СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-м классе "Моральный долг"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку.

Когда человек позволяет себе переступить грань дозволенного? Может быть тогда, когда человек забывает о моральном долге?

Моральное, добродетельное поведение не­возможно без понимания человеком своего долга. Долг — это осознание человеком не­обходимости исполнения моральных норм. В моральном долге внешние культурные нормы превращаются в личную задачу каж­дого человека. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Долг тесно свя­зан со свободой и ответственностью. Через понимание и осознание своего долга человек свободно и добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и дру­гим. Поэтому моральный долг иногда назы­вают моральными обязанностями. Какие же моральные обязанности есть у человека?

Обязанность исполнять установленные в обществе моральные нормы. Так, доброде­тельный человек исполняет норму «не лги» не потому, что он боится наказания, а пото­му, что убеждён: говорить правду — его долг. Добродетельный человек помогает дру­гому не в расчете на награду или благодар­ность, а потому, что чувствует себя обязан­ным поступать именно так.

Обязанность уважать других людей и их права. Каждый человек имеет право свобод­но выражать своё мнение. И другие люди должны уважать это право. Однако это не означает, что нужно всегда соглашаться с мнениями других. У каждого человека есть свои убеждения, мнение. И нельзя преследо­вать, унижать, осуждать или оскорблять человека, а тем более принуждать его отка­заться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими. Исключением являются только те права, которые все должны уважать. Если эти убеждения не противоречат правам других людей, то никто не может препятство­вать человеку в осуществлении его прав.

Кроме того, есть много обязанностей, ко­торые люди добровольно принимают на себя. Так, давая обещание что-то сделать, человек берёт на себя обязанность сдержать его. Если обещание было дано свободно, т. е. без при­нуждения или обмана, то его необходимо выполнить.

К моральным обязанностям человека отно­сится бескорыстная помощь другим людям. Раньше шла речь о моральной ответственнос­ти как заботе о других. Бескорыстно помо­гать другим людям, когда они в этом нужда­ются, — моральный долг человека.

Моральной обязанностью является и бла­годарность. Когда один человек оказывает помощь другому в соответствии со своим мо­ральным долгом, не рассчитывая на матери­альную благодарность, то можно поблагода­рить его, сказав «спасибо», и быть готовым помочь ему, когда это понадобится.

Есть ещё много других обязанностей, свя­занных с взаимоотношениями людей. Есть родительский долг — заботиться о детях. Есть долг заботиться о больных и стариках. Есть профессиональный долг, который свя­зан с выполнением обязанностей по работе. Есть патриотический долг, который выража­ется в защите своей Родины, в заботе о её процветании.

Самое главное в моральном долге — это не слепое выполнение существующих в общест­ве норм и требований, а сознательное и доб­ровольное следование им.

Просмотр содержимого документа
«03 аннотация к уроку»

Аннотация к уроку.

Когда человек позволяет себе переступить грань дозволенного? Может быть тогда, когда человек забывает о моральном долге?

Моральное, добродетельное поведение не­возможно без понимания человеком своего долга. Долг — это осознание человеком не­обходимости исполнения моральных норм. В моральном долге внешние культурные нормы превращаются в личную задачу каж­дого человека. Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений. Долг тесно свя­зан со свободой и ответственностью. Через понимание и осознание своего долга человек свободно и добровольно принимает на себя обязательства по отношению к себе и дру­гим. Поэтому моральный долг иногда назы­вают моральными обязанностями. Какие же моральные обязанности есть у человека?

Обязанность исполнять установленные в обществе моральные нормы. Так, доброде­тельный человек исполняет норму «не лги» не потому, что он боится наказания, а пото­му, что убеждён: говорить правду — его долг. Добродетельный человек помогает дру­гому не в расчете на награду или благодар­ность, а потому, что чувствует себя обязан­ным поступать именно так.

Обязанность уважать других людей и их права. Каждый человек имеет право свобод­но выражать своё мнение. И другие люди должны уважать это право. Однако это не означает, что нужно всегда соглашаться с мнениями других. У каждого человека есть свои убеждения, мнение. И нельзя преследо­вать, унижать, осуждать или оскорблять человека, а тем более принуждать его отка­заться от своих убеждений, если они не совпадают с вашими. Исключением являются только те права, которые все должны уважать. Если эти убеждения не противоречат правам других людей, то никто не может препятство­вать человеку в осуществлении его прав.

Кроме того, есть много обязанностей, ко­торые люди добровольно принимают на себя. Так, давая обещание что-то сделать, человек берёт на себя обязанность сдержать его. Если обещание было дано свободно, т. е. без при­нуждения или обмана, то его необходимо выполнить.

К моральным обязанностям человека отно­сится бескорыстная помощь другим людям. Раньше шла речь о моральной ответственнос­ти как заботе о других. Бескорыстно помо­гать другим людям, когда они в этом нужда­ются, — моральный долг человека.

Моральной обязанностью является и бла­годарность. Когда один человек оказывает помощь другому в соответствии со своим мо­ральным долгом, не рассчитывая на матери­альную благодарность, то можно поблагода­рить его, сказав «спасибо», и быть готовым помочь ему, когда это понадобится.

Есть ещё много других обязанностей, свя­занных с взаимоотношениями людей. Есть родительский долг — заботиться о детях. Есть долг заботиться о больных и стариках. Есть профессиональный долг, который свя­зан с выполнением обязанностей по работе. Есть патриотический долг, который выража­ется в защите своей Родины, в заботе о её процветании.

Самое главное в моральном долге — это не слепое выполнение существующих в общест­ве норм и требований, а сознательное и доб­ровольное следование им.


Просмотр содержимого документа
«04 Урок учебного курса <Основы религиозных культур и светской этики> (ОРКСЭ) в 4-м классе»


Урок учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4-м классе


Сведения об авторах

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Зарипова Ольга Михайловна Кировградский ГО

МАОУ СОШ № 17 учитель начальных классов






Общая информация

Модуль

«Основы светской этики»

Тема урока

“Моральный долг”

Тип урока

комбинированный

Форма урока

урок открытия нового

Цель



Задачи

создать условия для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.


· организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «моральный долг», «моральная обязанность»;

· содействовать развитию у учащихся умения определять свое отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки с точки зрения морали, осуществлять моральный выбор;

· способствовать формированию у учащихся умения поступать согласно чувству долга и совести и правовых норм, связанных с моральным выбором.

Планируемые результаты

Планируемые образовательные результаты учащихся

1. Личностные. Учащиеся осознают моральный долг как обязательную составляющую жизни в правовом обществе.

2. Метапредметные:

· личностные. Учащиеся обогатили опыт отношения к себе в ситуациях морального выбора;

· регулятивные. Учащиеся развивают в себе навыки самоорганизации; умение контролировать себя в процессе учебной деятельности;

· познавательные. Учащиеся потренировались в умении работать с несколькими источниками информации;

· коммуникативные. Учащиеся уверенно работают в группах; выражают свою познавательную позицию; формулируют вопросы к педагогу и друг к другу;

3. Предметные. Учащиеся усвоили понятие «моральный долг»; установили связь этого понятия с другими категориями этики и правовыми нормами; получили представление о мере обращения к этому понятию писателей-классиков.


Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран

Дидактическое обеспечение

карточки с текстами рассказов Л. Н. Толстого «Муравей и голубка», «Маслина и камыш», «Бабушка и внучка», «Правда дороже всего»; карточки с пословицами.




Этапы урока

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный этап

Словесная, фронтальная

Сегодня на уроке мы сделаем еще один шаг в познании законов жизни человеческого общества. Мы будем много рассуждать, обмениваться мнениями. Предстоит и групповая работа. Вам всем потребуется внимание, активность, взаимопомощь и, конечно, хорошее настроение. Отправляемся в путь, в трудную дорогу познания истины.

Настраивается на работу.

Актуализация знаний

работа в парах

















фронтально






Работа с кроссвордом.

На уроках основ религиозных культур и светской этики мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде:

1. Способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества

2. Черта характера личности, ее действий, которая говорит о том, что человек отвечает за свой собственный свободный выбор

3. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей

4. Чувство признательности, оказанное за добро .


Какие понятия связаны с темой предыдущего урока?


А каким образом они связаны между собой?

Какую ответственность может нести человек за свой выбор?



В парах вспоминают понятия, отвечая на вопросы:

свобода, ответственность, мораль, благодарность











Свобода, ответственность



Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них.


погружение в тему урока

фронтально













индивидуально

Обратите внимание, в ходе работы над кроссвордом, у нас появилось еще одно понятие, которое будет связано с темой сегодняшнего урока. Итак, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

Встречались ли вы с этим понятием в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?

Попробуйте дать определение понятию «долг»?

В каких источниках можем уточнить понятие?

Обратимся к словарям. (Словари С. И. Ожегова, В. И. Даля.) Кто хочет быть экспертом? Задача — найти толкование слова «долг».


Еще одним однокоренным словом к слову «долг» является слово «долгий». Попробуйте объяснить взаимосвязь этих слов.


Итак, послушаем наших экспертов. Какое определение дает нам словарь?

Слово многозначное, из этого следует, что бывают разные виды долга. Как вы думаете, о каком виде долга мы говорим, рассматривая долг как взятое взаймы?

Существует еще и духовный долг — долг перед вечным.

Как вы думаете, о каком значении понятия «долг» мы будем больше говорить сегодня на уроке ОРКСЭ? Попробуйте определить тему урока.

Действительно, сегодня речь пойдет о долге, который не измеряется деньгами, но отдавать который мы должны. А вот почему и кому должны попробуем разобраться вместе!

О моральном долге







Рассуждают, приводят свои примеры


Учащиеся предлагают свои варианты определения понятия

В словарях, справочниках, Интернете.


Поиск понятия





Устанавливают взаимосвязь между понятиями “долг” и “долгий”. Получил бесплатно — в долг, отдавать возвращать долг приходиться порой долго, иногда всю жизнь.


1) обязанность перед кем-то; 2) взятое взаймы - Материальный долг.


Моральный долг

Постановка учебной задачи

индивидуально

Определите для себя в паре вопросы, на которые бы хотели получить ответы на уроке, запишите в 1-й столбик. Во втором столбике отметьте знаком «+», «-», «±», насколько вы уже знаете ответ на тот или иной вопрос. В третьем столбике знаком «!» отметьте, какой вопрос вас особенно волнует, а последний столбик мы заполним в конце урока.



Заполняют таблицу


вопрос

знаю

хочу знать

узнал

что значит моральный долг

-








Изучение нового































групповая работа


индивидуальная работа с маркерной доской

Посмотрите, что писал о долге великий русский писатель И. С. Тургенев: «У нас у всех один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». С чем сравнивал И. С. Тургенев чувство долга? Как вы понимаете эти слова?

Итак, сегодня нам предстоит найти ответ на вопрос, что такое моральный долг? Где мы можем найти нужную информацию?



Обратимся к учебнику. Прочитайте текст в учебнике, найдите определение понятия «моральный долг», запишите на опорном листе.


Какое слово или словосочетание в определении является значимым, главным?








Моральный долг иначе называют моральными …


Вспомнить, какие моральные обязанности есть у человека, нам поможет работа с рассказами Л. Н. Толстого.


Прочитайте тексты и обсудите в группах, о какой моральной обязанности идет речь.

Приложение № 1


Существуют и другие обязанности, связанные со взаимоотношениями людей, поэтому мы продолжаем нашу работу. Определите, как эти фотографии связаны с темой нашего урока. Приложение № 4


Все эти ситуации взяты из реальной жизни, а какие вы можете привести примеры выполнения морального долга из вашей жизни, жизни ваших родных, близких, знакомых?


Как вы думаете, что же заставляет всех этих людей делать добро, поступать в соответствии с моральными нормами?


Действительно, это так. В свое время, А. С. Пушкин писал: «Совесть -это когтистый зверь, скребущий сердце». Попробуйте объяснить эти слова, связав их с темой нашего урока.

Ученики рассуждают, объясняют.






Ученики называют источники информации (учебники, пособия, Интернет, художественные тексты и др.).


Моральный долг — это осознание необходимости исполнения моральных норм.


Осознание (выполнение норм становится личной задачей, человек выполняет не по принуждению, а на основе своих убеждений), необходимость исполнения (человек не просто знает, как нужно поступать в соответствии с нормами морали, а действует, совершает поступки).


… обязанностями





читают тексты, делают выводы




на маркерной доске указывают взаимосвязь фотографий с темой урока




Ученики приводят примеры выполнения морального долга.






Совесть


Объясняют слова поэта

Применение нового знания

работа в парах









фронтально





Работа в парах

Вы, вероятно, слышали выражение «Человек долга». Когда о ком-то говорят, что он «человек долга», это большая честь, похвала. Быть человеком долга очень ценно, почетно, важно. Так что же это за человек — человек долга? Давайте попробуем составить собирательный портрет такого человека (работа с опорным листом: текст с пропусками и прилагающимися словами для вставки) Приложение № 2

Как вы считаете, человеком долга рождаются или становятся?

Что же необходимо делать, чтобы быть достойным этого почетного звания?


Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже? С чего же начать?


Работа с пословицами в парах.

Народ передавал из поколения в поколение свою мудрость в коротких и емких выражениях — пословицах. Собрав пословицы, и объяснив их, мы найдем ответ на вопрос о том, что необходимо делать, чтобы стать человеком долга Приложение № 3

Работают с текстами, восстанавливают текст с пропусками фраз и слов.









Рассуждают. Делают вывод: нужно работать над собой






собирают пословицы, объясняют смысл их, делают вывод: что нужно делать, чтобы стать человеком долга

Рефлексия


Подведем итог. Для этого я прочту вам четверостишие, и мы порассуждаем над ним вместе:

И как бы жизнь нас ни ломала,

В ней есть такое волшебство:

Хороших людей вроде мало,

Но все-таки их большинство!

Как вы понимаете это стихотворение?


Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для нас? Какие выводы вы сделали для себя? Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?


Что может произойти, если человек не следует нормам правил, не выполняет свои обязанности?


Взгляните на таблицу вопросов к уроку. На все ли вопросы мы нашли ответы?


В начале урока мы разгадывали кроссворд и объяснили взаимосвязь слов свобода и ответственность, а теперь попробуйте объяснить, как долг связан со свободой и ответственностью.









Добро всегда побеждает зло.


Моральный долг — не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей.


Можно сделать неприятно близким, произойти авария, в некоторых случаях, можно нарушить закон и т.д.

Да



Устанавливают взаимосвязь

Домашнее задание

фронтально

Написать сочинение-миниатюру по одной из пословиц, с которыми мы работали на уроке. Подтвердите примерами жизни,

Записывают домашнее задание


Просмотр содержимого документа
«05 Приложение № 1 тексты»


Опорные тексты

Выводы учащихся

«Муравей и голубка»

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Бескорыстная помощь людям, благодарность за помощь.

Ученики: Бескорыстно помогать другим людям — моральный долг человека.

Учитель: Расскажите, как вы умеете благодарить

«Правда всего дороже»

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришел и спросил: — Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: — Я. Отец сказал: — Спасибо, что правду сказал.

Выполнение моральных норм.

Учитель: Добродетельный человек исполняет норму «не лги» не потому, что боится наказания, а потому, что убежден: говорить правду — его долг.

Учитель: Какие еще моральные нормы вы знаете?

«Маслина и камыш»

Маслина и камыш заспорили о том, кто крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнется. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался — уцелел. Маслина напружилась сучьями против ветра — и сломилась.

Уважение других людей, их прав.

Ученики: Каждый человек имеет право выражать свое мнение, но при этом он не должен унижать, оскорблять, насмехаться над другими людьми.

«Бабушка и внучка»

Внучка была мала и все спала, а бабушка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме. А после стала бабушка стара и легла на печку и все спала. А внучка сама пекла, мыла, шила и убиралась в доме.

Забота о родителях, стариках, больных людях.

Ученики: родители учат нас заботиться о старших; мы это еще не совсем понимаем.


Просмотр содержимого презентации
«09 работа с иллюстрациями»

Моральный долг работа с иллюстрациями

Моральный долг

работа с иллюстрациями

Определите, какие эпизоды отражены в иллюстрациях и фотографиях; Как вы думаете, почему именно эти эпизоды изображены в фотогалерее? Дайте название нашей галерее. (Название ставим в начало презентации)
  • Определите, какие эпизоды отражены в иллюстрациях и фотографиях;
  • Как вы думаете, почему именно эти эпизоды изображены в фотогалерее?
  • Дайте название нашей галерее. (Название ставим в начало презентации)
Какие вы можете привести примеры выполнения морального долга из вашей жизни, жизни ваших родных, близких, знакомых?

Какие вы можете привести примеры выполнения морального долга из вашей жизни, жизни ваших родных, близких, знакомых?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!