СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме Словообразование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Словообразование»:повторить состав слова и разбор слова по составу , используя графическое изображение ; вспомнить словообразовательный разбор; уметь находить подбирать однокоренные слова ; отличать однокоренные слова и формы слов ; знать правило написания корней с чередующимися гласными звуками ; знать способ действия при выборе з и с на конце приставок и владеть этим способом ; условия выбора гласных после шипящих и ц ; уметь применять знания на практике.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме Словообразование»

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».


Цель: а) систематизировать и обобщить полученные знания по теме «Словообразование»:повторить состав слова и разбор слова по составу , используя графическое изображение ; вспомнить словообразовательный разбор; уметь находить подбирать однокоренные слова ; отличать однокоренные слова и формы слов ; знать правило написания корней с чередующимися гласными звуками ; знать способ действия при выборе з и с на конце приставок и владеть этим способом ; условия выбора гласных после шипящих и ц ; уметь применять знания на практике.

б) развитие интереса и внимания к слову, посредством которого передаются жизненно важные , общественно значимые убеждения.

в) на примере пословиц воспитать в учащихся честность , трудолюбие взаимовыручку.

Оборудование: а) карта «Океан Знаний»;

б) сигнальные карточки;

в) перфокарты;

г) «дерево из слов».

ХОД УРОКА.

I Ог.момент

Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя:

-Дорогие ребята ! Сегодня мы с вами путешественники. Ваш корабль несколько месяцев бороздил просторы Океана Знаний . Вы уже побывали на таких островах как «Фонетика» , «Лексика». И вот уже несколько уроков мы продолжаем с вами экскурсию по стране- острову «Словообразование» .

-Почему этот остров называется «Словообразование» ? Что изучается в «Словообразовании».

-(Это раздел науки о языке , который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования).

Столицей этого острова является город Кореньград. В центре города стоит дерево с большими корнями.

-Итак , ребята , кто скажет , почему столицей этого острова является город Кореньград?

(Корень- это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов .Он «несет» на своих плечах основное лексическое значение вех родственных слов.)



2



напомню , что рядом с нашим островом пристроился остров «Безграмотландия» . Это остров хитрых и злых пиратов Единицы и Двойки. Они так и следят за теми учениками , которые ленятся и не слушают объяснения учителя , получают плохие оценки . Пираты забирают таких учеников к себе на остров , попавшим нужно будет потрудиться над теми орфограммами , которые они не усвоили.

  1. Отплытие.(Работа с шарадами).

-Для того , чтобы отчалить нашему кораблю , мы должны отгадать шараду , когда надо не разобрать , а собрать слово.

  1. Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречаем,

Вас же - в дневнике я и в журнале.

(Оценка)

  1. Составь слово , используя морфемы из других слов.

Из слова поговорить

страда

писать

читал

пели

  • Благополучно мы отчалили от берега , а теперь , чтобы ветер был попутный , вспомним слова , которые запомнились вам больше всего.

  1. «Попутный ветер».(Словарный диктант)

Портфель , сантиметр , футбол , спортсмены , вокзал , рюкзаки , матч , модель , почерк , километры, хоккей , партнер , свитер , килограмм , конфета (Взаимопроверка и затем проверка работы с доской.)

(Одна ошибка -4 , две - 4 , три- 3 . выставление оценок.)

  • Наш корабль приближается к необычному дереву.

  • Давайте посмотрим , что это за дерево?

  1. «Дерево из слов»(подобрать однокоренные слова.)

(Вода, земля)

Класс работает по вариантам в тетради . К доске по одному ученику от варианта. (Класс дополняет)



-Ребята , мне хочется подписать еще слово водитель в листочек нашего дерева . Могу ли я это сделать ?

( Нет .Это омонимичные корни и однокоренными не являются. У них разные лексические значения)

-Итак , чтобы продолжить путешествие по острову , мы должны пройти испытание на грамотность .

Правописание корней –лаг- лож- ,

-раст- -рос-.

(Работа с перфокартой)

1.Без корня и полынь не растет.

  1. Скажи , да укажи, да в рот положи.

3.Возраст не защищает от глупости.

4.Вырасти вырос, а ума не вынес.

5.Умный надеется на свои дела, а глупый полагается на надежду.

6.Где росла трава, там и еще будет.

7.Если ложь выдашь за правду, правда уйдет своей дорогой.

8.От осины яблонька не вырастет. 9.Жареное семя ростков не пустит.

.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

У


X

X


X



У



X



X


У

X


х

  • Мы говорим , что корень «несет» на своих плечах основное лексическое значение всех родственных слов.

  • А кто поможет (дедушке) Корню нести этот груз ?

(Приставка, суффикс, окончание)

  • Дать определение этих морфем.

  • Давайте докажем , почему они значимые?

(При помощи них образуются новые слова)

  1. Словообразовательный разбор.

От каких слов и при помощи чего образовались следующие слова :

1

выучить —учить ; сосновыйсосна

-Какие орфограммы , связанные с приставкой мы изучили в разделе «Словообразование»?

(1.Гласные и согласные в приставках , кроме приставок на 3 и С. (орф№10).




  1. Буквы 3 и С на конце приставок.(орф №11))

  1. Правописание 3 и С в приставках.

(Работа с сигнальными карточками.)

Испортить, разгадать, растлить, сдать, вскрикнуть, бесконечный, разжимать, вздыхать, распорядок, исчезнуть .

(произнести вслух правило орф.№11)

-Вспомним ,чем отличаются однокоренные слова от форм одного же слова ?

  1. Найти пример словоизменения . записать эти слова . доказать . что эти разные Формы одного и того же слова.

Из-за далеких рубежей Доходит к нам молва.

Сто раз в одном из падежей Ты названа, Москва.

Послушай радио -молву Минуту или две:

Москва, Москвы, Москве,

Москву, Москвою, о Москве.

Вывод : изменение формы слова происходит путем замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.

  • Итак , мы с вами удачно путешествуем по стране «Словообразование». Но для того , чтобы удачно покинуть его и попасть на следующий , мы должны пройти остров «Безграмотландия». Злые пираты двойки и единицы придумали трудное задание и уверены , что мы с вами его не выполним. И они нас оставят на острове.

  • попробуем справиться?

  1. Конверт с заданием.


1 .управление №437 (весь класс самостоятельно)

  1. слабым ученикам карточки.

Проверка выполнения задания.(за карточки оценки.)








Вот и подошло к концу наше пребывание на острове «Словообразование». За время путешествия мы узнали много интересного из курса русского языка по теме «Слообразование». Многие из вас, путешествуя по острову , сделали для себя открытие в этой науке. Были удачи и неудачи . Но вы все с большим увлечением путешествовали по этому острову . Впереди минуты расставания .Нас ждут новые острова в океане Знаний. И надо обязательно везде побывать , сделать для себя важные открытия .

(Комментирование оценок , кто был самым активным.

Задание на дом (стр. 182-184 упр.442))

-Итак, наш корабль готовится к отплытию в неизвестную прекрасную страну «Морфологию». На этом острове построены волшебные замки , в которых живут король , королева и их дети: принцы и принцессы . Мы не знаем , кто они? Но это и предстоит нам узнать . Итак, в путь !








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!