СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по роману Б. Васильева "В списках не значился"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения в 9-м классе по роману Б. Васильева "В списках не значился"

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 9-м классе по роману Б. Васильева "В списках не значился"»

Урок внеклассного чтения в 9 классе по роману Б.Васильева «В списках не значился»

Цели урока:

1)Продолжить знакомство с произведениями о ВОВ.
2) Учить анализу художественного произведения.
3) Воспитывать интерес к истории страны.
4) Воспитывать чувство патриотизма, эмоционально воздействуя на учеников, погружая их в события начала ВОВ, заставляя задуматься над истоками мужества целого поколения людей, которое отдало свою молодость, счастье, любовь, жизнь за свободу страны.

Оборудование:

-портрет Б. Л.Васильева,

- тексты романа Б. Л. Васильева « В спичках не значился». ( Жанр произведения трактуется по-разному: роман, повесть).

- презентация фотографий Брестской крепости.

Использованные технологии: Технология критического мышления, ИКТ- технология.

Предварительная работа:

1. Самостоятельное чтение учащимися романа Б. Васильева «В списках не значился».

2 Исследование учащимися документов об обороне Брестской крепости.

3.Сообщение о Б. Васильеве.

Ход урока.

На доске записаны два эпиграфа (из произведения «В списках не значился»):

Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – ее последняя капля.

…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они погибли.

  1. Вступительное слово учителя

1.- Как вы понимаете слово ВОЙНА? Ваши ассоциации.

Запись на доске

ВОЙНА – борьба, вражда, вооружение, смерть и т.п.

- Посмотрите значение этого слова в толковом словаре.

2. А сейчас я вам зачитаю философское размышление публициста Николая Александровича Бердяева о ВОЙНЕ.

Жизнь в этом мире есть борьба. Война — одна из благородных, хотя и ужасных форм борьбы. Во имя жизни ведется война и служит она полноте жизни. Цель войны — мир и объединение. Войны были могущественнейшим средством объединения человечества. Через войны разливались народы по поверхности земли. Война не может быть только добром или только злом, в ней есть и великое добро, и великое зло. Война говорит о трагизме жизни в этом мире.

- Как вы поняли слова публициста?

2. Работа с произведением

Сегодня мы обсудим с вами роман Б. Васильева « В списках не значился», за который автор был удостоен Государственной премии имени А. Фадеева.

1. Слово об авторе романа Б. Васильеве.

Одно из лучших произведений вы прочитали дома.

  1. Задания по группам

1 группа – Дать историческую справку о Брестской крепости. В романе Б.Васильева обращаем внимание на то, какое впечатление произвела крепость на Николая Плужникова: “Коля с нетерпением ожидал увидеть нечто вроде Кремля. Но впереди зачернело нечто бесформенное…никаких стен и башен”. Демонстрируются фотографии крепости.


2 группа - Рассказывают о лейтенанте Плужникове в самом начале повести: сколько ему было лет, объясняют, почему Б.Васильев дает точную дату его рождения:12 апреля 1922. Обращают внимание учеников на стенд “Лицо поколения”, на изображение юного лейтенанта. Каким он был Коля Плужников, московский юноша, не успевший завести девушку, толком попрощаться с мамой? Вглядитесь в фотографии, сделанные перед войной. Это очень разные люди, но это лицо поколения, принявшего на себя удар фашистов.


3 группа - Ребята рассказывают о жизни Плужникова до войны. Анализируют его первый серьезный поступок: отказ от продолжения службы в училище с последующим карьерным ростом (через три года мог бы поступить в академию): “ Я считаю, что каждый командир должен сначала послужить в войсках”. И это не просто красивая фраза, это глубокое убеждение еще совсем молодого человека, который доказывает его в первые часы войны. Страха нет, просто нет времени испугаться, но есть долг, есть осознание того, что он, командир, должен быть примером, поэтому Плужников даже стесняется пригибаться под осколками, чтобы солдаты вдруг не подумали о его страхе.

Что такое в списках не значился?

  1. Беседа с классом.

- Что же обеспечивает жизнь внутри крепости при подобном оснащении?

Учитель: «Война есть противное человеческому естеству состояние»,- писал Л. Н.Толстой., и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека. В романе Б. Васильева «В списках не значился» прослеживается, прежде всего, традиция «Севастопольских рассказов»:

-Вы увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти. » Как и Толстой, Васильев показывает неизбежную на войне смерть. «Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя».


- Какие страницы романа произвели на вас особое впечатление?

- Какие сцены вызвали у вас чувство возмущения, негодования?

Учитель: В этом году весь мы отмечаем71 год со дня окончания самой страшной войны 20 века.

-Нужно ли, спустя годы, говорить о тех событиях?

Ответы детей.

В заключении звучит песня « Поклонимся великим тем годам» в исполнении И. Кобзона.


  1. Итоги урока

1.- Каким вы представляете мир будущего? (защита проекта)

2. Написание синквейна « Война и мир»

3. Слово учителя

-Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, смерть и страдания миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, перед будущим, мы должны помнить о войне, о мужестве и героизме прошедших её дорогами.

- Конечно, мы живем в мирное время. Но о войне забывать нельзя. Война - страшное слово. Война – это страдание матерей, сотни погибших, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Мы о войне знаем из книг, из художественных и документальных фильмов, но и нам жутко. Помнить о подвиге наших солдат, о том, что наш народ освободил мир от фашизма необходимо.

- Бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. И книга Б. Васильева помогла нам еще раз почувствовать свою принадлежность к истории России.

Обзор книг О Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

4.Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Понравилось ли вам произведение?

- Понравился ли вам урок?

5. Выставление оценок

-Самооценка, взаимооценка.

5. Домашнее задание. Сочинение – размышление «Современные герои – кто они?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!