Этапы урока | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Организационный этап | Словесная, фронтальная | Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Мы будем много рассуждать, обмениваться мнениями. Предстоит и групповая работа. Вам всем потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины. | Настраивается на работу. |
Актуализация знаний | работа в парах фронтально | Работа с кроссвордом. На уроках основ религиозных культур и светской этики мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде: 1. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества 2. Черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор 3. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей 4. Чувство признательности, оказанное за добро . Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? А каким образом они связаны между собой? Какую ответственность может нести человек за свой выбор? | В парах вспоминают понятия, отвечая на вопросы: свобода, ответственность, мораль, благодарность Свобода, ответственность Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них. |
погружение в тему урока | фронтально индивидуально | Обратите внимание, в ходе работы над кроссвордом, у нас появилось еще одно понятие, которое будет связано с темой сегодняшнего урока. Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке? Встречались ли вы с этим понятием в жизни? Когда, при каких обстоятельствах? Попробуйте дать определение понятию «долг»? В каких источниках можем уточнить понятие? Обратимся к словарям. (Словари С. И. Ожегова, В. И. Даля.) Кто хочет быть экспертом? Задача — найти толкование слова «долг». Еще одним однокоренным словом к слову «долг» является слово «долгий». Попробуйте объяснить взаимосвязь этих слов. Итак, послушаем наших экспертов. Какое определение дает нам словарь? Слово многозначное, из этого следует, что бывают разные виды долга. Как вы думаете, о каком виде долга мы говорим, рассматривая долг как взятое взаймы? Существует еще и духовный долг — долг перед вечным. Как вы думаете, о каком значении понятия «долг» мы будем больше говорить сегодня на уроке ОРКСЭ? Попробуйте определить тему урока. Действительно, сегодня речь пойдет о долге, который не измеряется деньгами, но отдавать который мы должны. А вот почему и кому должны попробуем разобраться вместе! | О моральном долге Рассуждают, приводят свои примеры Учащиеся предлагают свои варианты определения понятия В словарях, справочниках, Интернете. Поиск понятия Устанавливают взаимосвязь между понятиями “долг” и “долгий”. Получил бесплатно — в долг, отдавать возвращать долг приходиться порой долго, иногда всю жизнь. 1) обязанность перед кем-то; 2) взятое взаймы - Материальный долг. Моральный долг |
Постановка учебной задачи | индивидуально | Определите для себя в паре вопросы, на которые бы хотели получить ответы на уроке, запишите в 1-й столбик. Во втором столбике отметьте знаком «+», «-», «±», насколько вы уже знаете ответ на тот или иной вопрос. В третьем столбике знаком «!» отметьте, какой вопрос вас особенно волнует, а последний столбик мы заполним в конце урока. | Заполняют таблицу вопрос | знаю | хочу знать | узнал | что значит моральный долг | - | | | | | | | |
Изучение нового | групповая работа индивидуальная работа с маркерной доской | Посмотрите, что писал о долге великий русский писатель И. С. Тургенев: «У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». С чем сравнивал И. С. Тургенев чувство долга? Как вы понимаете эти слова? Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос, что такое моральный долг? Где мы можем найти нужную информацию? Обратимся к учебнику. Прочитайте текст в учебнике, найдите определение понятия «моральный долг», запишите на опорном листе. Какое слово или словосочетание в определении является значимым, главным? Моральный долг иначе называют моральными … Вспомнить, какие моральные обязанности есть у человека, нам поможет работа с рассказами Л. Н. Толстого. Прочитайте тексты и обсудите в группах, о какой моральной обязанности идет речь. Приложение № 1 Существуют и другие обязанности, связанные со взаимоотношениями людей, поэтому мы продолжаем нашу работу. Определите, как эти фотографии связаны с темой нашего урока. Приложение № 4 Все эти ситуации взяты из реальной жизни, а какие вы можете привести примеры выполнения морального долга из вашей жизни, жизни ваших родных, близких, знакомых? Как вы думаете, что же заставляет всех этих людей делать добро, поступать в соответствии с моральными нормами? Действительно, это так. В свое время, А. С. Пушкин писал: «Совесть -это когтистый зверь, скребущий сердце». Попробуйте объяснить эти слова, связав их с темой нашего урока. | Ученики рассуждают, объясняют. Ученики называют источники информации (учебники, пособия, Интернет, художественные тексты и др.). Моральный долг — это осознание необходимости исполнения моральных норм. Осознание (выполнение норм становится личной задачей, человек выполняет не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не просто знает, как нужно поступать в соответствии с нормами морали, а действует, совершает поступки). … обязанностями читают тексты, делают выводы на маркерной доске указывают взаимосвязь фотографий с темой урока Ученики приводят примеры выполнения морального долга. Совесть Объясняют слова поэта |
Применение нового знания | работа в парах фронтально Работа в парах | Вы, вероятно, слышали выражение «Человек долга». Когда о ком-то говорят, что он «человек долга», это большая честь, похвала. Быть человеком долга очень ценно, почетно, важно. Так что же это за человек — человек долга? Давайте попробуем составить собирательный портрет такого человека (работа с опорным листом: текст с пропусками и прилагающимися словами для вставки) Приложение № 2 Как вы считаете, человеком долга рождаются или становятся? Что же необходимо делать, чтобы быть достойным этого почетного звания? Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже? С чего же начать? Работа с пословицами в парах. Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость в коротких и емких выражениях — пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдем ответ на вопрос о том, что необходимо делать, чтобы стать человеком долга Приложение № 3 | Работают с текстами, восстанавливают текст с пропусками фраз и слов. Рассуждают. Делают вывод: нужно работать над собой собирают пословицы, объясняют смысл их, делают вывод: что нужно делать, чтобы стать человеком долга |
Рефлексия | | Подведем итог. Для этого я прочту вам четверостишие, и мы порассуждаем над ним вместе: И как бы жизнь нас ни ломала, В ней есть такое волшебство: Хороших людей вроде мало, Но все-таки их большинство! Как вы понимаете это стихотворение? Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для нас? Какие выводы вы сделали для себя? Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга? Что может произойти, если человек не следует нормам правил, не выполняет свои обязанности? Взгляните на таблицу вопросов к уроку. На все ли вопросы мы нашли ответы? В начале урока мы разгадывали кроссворд и объяснили взаимосвязь слов свобода и ответственность, а теперь попробуйте объяснить, как долг связан со свободой и ответственностью. | Добро всегда побеждает зло. Моральный долг — не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей. Можно сделать неприятно близким, произойти авария, в некоторых случаях, можно нарушить закон и т.д. Да Устанавливают взаимосвязь |
Домашнее задание | фронтально | Написать сочинение-миниатюру по одной из пословиц, с которыми мы работали на уроке. Подтвердите примерами жизни, | Записывают домашнее задание |