Тема урока: Встреча миров
Цели и задачи: познакомить с основными причинами и последствиями Великих географических открытий; выявлять специфические особенности русских географических открытий; характеризовать историю России как часть мировой истории.
Результаты:
Планируемые результаты:
Предметные УУД: устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии в изучаемый период; использовать сведения из исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и в истории России; использовать приемы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности исторических личностей и др.); оценивать результаты жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
метапредметные УУД 1)коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
2)регулятивные: формулировать при поддержке учителя новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
3)познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к прошлому своей Родины; уважительно относиться к историческому наследию; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
I. Создание проблемной ситуации.
Открытие видеоролика Афанасий Никитин.
Вопросы
-О чем пойдет речь на уроке? Дадим определение понятию, что такое Великие географические открытия?
Можно ли назвать плавание финикийцев около 600 г. Д.н.э.вокруг Африки географическим открытием?
-А путешествие викингов в Америку в 9- 10 вв.?
Вывод: Следовательно, географические открытия — это не простое
посещение новых земель, но и их хозяйственное освоение, установление отношений с местным населением.
- Великие географические открытия- хозяйственное освоение и установление контактов с местным населением. Крупнейшие географические открытия, сделанные европейскими путешественниками в конце ХV- ХVII вв.
Ответы учеников. Нет.
II. Постановка целей и задач урока.
В XV в. появилось выражение: «Корабли плыли по морю Мрака». Морем Мрака европейцы называли Атлантический океан. Что заставило испанских и португальских мореплавателей отправляться в далекие путешествия? К каким последствиям это привело? Совершали ли русские путешественники длительные поездки в другие страны? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока: «Встреча миров»
Предположите, какие миры встретятся.
Какие поставим цели урока?
Ответы детей
III. Актуализация знаний.
Лото
(раздаточный материал – задание: определить соответствие)
Сделаем вывод - Что вы знаете?
Какие встретили трудности?
Какие задачи должны решить на уроке?
Генуэзец, 12 октября 1492 года в поисках морского пути в Индию, открыл для европейцев Америку | Португальский мореплаватель, в 1498 достиг юго- западного побережья Индии | Находился на испанской службе, описал открытые Колумбом земли. В его честь были названы эти земли |
Англичанин, искал северо – восточный путь в Китай и Японию. | Жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море | Тверской купец, посетил Персию, Аравию, Индию и Африку. |
Христофор Колумб Васко да Гама
Америго Веспуччи Ричард Ченслер поморы Афанасий Никитин
IV. Планирование деятельности.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
План урока
1.Великие географические открытия: причины и периодизация.
2.Начало русских географических открытий и их специфика.
3.Последствия Великих географических открытий.
Проблемный вопрос
Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
Предлагают план урока
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Предлагаю фишбоун, с помощью этого метода - найти решение нашей проблемы.
Назовите причины Великих географических открытий?
Предлагаю Вам для рассмотрения маршрутов мореплавателей: исследование- путешествие. Какая цель данного путешествия?
Перед вами материалы, по ним нужно поработать и составить рассказ о путешествии мореплавателя. И показать на карте.
VI. Выражение решения проблемы.
Составьте рассказы – Христофор Колумб, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Ричард Ченслер, Федор Курбский – Иван Салтык, Семен Курбский – Петр Ушатый, поморы, Афанасий Никитин.
Обратите внимание, некоторые открытия совершены в 15 веке, а другие в 17 веке. Почему?
Великие географические открытия делятся на 2 этапа:
этап кон. 15- сер. 16 вв | II этап 16- сер. 17 вв. Англичане, голландцы, французы. 1553 г. Ричард Ченслер – причалил к Двинскому заливу Белого моря. |
Почему в этом разделении на этапы нет русских мореплавателей? Почему Россия не принимала активного участия в Великих географических открытиях?
1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;
2.Недостаточно денежных средств
для снаряжения экспедиций;
3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;
4.Отсутствие флота;
5.Незавершено формирование
единого государства.
Последствия Великих географических открытий
-Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какое значение имели Великие географические открытия.
Вернемся к проблеме урока. Ответим на вопрос урока: Почему Великие географические открытия изменили картину мира?
Рассказы учащихся
Россия была не готова к ВГО
1.Неразвитость товарно-денежных отношений по сравнению с Европой;
2.Недостаточно денежных средств
для снаряжения экспедиций;
3.Отсутствие выхода к незамерзающим морям;
4.Отсутствие флота;
5.Незавершено формирование
единого государства.
Значение Великих географических открытий:
1) бурное развитие мировой торговли и начало развития мировой экономики; открытие новых торговых путей и перемещение главных торговых путей в океаны;
2)географическое исследование Земли;
3)развитие науки и техники, появление судов нового типа;
3)развитие научного мировоззрения и кругозора европейцев;
4)изменение в социальной структуре общества - появление
новых слоев;
5)приток драгоценных металлов в Европу;
6)освоение новых сельскохозяйственных культур - в Европе появились новые продукты питания: картофель, кукуруза, томаты, тыква, различные пряности, шоколад и какао.
Однако Великие географические события имели и негативные последствия. Например, приток драгоценных металлов в Европу со временем привел к инфляции. Пышным цветом расцвели пиратство и работорговля. Начала создаваться колониальная система. Была уничтожена культура некоторых колонизированных народов, например, индейцев Нового света.
VIII. Домашнее задание.
П. 1стр. 14 задание 1 или 3 (на выбор) - письменно
IX. Рефлексия
Предлагается ответить на вопросы
Я узнал…
Я научился …
Мне было интересно, потому что …
Я оцениваю свою работу на уроке отметкой …
…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….
…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.
(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)
О чем этот отрывок?
Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?
Можно ли считать это историческим источником?
Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?
…..И жил я здесь, в Бидаре, до Великого поста и со многими индусами познакомился. Открыл им веру свою, сказал, что не бесерменин я, а (веры Иисусовой) христианин, и имя мое Афанасий, а бесерменское имя — ходжа Юсуф Хорасани. И индусы не стали от меня ничего скрывать, ни о еде своей, ни о торговле, ни о молитвах, ни о иных вещах, и жен своих не стали в доме скрывать. Расспрашивал я их о вере, и они говорили мне: веруем в Адама… А всех вер в Индии восемьдесят и четыре веры, и все веруют в бута. А разных вер люди друг с другом не пьют, не едят, не женятся. Иные из них баранину, да кур, да рыбу, да яйца едят, но говядины никто не ест….
…Божией милостью дошел я до третьего моря — Черного, что по-персидски дарья Стамбульская. С попутным ветром шли морем десять дней и дошли до Боны, и тут встретил нас сильный ветер северный и погнал корабль назад к Трабзону. Из-за ветра сильного, встречного стояли мы пятнадцать дней в Платане. Из Платаны выходили в море дважды, но ветер дул нам навстречу злой, не давал по морю идти. (Боже истинный, Боже покровитель!) Кроме него — иного Бога не знаю.
(отрывок из книги А.Никитина «Хождение за три моря»)
О чем этот отрывок?
Какова цель написания «Хождения за три моря» Афанасием Никитиным?
Можно ли считать это историческим источником?
Какие черты характерны для общесва Индии и России (на примере А.Никитина)?
Два века эпоха открытий была.
Известны и славны вершились дела.
Немало открыли земель и морей,
Исполнить смогли много дерзких идей.
На трёх каравеллах Колумб не сплошал.
Он вместо индийцев к индейцам попал.
Испанской короне Америку пОдал -
Навечно всемирная слава на вОдах.
Испанцы хранят благодарность Колумбу,
Проводят туристов, курс, будто по румбу,
Все в парк Барселоны стремятся сердечно,
Ведь шхуны Колумба швартов там навечно.
На трёх кораблях с экипажем да Гама
Мыс "бурь" обогнул, подавил бунт и драму.
От Африки в Индию путь проложил.
Груз пряностей траты с лихвою покрыл.
Свершил кругосветку Фернан Магеллан.
Кругла, знать, Земля, Мировой океан.
Открыл Патагонию, новый пролив,
Как много мог сделать, остался бы жив.
Настал в Португалии славный момент.
На площади вырос, как снег, монумент.
Воздали долг чести сынам - мореходам
За мужество, стойкость великих походов.
Купец из Твери "за три моря ходил",
Путь русским на юго-восток он открыл.
Мечту Афанасий Никитин искал.
Нашёл "свою" Индию, путь описал.
Ермак Тимофеевич, русский казак,
С дружиной Урал перешёл, наш мастак.
Открыл он эпоху со знанием дела -
Освоить Сибирь может умный и смелый.
Был вызван с отрядом Ермак для защиты.
И войска Кучума не раз были биты.
Отряд Ермака взял столицу Кашлык.
Кучум отомстил, он прощать не привык.
Проходят столетия, мчат, словно годы,
Но помнят и ценят героев народы.
Юрий Левитанский
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
1. По описанию маршрута и итогов экспедиций установите, о ком идёт речь.
2. Показать на карте: Индию, Аравию, Африку, Китай, Америку, Испанию и Португалию
Работая с п.2 третья группа называет причины менее активного участия России в географических открытиях в сравнении с Испанией, Португалией, Англией.
В конце XV в. великий князь московский и государь всея Руси Иван 3 приказал организовать экспедицию по освоению Урала и Западной Сибири.
В 1483 г в Зауралье военную экспедицию возглавили Федор Курбский Черный и Иван Салтык Травнин. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который находился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они «по-воевали» Югру, захватив в плен нескольких князей. Летописец отмечал: «От Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю».
В конце 1499 г. Иван III вновь отправил рать в сибирские земли. На этот раз их повели московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов, и все они шли на лыжах. Русские воины отправились в практически не заселенную землю. Пройдя по протоку реки Печоры, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским промысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через проход в Уральских горах. Очутившись на Югорской земле, русские отряды направились по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достигли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и захватить в плен 58 человек — князьков, вождей племен, старейшин.
Поняв, что сопротивляться не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, проживающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обратно и вернулись на Русь в 1500 г.
Русские жители побережья Белого моря и Северного Ледовитого океана (поморы)открыли остров Колгуев и проливы, ведущие в Карское море, достигли Новой Земли, подошли к Медвежьему острову и восточным берегам архипелага Шпицберген.
Афанасий Никитин, купец из Твери, считается первым русским торговцем, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы). Цели путешествия Афанасия Никитина: коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути. В 1468 г. Никитин с товарищами снарядили два судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, т. е. пушнина. Поход был описан в книге «Хождения за три моря». Во время «хождения» Никитин посетил Персию, Аравию, Индию и Африку.
- Каковы общие и различные черты для России и стран Европы и Азии значение географических открытий 15 века, (цели, средства, итог).