СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Встреча миров"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великие Географические открытия, их причины, участники и значения.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Встреча миров"»

Тема урока: Встреча миров

Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.

Результаты:

Планируемые результаты:

Предметные УУД: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

метапредметные УУД 1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2)регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

3)познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.

Открытие видеоролика Афанасий Никитин.

Вопросы

-О чем пойдет речь на уроке? Дадим определение понятию, что такое Великие географические открытия?

Можно ли назвать плавание финикийцев около 600 г. Д.н.э.вокруг Африки географическим открытием?

-А путешествие викингов в Америку в 9- 10 вв.?

Вывод: Следовательно, географические открытия — это не простое

посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.

- Великие географические открытия- хозяйственное освоение и установление контактов с местным населением. Крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками в конце ХV- ХVII вв.







Ответы учеников. Нет.

II. Постановка целей и задач урока.

В XV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мрака». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан. Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия? К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Встреча миров»

Предположите, какие миры встретятся.

Какие поставим цели урока?



Ответы детей

III. Актуализация знаний.

Лото

(раздаточный материал – задание: определить соответствие)

Сделаем вывод - Что вы знаете?

Какие встретили трудности?

Какие задачи должны решить на уроке?



























Генуэзец, 12 октября 1492 года в поисках морского пути в Индию, открыл для европейцев Америку

Португальский мореплаватель, в 1498 достиг юго- западного побережья Индии

Находился на испанской службе, описал открытые Колумбом земли. В его честь были названы эти земли

Англичанин, искал северо – восточный

путь в Китай и Японию.

Жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море

Тверской купец, посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.











Христофор Колумб Васко да Гама

Америго Веспуччи Ричард Ченслер поморы Афанасий Никитин

IV. Планирование деятельности.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

План урока

1.Великие географические открытия: причины и периодизация.

2.Начало русских географических открытий и их специфика.

3.Последствия Великих географических открытий.



Проблемный вопрос

Почему Великие географические открытия изменили картину мира?





Предлагают план урока























V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Предлагаю фишбоун, с помощью этого метода - найти решение нашей проблемы.

Назовите причины Великих географических открытий?

Предлагаю Вам для рассмотрения маршрутов мореплавателей: исследование- путешествие. Какая цель данного путешествия?

Перед вами материалы, по ним нужно поработать и составить рассказ о путешествии мореплавателя. И показать на карте.





























































VI. Выражение решения проблемы.

Составьте рассказы – Христофор Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Ричард Ченслер, Федор Курбский – Иван Салтык, Семен Курбский – Петр Ушатый, поморы, Афанасий Никитин.



Обратите внимание, некоторые открытия совершены в 15 веке, а другие в 17 веке. Почему?

Великие географические открытия делятся на 2 этапа:





этап кон. 15- сер. 16 вв



  • Испанцы, португальцы.

  • 1488 г. Бартоломеу Диаш

  • 1497 г. Васко да Гама

  • 1492 г. Христофор Колумб

  • 1519-1521 гг. Фернан Магеллан


II этап 16- сер. 17 вв.



  • Англичане, голландцы, французы.

  • 1553 г. Ричард Ченслер – причалил к Двинскому заливу Белого моря.












Почему в этом разделении на этапы нет русских мореплавателей? Почему Россия не принимала активного участия в Великих географических открытиях?

1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;

2.Недостаточно денежных средств

для снаряжения экспедиций;

3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4.Отсутствие флота;

5.Незавершено формирование

единого государства.



Последствия Великих географических открытий

-Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.



Вернемся к проблеме урока. Ответим на вопрос урока: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?

































































Рассказы учащихся







































































































Россия была не готова к ВГО

1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;

2.Недостаточно денежных средств

для снаряжения экспедиций;

3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;

4.Отсутствие флота;

5.Незавершено формирование

единого государства.







Значение Великих географических открытий:

1) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики; открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;

2)географическое исследование Земли;

3)развитие науки и техники, появление судов нового типа;

3)развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;

4)изменение в социальной структуре общества - появление

новых слоев;

5)приток драгоценных металлов в Европу;

6)освоение новых сельскохозяйственных культур - в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.

Однако Великие географические события имели и негативные последствия. Например, приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции. Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля. Начала создаваться колониальная система. Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов, например, индейцев Нового света.







VIII. Домашнее задание.





П. 1стр. 14 задание 1 или 3 (на выбор) - письменно



IX. Рефлексия

Предлагается ответить на вопросы

Я узнал…

Я научился …

Мне было интересно, потому что …

Я оцениваю свою работу на уроке отметкой …





















…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)



О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?











…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….

…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.

(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)



О чем этот отрывок?

Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?

Можно ли считать это историческим источником?

Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?













Два века эпоха открытий была.

Известны и славны вершились дела.

Немало открыли земель и морей,

Исполнить смогли много дерзких идей.



На трёх каравеллах Колумб не сплошал.

Он вместо индийцев к индейцам попал.

Испанской короне Америку пОдал -

Навечно всемирная слава на вОдах.



Испанцы хранят благодарность Колумбу,

Проводят туристов, курс, будто по румбу,

Все в парк Барселоны стремятся сердечно,

Ведь шхуны Колумба швартов там навечно.



На трёх кораблях с экипажем да Гама

Мыс "бурь" обогнул, подавил бунт и драму.

От Африки в Индию путь проложил.

Груз пряностей траты с лихвою покрыл.



Свершил кругосветку Фернан Магеллан.

Кругла, знать, Земля, Мировой океан.

Открыл Патагонию, новый пролив,

Как много мог сделать, остался бы жив.



Настал в Португалии славный момент.

На площади вырос, как снег, монумент.

Воздали долг чести сынам - мореходам

За мужество, стойкость великих походов.



Купец из Твери "за три моря ходил",

Путь русским на юго-восток он открыл.

Мечту Афанасий Никитин искал.

Нашёл "свою" Индию, путь описал.



Ермак Тимофеевич, русский казак,

С дружиной Урал перешёл, наш мастак.

Открыл он эпоху со знанием дела -

Освоить Сибирь может умный и смелый.









Был вызван с отрядом Ермак для защиты.

И войска Кучума не раз были биты.

Отряд Ермака взял столицу Кашлык.

Кучум отомстил, он прощать не привык.



Проходят столетия, мчат, словно годы,

Но помнят и ценят героев народы.



Юрий Левитанский

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.



Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.



Каждый выбирает по себе

щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.



Каждый выбирает для себя...

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.









1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.

2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию





Работая с п.2 третья группа называет причины менее активного участия России в географических открытиях в сравнении с Испанией, Португалией, Англией.

В конце XV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван 3 приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири.

В 1483 г в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который находился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они «по-воевали» Югру, захватив в плен нескольких князей. Летописец отмечал: «От Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю».

В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские земли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отправились в практически не заселенную землю. Пройдя по протоку реки Печоры, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским промысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через проход в Уральских горах. Очутившись на Югорской земле, русские отряды направились по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достигли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и захватить в плен 58 человек — князьков, вождей племен, старейшин.

Поняв, что сопротивляться не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, проживающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обратно и вернулись на Русь в 1500 г.

Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана (поморы)открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.

Афанасий Никитин, купец из Твери, считается первым русским торговцем, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы). Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути. В 1468 г. Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, т. е. пушнина. Поход был описан в книге «Хождения за три моря». Во время «хождения» Никитин посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.

- Каковы общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог).
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!