СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: "Среда обитания. Экологические факторы".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 5го класса на тему "Среда обитания. Экологические факторы"

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: "Среда обитания. Экологические факторы".»

Урок биологии в 5 классе

Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Цели урока: 

Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания, экологических факторах;

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать;

совершенствовать умение работать с учебником;

развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление, устную и письменную речь учащихся.

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;

развивать уважительное отношение к живым организмам, природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, в парах.

Методы организации учебной деятельности:

По источнику изложения учебного материала: Словесные (рассказ, объяснение, беседа); наглядные (рисунки, таблицы, презентация, комнатные растения); практические (решение тестовых заданий, заданий различного характера на закрепление знаний, работа с учебником).

По характеру учебно-познавательной деятельности:

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские.

Технологии: классно-урочная система, проблемное обучение, технологии развития критического мышления, технология учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: рабочие тетради, учебник для 5 класса, рисунки и таблицы с изображением растений и животных, презентация к уроку, дидактические материалы для закрепления знаний, комнатные растения, аквариум с обитателями (в зависимости от оснащения кабинета)

Базовые понятия и термины: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Давайте вспомним, какие условия есть для жизни на Земле?

(Учащиеся: вода, температура, свет, воздух, наличие озонового экрана, и т.д.)

Учитель: Что такое фотосинтез? Какие условия нужны растениям для осуществления фотосинтеза?

(Учащиеся: Дают определения фотосинтезу, называют необходимые условия для данного процесса: вода, углекислый газ, солнечный свет)

III. Изучение нового материала (проблемное изложение).

1. Проблемный вопрос.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд (см. Презентация к уроку). Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, в природе могут ли эти организмы «встретиться» вместе? Почему?

(Учащиеся предполагают: Нет, данные организмы в природе вместе не встречаются, так как приспособлены к жизни в разных средах обитания)

Учащиеся называют, где обитают предложенные на рисунке организмы.

2. Введение определения среда обитания.

Учитель: Итак, вы сами перечислили среды обитания. А как дать определение этому понятию? Что такое среда обитания? (Учащиеся предлагают варианты).

Учитель: Найдите в учебнике определение среды обитания.

Среда обитания - часть природы, в которой обитают живые организмы и взаимодействуют с ней.

Итак, различают следующие типы среды обитания:

- наземно-воздушная,

- водная,

- почвенная,

- организменная.

(Учащиеся под контролем учителя, записывают в тетрадь)

Учитель вместе с учащимися (методом мозгового штурма) дают краткую характеристику средам обитания (Презентация к уроку).

3. Введение понятия экологический фактор, типы экологических факторов.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим, какие факторы влияют на живой организм?

На доске схематически учитель рисует цветок (или другой живой организм). Учащиеся предлагают варианты ответов - факторы, влияющие на данный организм; учитель записывает, стрелкой указывая на цветок.

Учитель: Итак, мы с вами сейчас назвали различные экологические факторы. Т.е. все компоненты живой и неживой природы, по-разному влияющие на живой организм - это и есть экологические факторы.

Учитель предлагает оформить таблицу (или схему) в рабочей тетради.

После заполнения типов, учитель предлагает учащимся примеры экологических факторов, зачитывает в произвольном порядке, для занесения в таблицу; учащиеся сами определяют принадлежность к тому или иному типу; учитель корректирует работу учащихся.

Учитель:

Примеры экологических факторов: насекомые опылители, распашка степей, рельеф, влажность, свет, вырубка лесов, отношения хищник-жертва, осадки, сожительство гриба и дерева, охота, температура, слив в реку бытовых отходов, тип почвы.


Экологические факторы

неживой природы

(абиотические)

живой природы

(биотические)

деятельность человека

(антропогенные)

рельеф

тип почвы

влажность

свет

осадки

температура


насекомые-опылители

хищник-жертва

гриб-дерево




вырубка лесов

охота

распашка степей

слив в реку бытовых отходов


IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция знаний.

Задание 1. Работа с текстом. Вставить в текст пропущенные слова:

Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Различают следующие среды обитания: ____, ____, ____, ____ . Дельфин обитает в __________ среде. Дождевые черви обитают в __________. В наземно-воздушной среде достаточно ______, _____, но недостаток _______ . Температура здесь меняется больше, чем температура в ______________среде. Наиболее постоянные условия в ________ среде.


Ответы: среда обитания; наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная; водной; почвенной среде; кислорода, света, но недостаток влаги; водной среде; организменной среде.


Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;

Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;

В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.


Ответы: А) насекомые - относится к факторам живой природы, остальные - к неживой природе;

Б) испарение - физический процесс, остальное - антропогенные факторы; В) охота человека на медведя - антропогенный фактор, остальное - факторы биотические; Г) ветреная - может быть погода, остальное - среды обитания.


Задание 3. Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки: абиотические, биотические, антропогенные. Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают номера, распределяя в три колонки. Предлагается двум-трём учащимся работать у доски. Затем взаимопроверка задания.

Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви.


Ответы:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

3, 4, 5

1, 2, 8, 10

6, 7, 9


V. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся продолжить одно из предложений на выбор:

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Больше всего мне запомнилось …

Я узнал(а), что …

Учитель: ребята, нарисуйте в рабочей тетради на полях смайлики напротив той информации, которая вам больше всего запомнилась, или понравилась.


VI. Домашнее задание, итоги урока. Учитель объявляет домашнее задание: п. 5 учебника, стр. 19 - вопросы; выучить новые биологические термины.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, отмечает работу класса.







4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!