СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока внеклассного чтения на тему "Нравственные проблемы в повести А.Алексина "Безумная Евдокия". Работа в группах (9кл.)

Просмотр содержимого документа
«урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"»

Я и мы, я и другие ( по повести А. Алексина « Безумная Евдокия»)

Цели урока: способствовать нравственному становлению личности подростков; обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести, развивать умение выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; создавать условия для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником


Приложение: презентация

1. Вступительное слово учителя (слайд№1)

 Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. В наши времена высокий смысл существования человека стал исчезать. Это только кажется, что человеку не нужны идеалы. Не может человек жить бессмысленно. Тело тренировать все горазды. Как душу тренировать?

2. Формулирование уч-ся темы и цели урока

-Что хотели вы обсудить на уроке? Какие вопросы задать себе и одноклассникам, ровесникам, родителям, учителям? (Слайды№2-3)

Обобщение учителя: Кто я среди других, соотношение Я и МЫ. Сегодня на уроке мы будем обсуждать нравственные вопросы этого произведения. Ответим на вопрос: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей. ( Обращение к слайду №4: мои определения некоторых человеческих качеств)

  • Нравственная глухота

  • Душевная тонкость

  • Мудрость

- Какие свойства характера вы ставите во главу угла? Какие цените больше всего в людях, а какие считаете недостатками, не приемлете?

- Готовясь к экзамену, мы пишем сочинение-рассуждение. Большинство выбирает 3-й вариант: дать определение качества характера, прокомментировать нравственную проблему. Чаще всего испытываете трудности с подбором аргументов, особенно 2-го (из личного опыта). Я всегда предлагаю вам обращаться к литературным произведениям как к проверенному временем опыту человечества.

3. Обсудим смысл названия. (Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)

4. Обсуждение нравственных проблем повести. (Работа в группах)

I группа

1. Какою вы увидели Оленьку? 

2. Что было главным желанием жизни родителей Оли?

3. Эта история случайность или закономерность?

4. Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

II группа

1. Какою вы увидели Надю? 

2. Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю?

3. Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?

4. Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

III группа

1. Какою вы увидели Евдокию Савельевну? 

2. Кто в повести одинок? Причины этого одиночества?

3. Объясните смысл детали «старомодная шляпа с отвислыми полями».

4. Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

IV группа

1. Каким вы увидели отца? 

2. Как учительница относилась к талантам? А вы как относитесь?

3. Алексин говорит нам о том, что не следует завидовать достижениям других людей. Что такое зависть?

4. Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

5. Вычленение проблем. Игра «Закончите фразу» ( слайд№5)

Отцы и дети

Учитель и ученик

Личность и толпа

Одиночество

«Тот, кто хочет быть первым, обречен на …» (одиночество)

« Не воспринимайте чужой успех, как …»(большое личное горе)

« Они должны уметь плакать. Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка…» (болит у кого-то другого)

6. Домашнее задание: подготовиться к сочинению-рассуждению «Что такое…?» (Нравственное качество вы должны подобрать сами) Слайд№6

7. Обобщающая беседа

- Проблемы, поднятые А.Алексиным, общечеловеческие. Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи.

- Почему Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца. (Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений)

- Известно, что живой человеческий характер Л.Н.Толстой представлял в виде дроби, в числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Слайд№7

- Чтобы становиться совершеннее, нравственно чище, что человек должен постоянно увеличивать, наращивать, а что всячески укорачивать?

8. Итоговая рефлексия











Личностные результаты: осмысление художественно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своего отношения к идеалам автора, пониманию собственной и чужой позиции

Метапредметные результаты изучения предмета: умение понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Предметные результаты:

понимание ключевых проблем изученных пр-ний;

понимание связи литер.пр-ний с эпохой их написания, выявление заложенных в них нравственных ценностей и их современного звучания;

умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литер.пр-ния, характеризовать героев, сопоставлять их

Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в начале урока, обучение в малых группах– личностно-ориентированная технология

Технология развивающего обучения – активная мыслительная деятельность каждого ребенка в течение всего урока, обеспечение эмоциональной сопричастности уч-ся к собственной деятельности и деятельности других, рефлексия и самоконтроль в процессе деятельности






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!