СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок внеклассного чтения в 11 классе. Надо ль быть «любее любой»?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – размышление по рассказу В.Распутина «Женский разговор»

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения в 11 классе. Надо ль быть «любее любой»?»

Урок внеклассного чтения в 11 классе

Надо ль быть «любее любой»?

(Урок – размышление по рассказу В.Распутина «Женский разговор»)

Стебенькова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Энгельсского района Саратовской области

Цели урока: помочь учащимся осмыслить сюжет произведения, обеспечить понимание

идейной нагрузки рассказа благодаря анализу текста; содействовать

повышению учебной мотивации в изучении творчества В.Г.Распутина, развивать

навыки аналитического чтения прозаического текста, монологической речи, умения

сопоставлять и сравнивать, выделять главное, делать выводы, излагать свои мысли

последовательно и выслушивать мнение товарищей; способствовать осуществлению

задач нравственного воспитания учащихся через слово Мастера.


Техническое обеспечение урока: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация,

созданная в Microsoft Power Point.


Ход урока


1. Этап актуализации знаний. Подготовка к исследованию.

Коммуникативная атака.

В 2010 году артисты иркутского театра показали жителям четырех французских городов театральную постановку по рассказу Валентина Распутина на французском языке. Перед тем как отправиться во Францию, актеры несколько месяцев учили французский. Постановка удалась - зрители плакали, а по окончании устроили овацию. «Вы так похожи на мою итальянскую бабушку. Вам веришь!» – призналась артистам одна из зрительниц после спектакля.

Рассказ Распутина, по которому был поставлен спектакль, назывался «Женский разговор». Напечатан он был в 1995 году в журнале «Москва». За него, а также за рассказы «В больнице», «В ту же землю», напечатанные в журнале «Наш современник», писатель в конце 1996 года получил Международную литературную премию в Италии.

2. Этап выдвижения рабочей версии исследования

Посмотрите на творческое название нашего урока. Как вы его понимаете? Что, по - вашему, станет предметом исследования на уроке?

- Работа с эпиграфом

Целомудрие дочери дороже мне жизни и собственной чести.

А. В. Суворов.

Быть женщиной – великий шаг.

И. А. Бунин

Человек есть деятельный участник своих истин

А. Ухтомский

Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия…

Свт. Иоанн Златоуст



Какое из высказываний более подойдет для эпиграфа к сегодняшнему уроку, предстоит нам определить к концу нашего разговора.

3. Этап исследования текста рассказа

Постройте ассоциативный ряд к слову «разговор», чтобы открыть его смысл

Беседа, диалог, обмен мнениями, мыслями, соразмышление, сопереживание.

Что, на ваш взгляд, означает эпитет «женский» в данном сочетании? Это разговор кого или разговор о чем?

Это разговор о сохранении материнского предназначения женщин на земле.


Разговор героинь ориентирован на три временные плоскости:

Прошлое: молодость бабушки Натальи, замужество, военное лихолетье, послевоенные годы

Настоящее: беда, случившаяся с внучкой

Будущее: дальнейшая судьба Виктории…


Художественное пространство рассказа:

Ангарская деревня с затопленными лугами и полями, с порушенным «за- ради

электричества» (строительства Братской ГЭС) вековечным порядком .

- Какие глаголы используются автором при описании деревни?

Глаголы с негативной семантикой: «сковырнули», «свалили», «порушили»

Далее пространство локализуется: изба «за беленькими занавесками в два окна, глядящих на

Ангару»- символ уюта, покоя, исцеления.

Внучка второй месяц «мается» у бабушки. Она отправлена отцом «на выселку», на перевоспитание.

- Какие предложения используются автором для описания беды, случившейся с Викторией? Для чего?

Предложения односоставные: «пришлось делать», «пока хватились», «выхватили из

карусели»- передают драматизм сложившейся с героиней ситуации.


Работа в группах

Каждый руководитель группы получает лист оценки эффективности работы участников группы. Самооценку выставляют члены группы. Система оценивания: 0 – 2 балла


Участник группы


(Ф.И.)

Активность и

результативность работы

Умение агрументированно доказывать своё мнение.

Умение сотрудничать

Умение адекватно реагировать на рекомендации руководителя группы

Само-

оценка

количество баллов






































Группы

Задача

Выводы, к которым должны прийти ученики

№ 1

Рассмотреть образ Вики


1.По какой причине оказалась Вика в деревне у бабушки? (история девочки)

2.«Затаенная какая-то девка, тихоомутная». Дайте оценку характеру Вики.

3. Какой вопрос больше всего волнует Вику, не дает ей заснуть?

4.С какой интонацией говорит Вика: «Все теперь не так»?

5.Есть ли у Вики «своя правда»? Какая она?


Внучка Вика – это рослая, налитая девка шестнадцати лет, но с детским умишком: «головка отстаёт», как говорит бабушка, «задаёт вопросы там, где пора бы с ответом жить», «скажешь – сделает, не скажешь – не догадается». «Затаённая какая-то девка, тихоомутная»; в городе «связалась с компанией, а с компанией хоть к лешему на рога». Бросила школу, стала пропадать из дому. И случилось то, что должно было случиться: Вика забеременела и сделала аборт. Теперь её «на перевоспитание» отправили к бабушке, «пока не опомнилась». Вика – «затаённая какая-то», - говорит сам автор, это заметно и по её речи. Говорит она мало, фразы короткие, решительные. Часто говорит нехотя. В её речи много современных слов: лидер – человек, ни от кого не зависимый; целомудрие – строгая нравственность, чистота, девственность; рифма – созвучие стихотворных строк; целеустремлённая – имеющая ясную цель.

В ответ на рассуждение бабушки Вика с насмешкой и уверенной интонацией говорит, что «всё теперь не так». «Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «она ни от кого не зависит, а от неё все зависят, все бегают за ней, обойтись без неё не могут».

Хотя Вика думает, что это её правда, но по словам автора, «какая может быть правда у шестнадцатилетней девушки». «Упрямится, и только. Как и во всяком недозрелом плоду кислоты много»


№ 2

Рассмотреть образ бабушки Натальи


  1. Какой предстала перед вами бабушка Наталья? Кратко перескажите ее историю.

  2. Легко ли вспоминать бабушке? Почему она не сразу торопится с ответом?

  3. Чем определяется возраст человека, почему бабушка говорит: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит»?

  4. Что, с точки зрения бабушки, должно сохраняться в женской судьбе, несмотря на перемену всех чувств жизни?

  5. Какой вы представляете себе Наталью в молодости и старости?


Бабушка не торопится с ответом. Свой рассказ она начала без радости, так как ей трудно вспоминать и говорить, что с первым мужем она легла невенчанная, ведь тогда и церквей не было, их всех «посбивали». Своим женским сердцем она в Николае увидела надёжного мужа, друга. Об этом говорят следующие выражения: «За ним легко было жить», «Он был мужик твёрдый», «Меня, если по – ранешнему говорить, любил».

А история со вторым мужем была особой. И любовь была особенная. Так как бабушка поняла, что он без неё долго не протянет. Ведь он был другом Николая, а к ней пришёл с войны больной, по просьбе Николая, погибшего на его руках. Это было милосердием, заботой о другом человеке. И бабушка так и говорит об этой любви: «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала». Она на фронт проводила одного, встретила другого, и два человека для неё слились в единое целое.

Женщина должна быть мудрой, целомудренной: она должна оставаться чистой, нетронутой. Должна оберегать себя для одного суженого. Бабушка говорит, что «целеустремлённые» были и в её время. Она их сравнивает с гончими, которым дадут понюхать цель, а они гонят и гонят её, покуда сами из себя не выскочат

«Молода совсем, аккуратная, улыбистая», «солнышко играет», «сноровистая, трудолюбивая, ласковая – это в молодости.

В старости: забавная, со своей философией жизни, работящая, суровая, много пережившая, одинокая, праведная.

О себе бабушка говорит так: «Я древняя старуха, столько годов прожила, что на две могилы хватит».

.

№ 3

Рассмотреть роль пейзажа в рассказе

1.Какова роль пейзажа в начале произведения?

2. Какую роль в рассказе автор отводит пейзажу «лунной морозной ночи». Какие средства выразительности он использует?

3. Значение пейзажа в финале.

Пейзаж в начале рассказа вводит нас в текст и концентрирует наше внимание на место и время описываемого. По описанию пейзажа мы узнаём, что событие происходит в сибирской деревне, на берегу Ангары. В марте. Весна входит в разгар. Днём солнышко ярко светит. В природе всё гармонично и красиво. В начале рассказа пейзаж полностью противопоставлен состоянию героев рассказа. Глядя на природу, не хочется думать, что в жизни у людей не всё гладко и красиво.

Картину пейзажа за окном мы видим глазами бабушки, которая хочет понять внучку и объяснить ей на своём языке суть жизни, но ещё ничего не доказала: внучка замолчала со своей правдой, а бабушка со своей.

Бабушка одинока со своей правдой и месяц на небе тоже одинок. Бабушке холодно от недосказанного, как избам за окном, сидевшим криво под ночным холодом.

Земля за окном показалась бабушке сиротливой и такой бедной, и ей стало совсем не по себе.

( Антитеза, параллелизм, метафора)

Представление результатов исследования

Проследите от начала к концу рассказа, как меняется отношение Вики к разговору с бабушкой

( раздражение, нежелание вести беседу, досада, заинтересованность, интерес, нетерпение).

Найдите те места в тексте, когда диалог прерывается. Подумайте, почему?

- Кто каждый раз возобновляет разговор? Что так тянет девушку к бабушке?

Выходит, Вика у родителей не получила ответов на свои вопросы? Почему, по-

вашему, в рассказе ни слова не упоминается о маме?

Учитель: С какой любовью Валентин Распутин отзывался о своей бабушке, принимавшей горячее участие в его воспитании: «Моя бабушка, Марья Герасимовна, не просто помогла мне, а всю себя отдала, вместе с говором, характером, судьбой, мышлением, чтобы я мог написать своих старух. Ни с кем в жизни я не разговаривал с таким интересом и с такой пользой, как с нею, особенно когда повзрослел, а она слегла, и торопиться ей стало некуда.

И когда упрекали меня в том, что старухи мои якобы слишком умничают, всегда хотелось ответить: «Да знаете ли вы наших деревенских стариков? Нет, вы их не знаете».

Наедине с природой и трудами они всю жизнь при истине и Боге, они не распылили и не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по пустым весям, учениям и страстям».


Посмотрите, как говорит героиня о важных жизненных понятиях

Потрата – тратишь, отдаешь часть самого себя.

Целомудрие – мудрие, мудрость.

Твердый мужик – основательный, умеющий принять на свои плечи основательную тяжесть, такой человек – основа семьи, не изменяющий взглядов, думающий обо всех.

Не по обнюшке – т.е. основательно, зная друг друга и любя.

Раскол в ей, терния – значит, нет в человеке главного, на него нельзя положиться, плохо рядом с таким.

Любее любой – так говорит Николай о женщине, которая умеет себя сохранить для мужа и отдать себя всю, всю любовь и нежность.

Целеустремленная – это самые разнесчастные бабы, похожие на гончих собак, которые гонят по жизни, никого и ничего не замечая.

Учитель: Улыбистая, говорит Наталья о себе. «Во мне солнышко любит играть, а я уж про себя знала и набиралась солнышка побольше.» Солнечный, светлый человек Наталья.

Бабушка Наталья хочет, чтобы внучка собрала себя, сохранила по капельке, подготовила себя к замужеству

О чём ведётся разговор?

Если обобщить, то можно ответить так: о женском счастье.

4. Дискуссия о назначении женщины и смысле любви.

1. Каково назначение современной женщины?


Мнение Вики

Мнение бабушки

Лидер, всегда впереди

Гончая, кому она нужда

Сильная

Не надо сильнее, надо любее

Целеустремлённая

Рот разинешь-так и стрелют, в самую цель.

Живет не обязательно со своим мужем - это не главное

С мужем своим не живет? Совсем полная воля, как у собак


Выступление «социологов» с результатами анкетирования, проведенного до урока

2. Хотели бы вы стать женщиной-лидером или чтобы с вами по жизни шла женщина-

лидер?

3. Какое место в жизни современной женщины занимает любовь? Сравните точку зрения Вики и бабушки



Мнение Вики

Мнение бабушки

У вас способов не было?

Любовь была другая, ранешная, она куски, как побирушка, не собирала.

А ты уж его полюбила?

Не егози. Это у вас – раз, и готово

Целомудрие? Ой, да кто сейчас на это смотрит!

Это не про вас. Ты – то с лёжи супружьей поднялась искриночкой, звездочкой…


4. Словарная работа

Что значит целомудрие?

- Составьте синонимический ряд к этому слову

Невинность, непорочность, чистота, скромность, красота, телесное и духовное

здоровье

- Подберите антонимы к этому слову.

Антонимический ряд: распущенность, вседозволенность, развращенность,

нечистота, противоестественность, разнузданность…


Выступление «лингвистов»- двух заранее подготовленных учеников.

В переводе с греческого «целомудрие» означает «целое, здоровое, неиспорченное, то есть цельность всего человеческого существа».

С.И. Ожегов Целомудрие – строгая нравственная чистота.

В.И. Даль: Целомудренный – сохранивший себя в девственной или брачной чистоте, непорочности.

Философское определение понятия

По мнению Андрея Кураева (диакон, профессор богословия), целомудрие – это не просто образ сексуального поведения, это умение всегда действовать из своей глубины, не отдаваясь на волю поверхностных, сиюминутных влечений, это постоянная верность самым светлым минутам своей жизни.

Понятие целомудренности в сознании русского человека имело чрезвычайно глубокий смысл, связывали это понятие не только с телесным, но и духовным самосохранением, с нравственным самочувствием. П.А. Флоренский писал: «По своему этимологическому составу греческое слово «целомудрие» указывает на здравость, неповрежденность, единство и вообще нормальное состояние внутренней духовной жизни христианина, цельность и крепость личности, свежесть духовных сил, духовную устроенность внутреннего человека».

«Целомудрие – это та купина, которая горит огнем благодати, не сгорая. Целомyдpие не только совместимо с бpаком, целомyдpие является основой бpака, когда два человека могyт дpyг на дpyга смотpеть и видеть взаимнyю кpасотy как святыню, котоpая им довеpена и котоpyю они должны не только сохpанить, но довести до полного совеpшенства», - утверждал Митрополит Антоний Сурожский.

Целомудрие – это чистота ума и сердца, чистота мыслей, поступков, это определенный тип мировоззрения, целостное отношение к миру, необходимое нравственно-психологическое условие для прочного брака и счастливой семьи. Быть целомудренным – значит мудро охранять свою душевно-телесную целостность, непорочность и чистоту.

Расхлябанный – распущенный, своевольный, дерзкий, живущий по своей воле, не имеющий нравственных ориентиров.

Сневестить – сберечь духовную и телесную чистоту.

Подберите синонимичный ряд к просторечному глаголу «сневестить».

Исконная этимология слова «невеста» - девушка, не ведающая порока, греха блуда.

Потрата – потеря, убийство, горе, смерть, безобразие, боль, слезы, страдание, увечье…

Устои – вековой порядок, уклад, непреходящие, вечные ценности, нравственные правила, духовные идеалы.


5. Что значит в русской традиции быть замужем?

(жить «за ним», за мужем)

6. Что оценила, увидела женским сердцем Наталья в Николае?

(за ним легко было жить; мужик твердый, но не упрямый)

7 . Что, по-вашему, есть любовь? Какой закон «ранешной любви» открывает бабушка внучке?

«Это я ему нужна, без меня он не протянет». Это милосердие,

поэтому заботиться, жалеть, отдавать, терпеть, сберегать, сохранять – это

значит любить

8. Дайте пояснения, комментарии к словам бабушки Натальи о любви


Цитаты

Комментарии, пояснения

1. «Всё честь по чести, по закону, по сговору,

а не по обнюшке».

ТАК должно быть. Это жизненный принцип.

2. «Рядом было то, что могла она сказать, искать не надо». «К нему прижаться потом надо, к родному – то мужику, к суженому – то». «Свой он и есть свой».

У каждой женщины должен быть свой единственный, родной, любимый.

3.»С лёжи супружьей поднялась искриночкой, звёздочкой, чтоб ходить и без никакой крадучи светить. Ты хозяйка там, сариса». «Чуть что не так – вспомнится ей, выкорится, что надкушенную взял. Будь она самая добрая баба, а раскол в ей…»

Как важна женская честность! Важно, чтобы у мужа не было возможности попрекнуть жену прошлым.

4. «У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья. Я его до каждой чутельки знала».

Только любящие могут понимать друг друга без слов.

5. «Любовь была, как не быть, да другая, ранешная, она куски, как побирушки, не собирала».

Настоящая любовь, когда нужно заботиться, отдавать, терпеть, сберегать и сохранять. Любовь гордая, достойная.

ВЫВОД: В рассказе столкнулись две правды: Вика считала, что "сейчас важно, чтобы женщина была лидер", "та женщина ценится, которая целеустремленная", имеющая сильный характер, бабушкина "определяла" женщину как хозяйку, мать, хранительницу семейного очага, домашнего тепла. Берегиня. У древних славян этим славным именем почитали женщину. С точки зрения бабушки, в женской судьбе, несмотря на перемену всех устоев жизни, должно сохраняться  целомудрие: не надо женщине быть сильнее, "надо любее, любее любой".

Работа в парах.

Состоялось ли женское счастье бабки Натальи? Выведите формулу ее женского счастья.

Как быть «любее любой»?

Женское счастье





Встреча Любовь Свадьба Близость Ребенок


ВЫВОД: Весь ход ее воспоминаний подводит читателя к пониманию нравственных устоев жизни – основанных на традициях народной культуры и сохранении материнского предназначения женщины на земле.

Как бы ни менялась жизнь, как бы ни менялись женщины, а законы нравственности остаются

одни.

- Кому, по-вашему, больше нужен состоявшийся разговор, бабушке или Виктории?

( Обеим)

Роль разговора


Для бабушки

Для Виктории


  • передаёт свой жизненный опыт, взгляды на жизнь;

  • поддерживает внучку, вселяет в неё уверенность;

  • создаёт основу для дальнейшей жизни – «устою», как она говорит сама.



  • осознание своего «я»;

  • осознание своего назначения на земле;

  • начало новой жизни



«Неспокойно засыпала девочка – подёргивались, одновременно вздрагивая, плечи, левая рука, ища гнезда, оглаживала живот, дыхание то принималось частить, то переходило в плавные неслышные гребки».

( затронул разговор Вику, взволновал)


6. Домашнее задание (на выбор)

  • написать письмо бабушке от лица Виктории, вернувшейся в город

  • передать воображаемый диалог бабушки Натальи с сыном


7.Чтение заранее подготовленными учениками отрывков из стихотворений Э.Асадова «Свободная любовь», «Не надо кидаться в любые объятья»; «Банкроты»

* Как вы поняли точку зрения поэта по поводу свободных отношений между юношей и девушкой?

* Почему, по мнению автора, молодые люди обанкротились, т.е. растеряли самые лучшие качества?

8.Рефлексия

* С какими мыслями уйдете с урока?

* Перед вами в виде наставлений представлены слова поэта Э.Асадова и народная мудрость. Выберите, на ваш взгляд, самые важные, значимые и запишите в тетрадь.

- Не надо кидаться в любые объятья

-Береги честь смолоду

-Имей гордость и чувство собственного достоинства

-Уважай себя, чтобы и другие тебя уважали

-Не позволяй унижать, оскорблять себя

-Чувственность без настоящих чувств –

Это театр, лишенный искусств И ставший вдруг балаганом.

-… один поцелуй с любовью Дороже, чем тысяча без любви!

- Не бойтесь показаться немодным в любовных отношениях

- Гордость, достоинство, целомудрие, честь всегда относятся к разряду вечных ценностей.

* (Обращение к эпиграфу). Какое высказывание более подойдет в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку

( Обмен мнениями)

Слово учителя

Каждый человек хотя бы раз задумывался над вопросом: «Зачем я появился на свет?»

Народная мудрость гласит: «Посади дерево, вырасти ребенка, построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и уже дан ответ на поставленный вопрос. «Построй дом» - не просто жилище, а храм своей души, выпусти на волю то божественное начало, которое заложено в тебе от рождения, не загуби его невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, ленью, ложью, то есть бездуховностью.

Река жизни, по которой мы вместе проплываем в настоящее время, превратится в застойное болото, если ее главный исток – духовность – будет замутнен ложными ценностями и целями. Остановись, подумай! А как построить «дом», не жилище, а храм своей души, чтобы была у тебя «хорошая часть»? На память приходит «Домострой», памятник древнерусской литературы, где в главе «Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить» пишется: «…не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, не посягать на чужое, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла». Как важно найти ту опору в себе, которая не даст растерять лучшее «на дороге жизни».

Себя надо готовить к жизни «устоятельной», как говорит бабушка Наталья, потому что без «устоя так тебя потреплет, что и концов не найдешь»

Вот мы и вернулись к истокам народной мудрости. Стоит ли пренебрегать тем, что проверено временем?! Ведь должно же быть в жизни что-то неизменное, устоявшееся, вечное, как звезды…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!