СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе на тему: Антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:  ·  познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”; ·  расширять лексический запас учащихся. ·  привить любовь к предмету, сформировать умение находить антонимы и использовать их в речи. ·  познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях Задачи: ·  научиться подбирать антонимы к данному слову; ·  научиться работать со словарями антонимов. ·  научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе. Оборудование: презентация к уроку по теме «Антонимы», карточки, картинки, постеры, маркеры Результаты обучения:   Знать: понятие антонимов, их роль в речи. Уметь:  находить антонимы в тексте,  уметь составлять пары слов с противоположным значением, конструировать предложения с  антонимами, уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности  

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе на тему: Антонимы»

Урок в 5 классе на тему: Антонимы

Цели:

·  познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

·  расширять лексический запас учащихся.

·  привить любовь к предмету, сформировать умение находить антонимы и использовать их в речи.

·  познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях

Задачи:

·  научиться подбирать антонимы к данному слову;

·  научиться работать со словарями антонимов.

·  научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе.

Оборудование: презентация к уроку по теме «Антонимы», карточки, картинки, постеры, маркеры

Результаты обучения:

Знать: понятие антонимов, их роль в речи.

Уметь:  находить антонимы в тексте,  уметь составлять пары слов с противоположным значением, конструировать предложения с  антонимами, уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организация начала занятия

  2. Психологический настрой

  1. - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
-  А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по морям и океанам на пароходе. Удачи вам и новых открытий!

Поднять паруса! Полный вперед!

  1. Какие у вас возникают ассоциации со словом море?

  2. Составление кластера

Море ( темно-синее, игривое, шумное, пенящееся, красивое, огромное, таинственное, загадочное)



  1. Повторение изученного материала

Остров «Всезнайка»

Сейчас мы проведем

1. «Морской бой» перед словарным диктантом, а стрелять я в вас буду вопросами

- Как проверить безударный гласный в корне слова?

-Как проверить непроизносимый согласный в слове?

-Как проверить написание парного звонкого и глухого согласного в середине и на конце слова?

- Расскажите о написании –о, -е в корне после шипящих под ударением?

-Расскажите о написании мягкого знака после шипящих у существительных женского и мужского рода?

2. Словарный диктант

Моря, волна, моряк, джонка, кальмар, осьминог, черное, медуза, берега, лещ, кит, штормит, сушь, рыбка, щука, известный.

(Проверка с комментированием)

3. Деление на группы с помощью игры «Спасательный круг»

«Капитаны» отдают честь

«Юнги» моют пол

«Обед» кушают по трое

«Спасательный круг» вдвоем берутся за руки, а один в кругу

Распределение ролей в группе, повторение правил работы в группе

4. Остров «Фонетика»

Задание группам Сделать фонетический разбор слов

1-группа слово яхта 2-группа слово каюта

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

5.Остров «Искатель»

По толковому словарю определить значение слова

1-группа

Камбуз- корабельная кухня

Кок – повар на корабле

2-группа

Штиль – тихая погода на море

Штурман – водитель судов

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

5. Остров «Лексика»

- Какие слова называются омонимами?

-Какие слова называются синонимами?

Задание группам

В текстах найти синонимы

1-группа

Море… Я очень люблю море. Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, так как каждый день, даже каждую минуту оно разное. Таинственно, огромное, необъятное — оно волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. В один день оно тихое и спокойное, будто большое зеркало, светлое и прозрачное. Солнечные лучики, пронизывая соленую воду, достигают дна, кротко затрагивают золотистый песок и яркие сверкающие, сияющие ракушки, гладенькие камешки и зеленоватые водоросли, ловят маленьких ловких, проворных рыбок, которые стайками весело забавляются возле берега. На следующий день все вдруг изменяется.

2-группа

Налетит порывистый ветер и погонит, помчит волны к берегу. Вода становится мутно-зеленой, иногда — темно-синей, а однажды я видел даже поражающе черную. Не видно больше ни рыб, ни ракушек, ни песка: есть, только неистовые волны, которые с силой бьются в прибрежный песок. Тогда мы с родителями сидим на берегу и можем только наблюдать за силой моря. Хотя даже в такие моменты море выдается мне удивительным, необычным. Я думаю, что оно великан, с которым я могу посоревноваться, посостязаться и я бросаю в море камешки или громко кричу. Но победа всегда достается ему, морю. Оно глушит мой голос и отбрасывает мой камешек на берег. Иногда мне кажется, что я могу смотреть на море бесконечно, долго. И оно всегда радушно мне.

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

  1. Остров «Литературная страна»

Учащиеся рассказывают стихотворения о море под музыкальное сопровождение «Шум моря»

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

IV Изучение темы урока

7. «Неизведанный остров»

Учащиеся самостоятельно изучают тему «Антонимы», составляют концептуальные карты, творческие опорные схемы в виде бухты, корабля, пристани, рыбы и т.д.

Защита групповых работ

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

V Закрепление темы урока

8. Остров «Энциклопедия»

Игра «Извлеки информацию»

Найти самое интересное, удивительное о морских обитателях

9. Погружение в подводный мир (Просмотр видео-ролика «Подводный мир»

-Составьте мини-сочинение на тему «Путешествие в подводный мир», используя слова-антонимы

(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

10. Остров «Искусство»

Задание группам

-Составить аппликацию «На море»

Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

11. Необитаемый остров

Игра «Найди свой парус»

Учащимся раздаются кораблики с загадками нужно найти по отгадке свой парус

1.Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,
Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА).

2.Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА).

3.Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,
НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, -
Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ
ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,
ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ,
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ).


4.Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА).

5. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)

6(Взаимооценивание групповых работ сигнальными карточками «золотая рыбка»-отлично, «злая акула»-хорошо)

. . Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)

12. Музыкальный остров

Исполнение песни «Бескозырка» под музыкальное сопровождение

13. Сокровища пиратов

Находят клад , учащимся раздаются поощрительные призы

VI Рефлексия

«обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

(Кораблик, якорь)

- Урок у нас заканчивается. Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите красный якорь

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите синий якорь

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – желтый якорь

Домашнее задание

с.151 упр 569

Проверяет готовность к уроку

Стимулирует ребят к поднятию настроения





















Учитель задает учащимся вопросы











Учитель диктует слова



Учитель проводит игру





Дает задание





Дает задание















Дает задание





























Организует учащихся





Направляет учащихся к изучению новой темы





Организует игру





Организует поиск







Организует работу





Запускает кораблики





Организует работу





























Организует исполнение песни



Организует работу





Проводит рефлексию









Готовятся к уроку


Выбирают прилагательное, соответствующее своему настроению










Отвечают на вопросы







Учащиеся записывают под диктовку слова

Учащиеся играют в игру



Работают в группе, выполняют фонетический разбор

Проводят взаимооценивание


Работают в группе




Проводят взаимооценивание




Работают в группе, находят синонимы












Проводят взаимооценивание


Рассказывают стихотворения



Самостоятельно изучают тему урока

Проводят взаимооценивание


Находят информацию



Составляют предложения




Составляют аппликацию в группе


Находят для своего кораблика парус


















Исполняют песню



Находят клад



Прикрепляют якоря



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!