СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».
Цель: а) систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Словообразование»:повторить состав слова и разбор слова по составу , используя графическое изображение ; вспомнить словообразовательный разбор; уметь находить подбирать однокоренные слова ; отличать однокоренные слова и формы слов ; знать правило написания корней с чередующимися гласными звуками ; знать способ действия при выборе з и с на конце приставок и владеть этим способом ; условия выбора гласных после шипящих и ц ; уметь применять знания на практике.
б) развитие интереса и внимания к слову, посредством которого передаются жизненно важные , общественно значимые убеждения.
в) на примере пословиц воспитать в учащихся честность , трудолюбие взаимовыручку.
Оборудование: а) карта «Океан Знаний»;
б) сигнальные карточки;
в) перфокарты;
г) «дерево из слов».
ХОД УРОКА.
I Ог.момент
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
-Дорогие ребята ! Сегодня мы с вами путешественники. Ваш корабль несколько месяцев бороздил просторы Океана Знаний . Вы уже побывали на таких островах как «Фонетика» , «Лексика». И вот уже несколько уроков мы продолжаем с вами экскурсию по стране- острову «Словообразование» .
-Почему этот остров называется «Словообразование» ? Что изучается в «Словообразовании».
-(Это раздел науки о языке , который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования).
Столицей этого острова является город Кореньград. В центре города стоит дерево с большими корнями.
-Итак , ребята , кто скажет , почему столицей этого острова является город Кореньград?
(Корень- это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов .Он «несет» на своих плечах основное лексическое значение вех родственных слов.)
2
-Я напомню , что рядом с нашим островом пристроился остров «Безграмотландия» . Это остров хитрых и злых пиратов Единицы и Двойки. Они так и следят за теми учениками , которые ленятся и не слушают объяснения учителя , получают плохие оценки . Пираты забирают таких учеников к себе на остров , попавшим нужно будет потрудиться над теми орфограммами , которые они не усвоили.
Отплытие.(Работа с шарадами).
-Для того , чтобы отчалить нашему кораблю , мы должны отгадать шараду , когда надо не разобрать , а собрать слово.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречаем,
Вас же - в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
Составь слово , используя морфемы из других слов.
Из слова поговорить
страда
писать
читал
пели
Благополучно мы отчалили от берега , а теперь , чтобы ветер был попутный , вспомним слова , которые запомнились вам больше всего.
«Попутный ветер».(Словарный диктант)
Портфель , сантиметр , футбол , спортсмены , вокзал , рюкзаки , матч , модель , почерк , километры, хоккей , партнер , свитер , килограмм , конфета (Взаимопроверка и затем проверка работы с доской.)
(Одна ошибка -4 , две - 4 , три- 3 . выставление оценок.)
«Дерево из слов»(подобрать однокоренные слова.)
(Вода, земля)
Класс работает по вариантам в тетради . К доске по одному ученику от варианта. (Класс дополняет)
-Ребята , мне хочется подписать еще слово водитель в листочек нашего дерева . Могу ли я это сделать ?
( Нет .Это омонимичные корни и однокоренными не являются. У них разные лексические значения)
-Итак , чтобы продолжить путешествие по острову , мы должны пройти испытание на грамотность .
Правописание корней –лаг- лож- ,
-раст- -рос-.
(Работа с перфокартой)
1.Без корня и полынь не растет.
Скажи , да укажи, да в рот положи.
3.Возраст не защищает от глупости.
4.Вырасти вырос, а ума не вынес.
5.Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.
6.Где росла трава, там и еще будет.
7.Если ложь выдашь за правду, правда уйдет своей дорогой.
8.От осины яблонька не вырастет. 9.Жареное семя ростков не пустит.
.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
У | | X | X | | X | | | У | |
| X | | | X | | У | X | | х |
Мы говорим , что корень «несет» на своих плечах основное лексическое значение всех родственных слов.
А кто поможет (дедушке) Корню нести этот груз ?
(Приставка, суффикс, окончание)
(При помощи них образуются новые слова)
Словообразовательный разбор.
От каких слов и при помощи чего образовались следующие слова :
1
выучить —учить ; сосновый — сосна
-Какие орфограммы , связанные с приставкой мы изучили в разделе «Словообразование»?
(1.Гласные и согласные в приставках , кроме приставок на 3 и С. (орф№10).
Буквы 3 и С на конце приставок.(орф №11))
Правописание 3 и С в приставках.
(Работа с сигнальными карточками.)
Испортить, разгадать, растлить, сдать, вскрикнуть, бесконечный, разжимать, вздыхать, распорядок, исчезнуть .
(произнести вслух правило орф.№11)
-Вспомним ,чем отличаются однокоренные слова от форм одного же слова ?
Найти пример словоизменения . записать эти слова . доказать . что эти разные Формы одного и того же слова.
Из-за далеких рубежей Доходит к нам молва.
Сто раз в одном из падежей Ты названа, Москва.
Послушай радио -молву Минуту или две:
Москва, Москвы, Москве,
Москву, Москвою, о Москве.
Вывод : изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.
Итак , мы с вами удачно путешествуем по стране «Словообразование». Но для того , чтобы удачно покинуть его и попасть на следующий , мы должны пройти остров «Безграмотландия». Злые пираты двойки и единицы придумали трудное задание и уверены , что мы с вами его не выполним. И они нас оставят на острове.
попробуем справиться?
Конверт с заданием.
1 .управление №437 (весь класс самостоятельно)
слабым ученикам карточки.
Проверка выполнения задания.(за карточки оценки.)
Вот и подошло к концу наше пребывание на острове «Словообразование». За время путешествия мы узнали много интересного из курса русского языка по теме «Слообразование». Многие из вас, путешествуя по острову , сделали для себя открытие в этой науке. Были удачи и неудачи . Но вы все с большим увлечением путешествовали по этому острову . Впереди минуты расставания .Нас ждут новые острова в океане Знаний. И надо обязательно везде побывать , сделать для себя важные открытия .
(Комментирование оценок , кто был самым активным.
Задание на дом (стр. 182-184 упр.442))
-Итак, наш корабль готовится к отплытию в неизвестную прекрасную страну «Морфологию». На этом острове построены волшебные замки , в которых живут король , королева и их дети: принцы и принцессы . Мы не знаем , кто они? Но это и предстоит нам узнать . Итак, в путь !