СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе по музыке "Народная музыка американского континента"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе по музыке "Народная музыка американского континента"»

Тема урока: Народная музыка американского континента.

Тип урока: урок углубления и закрепления новых знаний.

Форма проведения урока: урок-путешествие

Цель: формирование музыкальной культуры через приобщение к музыкальной культуре разных народов мира



Эпиграф: Музыка единый всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою».

Бертольд Авербах

(немецкий поэт и писатель)

Планируемые результаты:


Предметные:

Обучающие

познакомятся с историей развития джаза; с отличительными особенностями и характерными чертами блюза, спиричуэла и регтайма;

усвоят понятия: джаз, спиричуэл, блюз, регтайм, импровизация, джазбенд;

узнают имена джазовых музыкантов;

прослушают джазовые композиции «Hello, Dolly» Л.Армстронга, ;

исполнят музыкограмму «Джаз» и песню «Старый рояль из фильма «Мы из джаза».

Метапредметные;

познавательные

обучающиеся проявят умения определять тему и проблему урока, ставить перед собой задачи; работать в команде по усвоению информации о джазовой музыке как яркого и своеобразного феномена культуры XX века;

регулятивные

обучающиеся проявят умение планирования собственной деятельности в процессе исполнениямузыки, проявят наблюдательность, умение сравнивать, анализироватьсоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

коммуникативные–обучающиесяпроявятумениеорганизовыватьучебноесотрудничествоисовместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Личностные:

формирование личностного эмоционального отношения к джазовой музыке; умения высказать и аргументировать собственное отношение к джазу.

Оборудование: ноутбук, презентация, аудио- и видеоматериалы.

Музыкальный материал:

1. «Всё этот джаз» Муз. Гарри Уоррен, сл. Ларисы Долиной - вход в класс.

  1. Л.Армстронг «Hello, Dolly».

  2. Дюк Эллингтон «Caravan».

  3. Старый рояль» сл. А. Иванова, муз. М. Минкова, из фильма «Мы из джаза».

  4. «Музыкограмма «Джаз».

  5. «Всё этот джаз» Муз. Гарри Уоррен, сл. Ларисы Долиной - выход из класса





1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационный момент.

Добрый день, ребята, я рада приветствовать вас на нашем сегодняшнем уроке. Желаю вам успехов и хорошего настроения ! (слайд №1)

(Звучит фрагмент песни « Моя Россия»» )

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ .

Какое слово в этой песне определяет главную мысль? А что такое Россия для вас?
( место, где родился и живет человек.)

Что из себя представляет музыкальное народное творчество России? Из чего оно состоит?

Давайте вспомним народные символы России.

Какая народная песня является музыкальным символом России?

(р.н.п. «Во поле береза стояла») (исполнение 1 куплета песни)

2-е исполнение этой песни в современной обработке (с шумовыми инструментами, с ложками) Что изменилось?(ответы детей)

3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

Народные музыканты, художники, танцоры, зодчие, мастера – золотые руки из века в век стремились запечатлеть в художественных творениях думы и чаяния своего народа, увидеть и понять красоту родной природы, отразить характер и темперамент людей, передать следующим поколениям традиции, сохранить и преумножить духовное богатство нации.

Хорошо, что не похожи
Люди цветом глаз и кожи.
Как прекрасен мир цветной,
Разноцветный, музыкальный

И поющий шар земной»

Какая главная мысль этих поэтических строк?

Правильно, у каждого народа, населяющих наш земной шар, есть свои народные песни и музыкальное творчество.

(звучит музыка). Какая музыка прозвучала? Музыка какого континента?

Совершенно верно, сегодня мы продолжим наше путешествие по американскому континенту (на экране появляется название темы урока).(слайд №2)и тема нашего урока:» Народная музыка американского континента.»

3.2.Постановка учебной задачи.Определение темы и цели урока /сообщение темы урока

(Слад №3)Используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти подтверждение истины, заключённой в словах немецкого писателя и поэта XIX века Бертольда Авербаха: «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою» (эпиграф урока на экране).

У: Исходя из темы нашего урока, -Какую цель вы мы можем поставить перед собой? Что нового вы хотели бы узнать?

Да, ребята, сегодня мы будем говорить о народной музыке Америки, о жанрах и исполнителях .

4. Основной этап. Изучение новой темы.

Как известно, музыка способна перемещать нас во времени и пространстве, и сегодня мы перенесёмся в 20 годы XX столетия. (Слайд 4 )

Американская народная музыка охватывает многочисленные музыкальные жанры. Исторически она сформировалась на базе трех культурных источников: американского, европейского и африканского. Культура каждой из стран двух американских континентов богата своими национальными особенностями, поэтому и музыкальная культура Америки многогранна и разнообразна. Каждый народ вносит в музыку свои национальные черты, отражая характер, особенности быта, нравы и традиции.

Самобытна и оригинальна музыка народов Африки и Северной Америки, давшая развитие особому направлению музыкальной культуры - джазу.(слайд 5) Истоки джаза следует искать в европейской и негритянской народной музыке, вывезенной рабами-невольниками на американский континент.

Вплоть до середины XIX века эта музыка вообще не рассматривалась как искусство, народ не мог понять, что это за шумная музыка, развязные движения и к тому же, музыканты совершенно не умели читать по нотам. Но потом сошлись в одном, все хотели узнать, откуда появилась эта музыка, которая начала стремительно развиваться и через несколько лет обрела мировую славу.

Этот важнейший пласт музыкальной культуры положил начало развитию современной популярной и развлекательной музыки.

Джаз возник в конце XIX - начале XX века в США как синтез африканской и европейской культур и по сей день остается уникальной формой музыкального искусства, которая объединяет расы и национальности и стирает границы между людьми и государствами. (обращение к эпиграфу)

4.1.Освоение теории

Беседа (ответы на вопросы по изученному материалу).


Джаз - Это направление в музыке, которое возникло в конце 19 – начале 20 веков в южных штатах США, путем слияния 2-х культур: европейской и африканской

Основа джаза - импровизация

Характерные черты:

- сложный ритм (синкопированный)

- импровизация

- разговорные интонации

-преобладание медных духовых инструментов

Жанры джазовой музыки: (Слайд №7,8)

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. Негритянский спиричуэл — духовный хоровой гимн, часто сочинявшийся на библейские сюжеты и тексты, Этот жанр религиозного пения и танца, исполнение которого сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, непринужденными телодвижениями.Спиричуэл исполняют коллективно, выражая идеи и чаяния общины. Строится спиричуэл нередко в диалоговой форме (вопрос-ответ), которая характерна для фольклора многих стран.

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. В отличие от спиричуэл, блюз — сольно-песенный жанр. Он драматичен, отражает глубоко личные переживания, повествует о конфликтах, которые возникали в жизни беднейших слоев Америки. Но в блюзе есть и юмор, и ирония, и сатира.

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. в дальнейшем пробивший себе путь на эстрады всего мира. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

Это была развлекательная танцевальная музыка, предназначенная для исполнения на фортепиано. Она сочинялась автором и не предусматривала никакой импровизации.

4.2. Слушание музыки. Работа в группах.

(Звучат небольшие фрагменты блюза, спиричуэла и регтайма. Поэтапно, после прослушивания каждого фрагмента на доске вывешиваются сигнальные карточки: блюз, регтайм, спиричуэл).

Работа по группам – карточки.

(После прослушивания ярких образцов стилей джаза дети описывают характер Джаза.

От Спиричуэла – учтивость, религиозность, важность, горделивость и торжественность.

От Блюза – романтичность, мечтательность, чувственность, нежность.

От Регтайма – весёлый нрав, жизнерадостность, живость характера, экспрессивность.

От Кантри – простота, естественность, сентиментальность, искренность души,лирика.

В настоящее время джаз включает в себя огромное количество стилей и многообразных направлений.

(Слайд №10)Говоря об истоках народной американской музыки, нельзя не упомянуть музыку в стиле кантри, восходящую к сельскому фольклору США.

(Слайд №11) Кантри - В этой музыке - наследие мадригалов, ирландской и шотландской народной музыки. Основные музыкальные инструменты этого стиля — гитара, банджо и скрипка. Для неё характерны простота и естественность, откровенное обращение к чувствам человека. Не случайно песни кантри называют «песнями души». Интерес к народной музыке в стиле кантри не ослабевает и в настоя­щее время. Стало хорошей традицией устраивать песенные конкурсы и фестивали не только в Америке, но и в других странах мира, в том числе и у нас в России.

Молодцы! Вы замечательно справились с заданием и поэтому я вам предлагаю размяться

(Слайд№12)

под композицию «Джингл Белл рок» Впервые была записана и издана молодым кантри-певцом Бобби Хелмсом Сначала эта песня ему не понравилась и он вместе с гитаристом сочинил новый мотив и песня зазвучала по-новому, стала хитом всех американских кантри-чартов.Только назвал он ее «Джингл Белл рок» и презентовал к Рождеству. « Колокольчики звенят»

ТАНЦУЮТ.

4.3.Продолжение изучения нового материала. Слушание музыки. Анализ-интерпретация.

Давайте познакомимся с яркими представителями джазовой музыки. Имена выдающихся мастеров джаза известны во всём мире. Это - Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, певица Элла Фицджералд, Михелия Джексон. Луи Армстронг и другие.

(Слайд №13)Дюк Эллингтон был не только музыкантом и композитором, но и создателем Биг-Бенда, джазового оркестра, так и переводится – большой ансамбль. Давайте познакомимся с инструментами джазового оркестра.

(Слайды №14,15,16,17)

(Слайд № 18)Непревзойдённым «королём» джаза остаётся Луи Армстронг. Он говорил: “Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз”. Действительно, Луи Армстронг играл на трубе неподражаемо. Его труба была способна выразить всё и могла петь как человеческий голос. Представляю вашему вниманию песню «Hello, Dolly в его исполнении в качестве певца и трубача. Обратите внимание на синкопированный ритм, (перенос ударения с сильной доли такта на слабую), на специфическую тембровую окраску голоса и инструмента и определите жанр.

4.4. Кульминация. (Обращение к эпиграфу урока, раскрытие проблемного вопроса, разрешение воспитательной задачи урока, утверждение художественно-педагогической идеи урока).

Как здорово, что сегодня путешествуя по американскому континенту, благодаря джазовой музыке и вашему трудолюбию, мы не только пели, танцевали, но и смогли убедиться в том, что музыка не имеет границ и она не требует перевода. Давайте выразительно прочитаем эпиграф к нашему уроку: «Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою».

5.РЕФЛЕКСИЯ.

Дорогие мои джазмены, наше путешествие по американскому континенту подходит к концу, предлагаю вам написать письмо и сделаем это коллективно.

Письмо пишем. Приложение 2 Какие мы молодцы.

Вот и пришло время возвращаться на Родину-Россию.

(Слайд№20)Ребята, а вы знаете, что у нас в России в 1934 году тоже появился джаз и называли этот оркестр – Теа – джаз, руководителем которого был русский певец Леонид Утесов, ребята у него в коллективе были очень веселые и снялись в фильме «Веселые ребята», а музыку к этому фильму написал композитор Исаак Дунаевский. Песня «Легко на сердце от песни веселой» стала хитом всех праздников и концертов. Давайте ее исполним.

  1. Итог. Ребята, давайте подведем итог, что истоком джазовой музыки является народная песня Именно в народной  музыке народ черпает живительные силы, выражает свое мировоззрение, традиции, обычаи, она является частью истории и жизнью народа.

  2. Выставление оценок.

(Слайд №22)Наш урок закончен! До свидания. До новых встреч!




Песня "HelloDolly!" Луи Армстронга - это песня о том, как радуются возвращению заветного друга - Долли. В ней говорится о счастье воссоединения друзей и о том, что жизнь становится ярче, когда в нее возвращаются особенные люди. Песня выражает радость и торжество от того, что Долли больше никогда не исчезнет из их жизни, и служит напоминанием о том, что старые друзья способны приносить нам настоящую радость. Песня также размышляет о времени, проведенном в разлуке, и в то же время выражает признательность за текущий момент. Энергичная мелодия и ликующий текст создают радостную атмосферу праздника и любви.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!