папирус, 4.Осирис, 5.Мемфис, 6.Евфрат, 7.Урук,

8. Иероглиф, 9.Эа, 10.Шамаш,11.Тутмос III , 12.Ур, 13.шадуф, 14.обелиск, 15.Гильгамеш.

-Теперь поменялись тетрадками и проверяем задания.

Выполняют задание , которое развивает мыслительные операции. В индивидуальной письменной работе обучающиеся вспоминают изученный материал, а затем осуществляют взаимопроверку по эталону.

Ключ к заданию:

Египет –2,3,4,5,8,11,13,14

Двуречье- 1,6,7,9,10,12,15

Смыслообразование (мотивация), граница собственного знания и «незнания»

Опыт «предметной»

деятельности по получению,

преобразованию и применению

знаний


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: анализ объектов с целью выявления общих признаков

III. Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации.

Демонстрируется видеофрагмент о стеле Хаммурапи (http://www.youtube.com/watch?v=21x0GDOyRFY)

– Как вы думаете, какую тему мы сегодня изучаем?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в тетрадь.

После рассказа о находке столба с первыми письменными законами, ученикам задается вопрос: давайте проведем групповое интервью, о том, что мы знаем и что бы вы хотели узнать сегодня по теме урока?

Вопросы фиксируются на доске (прием «Чистая доска»): Что такое закон? Кто такой Хаммурапи? За какие преступления наказывали в Междуречье? Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?

- Ребята, давайте вспомним, а были ли письменные своды законов в других странах, которые мы изучали?

Какой вопрос у нас напрашивается: Почему именно в Междуречье появляются письменные законы?

Фиксируем проблему урока на доске:

Почему именно в Междуречье появляются первые письменные законы и кого они защищали?

По-разному формулируют тему урока:

«Законы Вавилонского

царства», «Царские законы»


Высказывают свои предположения.

Записывают тему в тетрадь.













Высказывают предположение, что в древнем мире были устные законы, что был суд богов.




Выявляя противоречие, формулируют проблему урока, записывают

её в тетради.

Смыслообразование (мотивация), граница собственного знания и «незнания»;

































Умение извлекать информацию при работе с информационном материалом (видеофрагмент), представлять информацию в развёрнутом виде;

Вспоминанию полученные ранее знания по теме, соотносят их с новой темой;

Умение самостоятельно оперировать исторической терминологией на основе своего опыта











Коммуникативные: постановка вопросов Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

Общеучебные (самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели),

Логические (формулирование проблемы)

Подведение под понятие

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Теперь давайте подумаем, что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос

урока.

Записываем план действий на доске.

Надо узнать причины быстрого развития Междуречья

.– Сейчас мы поработаем с картой.

– Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним, как читать карту, извлекая нужную информацию.







– Рассмотрите карту ( слайд презентации) Что изображено красной линией?

– Проанализируйте сколько торговых путей проходит через Двуречье и через Египет? Предположите, где , судя по карте, больше развита торговля?

– Предположите, могло ли это как-то повлиять на развитие Междуречья?


Фиксируем на доске: Пересечение торговых путей.

– По карте определите, по каким торговым путям в Междуречье поступали медь и олово, строительный лес, драгоценные металлы, благовония, пурпурная краска, стеклянные сосуды, вино.

Записываем на доске:

Торговые пути:

из Малой Азии – медь;

из Палестины – олово, стеклянная посуда, из Финикии – строительный лес,

пурпурная краска;

из Аравии – благовония;

из Египта – вино.

– Предположите, как торговля с соседями по Западной Азии могла повлиять на развитие Междуречья?

– Чем можно объяснить быстрое развитие Междуречья и всей Западной Азии, исходя из того, что мы узнали?

Фиксирует в тетради:

Причины быстрого развития Междуречья:

1) пересечение торговых путей;

2) тесное взаимодействие с другими народами.

– Чтобы узнать, почему Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, нам надо знать, что этому способствовало.

Вспоминают правила работы с картой:

1) внимательно изучить легенду карты (условные обозначения);

2) найти необходимые объекты на карте;

3) установить взаимосвязь анализируемых объектов;

4) преобразовать информацию, полученную из карты;

5) сделать вывод на основе анализа карты.

Работают с картой, отвечают на вопрос:

– Торговые пути.

– Через Междуречье проходит много торговых путей.

– Через Египет проходит только один торговый путь.


Могут предположить, что те народы, которые проходили через Междуречье, приносили с собой что-то новое.

– Междуречье развивалось быстрее благодаря торговым путям.


Один из учеников отвечает, показывая объекты на настенной карте.

Примерный ответ:

– Я считаю, что медь поступала в Междуречье из Малой Азии, а олово – из Палестины, пурпурная краска, стекло из Финикии, так как на карте это отмечено красной линией, обозначающих торговые пути.

Один из учеников устно отвечает, показывая объекты на карте.

Высказывают свои мнения.

Предлагают варианты ответов по учебной проблеме.

– Междуречье находилось на пересечении торговых путей, через которые проходило много торговых караванов разных народов. В результате шумеры активно взаимодействовали с другими племенами, перенимая и

совершенствуя их достижения. Это

способствовало быстрому развитию Междуречья и всей Западной Азии.


Самоопределение:

внутренняя позиция школьника.













Основы системы научных знаний






Умение извлекать информацию при работе с исторической картойпредставлять информацию в развёрнутом виде










Умение выделять существенные признаки


Коммуникативные: постановка вопросов


Регулятивные: умение планировать свою деятельность, управление своей деятельностью;

инициативность и самостоятельность


Познавательные: работа с учебными моделями – с картой по алгоритму, выполнение логических операций сравнения, анализа и обобщения;

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

– В XVIII веке до н.э. всё Междуречье объединил в могущественное

государство один из царей Вавилона –

Хаммурапи. Продолжает запись на доске:

Причины быстрого развития Междуречья:

3) законы Хаммурапи.

Найдите в тексте учебника и запишите в тетрадь года правления Хаммурапи.


Хаммурапи прославился тем, что издал законы, основываясь на которых, управлял государством.


Ученикам задается вопрос: какие ассоциации у вас вызывает понятие «закон»?


Что такое закон в вашем понимании?



– Давайте с вами ознакомимся с некоторыми из статей законов и постараемся определить, насколько справедливы они были.

- Изучать законы мы будем разделившись на группы. Перед вами тексты законов, изучите их и ответьте на вопросы.

(приложение 1)








При проверке данного задания применяем алгоритм самооценки.


Сообщение учащегося о царе Хаммурапи.



Могут сказать, что Хаммурапи считал себя по воле богов признанным

установить

справедливость, олицетворяя себя богом Шамашем, который озаряет всю страну. Поэтому и были установлены новые правила жизни в обществе.





Обучающиеся отвечают на вопрос учителя и составляют ассоциативный ряд, затем пытаются самостоятельно сформулировать понятие закона отвечая, что закон - это определенные правила поведения.

Далее ученики делятся на группы и начинается работа с документами (отрывками из законов Хаммурапи). Ребятам дается задание: изучить законы и ответить на вопросы.

Работают с текстом и аргументированно высказывают своё мнение.

может возникнуть дискуссия в классе – главное, чтобы ученики смогли аргументированно

обосновать свою точку зрения.

Физическое наказание за то, что низший по положению человек нанёс вред знатному, подтверждает, что в обществе существовало неравенство, а

значит, не все законы были справедливы.

Могут сказать, что вавилоняне воспринимали эти законы как должное, что эти законы помогали управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и стабильным.

Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм, умение отделять оцениваемые поступки от самого человека,

Умение извлекать информацию при работе с исторической картой, представлять информацию в развёрнутом виде
















Основы системы научных знаний




Опыт «предметной» деятельности по получению и преобразования нового знания

Познавательные:

выполнение логических операций сравнения, анализа и обобщения;





Регулятивные: умение планировать свою деятельность, управление своей деятельностью;

инициативность и самостоятельность












Коммуникатив-ные: умение с достаточной полной и точностью выражать свои мнения, умение работать в группе, управление поведением партнера, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.




Первичное закрепление.

– Итак давайте вернемся к вопросам на доске, что мы можем ответить теперь на эти вопросы?

А затем мы возвращаемся к определению закона и теперь уже сами ребята дают грамотное и четкое определение, что закон - это правила, которые регулируют отношения между различными группами людей в обществе.


– Какой вывод можно сделать по проблеме урока?


Учащиеся по очереди, по желанию, подходят к доске и отвечают на вопрос, в итоге должна остаться доска чистой.

Предполагаемый вывод по проблеме:

– Междуречье развивалось быстрее, чем Египет, так как оно располагалось на пересечении нескольких

торговых путей, что способствовало активному взаимодействию с различными народами. Законы Хаммурапи позволяли управлять государством и поддерживать порядок в обществе.

Самоопределение: самооценка и взаимооценка




Осознают целостность мира и многообразии взглядов на него




Реализация личностного потенциала. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Опыт «предметной»

деятельности по

получению,

преобразованию

и применению

нового знания


Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность





Коммуникативные; речевая деятельность,



Общение и взаимодействие,

работа по плану

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Применение нового знания.

Посмотреть в рабочей тетради № 54, 55


Взаимная проверка (работа в парах)

Открывают рабочую тетрадь и выполняют № 54,55.


Оценивают с комментариями

Самоопределение: самооценка и взаимооценка

Закрепление знаний по предмету, применение полученной информации, работа с лентой времени.




Коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества;

Общение и взаимодействие , Регулятивные: контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению

Рефлексия.

Организует рефлексию. Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.

Смыслообразование, самооценка своей деятельности


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

Познавательные: рефлексия;

Домашнее задание ( в электронном дневнике)

1)Прочитайте дома § 13 и чтобы лучше усвоить и понять тему, приготовьте ответы на вопросы после параграфа

2) Напишите синквейн по данной теме; (приложение 2)

4) или письменно мини-сочинение «Отличаются ли современные представления о справедливости законов Хаммурапи от представлений свободных вавилонян?»



Смыслообразование, самооценка своей деятельности


Осознают целостность мира и многообразии взглядов на него


Морально-этическая ориентация

Закрепление знаний по предмету, применение полученной информации

Регулятивные: инициативность и самостоятельность;


Познавательные: находят достоверную информацию, в том числе и с использованием ИКТ;



Приложение 1.

Карта


Вопросы первой группе:

1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?

2.Какой труд поощряли законы?

3.Предположите каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?

4.Чьи интересы защищает закон? Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа?

5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны?

6.Допустим, вы собственник земли, какие статьи закона защищают ваши права на землю?


(§ 42) Если человек арендовал поле для обработки и не вырастил на поле зерна, то его следует уличить вневыполнении необходимой работы на поле, а затем он должен будет отдать хозяину поля зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 43) Если он вовсе не обработал поле, а забросил его, то он должен отдать владельцу поля зерно в соответствии с урожаем у его соседей, а поле, которое он забросил, он должен разбить, вспахать, взборонить и затем вернуть хозяину поля.

(§ 44) Если человек арендовал на три года залежную землю для распашки, но он был нерадив и не распахал поле, то на четвертом году он должен вспахать, промотыжить и взборонить, а затем вернуть владельцу поля; кроме того, он должен отмерить по 10 гуров зерна за каждый бур поля

(§ 47) Если пахарь, поскольку он в первый год аренды не оправдал даже своих издержек, сказал: "Поле я вновь обработаю", то хозяин поля не должен возражать; только этот пахарь может обработать его поле, а при жатве он возьмет зерно согласно своим обязательствам.

(§ 48) Если человек имеет на себе процентный долг, а град побил поле, или половодье унесло урожай, или же из-за безводья зерно не появилось на поле, то в этом году он не обязан вернуть зерно своему заимодавцу; он может переписать свою табличку и проценты за этот год не платить.

(§ 53) Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

(§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, то его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить это серебро между собой.

(§ 55) Если человек открыл свой арык для орошения, но был нерадив, и вода затопила поле соседей его, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

(§ 64) Если человек отдал садовнику свой сад для возделывания, то садовник, пока он держит сад, должен из дохода отдавать хозяину сада 2/3, а он может взять 1/3.

(§ 65) Если садовник сад не возделывал и сократил доход, то садовник должен отмерить доход от сада, как его соседи.


Вопросы второй группе

1.За какие преступления наказывали в Вавилонии?

2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?

3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?

4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?

5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?


(§ 1) Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

(§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

(§ 5) Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде.

(§ 6) Если человек украл имущество бога или дворца, то этот человек должен быть убит; а также тот, который принял из его рук краденое, должен быть убит.

(§ 21) Если человек сделал пролом в дом другого человека, то перед этим проломом его следует убить.

(§ 22) Если человек совершил ограбление и был пойман, то этот человек должен быть убит.

(§ 23) Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом все свое пропавшее, а община и староста, на земле и территории которых было совершено ограбление, должны ему возместить все его пропавшее.

(§ 24) Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам.

(§ 25) Если в доме человека разгорелся огонь, а другой человек, который пришел для тушения пожара, поднял свой взор на добро домохозяина и взял добро домохозяина, то этот человек должен быть брошен в этот огонь.

(§ 59) Если человек срубил дерево в саду человека без ведома хозяина сада, то он должен отвесить 1/2 мины серебра.

(§ 195) Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку...

(§ 196) Если человек выколол глаз сыну человека, то должны выколоть ему глаз.

(§ 197) Если он переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

(§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб

(§ 203) Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему, то он должен отвесить 1 мину серебра.

(§ 206) Если человек сильно ударил человека в драке и нанес ему рану, то этот человек должен поклясться: "Неумышленно я ударил", - и оплачивать лекаря.


Вопросы третьей группе:

1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Двуречье люди стремились хорошо выполнить свою работу?

2.Как относились в Двуречье к рабам? Какое вознаграждение полагалось Вавилонянину за поимку раба?

3.Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям.

4. Кого защищали законы царя Хаммурапи?


(§ 15) Если человек вывел за городские ворота либо дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.

(§ 16) Если человек скрыл в своем доме беглых раба или рабыню, принадлежащих дворцу или же и не вывел их на клич глашатая, то хозяин дома должен быть казнен.

(§ 17) Если человек поймал в степи беглого раба или рабыню и привел его к его хозяину, то хозяин раба должен дать ему два сикля серебра.

(§ 18) Если этот раб не назвал своего хозяина, то поимщик должен привести его во дворец, дело его должно быть рассмотрено, а затем его должны вернуть его хозяину.

(§ 73) Если... жилец полностью заплатил хозяину дома арендную плату за год, а хозяин дома приказал жильцу выехать до истечения его полного срока, то так как хозяин дома выселил из своего дома жильца до полного истечения его срока, серебро, которое жилец дал ему, он теряет...

(§ 14) Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он должен быть убит.

(§ 168) Если человек захотел отвергнуть своего сына и сказал судьям: "Я отвергну своего сына", то судьи должны рассмотреть его дело, и если сын не нанес отцу никакой обиды, за которую полагается отвергнуть от наследства, отец не может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 169) Если он нанес своему отцу тяжкую обиду, за которую полагается отвергнуть от наследства, то в первый раз они судьи должны отвести его намерения; если же он двукратно нанес тяжкую обиду, то отец может отвергнуть своего сына от наследства.

(§ 188) Если ремесленник взял малолетнего для воспитания и передал ему свое ремесло, то приемыш не может быть потребован обратно по иску.

(§ 189) Если он не передал ему своего ремесла, то этот воспитанник может вернуться в дом своего родного отца.

(§ 215) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спас человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и спас глаз человеку, то он может получить 10 сиклей серебра.

(§ 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил этого человека или же он вскрыл бельмо у человека бронзовым ножом и выколол глаз человеку, то ему должны отрубить кисть руки.

(§ 229) Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.

(§ 230) Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя.

(§ 233) Если строитель построил человеку дом и работу свою не укрепил, и стена обрушилась, то этот строитель должен укрепить стену из собственных средств.

(§ 234) Если лодочник соорудил человеку судно, но свою работу сделал ненадежно, и это судно рассохлось в том же году или оно имело другой недостаток, то лодочник должен это судно разобрать, а из собственных средств сделать прочное и отдать судовладельцу прочное судно.

(§ 267) Если пастух был нерадив, и на скотном дворе появились чесотка , то пастух, который причинил ущерб от чесотки на скотном дворе, должен восстановить поголовье крупного рогатого скота и овец и отдать владельцу их.


Приложение 2

Примеры синквейнов по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

Правила написания синквейна :

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Закон

Жестокий, но справедливый,

Разрешает, запрещает, наказывает,

Устанавливает порядок в стране,

Хаммурапи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!