СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - виртуальная экскурсия «Исторические памятники Донбасса».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке происходит ознакомление с памятниками истории Донбасса, его известными  архитектурными сооружениями,  деятелями культуры, которые сделали вклад в отечественную и мировую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Урок - виртуальная экскурсия «Исторические памятники Донбасса».»

Урок - виртуальная экскурсия «Исторические памятники Донбасса».

Цель урока:

- учебная – расширение и обобщение знания обучающихся о памятных местах Донбасса, архитектурных сооружениях и выдающихся личностях;

- развивающая – развитие интереса обучающихся к историческому, культурному наследию Донецкого края; развитие образного мышления, памяти;

- воспитательная – воспитание любви и уважения к историческому и культурному наследию родной земли.

Компетентности: формирование

- информационно-коммуникативной компетентности через применение информационно-коммуникативных технологий на уроке;

- общекультурной - через приобщение обучающихся к достижениям человеческой культуры;

- социальной – через формирование способности личности продуктивно сотрудничать в команде;

- предметной – через приобретение определённых знаний по теме урока в пределах содержания предмета «Гражданское образование».

Задачи урока:

- выполнение обучающимися по ходу экскурсии самостоятельной работы;

- ознакомление с памятниками истории Донбасса, его известными архитектурными сооружениями, деятелями культуры, которые сделали вклад в отечественную и мировую культуру.

Ожидаемый результат: формирование гордости за сопричастность к истории родного края, способности самореализации, осознания ответственности за судьбу страны и интереса к отечественной истории.

Тип урока: интегрированный урок.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Инструментарий: интерактивная, мультимедийная доска, презентация (Приложение 1), компьютеры, тетради, задания.

Ход урока:

I. Организационный момент. Проверка присутствующих на уроке обучающихся и готовности их к уроку.

II. Основная часть.

1.Мотивация учебной деятельности. ( Слайд №1).

Учитель. Донбасс! Моё Отечество-Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся на виртуальную экскурсию по местам рабочей чести, мужества и славы нашего региона, вспомним о тех, кто беззаветно любил нашу землю и завещал любить ее и нам.

2. Актуализация знаний обучающихся.

Но прежде, чем мы начнём нашу экскурсию, предлагаю вам актуализировать свои знания, выполнив на компьютере следующие задания:

(Слайд№2).1). Выбрать правильное утверждение:

- памятник – всё, что сделано для облегчения памяти, для того, чтобы помнить, не забыть что-либо;

- памятник-это произведение искусства, созданное для запечатления памяти о событиях и людях;

- памятник-это объект, составляющий часть культурного наследия народа, страны;

- все утверждения верны.

(Слайд №3). 2). Из перечисленных памятников выбрать те, которые относятся к видам городских памятников:

- памятники письменности;

- обелиск;

- статуя;

- памятник монументального искусства;

- бюст;

- колонна;

- памятник истории;

- памятник архитектуры;

- археологический памятник;

- плита с рельефом.

(Слайд №4).3). Учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определённой системе это:

- архив;

- художественный салон;

- музей.

Обучающиеся работают на компьютерах, некоторые из них - на интерактивной доске.

Учитель. Я довольна вашими ответами. Вы показали знания, полученные на уроках художественной культуры, истории, умение работать с компьютером.

3. Виртуальная экскурсия.

Учитель. Запишите тему урока «Исторические памятники Донбасса». Моими помощниками будут экскурсоводы …. Совместно мы готовили экскурсию, которую предлагаем вашему вниманию. Во время просмотра слайдов постарайтесь выполнить задание в тетради: заполните таблицу, указав исторические памятники, города, где они установлены, и события, в память о которых они воздвигнуты. ( Приложение2 )

Первый ученик.(Слайд №5).Наша первая остановка – Памятник рудознатцу, первооткрывателю богатств Донбасса Григорию Капустину. В 1721 году он открыл месторождение каменного угля на Донбассе. Установлен в городе Макеевке.

Колумб Донбасса, русский рудоходец,

Петром Великим послан был в поход

В донские степи там, где углерод

Творит в природе свой круговорот

И застывает в каменной породе.

Сын крестьянский, рудознатец славный

Добыл царю исходный материал, –

То и руда, что вылилась в металл,

И уголь, что никто не добывал,

И элементы для редчайших сплавов.

С тех пор кипит Донецкая земля,

Бурлят и плавятся во чреве её руды,

Крушит титан-народ стальные груды.

И помнят здесь героя подвиг трудный –

Посланника Небесного Кремля.

  Марат Шахманов

(Слайд №6).Основателем Юзовки (нынешний Донецк), создателем донецкой металлургической промышленности, на которой базируется экономическая мощь Донбасса, был английский промышленник Джон Джеймс Юз. Памятник Джону Джеймсу Юзу открыт в 2001 г. в самом сердце студенческого городка ДНТУ…

Донбасс превратился в угольно-металлургическую базу Российской империи.

(Слайд №7).В Донецке на площади «Шахтёрская» установлен памятник шахтёрам, прославляющий их героический труд. Скульптура шахтера, изготовленная для памятника, первоначально была выполнена в форме статуэтки для подарка Никите Сергеевичу Хрущеву. На заводе точного машиностроения были отлиты одна бронзовая и две чугунных статуэтки. Однако подарок не стали делать и статуэтки остались у секретаря горкома Шульгина и главы Совета народного хозяйства Владимира Ивановича Дегтярева. По инициативе Дегтярева на основе этой скульптуры и сделали памятник.  Памятник установлен в 1967 году.

Авторы памятника – скульптор Константин Ефимович Ракитянский и архитектор Павел Исаакович Вигдергауз.

Находится: город Донецк, Киевский район, улица Артема, 155.

(Слайд №8).А в городе Енакиево в благодарность металлургам за их доблестный труд на одной из оживлённых дорог при въезде в город со стороны Донецка воздвигнут памятник-скульптура «Сталевар». 150 лет Енакиево является городом металлургов и поэтому здесь установлен самый известный енакиевский «Сталевар».

(Слайд №9).Тяжёлые испытания выпали на долю жителей Донбасса в период 1932-1933 годов. Об этом нам напоминает памятный знак жертвам голодомора, установленный также в городе Енакиево.

22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была прервана. Фашистская Германия напала на Советский Союз. Война принесла ужасающие разрушения и гибель миллионов людей.

(Слайд №10).Саур-Могила - курган в Шахтёрском районе Донбасса, одна из высот Донецкого кряжа (277,9 м). На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта. Это один из важнейших рубежей в защите нашей территории от врага. Легендарная история о Саур-Могиле, ожившая через 70 лет после победы над фашистами, сегодня зияет дырами в чёрном траурном монументе. Здесь должен побывать каждый, кому интересна судьба и история Донбасса.

(Слайд №11).Нельзя ни склонить головы перед памятью жертв фашистской оккупации. Предлагаю пройти к мемориалу « Шурф шахты №44-бис» в Калининском районе города Донецка. Он стал местом массовой казни гражданского населения немецкими оккупационными властями. Это второе по массовости место захоронения жертв фашизма после Бабьего Яра. Здесь были сброшены тела 75-100 тыс. человек.

(Слайд №12).Среди пострадавших в годы той страшной войны были не только взрослые, но и дети. В городе Макеевке на кладбище в Кировском районе в 2005 году был открыт памятник детям-донорам, погибшим в период оккупации города фашистскими захватчиками. Подобный памятник является единственным в мире.

(Слайд №13). В память о героических днях борьбы с оккупантами за освобождение Донбасса в Киевском районе города Донецка 8 мая 2012 года накануне Дня Победы в подземных сооружениях мемориального комплекса «Твоим освободителям, Донбасс», был открыт музей Великой Отечественной войны. Общая экспозиционная площадь музея составляет 927 квадратных метров.

(Слайд №14).С честью выполнили свой интернациональный долг жители Донбасса и в Афганистане (1979-1989гг.). В честь погибших воинов-афганцев 7 мая 1996 года в парке Ленинского комсомола в городе Донецке была открыта скульптурная композиция «Памятник воинам-афганцам». Авторы памятника - скульптор Порожнюк А. Н. и архитектор - Темкин Е. М. Памятник находится рядом с монументом «Освободителям Донбасса», что символизирует связь поколений воинов Великой Отечественной войны и Афганской войны (1979—1989).

(Слайд №15).Жители Донбасса совершают подвиги и в мирное время. Героический труд шахтёров чтят во всех городах Донбасса. В Макеевке всегда многолюдно возле памятника «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки». Памятник установлен в центре города на отрезке улицы Плеханова между улицей Островского и проспектом Ленина. К памятнику легче всего попасть от центральной автостанции, поднявшись вверх до ул. Плеханова.

Учитель. Ещё есть памятники, поставленные людям за выдающиеся заслуги перед Отечеством. Славится ими наш край! В ходе дальнейшей экскурсии вам необходимо выписать в тетрадь выдающихся людей Донбасса и область деятельности, в которой они прославились. ( Приложение 3)

ВТОРОЙ УЧЕНИК. (Слайд №16).Памятник Иосифу Кобзону, народному артисту СССР, который родился на Донбассе. Установлен в 2003 году в Донецке на площади у Дворца молодёжи «Юность». Открытие памятника было приурочено ко дню города и 66-летию народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Идея создания памятника принадлежит Московскому землячеству донбассовцев. Автор памятника — московский скульптор Александр Рукавишников.

(Слайд №17).Памятник Анатолию Борисовичу Соловьяненко, выдающемуся оперному певцу, родившемуся в Донецке. В Донецке началась его творческая карьера. Выдающийся оперный певец, тенор, актёр. Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Кавалер Ордена Итальянской республики. Установлен 31 мая 2002 года в Ворошиловском районе Донецка, в Театральном сквере возле Донецкого государственного академического театра оперы и балета, который тоже носит имя Соловьяненко. Авторы памятника скульптор Александр Митрофанович Скорых и архитектор Виталий Евгеньевич Вязовский.

(Слайд №18).В Макеевке установлен памятник Ханжонкову, сыгравшему выдающуюся роль в развитии культуры Донбасса. Ханжонков показал всему миру, что Донбасс - это земля не только промышленников, но выдающихся людей в области культуры. Александр Ханжонков – один из легендарных уроженцев Донбасса. Российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссер, сценарист. По оценкам исследователей, по праву считается пионером русского кинематографа. Родился в Макеевке в селе Верхне-Ханжекновский (сейчас Ханжоновка) 8 августа 1877 года. Памятник Ханжонкову представляет собой постамент из гранита. На нем установлен бюст мастера, а по его левую сторону — киноаппарат. Бюст изготовлен из бетона и покрыт серебряной краской, как и сам киноаппарат. Монумент Хонжонкову стал достопримечательностью Советского района Макеевки.

(Слайд №19).В городе Донецке возле спортивного комплекса «Олимпийский» в 1999 году установлен памятник Сергею Бубке. Памятник установлен при жизни Сергея Бубки 29 августа 1999 года. Авторы памятника скульптор Николай Васильевич Ясиненко и архитектор Владимир Степанович Бучек.

Памятник  представляет собой бронзовую скульптуру спортсмена в полный рост, который готовится к выполнению прыжка, высоко держа шест в руках. У правого колена скульптуры пролетающая ласточка. Высота памятника 3,5 метра. Постамент, на котором стоит скульптура высотой 6 метров 15 сантиметров — это рекордная высота, на которую прыгал Бубка (в зале, Донецк, 1993 год).

ТРЕТИЙ УЧЕНИК. Донбасс – не только промышленный, но и культурный центр. Историю Донбасса бережно хранят наши музеи.

(Слайд №20).В 1924 году открыл свои залы для посетителей Донецкий областной (ныне республиканский) краеведческий музей. Музей расположен в Киевском районе Донецка. В его состав включены музей Сергея Прокофьева в селе Красное, музей Владимира Немировича-Данченко в селе Нескучное, музей истории леса в Великоанадольском лесничестве. Музей был создан 17 сентября 1924 года. Инициатором создания музея был преподаватель географии Донецкого горного техникума  А. А. Ольшанченко. Краеведческий музей размещен в здании неподалеку от "Донбасс - Арены". Обширная экспозиция, представленная в 24 залах, насчитывает 120 тыс. экспонатов Очагами культуры, украшением наших городов и улиц являются памятники архитектуры. ( Приложение 4)

(Слайд №21).Перед вами Донецкий театр оперы и балета им. А.Соловьяненко. Здание построено по проекту архитектора Л. Котовского в 1941 году, накануне войны. Монументальное здание выполнено в духе соцреализма, увенчано барельефами и объемной скульптурой. Зрительный зал, потолки и стены театра пышно декорированы лепкой с легкой позолотой…

(Слайд №22).Творческая биография Донецкого музыкально-драматического театра началась в 1927 году. Создателями театра были известные режиссеры Василий Василько и Александр Загаров. Внешне архитектура театра отвечает всем канонам классического древнего искусства. Он напоминает древнегреческий храм, украшенный скульптурой музы трагедии Мельпомены из древнегреческой мифологии (скульптор Ю.И. Балдин).

(Слайд №23).И в эпоху информационных технологий современный человек не может обойтись без книги. Огромным хранилищем книг, научно-информационным и методическим центром Донетчины служит Донецкая республиканская библиотека Н. К Крупской, основанная в 1926 году. Здание, выполненное в стиле сталинский ампир, поражает утонченной красотой и потаенной силой, жизнеутверждающим простором и непревзойденной монументальностью. Такая периметрическая планировка была присуща архитектуре строительства 1930-х годов.

(Слайд №24).Украшением г. Донецка, гордостью жителей Донбасса, центром спортивной жизни Донетчины является «Донбасс - Арена». Футбольный стадион в Донецке построен в 2009 году, в стиле хай-тек, рассчитан на 52 667 зрителей. Находится в парке имени Ленинского комсомола. Открытие стадиона состоялось 29 августа 2009 года — в День шахтёра и День города Донецка. Пятидесятитысячная "Донбасс Арена" - стадион, построенный к Чемпионату Европы по футболу 2012 г. в соответствии со стандартами УЕФА категории Элит (пять звезд). На площади перед "Донбасс-Ареной" установлен мяч-фонтан. 28-тонный шар диаметром 2,7 м крутится под давлением двух струй воды. Считается самым большим вращающимся гранитным шаром в мире…

ЧЕТВЁРТЫЙ УЧЕНИК (Слайд №25).В выходные, праздничные дни жители и гости Донецка любят гулять по его ухоженным аллеям. Излюбленное место их встреч – пальма Мерцалова. Изготовлена без сварки и соединений из целого куска рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным. Создание пальмы было приурочено к шестнадцатой Всероссийской промышленной и художественной выставке промышленных и кустарных промыслов, которая проходила в 1896 году в Нижнем Новгороде. На этой выставке пальма была выставлена как один из экспонатов павильона «Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств». (Копия, оригинал в Санкт-Петербурге).

(Слайды №№26-28).А теперь отправимся к конечному пункту нашей экскурсии – к парку кованых скульптур в Донецке. Он расположен в сквере за зданием Горсовета. Парк кованых фигур основали в Донецке спустя сто лет после триумфа Пальмы  Мерцалова в Париже. В 2001 году мастер декоративно-прикладного искусства Виктор Бурдук стал инициатором создания парка, в котором местные кузнецы-умельцы стали размещать свои работы. Давайте полюбуемся результатом их мастерства.

III. Закрепление и углубление знаний обучающихся.

1.Проверка самостоятельных работ. Обучащиеся озвучивают сделанные записи. Учитель оценивает работу учащихся.

2. Домашнее задание.

Учитель. Наша экскурсия закончена. Она носила обзорный характер. Предлагаем вам оценить её, оставив свои отзывы, впечатления в домашнем сочинении – эссе «Донбасс – ты моя гордость». Хочу поблагодарить экскурсоводов - помощников за проделанную огромную работу в подготовке и проведении экскурсии, вас, ребята, за внимание, проявленный интерес к расширению своих знаний о родной земле.

Безусловно, в течение 45 минут сложно представить всю палитру родного Донбасса, поэтому предлагаю:

Подготовить презентацию по одной из тем:

- музеи населённого пункта, в котором ты живёшь;

- выдающиеся архитектурные памятники;

- места боевой и трудовой славы;

- деятели культуры, прославившие моё Отечество.

IV. Рефлексия.

Учитель. Если вам экскурсия понравилась, и вы хотели бы продолжить такие экскурсии в дальнейшем, подойдите к компьютеру, откройте папку «Экскурсия», выберите соответствующий вашему желанию смайлик. (Приложение 5)

Урок закончен. Всем спасибо.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!